Деятельность дипломатической канцелярии Иркутского генерал-губернатора накануне и в период Февральской революции 1917 г.

Печать PDF

УДК 94(470)

Р. А. Изаксон, Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация

Деятельность дипломатической канцелярии Иркутского генерал-губернатора накануне и в период Февральской революции 1917 г.

Raisa A. Izakson East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation

Activities of the Diplomatic Chancellery of the Irkutsk Governor-General on the Eve of and During the February Revolution of 1917

Аннотация

В статье анализируется деятельность дипломатической канцелярии, организующая роль чиновника по дипломатической части при Иркутском генерал-губернаторе накануне и в годы Февральской революции 1917 г. Особое внимание уделяется структуре и реорганизации государственных органов в сфере миграционной политики, а также нормативной базе описываемого периода. В научный оборот вводятся документы Государственного архива Иркутской области. Изучение архивных источников позволило сделать вывод о том, что роль генерал-губернаторов в осуществлении иммиграционной политики и в области правоохранительной деятельности Восточной Сибири была значительной. Кроме того, дипломатический чиновник при Иркутском генерал-губернаторе, а с 1917 г. при Иркутском краевом комиссаре, играл не только роль связующего информационного звена между консульствами России в Китае и Монголии, иностранными консульствами в Иркутске, но и вел активную и секретную переписку с полицейскими службами региона, ведущими по его запросам и информации консулов, розыск подозрительных иностранцев в регионе. Также можно сказать, что он являлся официальным лицом - представителем Министерства иностранных дел России при региональной власти. Центральное управление администрации Приамурского генерал-губернаторства состояло из собственно управления генерал-губернатора, в которое входил чиновник по дипломатической части со своей канцелярией, горный инженер, инженер Министерства путей сообщения, межевой мастер и канцелярии. Решение миграционных вопросов зависело от работы каждого из подразделений генерал-губернаторства. Бухгалтерия занималась сбором от приобретения иностранцами паспортов и виз; межевой отдел ведал китайским и корейским землевладением на территории края; горный инженер отвечал за разрешение и применение иностранного труда на приисках; полицейская и судебная часть вели правоохранительную работу.

Abstract

The article analyzes the activities of the Diplomatic Chancellery and the organizing role of the Irkutsk Governor General's diplomatic officer on the eve of and during the February Revolution of 1917. The author focuses on structure and reorganization of state agencies in the sphere of migration policy and on the regulatory framework of the period. The article introduces documents from the State Archive of the Irkutsk Region into scientific use. The research allows to conclude that the Governor General's role in implementation of migration policies was considerable. The diplomatic officer under the Irkutsk Governor General (since 1917 under the Krai commissar) provided not only the information link between Russian consulates in China and Mongolia, foreign consulates in Irkutsk, but also led an active and secret correspondence with the police forces of the region, which on his requests and upon the information received from the consuls investigated suspicious foreigners. Evidently, he was the official representative of the Ministry of Foreign Affairs of Russia to regional authorities. The central directorate of the Amur River General Governorship administration consisted of the General Governor’s Directorate including diplomatic officer and his chancellery, mining engineer, engineer of the Ministry of Communication, land survey master and his chancellery. The settlement of migration problems depended on good work of every subdivision of the General Governorship. Accounts department collected duties on issue of foreigner’s passports and visas; land survey department managed Chinese and Mongolian land tenure in the region; mining officer was in charge of foreign labor permit and use in the mines; police and judiciary department enforced law.

Ключевые слова

Архив, источник, дипломатическая канцелярия, министерство иностранных дел, чиновник по дипломатической части, Восточная Сибирь, миграционная политика.

Keywords

Archive, source, Diplomatic Chancellery, Ministry of Foreign Affairs, diplomatic officer, Eastern Siberia, migration policy.

Важным элементом иммиграционной политики дореволюционного правительства Российской империи являлась деятельность Министерства иностранных дел, руководитель которого непосредственно подчинялся императору. Структура и функции МИД России в рассматриваемый период были определены официальными документами: Учреждением Министерства иностранных дел, Учреждением министерств, Уставом консульским и Уставом о паспортах, Уставом службы правительственной и др. По Учреждению от 22 мая 1868 г. в состав МИД входили: Совет министерства, Канцелярия, Азиатский департамент, Департамент внешних сношений, Департамент личного состава и хозяйственных дел, Государственный и Санкт-Петербургский главные архивы и Московский главный архив.

