Рукописное наследие христианского Востока: сохранение и исследование

Печать PDF

УДК 94.5+27-9

DOI 10.28995/2073-0101-2017-4-309-319

Н. А. Комочев

Институт славяноведения РАН, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Рукописное наследие христианского Востока: сохранение и исследование

Nikita A. Komochev

Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

Manuscript Heritage of the Christian East: Its Conservation and Study

Аннотация

Статья посвящена деятельности Общества по изучению христианского Востока (Forschungsstelle Christlicher Orient), существующего при Католическом университете Эйхштетта-Ингольштадта (Германия). Христианский Восток включает в себя территории от Эфиопии до Грузии и от Средиземного моря до Индии и Восточной Азии. Задачей Общество является исследование христианства (главным образом на Ближнем Востоке) с позиций исторической науки и богословия. Общество активно взаимодействует с коллегами из других регионов и стран. Важное место занимает подготовка изданий и описаний древних и раннесредневековых сирийских, коптских, эфиопских, арабских, персидских рукописей, а также памятников на других восточных языках. Среди текущих проектов: изучение и научное издание текстов древнейшего церковного права, сохранившихся в коптских, арабских, эфиопских и сирийских рукописях; оцифровка и описание коптских рукописей в Египте; научное издание сирийского Октоиха, описание восточно-христианских рукописей монастыря Андекс (Бавария) и другие. Помимо исследовательских проектов и преподавательской деятельности в университете, Общество осуществляет издание сборника «Eichstätter Beiträge zum Christlichen Orient» (EBCO). К настоящему времени вышло 5 томов сборника. В статье рассматриваются проблемы, связанные с деятельностью общества, задачами изучения истории христианского Востока в связи с современной политической и культурной ситуацией, историей исследования восточных рукописей в Европе. Автор статьи делает наблюдения о перспективности использования европейского опыта для изучения Православия на Востоке. В настоящее время, когда Ближний Восток является местом сложных политических и социальных процессов, издание и изучение памятников христианской культуры в России и Европе является необходимым и для стран с христианскими традициями и для достижения мира на земле древних цивилизаций. Сохранение и изучение того исторического, филологического, теологического и культурного наследия, который оставил нам христианский Восток, является актуальной задачей архивистов, источниковедов, историков.

Abstract

The article addresses activities of the Society for Studying Christian East (Forschungsstelle Christlicher Orient) of the Catholic University of Eichstätt-Ingolstadt (Germany). The Christian East includes territories from Ethiopia to Georgia and from the Mediterranean to India and East Asia. The task of the Society is to study Christianity (mainly in the Middle East) from the perspective of historical science and theology. The Society actively interacts with its colleagues in other regions and countries. Of great important are its activities in preparation of publications and description of ancient and early medieval Syrian, Coptic, Ethiopic, Arabic, Persian manuscripts, as well as records in other Oriental languages. Among its current projects are study and scientific publication of the oldest ecclesiastical legal texts, preserved in the Coptic, Arabic, Ethiopian and Syrian manuscripts; digitization and description of Coptic manuscripts in Egypt; scientific publication of the Syrian Octoechus, a review of the East Christian manuscripts from the Andechs monastery (Bavaria); and others. In addition to research projects and teaching activities at the university, the Society publishes a collection entitled "Eichstätter Beiträge zum Christlichen Orient" (EBCO). 5 volumes have been published by now. The article assesses various issues of the Society activities, tasks of studying history of the Christian East in connection with current political and cultural situation and history of studying eastern manuscripts in Europe. The author makes observations concerning prospects of using the European experience for studying the Orthodoxy in the East. At present, when the Middle East is a place of complex political and social processes, publication and study of Christian culture monuments in Russia and Europe is necessary for countries keeping up their Christian traditions; it may help to achieve peace in the land of ancient civilizations. Conservation and study of historical, philological, theological and cultural heritage of the Christian East is a significant task for archivists and historians.

Ключевые слова

Христианский Восток, источниковедение, археография, богословие, рукописная книга.

Keywords

Christian East, source study, archeography, theology, manuscripts.

В ноябре 2009 г. группа профессоров из Эйхштетта (Германия) и ряд их коллег из Бамберга, Мюнхена и Фрайбурга основали Общество по изучению христианского Востока (Forschungsstelle Christlicher Orient). Задачи Общества были связаны с необходимостью не только осмысления уровня знаний о христианстве на Ближнем Востоке, но также, по мнению организаторов, были вызваны жизненными вопросами современного существования христиан на Востоке в окружении исламской культуры. Изучение проблемы в ее теологических, исторических и культурных аспектах является главной задачей Общества. Такой опыт деятельности Общества представляется актуальным и для нашей страны, особенно в условиях тенденции сближения богословия со светскими науками и с учетом важности исследования рукописного наследия православных церквей на Востоке.

