ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ Н.В. ПЛЕВИЦКОЙ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Печать PDF
4 ноября 2009 г. в селе Винниково Курского района Курской области был торжественно открыт музей Н.В. Плевицкой.
Она уроженка этого села, здесь прошло ее босоногое детство, в котором, пожалуй, самым примечательным было ее участие в сельских праздниках и пение песен вместе с сельчанами.
 
Была, конечно, и работа по дому (пастьба гусей) и на поле… И все это в сопровождении песен особенных, оригинальных, характерных только для этого самобытного села Винниково…

Недаром, встретившись в США с Надеждой Плевицкой, композитор С.В. Рахманинов, восхищенный ее пением народных песен, записал и аранжировал винниковскую песню «Белолицы, румяницы, вы мои…».

Открытию музея предшествовал длительный период поисков, а также создание школьного музея, где под руководством Л.С. Евдокимовой, педагога этой школы, был и создан музей о ней, о Дежке (Надежде) Винниковой. Но, конечно, школьный музей- это всего лишь школьный…

Когда имя певицы наконец-то стало поминаться не всуе, а по настоящему, с признанием ее, как одной из выдающихся певиц, основоположниц русской эстрады начала XX в., когда было уже проведено в Курске несколько фестивалей народной песни, возникла мысль о создании настоящего музея Надежды Плевицкой, «соловья» и «жаворонка» русской песни на ее родине.

А уж когда ее курский земляк - скульптор Вячеслав Михайлович Клыков создал памятник певице и установил его во дворе школы, среди голубых елочек, то стало понятно, что надо иметь на этой земле и музей, посвященной Надежде Васильевне. И, слава Богу, Администрация области, Комитет по культуре решились на этот подвиг. Пустовало здание сельского детского сада. А почему бы в нем, полуразрушенном, и не организовать экспозицию?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Музей создавали не мифические личности, не фантомы какие-то, а вполне конкретные люди, опытные музейные работники из Курского краеведческого музея - Ирина Викторовна Лоташова, Виктор Исаевич Склярук и художник Алексей Александрович Тимков.

Они, конечно, знали о Дежке Винниковой как о талантливой исполнительнице народных песен, о том, что ей симпатизировали Л. Собинов и Ф. Шаляпин, государь император Николай II. Но все эти сведения были на уровне популярной литературы.

Когда же они окунулись в заботы по созданию музея, то поняли, что они знают явно недостаточно, чтобы создать по экспозиции правдивый, выверенный и точный портрет певицы.

Вот с этого момента и началась колоссальная работа. Надо было изучить о певице всю литературу, всю прессу, все даже мелкие сообщения в газетах и журналах. И не только изучить, но и по правде понять жизнь и деятельность певицы. Ведь жизнь ее была настолько сложной, изобиловала крутыми поворотами, зачастую вопреки ее желаниям.

И надо сказать, что коллектив, создававший музей, справился с этой задачей успешно.

А ведь было над чем задуматься. Историография Н.В. Плевицкой достаточна обширна и весьма разнолика. Ее можно условно разделить на российский дореволюционный период, зарубежный и постсоветский.

Пожалуй, Надежда Васильевна была искренней в своих книгах «Дежкин карагод» и «Мой путь с песней», вышедших за границей в 1925 и 1930 гг. Разве что чуть лукавила, когда писала: «У моего отца было семь десятин пахоты. На семью в семь человек – это немного, но родители мои были хозяева крепкие и при хорошем урожае и у нас были достатки. Бывало, зайдешь в амбар: закрома полны, пшено, крупы, на балках висят копченые гуси, окорока, в бочках солонина и сало. А в погребе – кадки капусты, огурцов, яблок, груш. Спокойна душа хозяйская… Было и у нас изобилие».

Но все это лукавство от любви к родине, своим близким, матушке своей - Акулине Фроловне, которую горячо любила.

В 1970 и 1974 гг. в Советском Союзе вышли в свет книги И.В. Нестьева «Звезда русской эстрады», в которых Н.В. Плевицкой была посвящена значительная часть в каждой из них. Автор, хотя и многое не рассказал, но был объективен.

К сожалению, в 90- е гг. XX и в начале XXI в. появилось множество откровенных поделок. Н.В. Плевицкую представляют в виде шпионки и супершпионки. Нет, не была Надежда Васильевна ни супершпионкой, ни русской Мата Хари. Она любила своего Коленьку (Скоблина), родину, а потому и помогала Н. Скоблину как могла, и не более того. Она была прежде всего певицей, не разбиралась в политических хитросплетения и уж совсем не собирала (и не передавала) никаких сведений советской разведке, ибо Н.В. Скоблин в это ее не посвящал.

Перед творческой группой по созданию музея, естественно, встал вопрос о концепции музейной экспозиции. Ирина Лоташова писала: «Когда перед сотрудниками областного краеведческого музея был поставлен вопрос о создании музея Плевицкой в ее родном селе, смысл концепции был ясен - показать истоки таланта певицы, ее непрерывную связь с Курской землей на пике славы, тоску по родным местам в эмиграции, заставившую сделать роковой шаг и приведшую к гибели… Творческой группой идейная основа экспозиции была интерпретирована в сценарий, а художник реализовал его в пластических формах дизайна».

