Ислам в религиозной структуре советского государства в 1920-х гг. К вопросу о политике и региональной практике в национальном регионе на примере Дагестана

Печать PDF

УДК 94(470)

DOI 10.28995/2073-0101-2017-4-223-235

О. Б. Халидова

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, г. Махачкала, Российская Федерация

Ислам в религиозной структуре советского государства в 1920-х гг. К вопросу о политике и региональной практике в национальном регионе на примере Дагестана

Khalidova O. B.

Institute of History, Archeology, and Ethnology of the Dagestan Science Center of the Russian Academy of Sciences (RAN), Makhachkala, Russian Federation

Islam in Religious Structure of the Soviet State in 1920s: Revisiting Policies and Regional Practices in a National Region: A Case-Study of Dagestan

Аннотация

В постсоветский период историками много внимания уделяется изучению региональной истории, в том числе проблемам взаимоотношений официальной советской власти и религиозных организаций. Одна из них - деятельность органов государственной власти и управления в отношении мусульман и мусульманской религии в Республике Дагестан. В первые годы советской власти происходят существенные изменения в отношении официальных властей к исламу. Учитывая большой уровень религиозности мусульманского населения республики, руководители Советского государства проводили осторожную политику по отношению к мусульманскому духовенству, исламу и шариату. Отмечая важность религии в жизни дагестанского народа, подчеркивалась крайне осторожная политика в сфере духовной составляющей. В статье предпринята попытка показать двойственность властей по отношению к исламской религии. Компромисс, который старалась найти новая власть с религией как мировоззрением и социально-культурной системой на начальном этапе, постепенно на протяжении 1920-х гг. вылился в противостояние и вытеснением ее не только из сознания дагестанского народа, но и из повседневной жизни. Попытка трансформировать все «исламское» и заменить советским, не увенчалась успехом. Высокая степень религиозности населения, а также противодействие мусульманского духовенства, всячески мешавшего осуществлению советского строительства в области религии, не привела к полному искоренению исламских институтов, а лишь на время вынудило их «уйти в подполье». Статья базируется на архивном материале Центрального государственного архива Республика Дагестан, но также используются документы Государственного архива РФ. Вовлечена в исторический оборот и периодическая печать рассматриваемого периода. Выделяются два этапа в политике власти: компромиссный и наступательный. Оценивается результат мероприятий власти, в том числе закрытие мечетей, изъятие земель, закрытие мусульманских школ. Однако попытка трансформировать все «исламское» и заменить светским, по мнению автора, не увенчалась большим успехом. Причиной неудачи была высокая степень религиозности населения, а также активность духовенства, оказывающего сопротивление мероприятиям власти.

Abstract

Growing interest in researching the “gaps” in the post-Soviet Russian history has prompted a large-scale study of regional history. There are issues of particular interest concerning the relationship between authorities and national religious organizations, such as activities of state agencies dealing with Muslims and Muslim religion in the Republic of Dagestan.

Centuries of Islam spreading in Dagestan made it a rallying point for the people, a core national idea. In the first years of Soviet power there were significant changes in authorities’ attitude towards Islam. Changes in the sphere of religion sprang not only from the political situation, but were also based on the new Soviet law. Aware of strong religious commitment of the Muslim population of the republic, first Soviet leaders conducted a cautious policy towards Muslim clergy, Islam and Sharia. Taking note of the importance of religion in the lives of the people of Dagestan, the article highlights extremely cautious Soviet policy in spiritual sphere. Thus, for a time Soviet ethno-confessional policy was a half-way, conciliatory one, with many a deviation from the 1918 Decree. The author tries to show the duality of the authorities’ attitude towards Islamic religion. Initial attempts to find a compromise between the new power and religion as a worldview and a socio-cultural system, which characterized 1920s, gradually grew into confrontation, as the authorities attempted to supplant religion in the consciousness of the people of Dagestan and their everyday life. The author highlights two stages in the implementation of the Soviet ethno-confessional policy: the compromise and the advance. She assesses the results of the authorities’ actions, such as shutting-off of mosques and Muslim schools, confiscation of lands. And yet she contends the ill-success of these attempts to replace all things “Islamic” by secular Soviet features. The Soviets could not eradicate the Islamic institutes, although they forced them to “go underground.” The religiousness of the population and the counter-revolutionary opposition of the Muslim clergy baffled the implementation of Soviet anti-religious policies.

The article is based on the archival materials from the Central State Archive of the Republic of Dagestan and from the Russian State Historical Archive. Periodicals of the period have been introduced into historical scholarship. Some documents, although published, have remained unstudied. The author analyzes main points of the Soviet religious policy towards Muslim population and clergy of the Republic of Dagestan under the above mentioned circumstances and in view of existing national scholarship.

Ключевые слова

Архив, источники, Дагестан, советское государство, религиозная политика, мусульманское духовенство, шариат, образование.

Keywords

Archive, sources, Dagestan, Soviet state, religious policy, Muslim clergy, Sharia, education.

История взаимоотношений Советского государства и религии в 1920-е гг. довольно сложна и многогранна. Долгие годы религиозная тематика оставалась в тени. Сложившиеся идейно-политические установки в обществе не позволяли глубоко и исчерпывающе исследовать религиозную сферу. Сегодня взаимоотношения государственных институтов власти и религиозных организаций в национальных регионах оставались и остаются во главе приоритетных научных исследований ученых России. Актуальность выбранной темы обусловлена наличием глубинного характера современных этнополитических и религиозных процессов, происходящих в северокавказском регионе, в частности, в Республике Дагестан, причины и корни которых заложены в сложной и, зачастую, противоречивой истории народов региона. В этой связи объективное изучение и непредвзятые оценки прошлого народов нашей республики помогут извлечь ошибки прошлого и сделать правильные выводы.

