Сектантские религиозно-реформационные учения в Саратовской губернии Российской империи во второй половине XIX–начале XX в.

Печать PDF

УДК 94(47)

DOI 10.28995/2073-0101-2017-4-194-208

М. Ю. Давыдова

Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Сектантские религиозно-реформационные учения в Саратовской губернии Российской империи во второй половине XIX–начале XX в.

M. Yu. Davydova

Volgograd, Russian Federation

Sectarian Religious Reformation Teachings in the Saratov Gubernia of the Russian Empire in the Second Half of the 19th–Early 20th Century

Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития сектантства в Саратовской губернии в дореволюционный период. На основе опубликованных и архивных статистических материалов общероссийского и регионального характера (материалы Саратовского губернского статистического комитета, Государственный архив Саратовской области, Ф. 421) удалось выявить двукратное увеличение численности сектантов в регионе и обозначить территории сосредоточения отдельных учений. Привлеченные к исследованию делопроизводственные материалы Канцелярии Синода и Департамента духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел (Российский государственный исторический архив, фонды 796 и 821 соответственно), а также документы Канцелярии Саратовского губернатора, Саратовского губернского правления, Прокурора Саратовского окружного суда, Саратовской духовной консистории (Государственный архив Саратовской области, фонды 1, 2, 10 и 135 соответственно) позволили проследить эволюцию сектантства в рассматриваемый период. Сделан вывод о значительном разнообразии представленных сект (здесь получили распространение большинство известных в России и ряд специфических учений). Особенностью рассматриваемого периода было появление и значительное распространение новых рационалистических сект – штундизма и баптизма, инкорпорировавших часть молокан и протестантов. Наряду с ними продолжали активную деятельность традиционные секты хлыстов, субботников и молокан. К тому же в конце XIX в. возникли новые локальные секты различной направленности, в том числе, имевшие антимонархические и антигосударственные настроения. Их популярность свидетельствует о социальной нестабильности в регионе.

Abstract

The article aims to determine features of sectarianism development in the Saratov gubernia (province) in the pre-revolutionary period. Drawing upon both published and archival materials from federal and local archives (i.e., materials of the Saratov Gubernial Statistical Committee from the State Archive of Saratov Region, fond 421) the author succeeds in evidentiating a two-fold increase in number of sectarians in the region and identifying cluster areas of various teachings. Record-keeping materials of the Chancery of the Synod and those of the Department of Religious Affairs of Foreign Faiths of the Ministry of Internal Affairs (Russian State Historical Archive, fonds 796 and 821), as well as records of the Chancellery of the Saratov Governor and those of the Saratov gubernia government, and the Prosecutor of the Saratov regional court, and the Saratov Theological Consistory (State Archive of Saratov Region, fonds 1, 2, 10 and 135) enable the author to trace the evolution of sectarianism in the studied period. Religious reformation movement was not a mass country-wide movement. Sectarians numbered about 0,3–0,4% of the population, different teachings having their cluster areas in the gubernia. Sectarian teachings were spreading not only among the Great Russian, but also among German and to a lesser degree Jewish population. The author concludes that there was a significant diversity of sects; most of the doctrines known in Russia and even some peculiar ones were abundant in the gubernia. The period is characterized by emergence of new rationalistic sects of Shtundists and Baptists that incorporated some of Molokans and Protestants. Alongside these there continued traditional sects. Besides, in late 19th century there appeared new local sects of all kinds, including some tending to anti-monarchist and anti-government sentiment. Their popularity is indicative of social instability in the region.

Ключевые слова

Источники, архивы, сектантство, Саратовское Поволжье, Камышинский уезд, Царицынский уезд, Аткарский уезд, прыгуны, топуны, еноховцы, отреченцы.

Keywords

Sources, archives, Sectarianism, Saratov Volga region, Kamyshin uyezd (district), Tsaritsin uyezd, Atkarsk uyezd, Molokan Jumpers (Pryguny), Topuny, Enochians (Jenochowcy), Otrechency.

Гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода совести и свобода веротерпимости способствовали возрождению религиозности россиян. Выросло число религиозных объединений традиционных и нетрадиционных для России конфессий. Одновременно был дан мощный импульс развитию религиозного сектантства, что связано с экономической нестабильностью, низким уровнем религиозного образования и стихийностью процесса религиозного возрождения.

Сектантство не новый для российской истории процесс. Вспомним, что религиозное мировоззрение являлось основой общественного сознания народов России в досоветский период. Однако мировосприятие многомиллионного народа не могло уложиться в рамки официального православия. Различные события религиозного, общественно-политического и социально-экономического характера побуждали общественную мысль к его реформированию и созданию новых религиозных учений. Это проявилось, в частности, в расколе Православной церкви в середине XVII в. и развитии старообрядчества. В русле религиозно-реформационного движения формировались также разнообразные мистические и рационалистические секты, отвергавшие всякую обрядность или сводившие ее к минимуму, выдвинувшие идею единения верующих с Богом и провозгласившие принцип всеобщего равенства и любви. Причем, ряд сект (например, христовщина) брали свое начало в беспоповских организациях, отделяясь от них и вырабатывая новую идеологию. На русской православной основе создавались сектантские учения духоборов и молокан, основой идеологии которых были искаженные в религиозном духе коммунистические идеи. Не лишены их были и сугубо протестантские секты штундистов и баптистов, получившие распространение первоначально среди немецкого, а в последующем и русского населения. В социальном плане деятельность и тех, и других была направлена на борьбу с усилением капиталистической эксплуатации, однако, в отличие от духоборов и молокан, штундисты и баптисты не пытались реализовать свои идеи на практике. Большинство существовавших в Российской империи сект признавалось «особо вредными в общественном отношении» и оставалось вне закона.