Общество существует на базе теологического факультета Католического университета Эйхштетта-Ингольштадта, сотрудничая с коллегами из других регионов и стран. В настоящее время в составе коллектива 12 членов (председатель – Петер Брунс), включая декана факультета, и двоих сотрудников. Помимо учебной нагрузки, Общество занимается научными проектами: изучением и научным изданием текстов древнейшего церковного права, сохранившихся в коптских, арабских, эфиопских и сирийских рукописях; оцифровкой и описанием коптских рукописей в Египте; научным издание сирийского Октоиха, описанием восточно-христианских рукописей монастыря Андекс (Бавария) и другие.

Результаты проводимой работы отражаются также в сборниках серии «Эйхштеттские статьи о христианском Востоке». Первый выпуск носит общий характер и вполне отражает тематику исследований Общества. Авторы отмечают, что в современных европейских университетах восточно-христианской проблематике почти не уделяется внимание, а в условиях Болонского процесса ситуация с преподаванием соответствующих предметов становится катастрофической. И это происходит на фоне определенного подъема исследований, связанных с теологическими и культурными вопросами ислама. Все это ставит задачу сохранения и изучения того исторического, филологического, теологического и культурного наследия, который оставил нам христианский Восток в его границах от Эфиопии до Грузии и от Средиземного моря до Индии и Восточной Азии.

Второй том серии содержит перевод исследования об истории сирийской науки и литературы в период антиохийского патриарха Игнатия Ефрема I. Третий том – сборник статей, посвященный юбилею одного из членов и основателей общества Хуберта Кауфхольда. Четвертый том представляет собой монографию о христианских святых как целителях тела и души, т. е. последователях Христа в деле лечения и наставления людей в период античности и раннего средневековья. Недавно вышедший пятый том – книга того же автора, содержащая переводы богословско-мистических персидских текстов конца VII в. с комментариями. Учитывая узкоспециальный характер большинства сборников, обратимся к первому из них (2012), содержащему своего рода программу действий и характеризующему современное состояние дел с изучением христианства на Востоке.

Сборник открывается приветственными письмами представителей христианских церквей: эйхштеттского епископа Грегора Марии Ханке, епископа коптского патриархата в Германии Анба Дамиана, архиепископа армянской церкви в Германии Карекина Бекджиана, префекта католической конгрегации в Риме Зенона Грошолевского, президента католического университета Эйхштетт-Ингольштатта Андреаса Лоб-Хюдеполя и архиепископа иракского Луиса Сако.

В первой исследовательской статье сборника, принадлежащей перу Удо Штайнбаха, дается краткий очерк современного положения христиан на Востоке, характеризующегося, несмотря на внимание со стороны папы Бенедикта XVI (действующий понтифик на момент написания статьи), представителей евангелической и католической церквей, правительств европейских государств, общим упадком и кризисом. Глобальной причиной является, с одной стороны, незавершенность формирования ближневосточных государств и продолжающаяся модернизация их политической и общественной жизни, а с другой – трудности, связанные с существованием христианских меньшинств в мусульманском пространстве.

Проблемы имеют свои истоки еще в VII в., когда арабы с основанием исламской империи стали теснить христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Поначалу конфессиональное разнообразие сохранялось, но постепенно исламизация исподволь набирала обороты (в частности, христиане были объявлены гражданами второго сорта и облагались дополнительными налогами). Разгром Константинополя крестоносцами в 1204 г. ослабил Византию как форпост против мусульман. Между тем именно восточные христиане сыграли роль передатчика знаний и культуры Греции арабам-мусульманам. Османское завоевание в XVI в. сделало восточных христиан подданными турецкого султана. При османском господстве христиане так же, как иудеи получили право свободного вероисповедания. Однако в XIX в. Османская империя, в первую очередь из-за роста национализма арабских мусульман, погрузилась в глубокий кризис. Упадок и падение Османской империи открыли возможности взаимодействия христиан Ближнего Востока с европейскими государствами: Франция взяла под свой протекторат восточных католиков и униатов, Англия – протестантов и монофизитов (церкви армянская, коптская, сирийская и эфиопская), Россия – православных. Вместе с тем обостряющийся исламский национализм в Армении привел к трагедиям.

