ЖУРНАЛЫ «ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» ФИРМЫ «БРАТЬЕВ ПАТЕ» 1915-1917 гг. ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РАННИХ КИНОДОКУМЕНТОВ РГАКФД

Печать PDF

Г.Е. МАЛЫШЕВА

ЖУРНАЛЫ «ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» ФИРМЫ «БРАТЬЕВ ПАТЕ» 1915-1917 гг.

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ РАННИХ КИНОДОКУМЕНТОВ РГАКФД

Malysheva G.E. “Military Review” magazines of “Pathe brothers” in 1915-1917. Study and sci-tech handling of RGAKFD early cinema documents experience

Аннотация / Annotation

Статья посвящена проблемам и методике восстановления ранних кинодокументов в Российском государственном архиве кинофотодокументов.

The article is devoted to problems and methodology of early cinema documents reconstruction in Russian State Archive of Cinema and Photo Documents.

Ключевые слова / Keywords

Российский государственный архив кинофотодокументов, кинодокумент, киножурнал, датировка, идентификация съемок, Первая мировая война, военнопленные. Russian State Archive of Cinema and Photo Documents, cinema magazine, dating, shooting identification, World War I, prisoners of war.

МАЛЫШЕВА Галина Евгеньевна – историк-архивист Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), г. Красногорск Московской области; 8-495-562-23-46; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Российский государственный архив кинофотодокументов - одно из самых крупных научно-исследовательских учреждений в мире, коллекция кинодокументов которого в настоящий момент насчитывает более 300 тысяч единиц учета . В 1918-1919 гг. советская власть провела национализацию частной кинопромышленности, но, вплоть до открытия в 1926 г. первого хранилища, киноматериалы оставались на складах киноорганизаций. Отсутствие необходимых условий хранения для таких специализированных материалов как кинопленка привело к тому, что она стала покрываться плесенью, с ее основы отслаивалась и сползала разложившаяся эмульсия. В конце 1920-х гг. архивисты вынуждены были поврежденные фрагменты вырезать из пленки и в один ролик объединять совершенно разные сохранившиеся фрагменты. С середины 1930-х гг. приступили к частичному описанию киносъемок . Но из-за отсутствия рабочих столов с киноэкранами, изучение их проводилось только с помощью лупы. В перспективе предполагалось съемки более детально и точно аннотировать. Однако началась Великая Отечественная война и все силы архивистов были направлены сначала на физическую сохранность коллекции, а затем - на массовый прием новых материалов с фронтов и послевоенного восстановления народного хозяйства.

Когда наступило время изучать сохраненную коллекцию, первым комплексом, подвергнутым научно-технической обработке, стали материалы Первой мировой войны, которых, как выяснилось, сохранилось около 600 единиц учета . Архивисты исследовали характерные внешние признаки первоисточников кинодокументов (позитивов-оригиналов и негативов): цифровые разметки фрагментов, графическое оформление заголовков и внутренних титров, полноту сюжетов и наличие склеек на позитивах-оригиналах (отсутствие которых свидетельствовало о том, что сюжеты сохранились без утрат), искали информацию о составе и содержании кинофильмов и журналов в литературных источниках. В результате был накоплен уникальный опыт, который позволил восстановить в первоначальном варианте и ввести в научный оборот значительное количество кинодокументов дореволюционного периода, ранее не числившихся на хранении.

Среди них были выявлены и подвергнуты научно-технической обработке киножурналы фирмы «Бр. Пате» - «Военное обозрение» за 1915-1917 гг. Впервые фрагменты этого журнала мы обнаружили, когда занимались восстановлением русского варианта фильма «Свидание скандинавских монархов в Мальме», выпущенного на экраны в 1914 г. фирмой «Дания-Биофильм» . При просмотре съемок позитива № 11654 были обнаружены укороченный фрагмент этого фильма и копия 16-й серии киножурнала Скобелевского комитета «Русская военная хроника» (РВХ) , а в конце ролика имелись сюжеты с заголовком - «Военное обозрение» фирмы «Бр. Пате». Фрагменты фильма и 16-й серии РВХ мы изъяли и (т.к. они были плохого технического состояния) выделили в Отборочный список, а по поводу оставшихся съемок (которые удалось датировать 1916-м г.) сделали два предварительных вывода: либо – это часть какого-то фильма, либо – фрагмент «Пате-журнала» . Когда же при восстановлении 19-й серии «Русской военной хроники» («Лазареты на фронте») за 1915 г. в ролике № 12179 мы увидели сюжеты с таким же заголовком «Военное обозрение», но уже относящиеся к 1917 г., т.к. дата была проставлена в первом же внутреннем титре, то поняли, что обнаруженные нами фрагменты, вероятнее всего, составная часть разных, пока неизвестных нам, киножурналов. Т.к. какая бы то ни было информация о них в каталоге РГАКФД отсутствовала, мы попытались в работах историков раннего российского кино, кинематографических журналах и газетах того времени найти сведения о демонстрации на экранах «Военных обозрений» .