Саратовская губерния представляет интерес для исследователей сектантства. Окраинное положение Саратовского Поволжья, массовый приток различных оппозиционных государству и церкви элементов общества способствовали распространению здесь религиозно-реформационных учений.

Отметим, что состав населения Саратовской губернии отличался конфессиональным многообразием. В 1897 г. здесь наряду с доминирующим по численности православным и единоверческим населением (2 022 517 чел., 84% населения) проживали протестанты (134 959 чел.; 5,6%), преимущественно лютеране, католики (34 702 чел.; 1,4%), мусульмане (96 001 чел.; 4%), иудеи (2 965 чел.; 0,1%), буддисты, а также последователи различных направлений старообрядчества и сект (113 710 чел., 4,7%).

Историография сектантства в Саратовской губернии малочисленна. Особый интерес представляют работы помещика, мирового судьи Аткарского уезда А. Н. Минха. Затрагивая вопросы появления и развития в губернии старообрядчества и сектантства, автор рассмотрел деятельность хлыстов в Аткарском и штундистов в Саратовском уездах. В советской историографии можно выделить лишь монографию Н. М. Никольского «История русской церкви», изданную в 1931 г. в Москве, где представлена характеристика всех сект и содержатся фрагментарные данные о сектах, получивших развитие в Саратовской губернии.

Распространение сектантства в современной России стимулировало изучение его культурно-исторического наследия. В частности, активизировалось изучение специфики религиозно-реформационных движений в отдельных регионах. Обстоятельный анализ участия представителей старого русского сектантства (молокан, субботников, хлыстов и скопцов) в хозяйственном освоении Нижней Волги, Дона и Заволжья в XVIII–XX вв. проведен О. Ю. Редькиной.

Источниковой базой исследования является широкий круг опубликованных и архивных статистических материалов общероссийского (прежде всего, публикация данных переписи 1897 г.) и регионального характера (документация Саратовского губернского статистического комитета, Государственный архив Саратовской области, Ф. 421). Данные источники содержат ежегодные отчеты о конфессиональном составе населения, количестве человек «присоединившихся к православию и совратившихся в раскол», а также фрагментарные сведения о численности последователей различных направлений старообрядчества и сект. Исследование основано также на делопроизводственной документации центральных органов управления (Канцелярия Синода и Департамент духовных дел иностранных вероисповеданий Министерства внутренних дел, Российский государственный исторический архив, Ф. 796 и 821 соответственно) и местных учреждений (Канцелярия Саратовского губернатора, Саратовское губернское правление, Прокурор Саратовского окружного суда, Саратовская духовная консистория; Ф. 1, 2, 10 и 135 ГАСО соответственно). Наряду с материалами губернской администрации значительный интерес представляют рапорты и отчеты отдельных чиновников, благочинных, священников, уездных и земских исправников, полицмейстеров и полицейских урядников в вышестоящие инстанции. Отличаясь широким разнообразием, они содержат сведения о распространении сект в отдельных местностях Саратовской губернии.

Всестороннее изучение развития сектантства в Саратовской губернии в дореволюционный период и составляет научную новизну исследования.

Одной из первых мистических сектантских организаций в России была христовщина, последователи которой именовались православным населением хлыстами. Основной догмат секты, провозглашавший возможность достижения такой степени совершенства, когда верующий становится «Христом», в последующем реформировался в учение о многократных воплощениях Христа лишь в избранных людях – руководителях общин. Принципы организации основывались на объединении хлыстов одной местности в общины («корабли») во главе с руководителями («христами», кормщиками). Существенными частями их «богослужений» были радения и пророчества.

По установленным автором данным, центром сосредоточения и распространения секты в губернии был Аткарский уезд. Значительное увеличение численности хлыстов последовало после отмены крепостного права. Известная под названием «голубчиков», данная секта с 1840-1850-х гг. существовала в с. Переезд. Здесь учение хлыстов было распространено крестьянином Иваном Яковлевым из Тамбовской губернии. Секта имела богатых и влиятельных руководителей: «кормщика» Степана Яковлева и «богородицу» его мать Елену Васильеву. «Голубчики» считали Богом на земле некоего Аввакума Иванцова, проживавшего в с. Перевоз Тамбовской губернии. Сектанты называли себя «людьми Божьими» и с презрением относились к православным. По сведениям приходского священника, члены этой секты «живут с женами как с сестрами и детей гнушаются как скверны», не пьют спиртного, не едят мяса, рыбы, картофеля и лука; «наружно они богомольцы, посещают храм, с духовенством раболепны, таинства церкви принимают как бы с должным благоговением, но иное дело за глазами у духовенства: там они всячески стараются подорвать авторитет духовенства в глазах прихожан» и активно пропагандируют свое учение.