Организационное устройство и полномочия отдельных структур центрального аппарата МИД постепенно изменялись. Так, с 1 января 1898 г. Азиатский департамент, в ведении которого находились дела, связанные со странами Востока, был переименован в Первый департамент. Департамент внутренних сношений, ведавший, главным образом, внешними сношениями, был переименован во Второй департамент. В Совет министерства входили министр (председатель), товарищ министра, старший советник, два члена Совета и другие представители, каждый раз назначаемые особым «высочайшим повелением». Канцелярия МИДа заведовала политической перепиской и состояла из двух экспедиций. Первая ведала шифрами и отправкой телеграмм, вторая собирала и обрабатывала газетную информации о международных делах.

МИД Российской империи осуществлял сбор и анализ информации о политическом и экономическом положении иностранных государств, здесь оформлялась подготовка договоров, конвенций, соглашений Российской империи с зарубежными государствами. Министерство руководило деятельностью посольств, консульств, миссий и других дипломатических учреждений России за рубежом; заведовало вопросами пребывания и деятельности на территории России иностранных подданных, консульскими и паспортными делами; защитой интересов российских подданных на территории зарубежных государств и пр.

К началу Первой мировой войны, 24 июня 1914 г., было учреждено новое Положение о МИД, согласно которому департаменты внутренних и внешних сношений были преобразованы в политические отделы, основанные на строении по региональному принципу. Функции бывшего Азиатского департамента, занимавшегося сношениями со странами Дальнего Востока - Монголией, Китаем, Японией, Кореей, Тибетом - стал выполнять 4-й Политический отдел МИД. Отдел занимался установлением дипломатических отношений; дипломатической перепиской; консульской службой; вопросами пребывания граждан этих государств на территории России; сбором информации о приграничных государствах и прогнозированием перспектив развития отношений с ними.

Чиновники 4-го Политического отдела МИД Российской империи, как мы отметим ниже, работали в администрации Приамурского и Иркутского генерал-губернаторств. Следует отметить, что после окончания Русско-японской войны 1904-1905 гг., резко активизировалась деятельность местных административных органов по ограничению и упорядочению контроля за иммигрантами из азиатских государств. В новых геополитических условиях царским правительством было предоставлено Иркутскому и Приамурскому генерал-губернаторам право самостоятельно разрабатывать проекты различных законодательных актов, связанных с миграционной обстановкой, направлять их правительству и в Государственную думу. Региональные власти стали активно предлагать собственное решение проблем. В частности, они начали проводить различные запретительные мероприятия в отношении иностранных подданных - выходцев из азиатских стран.

Роль генерал-губернаторов в осуществлении иммиграционной политики и в области правоохранительной деятельности Восточной Сибири была значительной. Еще с начала присоединения Приамурья и Приморья к Российской империи (1858-1860 гг.) стали возникать определенные дипломатические проблемы. На территории России оказалось около десяти с половиной тысяч подданных Цинской империи. Кроме того, постоянно растущий поток иммигрантов способствовал формированию напряженных отношений между русскими генерал-губернаторами края и властями граничащих государств на Дальнем Востоке по вопросу об управлении китайским и корейским населением. В этой связи в мае 1862 г. при Восточно-Сибирском генерал-губернаторе была создана дипломатическая канцелярия, которую первым возглавил чиновник для дипломатической переписки, титулярный советник Н.Т. Лаубе.

Через представителей дипломатической канцелярии генерал-губернаторы Восточной Сибири и Приамурского края направляли работу военных губернаторов (Амурского, Приморского, Забайкальского), градоначальников и пограничных комиссаров в отношении иммигрантов.

После образования в 1884 г. Приамурского генерал-губернаторства непосредственное взаимодействие с иммигрантами осуществлялось через институт пограничных комиссаров. На Востоке страны существовало два пограничных комиссара: один в Благовещенске, другой в Новокиевском. Их деятельность определялась инструкциями Приамурского генерал-губернатора и была направлена на выдачу видов на жительство в России иностранным подданным; улаживание споров и конфликтов между русскими и иностранцами в приграничной полосе; охрану границы от нарушений и проникновения преступных элементов.

При комиссарах состояли штатные переводчики VII, VIII и X класса китайского, маньчжурского, корейского и японского языков. В Благовещенске их было 4, в Новокиевске – 3.

В компетенцию чиновника по дипломатической части и его канцелярии входило: организация работы пограничных комиссаров, взаимодействия с чиновниками канцелярии генерал-губернатора (краевого комиссара) - горным инженером, инженером Министерства путей сообщения, межевым мастером - по вопросам использования иностранного труда в горнодобывающей, железнодорожной и аграрной отраслях экономики страны. Значительную часть времени чиновник по дипломатической части уделял взаимодействию с правоохранительными и судебными органами страны при расследовании на территории генерал-губернаторства уголовных происшествий с иностранным участием.

