ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ БАТАЛЬОНЫ ЗАПОЛЯРЬЯ И ИХ ВКЛАД В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.

Печать PDF

Ю.А. ПЕНЬКОВА

ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ БАТАЛЬОНЫ ЗАПОЛЯРЬЯ И ИХ ВКЛАД В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 гг.

Penkova Yu.A. Destructive battalions of Polar region and their contribution to the USSR victory in Great Patriotic war (1941-1945)

Аннотация / Annotation

В статье на основе архивных документов восстанавливается история создания истребительных батальонов на территории Заполярья в 1941—1945 гг., раскрываются важнейшие задачи, направления и правовая основа их деятельности. Изучаются отличия заполярных истребительных батальонов, от тех, что действовали в Карелии и Ленинградской области, а также приведены наиболее интересные факты оперативно-служебного использования истребительных частей, содержащиеся в архивных документах Мурманской области.

The author explores the history of the formation of destructive battalions in the Polar region in 1941-1945. The major problems, areas and the legal basis for their work are studied in this article. The author studies differences of polar destructive battalions from those which operated in Karelia and Leningrad region. The most interesting facts of the strategically and official use of destructive parts containing in archival documents of Murmansk region are given in this work.

Ключевые слова / Keywords

Источник, архив, военное положение, истребительный батальон, истребительный полк, истребительная группа, группа содействия, войсковой тыл, милиция. Archive, source, the martial law, destructive battalions, destructive regiment, destructive group, group of assistance, army back, militia.

ПЕНЬКОВА Юлия Александровна- преподаватель кафедры экономики и права Мурманского филиала Российского государственного социального университета, аспирант Мурманского государственного гуманитарного университета, г. Мурманск; 8-911-305-05-56; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В первые недели Великой Отечественной войны на территории Мурманской области стали создаваться истребительные батальоны в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза СССР от 24 июня 1941 г. «О мероприятиях по борьбе с парашютистами и диверсантами противника в прифронтовой полосе» и приказа НКВД СССР от 25 июня 1941 г. «О создании в прифронтовых республиках и областях истребительных батальонов, с возложением руководства ими на органы НКВД».

Организация истребительных батальонов в Заполярье происходила в городах и населенных пунктах, расположенных вдоль линии Кировской железной дороги, по побережью Кольского залива, Баренцева и Белого морей, частично в глубине Кольского полуострова. Они комплектовались на добровольных началах из членов партийно-комсомольского актива, работников НКВД, милиции, рабочих и служащих, колхозников. Штаб истребительных батальонов в Мурманской области возглавляли сотрудники УНКВД В.Ф. Романычев и С.Д. Куроедов.

На основании приказа Управления НКВД Мурманской области от 10 октября 1941 г. № 105 был организован 4 отдел при УНКВД МО по организации и руководству истребительных батальонов и партизанских отрядов. Согласно приказу НКВД СССР от 25 августа 1941 г. все истребительные батальоны, роты и группы по Мурманской области, сформированные штабом охраны войскового тыла 14 Армии, перешли в ведение вновь созданного 4 отдела при Управлении НКВД Мурманской области. Приказом УНКВД Мурманской области от 13 июня 1942 г. личному составу объявлена штатная расстановка Штаба истребительных батальонов УНКВД Мурманской области. За период существования Штаба истребительных батальонов название менялось дважды: с 1941 г. - по 15 июля 1942 г. - 4 отдел УНКВД Мурманской области по организации и руководству истребительных батальонов и партизанских отрядов; с 15 июля 1942 г. по 1 января 1945 г. - Штаб истребительных батальонов Управления НКВД Мурманской области. С 1 января 1945 г. до момента расформирования руководство осуществлялось отделением по борьбе с бандитизмом УНКВД Мурманской области. Расформированы истребительные батальоны были на основании приказа УНКВД Мурманской области от 13 июля 1945 г.

К 18 сентября 1941 г. на территории Заполярья были сформированы 2 истребительных полка, 8 истребительных батальонов, 17 истребительных групп общей численностью личного состава 6 453 чел. В небольших населенных пунктах создавались истребительные группы. Например, в совхозе «Мурманск» и в колхозе «Юркино» и др. Таким образом, в отличие от Карелии и Ленинградской области, на территории Заполярья сложились различные по форме и структуре истребительные формирования. Практическую помощь в организации истребительных батальонов органам НКВД оказывали руководители партийных и советских организаций. В связи с призывом личного состава истребительных батальонов в ряды Красной армии, передачей в партизанские отряды, откомандированием в другие области и т.д. к 13 июля 1945 г. в организации истребительных батальонов произошли изменения: Мурманский и Кандалакшский полки были реорганизованы в три самостоятельных батальона. Полярный и Ваенгский батальоны расформированы, Ловозерская рота была реорганизована в отдельный истребительный взвод. Таким образом, к 13 июля 1945 г. на территории Мурманской области действовали 5 истребительных батальонов, 4 истребительные роты, 3 взвода общей численностью личного состава 1 581 чел., в том числе старшего среднего комсостава — 126, младшего комсостава — 182, членов и кандидатов ВКП (б) — 320, членов ВЛКСМ — 344, женщин — 418, партийно-советского актива — 121, сотрудников органов НКВД — 10, сотрудников милиции — 29.