Но поиски оказались совершенно безрезультатными. У архивистов оставался единственный путь – при валовом просмотре ранних киноматериалов попытаться выявить все фрагменты с такими же заголовками и тщательно проанализировать их состав, содержание и время съемок. И на этом пути нас ждала удача. В архивной коллекции для части сюжетов, оставшихся в ролике № 11654, обнаружились более полные копии, на основе которых удалось смонтировать «Военное обозрение» длиной 110 метров с заключительным фирменным титром и такими сюжетами: английский принц Артур Коннаутский присутствует во Дворце инвалидов в Париже при обучении французских солдат, награждает командира 20-го корпуса генерала Бальфурье орденской цепью св. Михаила и св. Георгия за бои под Верденом, парад французских войск в честь награжденных; вид вооруженного транспортного судна в парижском порту и отправка бойскаутов на сельскохозяйственные работы.

«Военное обозрение» 1917 г. длиной 92 метра было собрано буквально из отдельных планов, обнаруженных еще в трех первоисточниках . Их изъяли и включили в выпуск за основным учетным номером 12179. Правда, к внутреннему титру «Президент Вильсон осматривает флот» съемок найти не удалось, видимо, они были «съедены» гидролизом или изъяты при создании новых фильмов в 1920-е гг. Фирма «Бр. Пате» показывала зрителям в журнале такие сюжеты: президент США В. Вильсон читает газету, беседует у причала с группой мужчин, корабельные орудия салютуют в честь президента, погрузка отправляемых союзникам лошадей в вагоны поезда, президент США Т. Рузвельт с сыновьями; Франция - австрийские военнопленные строят железную дорогу в районе Марны, получают паек; учения швейцарской армии.

Дальнейшие поиски позволили нам выявить еще 7 журналов. Самый ранний из них с фирменным заголовком - за 1915 г. . Но, т.к. в середине ролика оказались вклеенными явно чужеродные, довоенные съемки германского императора Вильгельма и дубли хроники о боевых действиях французской армии на реке Сомма в 1916 г. (это подтверждал и совершенно иной шрифт титров сюжетов), журнальный материал в процессе работы был от них «очищен». В итоге, длина «Военного обозрения» составила 110,5 метров. И хотя датировка съемок в старой описи отсутствовала, ее установили после сравнения с аналогичными съемками фильма «Воздушная разведка» КОФА 1915 г. «Обозрение» показывает французских солдат в землянках на фронте под Мон-Сен-Элуа, отправку детей погибших воинов для отдыха на Лазурное побережье, прибытие в Марсель канадских, австралийских, шотландских и индийских войск; вид аэростатов над аэродромом; отъезд испанского короля Альфонса XIII в автомобиле после посещения завода взрывчатых веществ в Гренаде.

За 1916 г. было найдено дополнительно 3 журнала. Самым благополучным был 88-метровый позитив-оригинал № 12123. Т.к. у него имелся заголовок и никакой необходимости в восстановлении выпуска не было, а дублей не найдено, работа ограничилась описанием съемок. Датировали их временем окончательного отступления сербских войск. В журнал входят три сюжета: греческие солдаты в г. Салоники грузят в вагоны мешки с мукой для снабжения полевых пекарен; 8-летний сербский капрал (единственный уцелевший из 80 детей, следовавших с отступающей сербской армией) позирует перед камерой в Париже, французский генерал Кузен перед Домом Инвалидов вручает награды мужей вдовам убитых солдат; пленные немцы работают во французской каменоломне; швейцарцы встречают прибывших из Германии на лечение пленных французских солдат.

Принадлежность 127-метрового ролика № 12127 к «Военному обозрению» из-за утраты заголовка пришлось устанавливать путем сравнения графического оформления его внутренних титров с другими «Военными обозрениями» . И это был единственный недостаток позитива, т.к. его монтаж до нас дошел без утрат. В журнале зритель видит, как французские солдаты приветствуют бежавших из плена русских солдат (это единственная подобная в РГАКФД съемка), прибытие сербских беженцев в Марсель, генерал Кузен награждает своего сына Военным крестом на площади перед Домом Инвалидов в Париже; вид колонны пленных германских солдат; группа раненых пленных французских солдат, прибывших на лечение из Германии в швейцарский город Лезен; экспресс, потерпевший аварию в городе Сен-Дени; продовольственный обоз на улице греческого города Салоники; строевые учения греческих войск; депутаты у здания шведского парламента.