Кроме того, в результате предпринятых исследований архивных фондов Государственного архива Иркутской области, удалось выяснить, что чиновник по дипломатической части играл не только роль связующего информационного звена между консульствами России в Китае и Монголии, иностранными консульствами в Иркутске, но и вел активную и секретную переписку с полицейскими службами региона, ведущими по его запросам и информации консулов, розыск подозрительных иностранцев в регионе.

Список литературы

Деятельность региональных миграционных служб на востоке Российской Федерации / Н. А. Балашова, Е. А. Игнатова и др. – Иркутск: Полиград, 2006. – 208 с.

Похлебкин, В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах // Ведомства внешней политики и их руководители: справочник. Вып. 1. - М.: Международные отношения, 1992. - С. 252-253.

Сборник главнейших официальных документов по управлению Восточной Сибирью. Т. 8. Документы по главнейшим мероприятиям, совершенным в Приамурском крае в 2 ч. – Иркутск, 1884. – 615 с.

Синиченко, В. В. Запросы оперативного характера в отношении лиц, осуществлявших международную деятельность в Восточной Сибири в 1917 г. // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов 20-й международной научно-практической конференции 28-29 мая 2015 г. Том. II. - Иркутск: ВСИ МВД России, 2015. - С. 195-197.

Шинджикашвили, Д. И. Министерство внутренних дел царской России в период империализма (структура, функции, реакционная сущность, связь с другими министерствами): учебное пособие. – Омск: Омская высш. шк. милиции МВД СССР, 1974. – 111 c.

References

Deyatel'nost' regional'nykh migratsionnykh sluzhb na vostoke Rossiiskoi Federatsii [Activities of regional migration services in the East of the Russian Federation. In Russ.]. Irkutsk, Poligrad publ., 2006, 208 p.

POKHLEBKIN, V. V. Vneshnyaya politika Rusi, Rossii i SSSR za 1000 let v imenakh, datakh, faktakh [The foreign policy of Russia, the Soviet Union and Russia: 1000 year in names, dates, facts. In Russ.]. IN: Vedomstva vneshnei politiki i ikh rukovoditeli: Spravochnik. Vyp. 1. [Agencies of foreign policy and their leaders: A reference book. Issue 1. In Russ.]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniya publ., 1992, pp. 252-253.

Sbornik glavneishikh ofitsial'nykh dokumentov po upravleniyu Vostochnoi Sibir'yu. T. 8. Dokumenty po glavneishim meropriyatiyam, sovershennym v Priamurskom krae v 2-h chastyakh [Collection of major official documents on the management of Eastern Siberia. Vol. 8: Documents on the main events in the Amur region in 2 parts. In Russ.]. Irkutsk, 1884, 615 p.

SINICHENKO, V. V. Zaprosy operativnogo kharaktera v otnoshenii lits, osushhestvlyavshikh mezhdunarodnuyu deyatel'nost' v Vostochnoi Sibiri v 1917 g. [Some operational queries involving individuals in international activities in Eastern Siberia in 1917. In Russ.] IN: Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov v sovremennykh usloviyakh: sbornik materialov 20-i mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 28-29 maya 2015 g. Tom. II [Activities of the law enforcement in the present conditions: Proceedings of the 20th international research-to-practice conference. May 28-29, 2015. Vol. II. In Russ.]. Irkutsk, VSI MVD publ., 2015, pp. 195-197.

SHINDZHIKASHVILI, D. I. Ministerstvo vnutrennikh del tsarskoj Rossii v period imperializma (struktura, funktsii, reaktsionnaya sushhnost', svyaz' s drugimi ministerstvami) [The Ministry of Internal Affairs of Tsarist Russia in the period of imperialism (structure, functions, reactionary nature, cohesion with other ministries): A study guide. In Russ.]. Omsk, Omskaya vyssh. shk. militsi MVD SSSR publ., 1974, 111 p.

Сведения об авторах

Изаксон Раиса Андреевна, Восточно-Сибирский институт МВД России, кафедра общеправовой подготовки, преподаватель, г. Иркутск, Российская Федерация, 8-902-577-63-74, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Izakson Raisa Andreyevna, lecturer at the general legal training department, East-Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, +7-902-577-63-74, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 22.01.2017 г., опубликована:

Изаксон, Р. А. Деятельность дипломатической канцелярии Иркутского генерал-губернатора накануне и в период Февральской революции 1917 г. // Вестник архивиста. – 2017. - № 2. – С. 233-244.

Submitted 22.01.2017, published:

IZAKSON, R. A. Deyatel'nost' diplomaticheskoi kantselyarii Irkutskogo general-gubernatora nakanune i v period Fevral'skoi revolyutsii 1917 g. [Activities of the Diplomatic Chancellery of the Irkutsk Governor-General on the eve of and during the February Revolution of 1917. In Russ.] Vestnik arhivista / Herald of an archivist, 2017, no. 2, pp. 233-244.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.