Выбор читателей:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

News image

А. В. Антощенко, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Aleksandr V. Antoshchenko, Petrozavodsk ...

«МЕДИА- И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕСТВАХ ЗНАНИЯ». МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЮНЕСКО В МОСКВЕ 24-288 ИЮНЯ 2012 г.

Печать PDF



24-28 июня 2012 г. в Москве состоялась Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», основной целью которой стало повышение осознания важности, масштаба и остроты проблем продвижения медиа- и информационной грамотности на политическом уровне, в сферах образования, СМИ, информации и коммуникации, а также среди широкой общественности.

Организаторами конференции выступили:

Министерство культуры Российской Федерации,

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО,

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» и Секретариат ЮНЕСКО,

Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА),

Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании,

Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,

Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.

Конференция проводилась в рамках председательства России в Межправительственном совете Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и стала вкладом России в реализацию Стратегического плана этой Программы. Она обеспечила уникальные возможности для выявления приоритетных проблемных областей, определения политических и профессиональных стратегий в сфере продвижения медиа- и информационной грамотности, выявления и распространения передового опыта в этой области, а также для укрепления международного сотрудничества. В частности, обсуждались следующие темы:

Концепция медиа- и информационной грамотности в обществах знания,

Оценка уровня развития компетенций медиа- и информационной грамотности на национальном уровне,

Разработка индикаторов медиа и информационной грамотности,

Стратегия развития медиа- и информационной грамотности как неотъемлемого условия построения обществ знания; возможности применения и продвижения,

Наращивание потенциала, инструменты и средства продвижения медиа- и информационной грамотности,

Медиа- и информационная грамотность в подготовке специалистов и непрерывном профессиональном образовании,

Интеграция в образовательные системы, роли и ответственность действующих сторон, национальная и институциональная адаптация инструментов и средств, обмен знаниями и опытом,

Медиа- и информационная грамотность для социально маргинализованных групп населения (молодежь, пожилые люди, лица с ограниченными возможностями, женщины).

Медиа- и информационная грамотность имеет чрезвычайно важное значение для решения стратегических задач ЮНЕСКО по построению инклюзивных обществ знания. В этой связи проведение конференции также стало существенным вкладом в укрепление и дальнейшее развитие Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», которая была учреждена, прежде всего, для оказания помощи всем государствам-членам ЮНЕСКО в построении плюралистического инклюзивного информационного общества.

В работе конференции участвовали порядка 130 экспертов, представлявших 40 стран мира и все континенты, в том числе Австралию, Азербайджан, Аргентину, Бангладеш, Беларусь, Бразилию, Великобританию, Венгрию, Германию, Египет, Замбию, Израиль, Индию, Ирак, Италию, Кабо-Верде, Казахстан, Канаду, Катар, Китай, Кыргызстан, Латвию, Ливан, Литву, Малайзию, Мексику, Молдову, Нидерланды, Норвегию, Польшу, Россию, Сербию, Соединенные Штаты Америки, Судан, Турцию, Украину, Филиппины, Финляндию, Францию, Хорватию.

В обсуждении различных проблем медиа- и информационной грамотности и деятельности по ее продвижению во всем мире приняли участие руководители, представители и эксперты ведущих специализированных международных правительственных и неправительственных организаций; международные эксперты в области политики построения обществ знания; ведущие исследователи и преподаватели, работающие в сфере журналистики, библиотечного дела, педагогики; руководители и специалисты органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, библиотечного дела, печатных и электронных СМИ; представители профессиональных общественных объединений в сфере медиа- и информационной грамотности; представители организаций и учреждений, занимающихся изданием профессиональной литературы в сфере медиа- и информационной грамотности; руководители и представители СМИ.

Приветствия в адрес конференции направили Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), ЮНЕСКО, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы.

Ведущими первого пленарного заседания, посвященного концепции медиа- и информационной грамотности в обществах знания, стали Евгений Иванович КУЗЬМИН, председатель Межправительственного совета и Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», президент Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, и Татьяна Львовна МАНИЛОВА, заместитель директора департамента науки, образования и информационных технологий – начальник отдела библиотек и архивов Министерства культуры РФ.

С ключевыми докладами выступили:
Альберт БУКХОРСТ, эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама (Нидерланды)

Понятие медиа- и информационной грамотности


Эндрю ВИТВОРТ, профессор Университета Манчестера (Великобритания)

Разработка концепции медиа- и информационной грамотности


Кэролин УИЛСОН, президент Ассоциации медиаграмотности, профессор Университета Западной Онтарио (Канада)

Медиаграмотность: понимая слово, понимаем мир.

Продолжила программу панельная дискуссия, в которой к докладчикам присоединились Аарон АВИРАМ, руководитель Центра прогнозирования будущего образования Университета им. Бен-Гуриона в Негеве, председатель Израильского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» (Израиль); Ахмед Саад АЛЬ-БАСРИ, руководитель Департамента информации и Интернета Министерства культуры Ирака (Ирак); Петр Михайлович ЛАПО, директор Фундаментальной библиотеки Белорусского государственного университета, президент Белорусской библиотечной ассоциации (Беларусь); Александр Вячеславович ШАРИКОВ, профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики (Российская Федерация).

В течение двух дней состоялись еще пять пленарных заседаний:
Грамотность в контексте обществ знания;

Медиа- и информационная грамотность как качественно новый концепт. Связь с другими видами грамотности;

Медиа- и информационная грамотность в обществах знания: стратегия развития, возможности применения и продвижения;

Медиа- и информационная грамотность: наращивание потенциала, инструменты и средства (региональный и национальный контекст);

Медиа- и информационная грамотность: наращивание потенциала, инструменты и средства (институциональный контекст).