Наибольшие проблемы в работе были с позитивом № 12836 (116 метров), т.к. в нем идентифицировали не только съемки «Обозрения», но и явно чужеродные сюжеты с титрами фирмы «Гомон», точную принадлежность которых до сих пор определить не удается из-за ограниченности литературных источников о составе и содержании ранних кинофильмов и журналов. Так что их изъятие и перевод на другой учетный номер - задача будущего исследования. А съемки «Военного обозрения», которые нам удалось условно датировать 1916-м г. (они, кстати, в старой описи относились к 1912-1915 гг.), таковы: торжества во французском городе Гавре по случаю годовщины независимости Бельгии с участием бельгийского военного духового оркестра, представителей Бельгии и союзных стран; испанский король Альфонс XIII вручает в Гвадалахаре свидетельства произведенным в офицеры; шведский полковник Унге в Стокгольме демонстрирует группе мужчин изобретенную им гранату, мужчины рассматривают место взрыва гранаты; члены муниципального Совета города Вердена позируют перед камерой во время пребывания в Париже; вид сцены переносного фронтового театра для солдат, оборудованного художником Жоржем Скоттом; шотландский военный оркестр проходит по территории госпиталя для раненых общества Стипль Чез, шотландские солдаты танцуют перед зрителями в парке госпиталя; съемка русского ученого-биолога И.И. Мечникова (ученый скончался в 1916 году и это было одним из оснований для датировки журнала).

За 1917-й, как и за 1916-й год, дополнительно нашли 3 журнала. Сюжеты позитива № 12390 длиной 98 метров имеют заголовок и в реконструкции не нуждались. Их состав такой: шведский принц Карл и принцесса Ингеборг посещают выставку садоводства в Стокгольме; вид приобретенного Бразилией судна «Сеара» на якоре в барселонском порту; миниатюрная модель (игрушка) корабля «Крем-де-Мент»; голландцы встречают на вокзале и кормят ужином французских детей из завоеванных мест; горит военный завод в американском городе Ней-Персей, жители осматривают осколки гранат на месте после пожара (датировка журнала проведена именно по этой съемке).

Каждый из двух других выпусков журнала, хотя они и были снабжены заголовками, но имели в своем составе по дополнительной копии позитива-оригинала. При просмотре их на экране оказалось, что логический монтаж в копиях нарушен - съемки перепутаны местами, а на пленках имеются склейки . После сравнения и изучения полноты каждого сюжета оригиналов удалось восстановить первоначальные варианты обоих номеров журналов. Один выпуск - длиной 105 метров показывает зрителям, как слоны под наблюдением работников лондонского зверинца занимаются пахотой земли и помогают в укладке соломы; португальские войска высаживаются во французском порту и проходят с оркестром по улице (именно этот сюжет и стал основанием для датировки); вид извергающегося вулкана Килауэа на Гавайях.

Другой выпуск журнала , длиной 131 метр, датированный по времени вступления США в войну, состоит из такого набора сюжетов: вид парка и здания санатория (превращенного в госпиталь для раненых) во французском Сан-Сальвадоре; президент Франции Р. Пуанкаре с супругой, генералом О. Дюбайлем и г-ном Годаром спускается по лестнице Большого дворца Парижа после посещения учреждения «Помощи инвалидам»; похороны в Париже художника Каролюса Дюрана; английский исследователь Антарктиды Эрнест Шеклтон в Сан-Франциско после возвращения из экспедиции на Южный полюс; новый отряд американских мотоциклистов проезжает по местности; вид американских кораблей в Тихом океане; французы в Париже у памятника Вашингтону приветствуют вступление Америки в войну, выступает сенатор Штраус, возложение пальмовой ветви к памятнику. Завершается журнал фабричной маркой «Бр. Пате».

Так в РГАКФД впервые были введены в научный оборот 9 выпусков журнала «Военное обозрение» общей длиной 540 метров (один выпуск за 1915 г. и по четыре - за 1916 и 1917 гг.). У четырех первоисточников (позитивов-оригиналов) был восстановлен нарушенный монтаж (и только один пока не поддается окончательной научно-технической обработке). Все выпуски одинаково графически оформлены. 8 журналов имеют фирменные заголовки и внутренние титры, а у двух сохранились завершающие титры. Но из-за отсутствия нумерации в заголовках, пока неизвестно, были они регулярными или периодическими.

В «Военных обозрениях», как и в других киножурналах того времени , практически нет съемок с театра военных действий . И это подтверждает информацию ранних историков кино о том, что с началом Первой мировой войны операторы зарубежных и российских фирм допускались для съемок боевых действий неохотно и только с особого разрешения военных ведомств.

Мы не знаем, имеются ли такие журналы и съемки в зарубежных архивах. Но в Российском государственном архиве кинофотодокументов они есть. В 2014 г. будет отмечаться 100-летие начала Первой мировой войны, и отечественным исследователям и киноработникам не придется искать съемки, о которых мы рассказали, в зарубежных архивах. Они доступны для использования.

Список литературы

Вишневский В.Е. Документальные фильмы дореволюционной России. 1907-1916 гг. М., 1996.

Ханжонков А.А. Первые годы русской кинематографии. М., 1937; Лихачев Б. Материалы к истории кино в России (1914-1916) // Из истории кино. 1960. № 3. С. 37-103.

Гинзбург С.С. Кинематография дореволюционной России. М., 1963.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.