Аудиовизуальные документы радио и телевидения в составе отечественного документального наследия: вопросы комплектования, хранения и изучения

Печать PDF

УДК 94(47)+930.253+086(654.19)

DOI 10.28995/2073-0101-2019-1-89-101

М. М. Жукова

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

Аудиовизуальные документы радио и телевидения в составе отечественного документального наследия: вопросы комплектования, хранения и изучения

Maria M. Zhukova

Russian University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

Radio and Television Audiovisual Documents as a Part of National Documental Heritage: Issues of Acquisition, Storage, and Study

Аннотация

В статье представлены результаты изучения формирования и современного состояния комплекса аудиовизуальных документов радио и телевидения в составе документального наследия России. Исходя из предпосылки о значимости и информационном потенциале архивных телерадиопрограмм, автор рассматривает историю изучения документов радио и телевидения как объектов архивного хранения и исторических источников в отечественной литературе, основные этапы формирования коллекций телерадиопрограмм в составе Архивного фонда РФ и национального библиотечно-информационного фонда страны, правовые и практические последствия разделения документов между архивными учреждениями и организациями, которые обеспечивают хранение обязательных экземпляров телерадиопрограмм. На основе изучения историографического наследия поставлен вопрос о необходимости специфического подхода к аудиовизуальным документам радио и телевидения как поточной тиражируемой продукции на этапе ее архивного хранения. Анализируя архивные документы Гостелерадио СССР, советские и российские нормативно-правовые акты в сфере архивного дела, актуальный опыт Всероссийской государственной телерадиокомпании, автор выделил три значимых этапа в формировании комплекса аудиовизуальных документов телерадиовещания (1930-е – середина 1960-х гг., конец 1960-х – 1980-е гг., 1990–2010-е гг.). Автором установлены причины того, почему документы телевидения практически не были включены в состав Государственного архивного фонда СССР и не поступали на государственное хранение в советский период: наряду с ведомственным соперничеством Главного архивного управления СССР и Гостелерадио СССР имели значение неготовность архивов работать с видеофонограммами телевидения и несоответствие профиля государственных архивов кинодокументов, которые не принимали на хранение художественную телевизионную продукцию. Предложены подходы к обновлению положений экспертизы ценности аудиовизуальных документов, поскольку традиционный акцент на отборе и выборочном приеме документов телерадиовещания утратил актуальность из-за законодательного закрепления приема телерадиопрограмм на государственное хранение в полном объеме в качестве обязательных экземпляров: более продуктивными являются оценка документов на этапе их дифференцированного описания и выборочное хранение документов на основе формальных критериев в корпоративных архивах телерадиокомпаний после передачи обязательного экземпляра на государственное хранение.

Abstract

The article introduces the results of studying the history and contemporary status of radio and television audiovisual documents as a part of national documental heritage. Based on the assumption of information value of archival radio and television records, the author reviews national scholarship studying old shows as archival documents and historical sources and analyzes stages of records acquisition by the Archival Fund of the Russian Federation and the national library and information fund. The author also focuses on legal and practical consequences of the break-up of records collections in various archives and organizations that are to store legal deposit copies of shows. After reviewing professional literature, it can be concluded that films, sound and video records of shows are specific documents that need special instruments for appraisal, selection, and description. Having studied documents of the Soviet State Broadcasting Committee, Soviet and Russian laws on archival science and practice, and contemporary experience of the All-Russian State Broadcasting Company, the author comes forth with three main periods in acquisition of radio and television records: 1930s – mid-1960s; late 1960s – 1980s; 1990s – 2010s. The author also determines reasons why television records were not included in the Soviet State Archival Fund collections: it was due to rivalry between the Soviet State Archives Department and State Broadcasting Committee and to disinclination of the archives to deal with television tapes records. The article includes recommendations on updating appraisal policy as far as audiovisual records are concerned. Records selection has lost its significance due to legal prescription to safeguard all programs as legal deposit copies, and it now seems more effective to appraise the records while they are being described in finding aids. Records assessment and selection based on formal criteria can be made within television and radio broadcasting companies’ archives after legal deposit copies have been delivered to liable organizations.

Ключевые слова

Аудиовизуальный документ, телерадиовещание, телерадиопрограмма, экспертиза ценности, Архивный фонд РФ, национальный библиотечно-информационный фонд, обязательный экземпляр документов.

Keywords

Audiovisual document, broadcasting, radio and television records, appraisal policy, Archival Fund of the Russian Federation, national library and information fund, legal deposit copy.

Организации телерадиовещания являются крупнейшими производителями аудиовизуальной продукции, они создают аудиовизуальную летопись событий, которая обладает значительным информационным потенциалом для изучения истории России. В связи с этим актуальным представляется изучение комплекса аудиовизуальных документов телерадиовещания с точки зрения истории его формирования, опыта изучения, а также практики организации хранения в современных правовых условиях.