Хочется добавить к этим словам и то, что все-таки концепция вызревала постепенно, по мере знакомства с публикациями, после раздумий.
Вот почему в экспозиции музея посетители не увидят никакой супершпионки. И это верно!
Экспозиция начинается с истории ее родного села Винникова, в котором в XVIII - XIX вв. жили в основном однодворцы Винниковы да Евдокимовы. Это уж позднее в селе появились и другие фамилии. На фоне современных картин природы можно видеть колоритные памятники этнографии: предметы быта и орудия труда крестьян, костюмы, народные музыкальные инструменты. Здесь же открытки с изображением занятий крестьян и «Курских типов» художницы Зинаиды Серебряковой, писавшей своих героев с натуры. Художник А.П. Валевахин запечатлел на века хатку семьи Винниковых в 1910 г.

Воссозданию атмосферы народной жизни благоприятствует музыкальное сопровождение, исполняемое курским фольклорным ансамблем «Веретенце».

Вторая композиция условно названа «Большой мир». Она рассказывает посетителю как отроковица Дежка встретилась с крестным ходом в Коренной Пустыни, с городом Курском, Троицким женским монастырем, с народным театром Заикина, куда она сбежала из монастыря. Сохранилась фотография труппы этого заведения, где Дежка Винникова запечатлена в кокошнике.

Как известно, «большой мир» увлек ее на сцену, которой она отдала фактически всю жизнь. В этой части экспозиции ярко показаны как уроки певческого мастерства, так и работа в киевском хоре Липкина. Встреча в 1909 г. с Л.В. Собиновым в Нижнем Новгороде круто повернула ее судьбу. Это он помог ей взлететь на музыкальный Олимп.

Среди экспонатов – фотографии, почтовые карточки, объявления, типологические предметы. Сопровождает осмотр экспозиции пение Надежды Васильевны, в то время уже Плевицкой.

Второй зал поделен на две части, где показана ее жизнь до эмиграции и после.

В первой рассказывается о настоящей гастрольной жизни певицы: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Курск, Крым, Кавказ, Сибирь. Она любила выступать в Курске.

В экспозиции представлена рекламная продукция, пластинки, заметки с восторженными отзывами, портреты лиц, с которыми она встречалась.

Творческая группа ввела в экспозицию и страничку развития музыкально-певческого искусства в Курском крае. Несомненно, главной фигурой этого уголка музея стал выдающийся музыкальный просветитель, композитор Аркадий Михайлович Абаза. В своих музыкальных классах он подготовил более 1,5 тысяч профессиональных певцов и музыкантов! Развивали музыкальную культуру в Курске и такие интересные композиторы как П.А. Щуровский и Н.М. Офросимов. Многое сделали для развития музыки и купцы – братья С.А. и Н.А. Красильниковы.

В этой части также показан дом-терем Н.В. Плевицкой (акварель Г.А. Каминского). Она построила его в Винникове, хотя ей предлагали участки и под Питером, и под Москвой, и в Крыму, и на Кавказе. От дома, разрушенного в годы войны, сохранились фрагменты бревен, кирпичей, камень брусчатки.

Творческая группа не обошла вниманием и ее благородный поступок. Во время Первой мировой войны она стала сестрой милосердия. В журнале «Солнце России» за 1915 г. была найдена фотография Плевицкой, что, несомненно, украсило экспозицию, придала ей большую достоверность.

Завершает экспозицию композиция «Почему эмиграция…».

Авторы объясняют причины ухода ее с Белой армией не только аполитичностью Надежды Васильевны, но и тем, что она встретила свою последнюю любовь – Николая Владимировича Скоблина, генерала Белой армии. В экспозиции «Жизнь в эмиграции» представлена карта Европы и Америки, на которой отмечены города, где бывала певица, где она выступала с концертами.

Во время ее турне 1924 г. по США, С.В. Рахманинов, записав в исполнении Н.В. Плевицкой винниковскую народную песню «Белолицы, румяницы вы мои», за свои деньги выпустил небольшим тиражом пластинку в фирме «Виктор». Запись  песни слышат посетители музея.
В центре композиции «Тоска по Родине» - икона Знамение Божией Матери. Образ Богоматери сопровождал певицу в течение всей жизни.

Расписка о сотрудничестве с ОГПУ данная ею и Н.В. Скоблиным – единственная возможность вернуться в родное Винниково. В экспозиции – копии расписок.

Обвинение Плевицой в пособничестве мужу в похищении генерала Е.К. Миллера, руководителя РОВСа, суд над нею - раскрывает экспозиция, в которой представлен ряд фотографий.

В финале экспозиции большая, почти в рост, фотография великой певицы с надписью «На память». Звучит песня «Замело тебя снегом Россия», своеобразный гимн Белой эмиграции.

В 1996 г. одной из малых планет было присвоено имя Надежды Васильевны. Это знак уважения не только  перед творчеством певицы, но и ее любви к своей малой Родине – селу Винниково, где она родилась и куда стремилась, находясь в эмиграции.

Музей, несмотря на то, что в нем отсутствуют вещи, которые принадлежали самой певице, вызывает впечатление документальности и цельности.

Коллектив подошел к строительству экспозиции по–настоящему творчески, с любовью к Плевицкой, и это ощущаешь с первой минуты общения с музеем. Когда завершается экскурсия по музею, то не хочется уходить из него.