«Это великое событие в нашей церкви». Епископ Луцкий Поликарп о подписании Акта о соединении Украинских православных церквей

Печать PDF

94(47).084.8"1939/1945"

DOI 10.28995/2073-0101-2018-2-522-535

Л. А. Лыкова, А. В. Суханов

Российский государственный архив социально–политической истории, г. Москва, Российская Федерация

«Это великое событие в нашей церкви». Епископ Луцкий Поликарп о подписании Акта о соединении Украинских православных церквей

Lyudmila А. Lykova, Alexander V. Sukhanov

Russian State Archive of Social and Political History, Moscow, Russian Federation

‘This is a Great Event in Our Church’: Bishop of Lutsk Polycarp on the Signing of the Act of Unity of the Ukrainian Orthodox Churches

Аннотация

Исследование ранее не введенных в научный оборот документов ставит своей целью восполнить лакуны в изучении неизвестных страниц, исторических фактов и событий в истории Православия на Украине в годы Великой Отечественной войны. Актуальность публикации архивных документов обусловлена происходящими процессами и положением Православной церкви в Украине, где она подвергается гонениям со стороны политической элиты. Раскол Украинской православной церкви и ее преследование сегодня поддерживают определенные круги украинского духовенства. В годы Великой Отечественной войны религиозная жизнь на временно оккупированной территории Украины носила чрезвычайно неоднозначный характер. Оккупанты поддерживали раскол в Украинской православной церкви. Итогом явилось разделение Православных церквей на Украине на Автономную, поддерживающую каноническую связь с Русской православной церковью, и Автокефальную, неканоническую, стремящуюся порвать все связи с Московским Патриархатом. В связи с этой направленностью задача исследования - представить новые архивные источники, чтобы наиболее полно и объективно исследовать историю Православия на Украине. Примененная авторами методика археографического и источниковедческого анализа новых документов позволила установить подлинность документов, время и место их происхождения, определить новизну документов и их научную и практическую значимость. Архивные источники, выявленные для документального проекта «Православие на Украине в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» дают представление о сложившейся ситуации, о происходивших убийствах священнослужителей Украинской православной церкви, свидетельствуют о сотрудничестве епископата Украинской Автокефальной церкви с оккупационными властями. Создать единую Украинскую Православную Церковь не удалось. Весной 1943 г. отряды ОУН начали военные действия против немцев, которые, в свою очередь перестали поддерживать их духовную опору – Автокефальную Церковь. Московский Патриархат Русской православной церкви признал единственной легитимной православной церковью на Украине Автономную. После бегства епископата Украинской Автокефальной православной церкви вслед за отступающей армией врага православные приходы на землях Украины переходили в юрисдикцию Московского патриархата РПЦ.

Abstract

Analysis of the previously unknown to the scholarship documents strives to close the gaps in studying unknown facts and events of the history of Orthodoxy in Ukraine in the days of the Great Patriotic War. The article presents new archival sources in order to explore the history of Orthodoxy in Ukraine more fully and objectively. The significance of the publication of these archival documents stems from current processes and state of the Orthodox Church in Ukraine, where it has exposed to persecution by the political elite of Ukraine. Certain circles of the Ukrainian clergy support the split of the Ukrainian Orthodox Church and its persecution. During the Great Patriotic War religious life in the occupied Ukrainian territories was extremely ambiguous. The Nazi occupiers encouraged the split in the Ukrainian Orthodox Church, which resulted in emergence of the Ukrainian Autonomous Orthodox Church, which maintained canonical ties with the Russian Orthodox Church, and Ukrainian Autocephalous Orthodox Church, which was non–canonical and sought to break all ties with the Moscow Patriarchate. The authors have carried out archeographic and source–studies analysis of the new documents in order to establish their authenticity, time and place of their origin and to determine their novelty and scientific and practical significance. Archival sources identified in the course of documentary project ‘Orthodoxy in Ukraine in the days the Great Patriotic War of 1941–1945’ shed light on the situation, describe numerous killings of priests of the Ukrainian Orthodox Church, speak of cooperation of the episcopate of the Ukrainian Autocephalous Church with the occupation authorities. The attempt to create a unified Ukrainian Orthodox Church failed. In spring 1943, the troops of the Organization of Ukrainian Nationalists (OUN) opened hostilities against the Nazis, who responded by ceasing all support of their spiritual pillar, the Autocephalous Church. The Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church only recognized legitimacy of the Autonomous Orthodox Church in Ukraine. After the bishops of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church escape in the steps of the retreating German army, the Orthodox parishes on the territory of Ukraine passed into jurisdiction of the Moscow Patriarchate of the ROC.