Задачами истребительных батальонов, определенными постановлением СНК СССР от 24 июня 1941 г. и директивой СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г. «Партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех средств на разгром фашистских захватчиков» являлись: охрана тыла действующей армии и борьба с парашютистами и диверсантами в прифронтовой полосе; оказание помощи органам НКВД в пресечении провокационных панических слухов, в борьбе с распространением вражеских листовок, пресечение возможных антисоветских выступлений и террористических актов; участие в патрулировании и оказание помощи органам милиции в поддержании общественного порядка во время налетов вражеской авиации на населенные пункты, промышленные предприятия и другие объекты народного хозяйства; выполнение операций по заданию НКВД и участие в боевых действиях в соответствии с военной обстановкой.

Для оказания помощи истребительным батальонам организовывалась сеть групп содействия, для чего велась постоянная работа с населением области. Всего на территории Мурманской области было создано 47 групп содействия, общей численностью личного состава 250 чел. Они состояли из оленеводов, охотников, рыбаков, путевых обходчиков, линейных надсмотрщиков, школьников. Группы содействия вели наблюдения при облавах, прочесывали местности, патрулировали улицы и т.д.

Боевая подготовка личного состава истребительных батальонов проводилась по программам штаба ИБ НКВД СССР — в объеме 110 часов программы НКО СССР с включением в нее специально-тактической подготовки по изучению приемов борьбы с парашютными десантами, диверсантами и шпионами, производство облав, патрулирования, конвоирования задержанных, организация засад, секретов, велась политическая подготовка. Занятия с личным составом проводились в свободное от работы время, как правило, три раза в неделю. За период существования истребительных батальонов на их учебных пунктах завершили программу всеобуча НКО более 10 тыс. граждан. Несколько тысяч из них были призваны в Красную армию и частично в партизанские отряды, имели ордена и медали СССР.

В порядке командирской учебы Управлением НКВД МО проводились краткосрочные курсы комсостава с отрывом и без отрыва от производства. В период 1941—1945 гг. подготовлено на командных пунктах было 313 чел., в том числе на должности среднего командного состава — 92 чел., младшего командного состава — 221 чел. За период деятельности истребительных батальонов посещаемость военных занятий не превышала 60-85%. Это связано с тем, что личный состав батальонов выполнял оборонный заказ на предприятиях области и сельскохозяйственных работах. Бойцы истребительных батальонов принимали активное участие и в спортивных мероприятиях. К примеру, Мончегорский истребительный батальон в спортивные сезоны 1942, 1943, 1944 гг. был награжден грамотами областного комитета физкультуры и спорта. Только за спортивный сезон 1942—1943 гг. 813 бойцов и командиров истребительных батальонов сдали нормы на значок ГТО 1 и 2 ступени. Личный состав истребительных батальонов был вооружен отечественными винтовками 7,62 мм, винтовками системы «Маузер», ручными гранатами РГД—33, ручными пулеметами, командирский состав батальонов пользовался револьверами системы «Наган».

Бойцы истребительных батальонов, подлежащие призыву, обеспечивались по нормам, установленным для рядового и младшего начальствующего состава милиции. На бойцов истребительных батальонов, содержащихся по нормам РККА, распространялось действие постановления СНК СССР № 1289 от 16 июня 1940 г. «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава и их семей». Для укрепления правового статуса бойцов с января 1942 г. для участников истребительных соединений были введены воинские книжки, где указывались фамилия, имя, отчество, место жительства, родственники, место работы и занимаемая должность.

Для укрепления дисциплины в истребительных батальонах, НКВД СССР своим приказом распространил на личный состав, переведенный на казарменное положение, нормы дисциплинарного Устава РККА. В свою очередь, начальствующему составу батальонов были предоставлены дисциплинарные права в соответствие с занимаемой должностью, за исключением наложения ареста и назначение наряда вне очереди. Командирам истребительных частей и подразделений УНКВД Мурманской области, не переведенных на казарменное положение, предоставлялись права применять к младшим командирам и бойцам, нарушившим дисциплину, такие виды взысканий как предупреждение, выговор с объявлением в приказе, выговор перед строем. Если требовалось наложить более строгое взыскание, материалы направлялись начальнику УНКВД Мурманской области, который мог привлекать личный состав истребительных частей к ответственности, вплоть до предания суду военного трибунала. К примеру, 3 мая 1942 г. Военный трибунал войск НКВД Мурманской области, рассмотрев дело по обвинению бойца первого батальона Мурманского истребительного полка Н.И. Горячева, приговорил его к лишению свободы сроком на 3 года без поражения в правах. Н.И. Горячев обвинялся том, что, будучи дневальным по роте истребительного батальона, он дважды уснул на посту и похитил хлебную карточку.

