«Православное духовенство русского города XVIII века: генеалогия священно-церковнослужителей Твери»

Печать PDF
10 февраля 2010 года на очередном заседании Секции личных фондов и документальных коллекций Российского общества историков-архивистов (РОИА) состоялось обсуждение книги А.В. Матисона «Православное духовенство русского города XVIII века: генеалогия священно-церковнослужителей Твери».

Открывая заседание, председатель секции З.П. Иноземцева подчеркнула, что труд А.В. Матисона, посвященный исследованию генеалогии духовенства Твери, представляет серьезный вклад в развитие отечественной историографии. В научный оборот введены неизученные пласты архивной информации, впервые осуществлен комплексный подход к исследованию духовенства как сословия в региональном разрезе. Труд А.В. Матисона, члена секции личных фондов и документальных коллекций РОИА, сотрудника Центрального архива общественно-политической истории Москвы с интересом встречен в кругах историков, генеалогов, всех, кто интересуется историей Русской Православной Церкви и генеалогией духовенства.

А.В.Матисон, характеризуя свой труд, сообщил, что рассмотрение истории духовного сословия в XVIII столетии нашло отражение во всех общих работах по истории Русской Православной Церкви, в исследованиях по истории Русской Православной Церкви в синодальный период в целом и в XVIII в., в частности, в сочинениях по социальной истории.

Появлялись отдельные труды, посвященные исключительно изучению священно-церковнослужителей, и здесь, в первую очередь, можно назвать сочинение профессора Казанской духовной академии П.В. Знаменского, а также монографию американского исследователя Г. Фриза.

К сожалению, в историографии сложилась тенденция при описании священно-церковнослужителей XVIII столетия, а равно и других периодов, рассматривать белое духовенство, как правило, в целом, практически не разделяя его на столичное и провинциальное, городское и сельское, на духовенство небольших уездных городов и духовенство кафедральных центров. Подобная практика является в корне неверной и ее можно сопоставить с тем, как если бы исследователи подходили с одинаковыми оценками к придворной аристократии и провинциальному служилому дворянству, столичному первогильдейскому купечеству и мелкому купечеству уездных городов.

Изучение православного духовенства носило преимущественно общий фрагментарный характер, основываясь преимущественно на законодательных и статистических источниках, сопровождаясь отдельными примерами из истории духовенства самых разных населенных пунктов. Ни в одной из работ не предпринималась попытка комплексного исследования генеалогии священно-церковнослужителей тех или иных регионов России.

Вместе с тем, подобное изучение родословия представителей других сословий давно уже стало основанием для рассмотрения различных аспектов сословной и социальной истории России. Одним из наиболее известных примеров подобных исследований являются работы А.И. Аксенова, посвященные изучению генеалогии купечества Москвы и Московской губернии в XVIII в. Автором была разработана методика комплексного генеалогического исследования, главная цель которого состоит в том, чтобы «путем сравнительного генеалогического анализа многих родов выявить условия и закономерности формирования и развития определенных социальных групп».

Исходя из названных выше проблем, главной целью монографии являлось максимально полное исследование истории белого духовенства Твери в период становления и развития синодальной системы в России (т.е. с 1720-х гг. до конца XVIII в.) на основе изучения генеалогии городских священно-церковнослужителей.

Надо особо подчеркнуть, что при этом анализ генеалогии являлся отнюдь не самоцелью, как во многих работах, посвященных реконструкции родословия тех или иных фамилий, а лишь средством для изучения духовенства Твери.

К числу основных задач исследования относилось рассмотрение происхождения и сословных связей тверского духовенства, получения духовного образования, прохождения приходской службы, матримониальных связей и наследования священно-церковнослужительских должностей, демографических процессов в среде духовенства.

Основой исследования стали массовые источники церковного и светского происхождения. В их числе: ревизские сказки, клировые и исповедные ведомости, метрические книги, делопроизводственные материалы духовной консистории.

Хронологический период, рассматриваемый в работе, представляет чрезвычайно важный этап в истории российского духовенства, так как он совпадает с учреждением, становлением и развитием синодальной системы в стране. Его начальный этап характеризуется введением новых правил прохождения приходской службы, установлением штатов и системы духовных учебных заведений, а заключительный этап связан с окончательным оформлением духовного сословия.

В монографии в той или иной мере рассматривается судьба около 500 клириков, состоявших на службе в Твери в 1720-е – 1790-е гг., а также многих их родственников, не занимавшие приходские должности в городе. Несмотря на то, что число клириков и членов их семей оказалось весьма значительно, в ходе изучения тверских священно-церковнослужителей XVIII в. применялся метод последовательного прослеживания генеалогии каждого из родов городского духовенства, а уже на основе сопоставления данных формулировались общие выводы.

В работе приводится обзор источников изучения генеалогии и рассматривается методика реконструкции родословных тверского духовенства. Отдельные главы посвящены истории городского духовенства в период учреждения и в период становления и развития синодальной системы. Здесь анализируется состав храмов Твери, численность священно-церковнослужителей, социальный состав и сословные связи духовенства, наследственная служба при городских храмах, особенности определения на священно-церковнослужительские должности, получения духовного образования и другие аспекты. В последней главе исследуются матримониальные связи и демографические процессы в среде духовенства Твери.

В первом приложении к монографии помещены росписи 16 родов городского духовенства, чьи представители состояли на действительной службе на протяжении всего рассматриваемого периода. Во втором приложении рассматриваются личные имена и фамильные прозвания духовенства Твери в XVIII столетии.

В ходе обсуждения труда А.В. Матисона выступили Н.С. Зелов (ГАРФ), И.А. Гузеева (Историческая библиотека), А.Н. Казакевич (Главархив Москвы), С.Н. Романова, Т.И. Волобуева (Фонд «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви»), В.В. Никанорова (ЦАОПИМ).

И.А. Гузеева сообщила о массовом интересе читателей к вопросам генеалогии, которыми интересуется практически каждый второй читатель Исторической библиотеки. А.Н. Казакевич (Главархив Москвы), высказал оригинальный взгляд на генеалогию, которая все более используется в научных исследованиях как специфический метод познания исторического прошлого, поиска и возрождения утраченных традиций (метод, который по существу имеет в основе Священное Писание).

В дискуссиях были затронуты актуальные вопросы регионального метода исследования генеалогии сословий, состояния источниковой базы генеалогических исследований. Участники заседания выразили сожаление, что в Государственном архиве Тверской области и ряде других государственных архивов, где метрические книги микрофильмировались, не все они выдаются по причине плохого состояния. Не выдаются и микрофильмы на них, что осложняет использование этого ценного исторического источника.