Ключевые слова

Источник, архив, Русская Православная Церковь, Великая Отечественная война, СССР, нацистская Германия.

Keywords

Source, archive, Russian Orthodox Church, World War II, USSR, Nazi Germany.

Актуальность данной публикации связана с процессами, происходящими вот уже несколько лет на Украине по отношению к Православию на Украине и Русской православной церкви. Сегодня особенно актуально заглянуть в прошлое и увидеть истоки происходящих процессов и положения Православной церкви в Украине, где она подвергается гонениям со стороны политической элиты. Раскол Украинской православной церкви и ее преследование поддерживают определенные круги украинского духовенства. Изучение историографии темы «Православие на Украине в годы Великой Отечественной войны» позволило сделать вывод о том, что тема не достаточно полно представлена монографиями, статьями и сборниками документов. В основном авторы исследований в своих публикациях по проблемам истории религий и истории Русской православной церкви в некоторых разделах уделяли этой теме недостаточное внимание, например, известный историк М. В. Шкаровский в своих трудах.

О. Ю. Васильева, успешно и многогранно изучив и опубликовав целый корпус статей, монографий и сборников документов, лишь отдельными фрагментами рассказывала об Украинской православной церкви. Много трудов по теме Русской православной церкви подготовил и М. И. Одинцов, но история Православия в Украине не была им освещена полностью. В 2009 г. вышел документальный сборник «Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945 гг.», в котором опубликованы отдельные архивные источники по теме «Православие на Украине.

Религиозная политика нацистов на временно оккупированной территории Советского Союза – одна из наиболее сложных проблем в современной историографии, требующих глубокого и детального изучения. Украинская каноническая православная церковь является крупнейшей конфессией на Украине, связывает себя со всем украинским общество. На 1 января 2014 г. она включала 33 993 религиозные организации. Оккупанты стремились разорвать каноническую связь Украинской православной церкви с Московским патриархатом РПЦ. Нацистская Германия в лице своих представителей, особенно заметным деятелем в решении религиозных вопросов был А. Розенберг, способствовала расколу Украинской православной церкви.

Факторы дробления и раскола должны были стать ядром религиозной политики немцев, которая окончательно сложилась к весне 1942 г. Сохранилось свидетельство самого А. Розенберга о его переговорах с А. Гитлером и М. Борманом 8 мая 1942 г., на которых отмечалось, что на занятых территориях уже возникают «сами собой большие религиозные объединения, которые следует использовать и контролировать. Отдельного закона о религиозной свободе в восточных областях решено было не издавать, а провести все мероприятия по установлению веротерпимости от имени рейхскомиссариатов «Украины» и «Остланда».

На временно оккупированных территориях Украины шло открытие храмов. Их число составило 7 547. Возобновили свою деятельность и монастыри. На временно оккупированных территориях их стало 29. Казалось бы, эти факты свидетельствовали о сложившемся альянсе между оккупационными властями и Церковью, говорили о некой религиозной политике немцев, суть которой состояла в «возрождении» религиозной жизни в большевистской России. А само это «возрождение» историки русской эмиграции В. И. Алексеев и Ф. Г. Ставру позже назовут «вторым крещением Руси».

Но ни о каком «возрождении религиозной жизни» речи быть не могло. Немцы использовали религиозный фактор в оккупированных областях РСФСР, Украины и Белоруссии с разными целями. В РСФСР – уменьшить народное сопротивление, на Украине - противопоставить украинское православие Московскому Патриархату; в Белоруссии – создать «самостоятельную» Церковь, подчиненную немецкой идеологии. Сепаратистские национальные Церкви заявили о себе только на Украине, где одновременно действовали Автономная Украинская православная Церковь (УПЦ), признающая верховный авторитет Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Страгородского) и «Автокефальная» Украинская Православная Церковь (УАПЦ) во главе с архиепископом Луцким Поликарпом (Сикорским). Создание двух параллельных иерархий немцам было необходимо для ослабления русского влияния в Восточной Украине, с одной стороны, и для дополнительного контроля за усиливающимся украинским национализмом, с другой.