XX в. для восточных христиан стал самым трагическим. Исламское населения в этот период неуклонно росло, а число христиан уменьшалось, в том числе из-за их эмиграции в другие части света. Негативно на положении христиан сказались следующие факторы: национализм, понимаемый как единство крови и религии; образование государства Израиль; исламский фундаментализм; падение государственной власти (как в случае с Ираком).

Основной объем сборника занимает статья Хуберта Кауфхольда «Наука о христианском Востоке: мысли о прошлом и будущем предмета». Автор прослеживает историю формирования научных знаний об истории, литературе и теологии восточных христиан. Первый раздел работы посвящен общей истории научных знаний о христианском Востоке, второй – истории преподавания в университетах Германии восточно-христианской проблематики как единого учебного и научного предмета.

Первые контакты с восточными христианами относятся к периоду средневековья, чему немало способствовали крестовые походы. К наиболее ранним сообщениям относятся записки пилигримов, отражающие, подчас в стереотипной форме, их представления о ближневосточных христианах. Источники, обязанные своим происхождением Римско-католической церкви, например, декрет Вьеннского собора 1312 г., показывают осведомленность папской курии о делах на Востоке. С другой стороны, в Западной Европе появлялись выходцы с Востока. Так, папские буллы XIII в. содержат пункты о поддержке обучавшихся в университетах восточных христианах. Целый ряд восточных христиан жили в Европе, являлись авторами книг, преподавателями своих родных языков в Западной Европе, владельцами рукописных собраний. Влияние западноевропейских и ближневосточных христиан было, таким образом, взаимным.

В XVI в. восточной тематикой заинтересовались гуманисты, с которыми связано начало интереса к ближневосточным языкам. Свою роль в этом деле сыграли Тезео Амброзий (сирийский и армянский языки), Ангелус Каниниус и Андреас Мазиус (сирийская грамматика), Иоанн Марцерус (халдейская грамматика) и др. Началось собирание и изучение восточных рукописей, их публикация. В XVII в. интерес к собиранию рукописей возрос, среди прочих его высказывал Герман Конринг, которого считают одним из основателей дипломатики как научной дисциплины. В XVIII в. возникла даже мода на все восточное, что отразилось и в науке, и в искусстве.

Центрами восточно-христианских исследований становятся университеты. В Хельмштетте уже в 1592 г. возникла профессура еврейских языков, а с 1660 г. – других восточных языков. В Йене профессура восточных языков появилась в 1749 г., в Киле – интенсивные исследования ведутся с XVII, в Гейдельберге – с XVIII, в Лейпциге и Фрайбурге – с XIX вв.

Далее автор переходит к более подробному изложению по направлениям: арабистика, сирология, коптская, эфиопская, армянская, грузинская церкви. Основное внимание уделено немецким исследователям. Российское происхождение (из Тифлиса) имеют только двое из названных Х. Кауфхольдом ученых, оба из них много сделали в области изучения грузинской литературы и церковной истории в Германии – Георгий Корнелий Кекелидзе (1879-1962) и Григорий Перадзе (1899-1942).

Объединить все восточно-христианские исследования в отдельную научную дисциплину впервые предложил Антон Баумштарк (1872-1948) в 1901 г. В задачи данной дисциплины, по его замыслу, должно входить изучение всех аспектов культуры христианского Востока.

Рассматриваемая книга предлагает, главным образом, «католический» взгляд на вопросы истории и современного состояния христианской культуры на Ближнем Востоке. Между тем, как известно, Православие на Ближнем Востоке имеет давние и богатые традиции, историографический пласт работ, посвященных данной теме, также велик и вполне заслуживает специального рассмотрения. Непростую историю имела деятельность Православного Палестинского общества на Ближнем Востоке, продолжающая и поныне. На территории Ближнего Востока располагаются четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский и две архиепископии – Кипрская и Синайская. Безусловно, влияние Православия на Ближнем Востоке – один из ключевых факторов, формировавших прошлое и определяющих будущее всего региона.

Представляется, что сказанное У. Штайнбахом о современном положении католиков на Ближнем Востоке, во многом справедливо и для Православия в этом регионе. Обстановка продолжает оставаться напряженной, а политические отношения между государствами и церквями – непростыми. Между тем присутствие на Ближнем Востоке христианской культуры и в том числе православной культуры, определяет своеобразие региона, исторически являющегося «колыбелью христианства». Сохранение христианского наследия на Востоке, как показывают и научные планы организаторов общества, является одной из важных задач всего современного человечества.