Дагестан в рассматриваемый период относился к тем национальным регионам, где мусульманское население составляло 94,5% от общего населения. Проводя сравнительную аналогию в религиозном плане между Дагестаном и Россией, Н. Самурский отмечал, что «при одном миллионе жителей насчитывается до 40 тыс. лиц, т. е. 4% принадлежащих к духовным (шейхи, имамы, муллы, кадии, муталлимы, алимы и т. п.), тогда как в России духовенство не составляет и одной десятой процента». Внушительность религиозного актива в 1920-х гг. в ДАССР демонстрируют нам и документы архива: до 2 000 мечетей, 2 500 мулл, 2 000 муталлимов.

Понимая всю сложность работы в национальном регионе, новая власть старалась проявлять лояльное отношение к исламской религии и верующим. Данная позиция была четко определена В. И. Лениным члену реввоенсовета Кавказского фронта Г. К. Орджоникидзе от 2 апреля 1920 г. В своем обращении он просил «действовать осторожно и обязательно проявлять максимум доброжелательности к мусульманам, особенно при вступлении в Дагестан…». При этом он призывал «считаться с религиозными и национальными предрассудками народов Востока, у которых они развиты сильнее, чем где-либо…».

Новые тенденциозные направления в религиозном вопросе и поддержка большевиков обусловило на первых порах поддержку государством шариата, тем самым, определив функционирование шариатских судов во всем северокавказском регионе. Данный исторический факт прозвучал на Первом съезде горских народов Кавказа, который прошел в мае 1917 г. в г. Владикавказе. Здесь было вынесено решение о введении во всех судах правил Корана и Шариата по всем делам мусульман.

Одновременно в 1917 г. представлявший Советскую власть в крае Дагестанский областной военно-революционный комитет (ВРК) в г. Темир-Хан-Шура, определил свою поддержку шариату. В одном из его первых воззваний (апрель 1918 г.) прозвучало желание о немедленной «организации духовного правления Шариатского суда во всем Дагестане».

После революции взаимоотношения религии и государства были поставлены на новый уровень. Изменения в религиозной сфере были продиктованы не только политической обстановкой в стране, но и определены новым советским законодательством. Поэтому, в течение некоторого времени этноконфессиональная политика советской власти носила компромиссный, щадящий характер, допускавший многочисленные отступления от Декрета 1918 г.

Список литературы

Баймурзаев, А. Б. Формирование социалистического правосознания народов Дагестана. – Махачкала: Дагестанское книжное изд-во, 1984. – 140 с.

Каймаразов, Г. Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана: От времени присоединения к России до наших дней. – М.: Наука, 1971. – 476 с.

Одинцов, М. И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). – М., 1991. – 64 с.

Самурский (Эфендиев), Н. Дагестан. – М.; Л., 1925. – 150 с.

Сулаев, И. Х. Государство и мусульманское духовенство в Дагестане: история взаимоотношений (1917-1991 гг.). – Махачкала, 2009. – 385 с.

References

BAIMURZAEV, A. B. Formirovanie sotsialisticheskogo pravosoznaniya narodov Dagestana [Formation of socialist legal sense of the peoples of Dagestan]. Makhachkala, Dagestanskoe knizhnoe izd-vo publ., 1984, 140 p.

KAIMARAZOV, G.Sh. Ocherki istorii kul'tury narodov Dagestana: Ot vremeni prisoedineniya k Rossii do nashikh dnei [Essays on the history of culture of the peoples of Dagestan: From annexation to Russia to present day. In Russ.], Moscow, Nauka publ., 1971, 476 p.

ODINTSOV, M. I. Gosudarstvo i tserkov' (Istoriya vzaimootnoshenii. 1917-1938 gg.) [State and Church: History of relations: 1917-1938. In Russ.], Moscow, 1991, 64 p.

SAMURSKII (EFENDIEV), N. Dagestan [Dagestan. In Russ.]. Moscow-Leningrad, 1925, 150 p.

SULAEV, I. Kh. Gosudarstvo i musul'manskoe dukhovenstvo v Dagestane: istoriya vzaimootnoshenii (1917-1991 gg.) [State and Muslim clergy in Dagestan: History of relations: 1917-1991. In Russ.]. Makhachkala, 2009, 385 p.

Сведения об авторах

Халидова Ольга Борисовна, кандидат исторических наук, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН, отдел новой и новейшей истории Дагестана, научный сотрудник, г. Махачкала, Российская Федерация, 8-909-478-26-61, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the author

Khalidova Olga Borisovna, PhD in History, Institute of History, Archeology, and Ethnology of the Dagestan Science Center of the Russian Academy of Sciences (RAN), department of modern and contemporary history of Dagestan, researcher, Makhachkala, Russian Federation, +7-909-478-26-61, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 28.04.2016 г., опубликована:

Халидова, О. Б. Ислам в религиозной структуре советского государства в 1920-х гг. К вопросу о политике и региональной практике в национальном регионе на примере Дагестана // Вестник архивиста. – 2017. - № 4. – С. 223-235.

Submitted 28.04.2016, published:

KHALIDOVA, O. B. Islam v religioznoi strukture sovetskogo gosudarstva v 1920-kh gg. K voprosu o politike i regional'noi praktike v natsional'nom regione na primere Dagestana [Islam in religious structure of the Soviet state in 1920s: Revisiting policies and regional practices in a national region: A case-study of Dagestan. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista – Herald of an archivist, 2017, no. 4, pp. 223-235.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.