Баннер
Баннер
Баннер

В ближайших номерах

После Хрущева: деятельность Президиума ЦК КПСС в октябре 1964-июне 1965 гг. по записям В. Н. Малина

News image

Научная статья / Scientific article УДК 94(47)+930.253 DOI 10.28995/2073-0101-2022-1-137-153 Пермяков, И. А., Джалилов, Т. А., Пивоваров, Н. Ю. Российский государственный архив новейшей истории, г. ...

Материалы Всесоюзной переписи населения 1959 г. как источник по истории городской семьи

News image

Научная статья / Scientific article УДК 94(47).084.9:314.146/148+94(47)+314.1+311.3 DOI 10.28995/2073-0101-2022-1-121-136 Горбачев, О. В. Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация Материалы Всесоюзной переписи населения 1959 г. ...

Преступления нацизма в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. по документам архивов Северо-Запада России и Республики Беларусь

News image

Научная статья / Scientific article УДК 94(47).084.8+930.253+94(47)+94(476) DOI 10.28995/2073-0101-2022-1-98-120 Красноженова, Е. Е. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация Кулинок С. В. Национальный архив ...

Баннер
Баннер

Новости

«ДОКУМЕНТАЦИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ». XXX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОСКВЕ 18–19 апреля 2024 г.

News image

18–19 апреля 2024 г. в Москве состоится XXX Международная научно-практическая конференция «Документация в информационном обществе». Форум пройдет в очно-заочном формате, в том числе с использован... читать продолжение...

Новости | | Четверг, 11 Апреля 2024

Конференции

«ПЕТР ПЕРВЫЙ: PRO ET CONTRA». ЛЕКЦИЯ Д.И.Н., ПРОФ. В.Н. ЗАХАРОВА 19 апреля 2024 г.

News image

В рамках «Трибуны историка-профессионала» состоится лекция главного научного сотрудника Центра истории русского феодализма Института российской истории РАН, доктора исторических наук, профессора ... читать дальше...

Конференции | | Вторник, 16 Апреля 2024

Выставки

«ЕСЛИ БЫ Ф.А. КОВАЛЕНКО ВЕЛ ДНЕВНИК…». ВЫСТАВКА В КРАСНОДАРЕ 21 марта – 12 мая 2024 г.

News image

21 марта 2024 г. в г. Краснодаре состоялось открытие выставки «Если бы Федор Акимович Коваленко вел дневник…», организованной Государственным архивом Краснодарского края совместно с Краснодарским... читать дальше...

Выставки | | Среда, 17 Апреля 2024

Исследования

О РОДОСЛОВНЫХ КОРНЯХ А.И. ЛОСЕВА - ВЫДАЮЩЕГОСЯ АРХИТЕКТОРА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ, ЗЕМЛЕМЕРА, КРАЕВЕДА И КАРТОГРАФА

News image

Имя и заслуги Антона Ивановича Лосева, чья активная творческая деятельность пришлась на конец XVIII – 20-е годы XIX века, хорошо известны жителям Иркутска. Он был исключительно талантливым, разно... читать дальше...

Исследования | А.В. ЧЕРЕПАНОВ | Среда, 21 Июля 2021

Архивоведение

Московское отделение Архива Академии наук СССР в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

News image

Н. О. БУГАКОВ Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация Московское отделение Архива Академии наук СССР в период Великой Отечественной войны (1941-194... читать дальше...

Архивоведение | Н. О. БУГАКОВ | Воскресенье, 19 Января 2020

Книжная полка

«ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ФОНДАМ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ». ПРЕЗЕНТАЦИЯ НОВОГО ИЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОМ АРХИВЕ ХАКАСИИ 29 марта 2024 г.

News image

29 марта 2024 г. в Национальном архиве Хакасии состоялась презентация этого издания. В Национальном архиве на государственном хранении находятся фонды государственных, партийных, общественных дея... читать дальше...

