ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. НА АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛАХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Печать PDF

УДК 94(47)084.8

Е.Д. ГОРДИНА,

г. Нижний Новгород, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ДЕТСКОЙ БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. НА АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛАХ ГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

GordinaE.D.,

NizhnyNovgorod, RussianFederation

Working with Children in the Context of Combating Homelessness among Children after World War II: From Archival Materials of the Gorky Region

Аннотация

В статье на региональном архивном материале, впервые вовлекаемом в научный оборот, рассматриваются формы организации работы с детьми в Горьковской области в целях предотвращения детской безнадзорности и борьбы с беспризорностью в первые послевоенные годы (1946–1948 гг.). 12 марта 1946 г. на заседании Бюро Горьковского Горкома ВКП(б) было принято решение «Об усилении воспитательной работы с детьми и о мерах борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в городе», предполагавшее принятие ряда дополнительных мер для решения проблемы. Образовательным, воспитательным, культурно-просветительским и спортивно-оздоровительным учреждениям и комсомольской организации предписывалось максимально занять детей, организовать их досуг во внеучебное время – после уроков, в выходные и праздничные дни, на каникулах. Проблема безнадзорности особенно обострялась во время летних каникул, когда дети оказывались предоставлены сами себе на длительный период времени, а родители, находившиеся на работе, не имели возможности позаботиться об организации досуга ребенка. При этом хронологическое планирование мероприятий, составление их графика, определение содержания, организаторская работа осуществлялась школой (или другим детским учреждением, которое посещает ребенок), остальные учреждения должны были по согласованию с графиком школы предоставить необходимые условия (например, для просмотра кинофильма) или провести мероприятия (выставку, экскурсию, спектакль и т.д.). В статье раскрывается практика этой работы на примере Горьковской области и намечаются ее основные направления – организация детских кружков и секций, контроль за посещаемостью, успеваемостью, семейно-бытовыми условиями ребят, выявление проблем и решение их по мере возможности с привлечением школьной общественности, родителей, партийных организаций, милиции, шефских предприятий и организаций. Администрацией школ и учителями осуществлялся контроль за посещаемостью учащихся и принимались меры для исправления ситуации, пристальное внимание уделялось выяснению и устранению причин неаттестации учеников. В целом указанные направления работы способствовали профилактике безнадзорности и беспризорности детей.

Abstract

The article draws on regional archival material introduced into scientific use for the first time and reviews forms of arranging work with children in order to prevent neglect of children and combat homelessness among them in the Gorky region in the first post-war years (1946-1948). On March 12, 1946 the meeting of the Bureau of the Gorkygorkom of the CPSU (b) passed a resolution "On strengthening educational work with children and on measures to combat homelessness and neglect in the city", which involved additional measures to address the problem. Various educational, cultural, sports and recreational institutions, as well as Komsomol were to involvechildren as much as possible and also organize their extracurricular time: after school hours, weekends and public holidays, vacations. The problem of neglect grew most acute during long summer holidays when the children were to fend for themselves, parents at work andunable to organize any leisure activities. Schools (or other institutions attended by the children) were to planthe events, drawup a schedule, determine events contentand have over-all charge, while other institutions were to provide the necessaries (for example, for watching a movie) or toorganizethe activities (i.e., exhibitions, tours, performances, etc.) in accordance with schedule. The article provides insight intothe particulars of this work in a case-study of the Gorky region and highlights its key trends, such as organization of children's clubs and classes, controlling attendance, academic performance, family and living conditions of children, identifying problems and solving them to the extent possiblewithinvolvement of school communities, parents, party organizations, police, mentoring enterprisesand organizations. Schooladministration and teachers monitored and took measures to raise attendance, paid close attention to poor performance and attempted to find out and remedy its causes. Overall, theseeffortshelped prevent neglect and homelessness of children.

Ключевые слова

Архив, архивный документ, борьба с беспризорностью и безнадзорностью, дети, школа, детские кружки и секции, успеваемость, учителя.

Keywords

Archive, archival document, fighting homelessness and neglect, children, school, children’s clubs and classes, academic performance, teacher.

В 2016 г. исполнилось 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Многие ее аспекты продолжают оставаться недостаточно исследованными и привлекают внимание ученых. Одним из важнейших является вопрос социально-демографических последствий Великой Отечественной войны. Над ним работали такие отечественные ученые В.Б. Жиромская, Е.Ю. Зубкова, Н.А. Араловец, В.Ф. Зима, М.Р. Зезина, Т.М. Смирнова, Н.В. Семина и другие. В числе прочих в этих работах была поставлена социальная проблема детского сиротства и беспризорности. Задачей данной статьи является рассмотрение основных форм организации детского досуга, внеклассной работы с детьми в контексте проблемы борьбы с беспризорностью и безнадзорностью в первые послевоенные годы на материалах Горьковской области.