Опыт «Общества по изучению христианского Востока» показывает эффективность подобных инициатив в рамках университетов. Именно высшие учебные заведения могли бы стать в России двигателями науки и генераторами новых научных школ в сфере практического источниковедения и археографии. В университете этому способствуют возможности сочетания исследовательской работы с построением авторских учебных курсов, привлечение к работе заинтересованных студентов и аспирантов, использование системы грантов и сотрудничество с зарубежными коллегами. Предметом исследований и изданий могли бы быть источники по отечественной истории, в том числе малоисследованные фонды центральных и региональных собраний. Конечно, формирование исследовательских групп в университетах возможно только в том случае, если наука является основной сферой деятельности преподавательского состава. Для этого необходимы возможность сочетания преподавательской и научной деятельности (оптимальные размер и распределение нагрузки), наличие определенной свободы в выборе курсов и тематики исследования, инициативность и заинтересованность. Хочется надеяться, что, несмотря на все трудности современного образования, исследовательская работа в наших университетах будет развиваться, обогащая науку новыми находками и открытиями.

Список литературы / References

BÜTTNER, W. „Gottheit in uns”: Die monastische und psychologische Grundlegung der Mystik nach einer überlieferten Textkollektion aus dem Werk des Šem‘ on d-Taibuteh [«Божественное в нас»: Иноческие и психологические основания мистицизма в хрестоматии Симеона Тайбута. На нем.] ["Deity in us": The monastic and psychological foundation of mysticism according to a traditional text collection from the work of Šem 'on d-Taibuteh. In German] (Eichstätter Beiträge zum Christlichen Orient. Bd. 5). Wiesbaden, 2017. XV, 357 S.

BÜTTNER, W. Leib-und Seelenärzte: Die heiligen Mediziner der Alten Kirche [Медики и душа: Святые доктора Старой Церкви. На нем.] [Physicians and Souls: The Holy Doctors of the Old Church. In German] (Eichstätter Beiträge zum Christlichen Orient. Bd. 4). Wiesbaden, 2015. XII, 180 S.

Mor Ignatios Aphem I. Barsaum. Geschichte der syrischen Wissenschaften und Literatur / aus dem Arabischen von G. Toro und A. Gorgis [История Сирийской науки и литературы. На нем.] [History of the Syrian sciences and literature. In German] (Eichstätter Beiträge zum Christlichen Orient. Bd. 2). Wiesbaden, 2012. 506 S.

Orientalia Christiana: Festschrift für Hubert Kaufhold zum 70. Geburtstag [Христианский Восток: Посвящено 70-летнему юбилею Губерта Кауфхольда. На нем.] [Orientalia Christiana: Commemorative for Hubert Kaufhold on his 70th birthday. In German] (Eichstätter Beiträge zum Christlichen Orient. Bd. 3). Wiesbaden, 2013. XXX, 683 S.

Vom Euphrat an die Altmühl. Die Forschungsstelle Christlicher Orient an der Katholischen Universität Eichstätt-Ingolstadt / Hg. von P. Bruns, H.O. Luthe [От Ефрата до Альтмюля: Центр изучения христианского Востока в Католическом университете Ингольштадта. На нем.] [From the Euphrates to the Altmühl. The Christian Orient Research Center at the Catholic University of Eichstätt-Ingolstadt. In German] (Eichstätter Beiträge zum Christlichen Orient. Bd. 1). Wiesbaden: Harassowitz Verlag, 2012. XXIV, 223 S.

Сведения об авторах

Комочев Никита Алексеевич, кандидат исторических наук, Институт славяноведения РАН, научный сотрудник; Российский государственный гуманитарный университет, доцент, г. Москва, Российская Федерация, 8-499-126-94-84, 8-495-628-34-75, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Nikita A. Komochev, PhD in History, Institute of Slavic Studies of the Russian Academy of Sciences, Researcher, Russian State University for the Humanities, assistant professor, Moscow, Russian Federation, +7-499-126-94-84, +7-495-628-34-75, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 7.07.2017г., опубликована:

Комочев, Н. А. Рукописное наследие христианского Востока: сохранение и исследование // Вестник архивиста. – 2017. - № 4. – С. 309-319.

Submitted 7.07.2017, published:

KOMOCHEV, N. A. Rukopisnoe nasledie khristianskogo Vostoka: sokhranenie i issledovanie. [Manuscript heritage of the Christian East: Its conservation and study. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2017, no. 4, pp. 309-319.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.