Сектантству Саратовской губернии во второй половине XIX–начале XX в. были присущи следующие особенности. Данное религиозно-реформационное движение не было массовым и повсеместным. Сектанты составляли в среднем лишь 0,3–0,4% населения, и в губернии четко выделялись территории сосредоточения отдельных учений. В то же время установлено значительное разнообразие представленных сект (здесь получили распространение большинство известных в России и ряд специфических учений), а также двукратное увеличение численности сектантов (с 5 272 чел. в 1865 г. до 10 575 чел. в 1904 г.), что свидетельствует о росте популярности движения. Отметим, что наряду с великорусским, сектантские учения были распространены среди немецкого и в меньшей степени среди еврейского населения губернии.

Особенностью рассматриваемого периода было появление и значительное распространение новых рационалистических сект – штундизма и баптизма, инкорпорировавших часть молокан и протестантов. Наряду с ними продолжали активную деятельность традиционные секты хлыстов, субботников и молокан. К тому же в конце XIX в. возникли новые локальные секты различной направленности, в том числе, имевшие антимонархические и антигосударственные настроения. Их популярность свидетельствует о социальной нестабильности в регионе.

Список литературы

Геоэкономические и этнокультурные особенности хозяйственного развития Прикаспия и Приазовья в XVIII–XX веках: сб. науч. ст. – Волгоград, 1999. – 142 c.

Минх, А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии: собраны в 1861–1888 гг. Репр. воспроизведение изд. 1890 г. – Саратов, 1994. – 154 с.

Никольский, Н. М. История русской церкви. – М., 1985. – 448 с.

Редькина, О. Ю. Старое русское сектантство на Нижней Волге и Дону в XVIII–XX вв. // Геоэкономические и этнокультурные особенности хозяйственного развития Прикаспия и Приазовья в XVIII–XX веках: сб. науч. ст. – Волгоград, 1999. – С. 117–131.

References

Geoekonomicheskie i etnokul'turnye osobennosti hozyaistvennogo razvitiya Prikaspiya i Priazov'ya v XVIII – XX vekakh: sb. nauch. st. [Geo-economic and ethno-cultural peculiarities of economic development of the Caspian sea and the Azov sea regions in the 18th-20th century: Collected articles. In Russ.]. Volgograd, 1999, 142 p.

MINKH, A. N. Narodnye obychai, sueveriya, predrassudki i obryady krest'yan Saratovskoi gubernii: sobrany v 1861–1888 gg. Repr. vosproizvedenie izd. 1890 g. [Folk customs, superstitions, prejudices and rituals of the Saratov gubernia peasants: Collected in 1861-1888. Reprint of the 1890 edition. In Russ.]. Saratov, 1994, 154 p.

NIKOL'SKII, N. M. Istoriya russkoi tserkvi [The history of the Russian Church. In Russ.]. Moscow, 1985, 448 p.

RED'KINA, O. YU. Staroe russkoe sektantstvo na Nizhnei Volge i Donu v XVIII – XX vv. [Old Russian sectarianism in the Lower Volga and Don regions in the 18th-20th century. In Russ.]. IN: Geoekonomicheskie i etnokul'turnye osobennosti hozyaistvennogo razvitiya Prikaspiya i Priazov'ya v XVIII – XX vekakh: sb. nauch. st. [Geo-economic and ethno-cultural peculiarities of economic development of the Caspian sea and the Azov sea regions in the 18th-20th century: Collected articles. In Russ.]. Volgograd, 1999, pp. 117–131.

Сведения об авторах

Давыдова Марина Юрьевна, кандидат исторических наук, Волгоградский государственный технический университет, институт архитектуры и строительства, кафедра экономической теории, истории и права, доцент, г. Волгоград, Российская Федерация, 8-960-871-24-73, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Davydova Marina Yurievna, PhD in History, Economic theory, history and law department, Institute of Architecture and Civil Engineering, Volgograd State Technical University, assistant professor, Volgograd, Russian Federation, +7-960-871-24-73, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 14.02.2017 г., опубликована:

Давыдова, М. Ю. Сектантские религиозно-реформационные учения в Саратовской губернии Российской империи во второй половине XIX–начале XX в. // Вестник архивиста. – 2017. - № 4. – С. 194-208.

Submitted 14.02.2017, published:

DAVYDOVA, M. YU. Sektantskie religiozno-reformatsionnye ucheniya v Saratovskoi gubernii Rossiiskoi imperii vo vtoroi polovine XIX–nachale XX v. [Sectarian religious reformation teachings in the Saratov gubernia of the Russian Empire in the second half of the 19th–early 20th century. In Russ.]. Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2017, no. 4, pp. 194-208.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.