Выбор читателей:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

News image

А.И. РОЗАНОВ, г. Москва, Российская Федерация РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В статье раскрывается состав и содержание ...

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ

News image

М.А. ЧИЧУГА, г. Москва, Российская Федерация АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ Аннотация Автор характеризует состав и содержания аудиовизуальных документов, касающихся ...

«ЭПОХА IT В АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ». КРУГЛЫЙ СТОЛ В РАМКАХ IX МЕЖДУНАРОДНОГО IT – ФОРУМА С УЧАСТИЕМ СТРАН БРИКС И ШОС 6-7 июня 2017 г.

News image

6-7 июня 2017 года в городе Ханты-Мансийске в рамках IX Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС Архивная служба Юг...

«Президентский проект «Россия, вперед!» и проблемы гуманитарного образования». Круглый стол в РГГУ

Печать PDF

7 октября в РГГУ состоялся круглый стол «Президентский проект «Россия, вперед!» и проблемы гуманитарного образования». Встреча была организована кафедрой стран постсоветского зарубежья, кафедрой мировой политики и международных отношений, Учебно-научным центром «Новая Россия. История постсоветской России».

Открывая заседание, ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Е.И. Пивовар сообщил, что круглый стол явился откликом университетской общественности на опубликованную 10 сентября статью Президента РФ Д.А. Медведева «Россия, вперед!». Е.И. Пивовар подчеркнул, что РГГУ, созданный на волне перестроечной либерализации, всегда интересовался актуальными проблемами жизни страны, а потому не мог не отреагировать на призыв к общественной дискуссии. Ректор отметил, как важно участие в круглом столе новых поколений россиян – студентов и аспирантов университета.

В своем выступлении Е.И. Пивовар подчеркнул, что попытка подвести итоги первого десятилетия XXI века вызывает у него как историка глубокий интерес. Он отметил, как важна для воспитания новых поколений честность этой статьи – трезвая оценка пройденного пути, местами нелицеприятная характеристика того, что было сделано или не удалось сделать, рассказ о проблемах российской действительности.

Ректор отметил важность сближения интересов личности и общества. По его мнению, без стремления добиться личных успехов неэффективным будет даже обучение в вузе, так как в образовании должны быть заинтересованы прежде всего сами студенты. Он подчеркнул необходимость поиска новых областей развития – таких, как гуманитарная поддержка инновационных стратегических проектов, превращение знания в конкурентное преимущество молодежи, создание системы выявления самых одаренных студентов, развитие международного сотрудничества – зарубежных стажировок, привлечения в наши стены зарубежных преподавателей, совместных магистратур с двойными дипломами.

Тележурналист, член Общественной палаты РФ, член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, зав.кафедрой журналистики Института массмедиа РГГУ Н.К. Сванидзе обратил внимание на актуальный вопрос о самоидентификации России. Он подчеркнул, что, не получив ответа на вопрос «кто мы?», россиянам трудно будет не только воспитывать новые поколения, но и общаться с окружающим миром. Н.К. Сванидзе отдельно остановился на такой важной теме, как «системная коррупция». По его мнению, именно «системность» этого явления не позволяет предположить, что с ним можно справиться только силовыми методами, и гуманитарная составляющая здесь тоже важна. По словам Н.К. Сванидзе, развитое гражданское общество, независимый суд и свободная пресса могут стать основой решения ряда проблем современной России.

Президент Фонда эффективной политики, член Общественной палаты РФ Г.О. Павловский отметил уникальность самого факта публикации президентом статьи «о том, как нам трудно живется», и подробно остановился на тезисе об «умной политике». Он подчеркнул, что новая Россия создавалась в значительной степени благодаря «импровизации», и задуматься о том, какой ей быть, не успели ни политики, ни общество. По мнению Г.О. Павловского, без осмысления уроков прошлого, без сознательного выбора модели демократии, без просвещения и гуманитарного аспекта модернизация сегодня невозможна.