Автокефальная Церковь в отличие от Автономной сразу же установила тесные контакты с националистическим движением, прежде всего с ОУН, запугивающей православное население Украины, отказывающееся переходить из УПЦ в УАПЦ. Именно оуновцы мучили и убивали духовенство и епископат, не желавших сотрудничать с «автокефалистами». Создать единую Украинскую Православную Церковь не удалось. Весной 1943 г. отряды ОУН начали военные действия против немцев, которые, в свою очередь перестали поддерживать их духовную опору – Автокефальную Церковь. Деятельность автокефалистов была оценена Московским Патриархатом в марте 1943 г. как неканоническая и изменническая. Автономную Церковь Русская Православная Церковь рассматривала как единственную легальную церковную организацию, вокруг которой сплотилось большинство православных на оккупированных украинских землях.

В 1944 г. началось освобождение Красной армией Украины от немецко–фашистских захватчиков. Брошенные епископами Автономной и Автокефальной церквей церковные приходы переходили в юрисдикцию Русской православной церкви. Мощным фактором восстановления влияния Русской православной церкви на освобожденных территориях становился фактор восстановления Патриаршества РПЦ, проведение Поместного Собора и создание Совета по делам Русской православной церкви при СНК СССР, в составе которого был создан Инспекторский отдел для организации работы по координации деятельности уполномоченных на местах.

Список литературы

Васильева, О. Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства в 1943–1948 гг. - М.: Институт российской истории, 1999. – 212 с.

Мальцев, В. Жертва Гражданской войны. Преследования Украинской православной церкви в ходе конфликта на Украине. 2014–2015. – М.: Русская книга, 2016. – 155 с.

Одинцов, М. И. Власть и религия в годы войны. Государство и религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. - М., 2005 – 540 с.

Одинцов, М. И., Кочетова, А. С. Конфессиональная политика в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: РОССПЭН, 2014. – 316 с.

Одинцов, М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. - М.: РАГС, 1995. – 221 с.

Розенберг, А. Политический дневник. 1934–1944. – М., Фонд «Историческая память», 2015. – 446 с.

Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. - М.: Изд-во Крутицкого подворья; Общество любителей церковной истории, 2009. – 765 с.

Шкаровский, М. В. Нацистская Германия и Православная Церковь. Нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на оккупированных территориях СССР. - М.: Крутицкое патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 2002 – 521 с.

Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. - М.: Крутицкое патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 2000. – 399 с.

Якунин, В. Н. Русская Православная Церковь на оккупированных территориях СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. - Самара: Самарский ун-тет, 2001. – 242 с.

References

MAL'TSEV, V. Zhertva Grazhdanskoi voiny. Presledovaniya Ukrainskoi pravoslavnoi tserkvi v khode konflikta na Ukraine. 2014–2015 [The victim of the Civil war. The persecution of the Ukrainian Orthodox Church during the conflict in Ukraine. 2014–2015. In Russ.]. Moscow, Assotsiatsiya knigoizdatelei “Russkaya kniga” publ., 2016, 155 p.

ODINTSOV, M. I., KOCHETOVA, A. S. Konfessional'naya politika v Sovetskom Soyuze v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941–1945 gg. [Religious policy in the Soviet Union in the days the Great Patriotic War of 1941–1945. In Russ.]. Moscow, ROSSPEN publ., 2014, 316 p.

ODINTSOV, M. I. Religioznye organizatsii v SSSR nakanune i v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941–1945 gg. [Religious organizations in the Soviet Union before and during the Great Patriotic War of 1941–1945. In Russ.]. Moscow, RAGS publ., 1995, 221 p.