В 1920-е – 1940-е гг. под беспризорностью «понималось отсутствие у детей и подростков постоянного места жительства, семейного или государственного попечения, систематического воспитательного воздействия, определенных занятий в результате утраты родителей, потери связи с ними, бегства из воспитательного учреждения». Безнадзорностью общепринято считалось отсутствие контроля со стороны родителей (опекунов, родственников) за поведением ребенка, его учебой, досугом. К моменту окончания Великой Отечественной войны на учете находилось около двух с половиной миллионов детей, оставшихся без попечения родителей. В данную цифру «не включены дети, сданные матерями-одиночками или многодетными родителями в детские учреждения, сироты, сохранившие связи с родными, и ряд других категорий», т.е., указанная цифра далеко не полна. По данным Горьковского детприемника УМВД (он начал работать с 9.05.1942 г.), в течение первого квартала 1947 г. поступило 888 детей (в среднем 296 человек в месяц), в течение второго квартала – 1360 детей (соответственно 453 в месяц), итого в первой половине 1947 г. 2248 детей (374 человека в месяц). Большинство детей поступило из Горьковской области, городских – только 260 человек. Лидирует по количеству принятых в ДПР беспризорников с большим отрывом от остальных Сормовский район (53 человека), за ним следует Автозаводский (31), в остальных районах города беспризорных детей выявлено меньше. Как пишет в Справке начальник Горьковского ДПР УМВД Попов, дети поступают истощенные, «в одежде, непригодной к носке», «проходят тщательную санитарную обработку, после чего они направляются в группу, соответствующую их возрасту, и после тщательного изучения направляются к месту назначения». Важно отметить, что, согласно наблюдениям сотрудников ДПР, если 1943-1946 гг. поступали в основном дети-сироты, то в 1947 г. поступает множество детей, имеющих родителей, но сбежавших из дома и вынужденных нищенствовать вследствие материальной необеспеченности семьи. Из 2132 детей, поступивших за первую половину 1947 г., 1039 человек имели родителей и были отправлены домой. 933 ребенка, задержанных за беспризорность, имели, согласно отчету, одного из родителей, 224 – обоих родителей. Таким образом, число детей, сбежавших от родителей, ненамного меньше количества детей-сирот. Официальная статистика показывает, что полное биологическое сиротство не было единственной причиной детской беспризорности в 1947 г. Причиной этого печального явления была тяжелейшая экономическая и демографическая ситуация послевоенных лет. В этой связи еще большую актуальность приобретал вопрос организации детского досуга, привлечения ребенка к различным формам внеклассной деятельности в кружках, секциях, как во время учебного периода, так и (особенно) на каникулах.

Проблема послевоенной детской беспризорности имела слишком глубокие социальные причины, поэтому говорить о ее быстром, а тем более – полном решении в течение первого послевоенного года, конечно, нельзя. Несмотря на все указанные выше направления работы по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью, в ряде документов принимаемые местными властями меры называются недостаточно действенными, подвергаются критике. Например, на совещании заведующих районными отделами народного образования (РОНО) г. Горького и секретарей РК ВЛКСМ в 1948 году глава РОНО Ждановского района Потехина критиковала постановку внеклассной и внешкольной работы, говоря, что «всеми мероприятиями охватывается лучшая часть учащихся, а запущенные дети, нуждающиеся в организации, в педагогическом воздействии остаются в стороне» и предлагала «вовлечь в эти мероприятия менее организованных, безнадзорных дома». Начальник РОНО Канавинского района Борисова отмечала в своем выступлении, что «многие учителя не доходят до каждого ученика, не интересуются их бытом, семейным укладом, не ведут работы с родителями. Классные руководители ограничиваются формальным проведением мероприятий с детьми», при этом, по ее словам, «безнадзорные дети чаще всего остаются вне поля зрения классных руководителей». Было озвучено и много других проблем, над которыми предстояло работать – выявление беспризорных, их определение в детские учреждения, трудоустройство на предприятия (вызывало очень много проблем из-за отсутствия рабочих мест и мест в общежитиях, низкой квалификации подростков), обеспечение жилплощадью после выпуска из детдома и т.д. И все же, несомненно, можно утверждать, что активная внеклассная работа с учащимися стала эффективным средством борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью, точнее – прежде всего именно с безнадзорностью как социально-психологической причиной беспризорности. Она решала проблему организации детского досуга, физического, духовного, интеллектуального развития детей, что в тяжелых послевоенных условиях было исключительно важно. У детей формировались разносторонние интересы, активная жизненная позиция, поддерживалось стремление читать, исследовать, путешествовать, общаться, совершенствоваться. Зачастую эта деятельность школ способствовала и будущей профессиональной ориентации школьников. Наиболее важным, на наш взгляд, результатом этой большой работы стало то, что дети чувствовали это глубоко неравнодушное отношение, между детьми и учителями складывались взаимно уважительные и доверительные отношения, в классных и кружковых коллективах ребят формировались и поддерживались взаимная поддержка, умение работать в команде. Все это в совокупности и создавало, на наш взгляд, необходимые условия для постепенного преодоления проблемы детской безнадзорности, восстановления у «детей войны», многие из которых почти не помнили довоенного периода, ощущения мирного времени, чувства причастности к решению важных социальных и культурных задач через участие в кружковой работе, спортивных соревнованиях, успешную учебу. Постепенно, по мере взросления ребенка, все эти составляющие складывались в определенную гражданскую позицию.