Ведущими пленарных заседаний стали:
Эндрю ВИТВОРТ, профессор Университета Манчестера (Манчестер, Великобритания);

Ирмгарда КАСИНСКАЙТЕ-БУДДЕБЕРГ, программный специалист Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО (Париж, ЮНЕСКО);

Серап КУРБАНОГЛУ, декан факультета информационного менеджмента Университета Хаджеттепе (Анкара, Турция);

Гилберт МАИМБО, начальник отдела планирования, печати и связей с общественностью Министерства информации, телерадиовещания и труда (Лусака, Замбия);

Луиза МАРКВАРДТ, профессор Университета Roma Tre; директор Международной ассоциации школьных библиотекарей (Рим, Италия);

Шэрон МЭЙДЕР, директор библиотеки Университета Нового Орлеана (Новый Орлеан, Соединенные Штаты Америки);

Мария Карме ТОРРАС КАЛЬВО, председатель Секции по информационной грамотности ИФЛА; директор библиотеки Колледжа Университета Бергена (Берген, Норвегия);

Рамон ТУАЗОН, президент Азиатского института журналистики коммуникации, член Национальной комиссии Филиппин по делам ЮНЕСКО; член Филиппинского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»; (Манила, Филиппины);

Кэролин УИЛСОН, президент Ассоциации медиаграмотности; профессор Университета Западной Онтарио (Торонто, Канада);

Сюзана ФИНКЕЛЕВИЧ, главный научный сотрудник Национального совета по научно-техническим исследованиям Аргентины (Буэнос-Айрес, Аргентина);

Хайке ФОМ ОРДЕ, руководитель отдела информации и документации Центрального международного института молодежного и образовательного телевидения Баварской телерадиовещательной корпорации (Мюнхен, Германия).

Ключевым докладчиком второго дня стал Ральф КАТТС, директор компании «Allimar Community Diagnostics» (Сидней, Австралия).

Параллельно с пленарными заседаниями вели свою работу две рабочие группы конференции. Группа «Индикаторы медиа- и информационной грамотности» под руководством программного специалиста Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО Ирмгарды КАСИНСКАЙТЕ-БУДДЕБЕРГ разрабатывала набор содержательно и структурно выверенных индикаторов для конкретной целевой аудитории с учетом культурных и профессиональных особенностей. Председатель Секции по информационной грамотности ИФЛА Мария Карме ТОРРАС КАЛЬВО возглавила работу над определением основных стратегических направлений развития медиа- и информационной грамотности во всем мире и подготовкой проекта итогового документа конференции – «Декларации о медиа- и информационной грамотности».

В рамках конференции при поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) был организован круглый стол «Инструменты развития медиа- и информационной грамотности. Проблемы региональной адаптации Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для преподавателей». Проведение круглого стола обеспечило платформу для обсуждения программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для преподавателей как одного из важных инструментов продвижения медиа- и информационной грамотности, выявления ключевых проблем адаптации Программы для различных стран с учетом региональной и культурной специфики. Российский и зарубежные эксперты также обсудили возможности использования в учебном процессе Руководства по медиа- и информационной грамотности, которое было подготовлено ИИТО и Финским обществом медиаобразования.

На конференции была развернута выставка изданий Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегионального центра библиотечного сотрудничества.



Сегодня для всех стран мира информация и знания являются стратегически важными ресурсами социального, экономического, политического, образовательного, технологического и культурного развития. Произошедшие за последние десятилетия радикальные изменения в технологии, политике и экономике не только обеспечили более быстрый доступ к знаниям и информации, но и породили новые сложные взаимосвязи, ситуации, структуры для отдельных граждан, организаций и целых народов.

В связи с этим граждане и общество в целом должны располагать необходимой информацией о самих себе и окружающей их физической и социальной среде. Они должны обладать рядом установок, знаний, умений и навыков, которые позволяют человеку определять, когда и какая информация требуется, где и как ее можно получить; как следует ее критически оценивать, систематизировать и использовать в соответствии с этическими нормами.

Все эти компетенции включает в себя медиа- и информационная грамотность. Она обеспечивает возможность получить сведения о функциях медиа- и информационных систем, а также об условиях реализации этих функций. Она помогает людям, общественным институтам и организациям решать технологические, экономические и социальные проблемы, позволяет защититься от негативных воздействий и повысить качество жизни каждого гражданина. Медиа- и информационная грамотность имеет решающее значение для соблюдения принципов этики и профессиональных стандартов в обществах знания.

Приветствие Ответственного секретаря Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г. Э. Орджоникидзе

Приветствие Руководителя Федерального агентства по печати массовым коммуникациям М. В. Сеславинского

Приветствие заместителя министра культуры Российской Федерации Г. П. Ивлиева

Приветствие заместителя Руководителя Федерального агентства по печати массовым коммуникациям В. В. Григорьева

Приветствие заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации Я. Карклинса (на англ. яз.)

Приветствие президента Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) И. Пэрент (на англ. яз.)

Приветствие руководителя Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы В. В. Черникова.

На закрытии конференции ее участники обсудили и единогласно приняли Итоговый документ – «Московскую декларацию о медиа- и информационной грамотности».

Информационная поддержка конференции - российский историко-архивоведческий журнал "Вестник архивиста" и сетевые журналы "Вестник архивиста.ru" (www.vestarchive.ru ) и "Вестник архивиста. com" (www.arhivemagazine.com)