ODINTSOV, M. I. Vlast' i religiya v gody voiny. Gosudarstvo i religioznye organizatsii v SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941–1945 gg. [Power and religion in the wartime. The state and religious organizations in the USSR in the days of the Great Patriotic War of 1941–1945. In Russ.]. Moscow, 1999, 540 p.

ROZENBERG, A. Politicheskii dnevnik. 1934–1944 [Political diary. 1934–1944. In Russ.]. Moscow, Fond “Istoricheskaya pamyat'” publ., 2015, 446 p.

Russkaya pravoslavnaya tserkov' v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941–1945 gg. [The Russian Orthodox Church in the days the Great Patriotic War of 1941-1945. In Russ.]. Moscow, Izdatel'stvo Krutitskogo podvor'ya: Obshchestvo lyubitelei tserkovnoi istorii publ., 2009, 765 p.

SHKAROVSKII, M. V. Natsistskaya Germaniya i Pravoslavnaya Tserkov'. Natsistskaya politika v otnoshenii Pravoslavnoi Tserkvi i religioznoe vozrozhdenie na okkupirovannykh territoriyakh SSSR [Nazi Germany and the Orthodox Church. Nazi policy towards the Orthodox Church and the religious revival in the occupied territories of the USSR. In Russ.]. Moscow, Krutitskoe patriarshee podvor'e: Obshchestvo lyubitelei tserkovnoi istorii publ., 2002, 521 p.

SHKAROVSKII, M. V. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' pri Staline i Khrushcheve [The Russian Orthodox Church under Stalin and Khrushchev. In Russ.]. Moscow, Krutitskoe patriarshee podvor'e: Obshchestvo lyubitelei tserkovnoi istorii publ., 2000, 399 p.

VASIL'EVA, O. YU. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' v politike Sovetskogo gosudarstva v 1943–1948 gg. [The Russian Orthodox Church in Soviet state policies in 1943–1948. In Russ.]. Moscow, 1999, 212 p.

YAKUNIN, V. N. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' na okkupirovannykh territoriyakh SSSR v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. [The Russian Orthodox Church in the occupied territories of the USSR in the days of the Great Patriotic War of 1941-1945. In Russ.]. Samara, Samarskii universitet publ., 2001, 242 p.

Сведения об авторах

Суханов Александр Васильевич, Российский государственный архив социально-политической истории, ведущий специалист, г. Москва, Российская Федерация, 8-963-362-29-01, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Лыкова Людмила Анатольевна, доктор исторических наук, Российский государственный архив социально-политической истории, главный специалист, г. Москва, Российская Федерация, 8-926-531-19-45, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Sukhanov Alexander Vasilievich, Russian State Archive of Social and Political History, leading specialist, Moscow, Russian Federation, +7-963-362-29-01, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Lykova Lyudmila Anatolievna, PhD in History, Russian State Archive of Social and Political History, principal specialist, Moscow, Russian Federation, +7-926-531-19-45, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Сведения о грантах

Публикация подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда «Сборник документов и материалов "Православие на Украине в годы Великой Отечественной войны"» (№ 17-01-00369).

Grant information

The publication has been prepared with financial support of the Russian Foundation for Humanities (science project ‘Orthodoxy in Ukraine in the days of the Great Patriotic War’ no. 17-01-00369).

В редакцию статья поступила 18.01.2018 г., опубликована:

Лыкова, Л. А., Суханов, А. В. «Это великое событие в нашей церкви». Епископ Луцкий Поликарп о подписании Акта о соединении Украинских православных церквей // Вестник архивиста. – 2018. - № 2. – С. 522-535. doi 10.28995/2073-0101-2018-2-522-535

Submitted 18.01.2018, published:

LYKOVA, L. A., SUKHANOV, A. V. “Eto velikoe sobytie v nashei tserkvi”. Episkop Lutskii Polikarp o podpisanii Akta o soedinenii Ukrainskikh pravoslavnykh tserkvei [‘This is a Great Event in Our Church’: Bishop of Lutsk Polycarp on the Signing of the Act of Unity of the Ukrainian Orthodox Churches. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2018, no. 2, pp. 522-535. doi 10.28995/2073-0101-2018-2-522-535

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.