В качестве наиболее характерного примера оперативно-служебного использования истребительных батальонов приведем следующие факты. В 10 ч 30 мин 11 августа 1941 г. взвод Кандалакшского истребительного батальона в составе 23 чел. под командой лейтенанта 80 железнодорожного полка Плейского будучи на охране посадочной площадки 1 САД 14 Армии на 34 километре шоссейной дороги Лоухи — Кистеньга подвергся нападению роты финнов. Истребительная группа находилась в окружении до подхода частей Красной армии и удерживала площадку. После подхода батальона Красной армии и бронепоезда 80 железнодорожного полка противник был уничтожен, а частью рассеян. Взвод имел потери убитыми и раненными 10 чел.11 В сентябре 1941 г. член группы содействия Терской истребительной роты сообщил РО НКВД, что в Пильской губе находится немецкий офицер-летчик. Командир Терской истребительной роты Черновол и 13 бойцов выехали в Пильскую губу. Офицер был задержан и рассказал, что его самолет был подбит и сделал вынужденную посадку в Пильской губе, экипаж самолета - 5 чел. Местность подверглась исследованию, были найдены разбитый самолет и 4 летчика, трое из которых находились в тяжелом состоянии. Из-за невозможности их доставки в райцентр летчики были уничтожены на месте. Командир самолета, бортрадист, вооружение, документы, оборудование были сданы в штаб ВВС 14 Армии.

За период с 9 по 13 декабря и с 23 по 25 декабря 1942 г. 235 бойцов и командиров Мурманского истребительного полка, Мончегорского, Кандалакшского, Кировского истребительных батальонов. Кольской и Мурмашинской истребительных рот охраняли Кировскую железную дорогу от станции Мурманск до станции Проливы во время следования спецпоезда Мурманск—Москва и обратно с министром иностранных дел Великобритании А. Идена12. Личным составом Мончегорского истребительного батальона в 1942 г. было совершено 35 групповых выходов на задания по проческе местности и розыску сбитых немецких самолетов. В один из таких выходов в районе Сальные тундры был обнаружен немецкий разбитый самолет. Вооружение, топографические карты, документы были доставлены в РО НКВД.

В 1942—1943 гг. личный состав Мурманского истребительного полка принимал активное участие в ликвидации последствий налетов немецко-фашистской авиации на Мурманск.

В апреле 1944 г. боец Пулозерского истребительного взвода Е.Т. Забалуева, находясь в оперативно-служебном наряде на перегоне 1362 км Кировской железной дороги, обнаружила лопнувший рельс. Бойцом были приняты меры к остановке поезда с воинским грузом, был предупрежден дежурный по станции и этим предотвращено крушение воинского состава. За инициативу и находчивость приказом НКВД СССР от 30 апреля 1944 г. Е.Т. Забалуевой была объявлена благодарность и выдана денежная премия — 500 руб.

В 1944 г. истребительными батальонами УНКВД Мурманской области совершено около 100 выходов на выполнение оперативно-служебных заданий по проческе местности, проверке пустующих рыбачьих и охотничьих изб, бараков, землянок. Организовано и проведено 68 облав в городских и населенных пунктах области. В результате мероприятий личным составом истребительных батальонов Мурманской области за 1941—1945 гг. было найдено 7 разбитых немецких самолетов, взято в плен 11 немецких летчиков, из них трое были уничтожены. Было обнаружено 8 советских разбитых самолетов с экипажами. Предотвращено крушение военного поезда, задержаны 3 разведчика противника, 26 дезертиров из Красной армии, 29 дезертиров трудового фронта, 383 нарушителя режима военного времени, 328 лиц без документов. Собрано и уничтожено 2 625 фашистских листовок.

Проведенное исследование показало, что истребительные батальоны и части Заполярья были своего рода универсальными боевыми отрядами, которые в условиях военного времени выполняли сложные задачи как в тылу, так и на передовой. Истребительные батальоны, части и группы содействия сыграли важную роль в поддержании законности и правопорядка на территории Заполярья в период Великой Отечественной войны. Бойцы истребительных батальонов и частей стали стабилизирующим фактором для подразделений Красной армии и Северного флота, бойцы которых видели, что рядом с ними сражаются сугубо гражданские люди, а также для тыла, когда совместно с внутренними войсками они боролись с паникерами и уголовными элементами, задерживали и возвращали в строй трусов и паникеров. Бойцов истребительных батальонов объединяли высокая сознательность и любовь к Отчизне. Именно патриотизм простых людей является важнейшей составляющей успеха за независимость и целостность государства. Истребительные батальоны и части Заполярья явили собой пример народного патриотизма и готовности защищать Родину от захватчиков, даже ценой собственной жизни.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.