Список литературы

1. Араловец Н.А. Городская семья в России во второй половине XX в. – М.: ИРИ РАН, 2015. – 360 с.

2. Араловец Н.А. Городская семья в России, 1927–1959 гг. – М. Гриф и Ко, 2009. – 304 с.

3. Жиромская В.Б. Жизненный потенциал послевоенных поколений в России: историко-демографический аспект. (1946–1960). – М.: РГГУ, 2009. – 277 с.

4. Зезина М.Р. Без семьи. Сироты послевоенной поры // Родина. – 2001. – № 9. – С. 80–87.

5. Зезина М.Р. Система социальной защиты детей-сирот в СССР // Педагогика. – 2000. – № 3. – С. 58–68.

6. Зима В.Ф. Голод в СССР 1946–1947 годов: происхождение и последствия. – М.: ИРИ РАН, 1996. – 265 с.

7. Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: Политика и повседневность (1945–1953). – М. РОССПЭН, 1999. – 229 с.

8. Население России в XX веке: исторические очерки. В 3 т. Т. 2. 1940–1959 / Отв. ред. Ю.А. Поляков, В.Б. Жиромская. – М.: РОССПЭН, 2001. – 416 с.

9. Семина Н.В.Борьба с детской беспризорностью в 1920-е–1940-е годы в России. Автореф. дисс… канд. ист. наук. – Пенза, 2007.

10. Смирнова Т.М. Дети страны Советов: От государственной политики к реалиям повседневной жизни. 1917–1940 гг. – М.; СПб.: ИРИ РАН; Центр гуманитарных инициатив, 2015. – 384 с.

References

1. Aralovets N.A. Gorodskaja sem'ja v Rossii vo vtoroj polovine XX v. [Urban family in Russia in the second half of the 20th century]. Moscow, IRI RAN publ., 2015, 360 p.

2. Aralovets N.A. Gorodskaja sem'ja v Rossii, 1927–1959 gg. [Urban family in Russia: 1927–1959]. Moscow, Griff & Co publ., 2009, 304 p.

3. Zhiromskaja V.B. Zhiznennyj potencial poslevoennyh pokolenij v Rossii: istoriko-demograficheskij aspekt. (1946–1960) [Life potential of the post-war generations in Russia: A historical and demographic aspect: 1946–1960]. Moscow, RGGU publ., 2009, 277 p .

4. Zezinа M.R. Bez sem'i. Siroty poslevoennoj pory [Without a family: Orphans of the postwar times]. Rodina, 2001, no. 9, pp. 80–87.

5. Zezinа M.R. Sistema social'noj zashhity detej-sirot v SSSR [Social protection of system in the USSR]. Pedagogika, 2000, no. 3, pp. 58-68.

6. Zima V.F. Golod v SSSR 1946–1947 godov: proishozhdenie i posledstvija [Famine in the USSR in 1946–1947: Origins and consequences]. Moscow, IRI RAN publ., 1996, 265 p.

7. Zubkovа E.Y. Poslevoennoe sovetskoe obshhestvo: Politika i povsednevnost' (1945-1953) [Postwar Soviet society: Politics and everyday life (1945–1953)]. Moscow, ROSSPJEN publ., 1999, 229 p.

8. Naselenie Rossii v XX veke: istoricheskie ocherki. V 3 t. T. 2. 1940–1959 / Otv. red. Ju.A. Poljakov, V.B. Zhiromskaja. [The population of Russia in the 20th century: Historical essays. In 3 vol. Vol. 2: 1940–1959.. Ed. Y.A. Polyakov, V.B. Zhiromskaya]. Moscow, ROSSPJEN publ., 2001, 416 p.

9. Seminа N.V. Bor'ba s detskoj besprizornost'ju v 1920-e–1940-e gody v Rossii. Avtoref. diss… kand. ist. nauk. [Fighting children homelessness in Russia in 1920s–1940s. Cand. hist. sci. diss. abstract]. Penza, 2007.

10. Smirnova T.M. Deti strany Sovetov: Ot gosudarstvennoj politiki k realijam povsednevnoj zhizni. 1917–1940 gg. [Children of the Soviet land: From public policy to realities of everyday life, 1917–1940]. Moscow; St. Petersburg, Institut rossijskoj istorii RAN; Centr gumanitarnyh iniciativ publ., 2015, 384 p.

Сведения об авторах

Гордина Елена Дмитриевна, доктор исторических наук, заведующая кафедрой методологии, истории и философии науки Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ), г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 8-910-388-18-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Gordinа Elena Dmitrievna, PhD inHistory, Head of the Department of Methodology, History and Philosophy of Science of the R.E. Alekseeva Nizhny Novgorod State Technical University (NSTU), Nizhny Novgorod, Russian Federation, 8-910-388-18-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.