Сотрудник Института общественного проектирования, обозреватель журнала «Эксперт» А.Г. Механик подчеркнул, что сегодня важно осознать роль гуманитарного знания, в частности, использовать его для поиска исторической альтернативы, возможных путей дальнейшего развития. Он отметил, что сегодня в общественный дискуссиях, в обсуждении актуальных проблем «не слышен голос гуманитария». По мысли выступающего, следствием отсутствия идей в гуманитарной сфере является общественный цинизм.

Проф. кафедры мировой политики и международных отношений РГГУ, заслуженный профессор РГГУ А.Х. Бурганов отметил важность самого факта откровенного разговора власти с народом. Он отметил удручающее состояние философского знания в современном обществе и обратил внимание на отсутствие «источника саморазвития» - заинтересованности в собственном росте и собственных успехах, развитии страны.

Профессор кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ А.В. Власов подчеркнул, что статья адресована «рассудительным людям» и «людям действия». Он указал на такой важный фактор системной модернизации, как человеческий потенциал, подчеркнул необходимость выявить мотивы и институты, которые могли бы его активизировать. По мнению А.В. Власова, именно высокое качество человеческого потенциала сделает возможным построение «умной политики» и «умной экономики». Он предположил, что статья Д.А. Медведева может дать пищу для размышлений не только россиянам, но и партнерам РФ по постсоветскому зарубежью, которые сегодня вынуждены решать сходные проблемы.

Руководитель Центра «Исследования межнациональных отношений» ИС РАН Л.М. Дробижева подчеркнула, что новая Россия возникла неожиданно для многих, и резкие изменения вызвали серьезные психологические изменения у граждан РФ. Она подчеркнула необходимость изучения новых россиян, поиска людей и территорий, которые могут стать ядром будущей модернизации.

Директор ИАИ РГГУ А.Б. Безбородов назвал статью «призывом гуманитаристике легализоваться и выйти из тени». Он указал на необходимость давать студентам фундаментальную гуманитарную подготовку, использовать в обучении современные гуманитарные технологии. А.Б. Безбородов отдельно обратил внимание на необходимость поддержки системы архивов, их возрождения и большей открытости.

Профессор кафедры истории науки РГГУ А.И. Липкин поднял вопрос о гуманитарной поддержке инноваций. Он подробно остановился на вопросе борьбы с коррупцией, указав на «патернализм» и «новый феодализм! как возможные причины массовости этого явления.

Академик РАЕН, вице-президент Академии политической науки Г.Г. Водолазов привлек внимание к теме «социальных инноваций». Среди важнейших проблем, которые могут стать основой такой инновации, он отметил равноправный диалог власти и науки, развитие «горизонтали» власти, преодоление идеологического антагонизма, решение таких острых вопросов, как разрыв в доходах и квартирный вопрос.

Зав.кафедрой москвоведения ИАИ РГГУ, заслуженный профессор РГГУ, академик РАО С.О. Шмидт на примерах продемонстрировал собравшимся, насколько неправильно выстроена существующая сегодня система преподавания истории в школе, напомнил о проблемах учебного процесса в вузе и призвал к дальнейшему развитию краеведения, которой может стать базой для дальнейшего развития россиеведения. По его мнению, фундаментальное образование в действительности практичнее, чем т.н. «полезные» предметы: технологии меняются каждый день, а знание истории, литературы, культуры, своей страны необходимы во все времена.

Сотрудник Института системного анализа РАН В.С. Голубев рассказал об исследованиях Института и рейтингах стран, составленных исходя из национального богатства, уровня жизни и др. Отдельной темой стала разрабатываемая институтом теория социогуманизма, в которой главной ценностью является человек. По мнению выступающего, эта теория может стать основой концепции стратегического развития России.

Доцент кафедры мировой политики и международных отношений, руководитель отделения международных отношений ИАИ О.В. Павленко высоко оценила широкий охват тем и предметов во время дискуссии, отдельно выделив такие проблемы, как вопрос о самоидентификации в меняющемся мире и вопрос о том, «что мы строим».

Подводя итоги заседания, ректор РГГУ Е.И. Пивовар поблагодарил всех участников, особенно собравшуюся на круглый стол молодежь. Он сообщил, что результаты дискуссии будут опубликованы отдельной брошюрой, и призвал тех, кто не успел высказаться, поделаться своими мыслями и соображениями.