Книжная полка | | Понедельник, 8 Апреля 2024

ИЗДАНА МОНОГРАФИЯ О ПРОБЛЕМАХ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ В 1939-1945 гг.

Печать PDF

Тузова О.В. Региональные модели советской музыкальной культуры в 1939-1945 гг. (наматериалах Поволжья): монография. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. - 212 с.

Книга посвящена актуальной проблеме изучения музыкальной культуры Поволжья в 1939-1945 гг. с применением системного и компаративного подходов. Впервые в историографии провинциальная культура представлена как совокупность моделей музыкально-культурной системы (куйбышевская, ульяновская, саратовская, энгельсская, казанская, пензенская, сталинградская, астраханская); анализируется и описывается их структура и состояние компонентов: управленческого, музыкально-театрального, концертно-организационного, образовательного, креативного, музыковедческого, информационного, производственно-технического, самодеятельного. Исследование основано на документах центральных и местных архивов, материалах периодической печати, источниках личного происхождения и др.

Реконструкция и анализ структуры восьми поволжских моделей музыкально-культурной системы в 1939-1945 гг. позволяет сделать следующие выводы.

Элементы столичности были свойственны казанской, энгельсской (центры автономных республик в составе РСФСР) и на ограниченном хронологическом этапе - куйбышевской («запасная столица» страны) модели. Применение дихотомии «центр - периферия» предполагает наделение понятия «центр» («столица») такими характеристиками, как «образец», сравнительно высокая степень интенсивности социокультурных процессов, приоритетность в финансировании объектов культуры и размещении передовых эвакуированных институтов и музыкантов, возможность оперативного управления по причине территориальной близости субъектов и объектов процесса и проч.

Управленческий компонент выполнял организационную, координирующую, контролирующую, стимулирующую, прогностическую функции и включал Управления по делам искусств при СНК Татарской АССР и АССР Немцев Поволжья, областные и городские отделы по делам искусств, руководителей учреждений и коллективов. В национальных автономных республиках отсутствовали городские и областные отделы по делам искусств. В ульяновской и пензенской моделях координация работы музыкальных учреждений находилась в ведении областных, а в Куйбышеве и Саратове с осени - зимы 1943 г. - городских отделов по делам искусств.

Театральный компонент нацелен на воссоздание в сценических условиях музыкально-драматических произведений в репетиционном режиме с дальнейшими публичными представлениями в специально оборудованном пространстве. В Поволжье его составляли Куйбышевский, Пензенский, Татарский театры оперы и балета, а также Саратовский, активно гастролировавший в Энгельсе. Театры музыкальной комедии работали в Куйбышеве (до слияния с оперным театром с осени 1941 г.), Сызрани (до ликвидации 1 июня 1940 г.), Энгельсе(до интеграции в саратовскую модель). Кроме того, в Поволжье эвакуировали Большой театр, Житомирский (размещался последовательно в Сызрани и Мелекессе) и Ростовский театр музкомедии.

Концертно-организационный компонент состоял из индивидуальных исполнителей, коллективов (оркестры, ансамбли, хоры и др.) и институтов, организующих, координирующих и регламентирующих их деятельность, представленных в Поволжье концертно-эстрадными бюро, Теамузбюро, филармониями. Аналог на общегосударственном уровне - Всесоюзное гастрольно-концертное объединение, имевшее региональные отделения и уполномоченных.

Образовательный компонент преимущественно транслировал музыкально-культурные ценности между поколениями, в более узком смысле - готовил профессиональных носителей специализированной информации и навыков. Участники образовательного процесса выполняли также функции просвещения и представляли собой вспомогательные концертно-исполнительские силы.

В Поволжье в 1939-1945 гг. работали три консерватории (Саратовская, Московская, основанная в 1945 г. Казанская). В Пензу эвакуировали Центральную детскую музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (ЦДМШ). Традиционными для региона стали существовавшие на протяжении нескольких десятков лет тандемы музыкальная школа - училище. В образовательных институтах концентрировались педагогический опыт, методики профессионально-музыкальной социализации, формы реализации педагогического процесса, различные виды исполнительской деятельности (творческие отчеты, концерты юных музыкантов и т. д.).

В конце 1930-х гг. появилась тенденция к расширению музыкально-культурного пространства в сторону региональной периферии, малых провинциальных городов, получившая развитие во второй половине Великой Отечественной войны. В Мелекессе начал работать кружок, на основе которого в годы войны открыли первую в городе детскую музыкальную школу; созданы Зеленодольская и Кузнецкая (1944 г.), а также Сызранская (с января 1945 г.) ДМТТТ. Для ускоренной подготовки кадров предназначались студия эстрадного искусства при Куйбышевской филармонии (1943 г.), балетные и хоровые студии при Татарском, Пензенском (1943 г.), Куйбышевском, Саратовском театрах оперы и балета.

Креативный компонент не был ярко выражен в изучаемом пространстве и являлся прерогативой слабо связанных между собой композиторов. Степень организованности также была различной: в 1939 г. возникло отделение Союза советских композиторов в Татарской АССР, в 1941 г. - в Куйбышеве. Музыковедческий компонент в Поволжье в 1939-1945 гг. был развит недостаточно. Негативными последствиями слабости сегмента критики была ее фрагментарная представленность в информационном пространстве, пассивность в продвижении новых произведений и других проявлений в отечественной культуре. Компенсационные механизмы отразились в выполнении композиторами функций музыкальных критиков в местной печати.

Производственно-технический компонент был представлен главным образом отделениями Музпроката, а также специальными подразделениями театров. Указанный компонент был наиболее развитым в саратовской модели по сравнению с региональными аналогами за счет функционирования Театрально-производственного комбината.

Информационный компонент складывался из многих составляющих: литература, ноты, звуковые носители (грампластинки), тексты в периодической печати, афиши и проч. Основными точками их сосредоточения и распространения были типографии, магазины (нотные или книжные), библиотеки (отдельных институтов или частные), издательства (газеты, журналы, афиши).

Самодеятельный компонент, в отличие от вышеуказанных, нельзя отнести к четко организованным в границах музыкально-культурной системы. При этом именно любительское музицирование оставалось базовым и наиболее массовым компонентом, как, например, в Сталинградском крае в результате битвы. Он отличался многочисленностью (большим количеством, по сравнению с профессиональными, коллективных и индивидуальных исполнителей; хоровых, музыкальных, танцевальных, инструментальных кружков, оркестров народных инструментов и т. д.), аморфностью, распространенностью как в административных и культурных центрах, так и в сельских местностях. Ключевыми институтами в сфере художественной самодеятельности были сектора, областные дома народного творчества и в некоторых моделях - городские (Казань, Куйбышев). Базой для размещения кружков художественной самодеятельности были клубы.

К консолидирующим музыкантов и других представителей культуры институтам можно отнести областные комитеты профсоюза работников искусства, Всероссийское театральное общество.

Практически во всех регионах были сформированы управленческий, музыкально-театральный, концертно-организационный, образовательный, информационный, самодеятельный компоненты; в разной степени в разных моделях были развиты креативный, музыковедческий, информационный, производственно-технический, самодеятельный.

В 1939-1945 гг. изменялась социокультурная карта Поволжья: во вновь созданных пензенской, ульяновской, астраханской моделях выстраивались региональные подсистемы. Война сделала музыкально-культурный ландшафт более рельефным, обогатив одни модели и практически полностью разрушив другие (энгельсская, сталинградская). Редукции и диверсификации подверглись куйбышевская и казанская модели, укрупнению - саратовская. Тем не менее системная реконструкция музыкальной панорамы Поволжья в 1939-1945 гг. дает основания констатировать правомерность тезиса о жизнеспособности и эффективности советской культуры в исследуемый период.