Необходимость такого исследования обусловлена тем, что в отечественной историографии есть лишь несколько публикаций, посвященных изучению аудиовизуальных документов радио и телевидения как объектов архивного хранения и исторических источников.

В 1960-е гг. архивисты из-за увеличения объема создаваемых на телевидении документов впервые приступили к изучению кинодокументов телевещания для возможной передачи их на государственное хранение. В ходе дискуссии архивистов и представителей телерадиовещания в архивном сообществе формировалась позиция, что документы телевещания не обладают специфическими особенностями по сравнению с документами кинематографа и не требуют особых подходов в сфере комплектования, классификации, учета и описания. В дальнейшем архивисты сосредоточили внимание на вопросах пополнения Государственного архивного фонда (ГАФ) СССР фонодокументами Всесоюзного радио, поскольку, как показано далее, комплектование государственных архивов документами телевидения так и не было налажено.

Также исследователи осуществили реконструкцию документального наследия советского радио 1920–1940-х гг. В работах Т. М. Горяевой, В. А. Коляды, О. И. Куденко и других рассмотрены вопросы сохранности, классификации, состава и содержания фонодокументов радио периода «живого вещания» и Великой Отечественной войны, когда звукозапись применялась эпизодически. Следует также отметить публикации об опыте работы ведомственных фильмотек и фонотек Гостелерадио СССР, которые носят обзорный характер.

Для определения места документов телерадиовещания в составе документального наследия России рассмотрим этапы формирования данного комплекса документов. Как показало исследование, целесообразно выделить три значимых этапа: 1930-е – середина 1960-х гг.; конец 1960-х – 1980-е гг., период 1990–2010-х гг.

Для первого периода было характерно бессистемное накопление и децентрализованное хранение документов радио и телевидения в государственных и ведомственных архивах. На государственное хранение передавались только фонодокументы радио: фабрика «Радиофильм», редакции Всесоюзного радио выступали источниками комплектования Центрального государственного архива звуковых записей СССР в 1932–1934 гг., а затем – объединенного Центрального государственного архива кинофотофонодокументов СССР (ЦГАКФФД). При этом документы поступали с текстовой сопроводительной документацией низкого качества, и архив не мог обеспечить полноценное описание и использование документов, так как не имел необходимой техники для прослушивания документов, что привело к утрате многих звукозаписей радио 1930–1940-х гг.

В системе Гостелерадио СССР функционировали разрозненные фильмотеки и фонотеки без единых методических основ, что также препятствовало эффективному использованию документов. Наиболее крупной коллекцией обладал Государственный дом радиовещания и звукозаписи, созданный в 1938 г. Имели место неоднократные случаи уничтожения и утраты документов по идеологическим причинам и из-за ненадлежащего хранения.

Новый этап в организации хранения документов радио и телевидения начался в 1960-е гг., когда сотрудники телерадиовещания приступили к поиску сохранившихся звукозаписей Всесоюзного радио 1941–1945 гг. в преддверии 20-летия Победы в Великой Отечественной войне. Было установлено, что в ЦГАКФФД СССР фонодокументы находятся под угрозой уничтожения, часть аннотаций утрачена, отсутствует работающая техника предыдущих поколений.

Актуальной представляется выработка алгоритмов оценки документов для телерадиокомпаний, которые после передачи на государственное хранение обязательных экземпляров вправе самостоятельно определять ценность документов своего корпоративного архива. Как показывает практика, оптимальным является выборочный прием документов на основе формальных критериев: часть телерадиопрограмм заранее определенных жанров хранится полностью (фильмы, сериалы, спортивные трансляции, сюжеты информационных программ и исходные материалы к ним), другая часть подвергается экспертизе ценности и может быть представлена выборочно в виде образцов продукции как первый, десятый, сотый выпуски (игровые программы, ток-шоу популярного характера, анонсы, обзоры печати). Такой подход позволяет сбалансировать затраты на оценку поступающих документов и на их учет, хранение, описание и поиск и при этом достаточно полно отразить в документах историю компании. В частности, такой алгоритм реализован в архивах Би-Би-Си.

Необходимо признать, что до сих пор в отечественном архивоведении не сформировался подход к аудиовизуальным документам радио и телевидения как специфическим объектам архивного хранения. Практика хранения документов радио и телевидения складывалась как под влиянием ведомственных интересов ГАУ СССР и Гостелерадио СССР, так и под воздействием объективных обстоятельств – специфики продукции телерадиовещания, неготовности архивов к работе с видеодокументами. В результате на государственном уровне сформировался взгляд на документы радио и телевидения как на тиражируемую продукцию и в 1990-е гг. телерадиопрограммы были отнесены к составу национального библиотечно-информационного фонда страны наряду с печатными изданиями, документы радио и телевидения, поступившие на государственное хранение в качестве архивных документов, включены в состав Архивного фонда РФ; в итоге они являются частями двух разных по статусу, составу и содержанию сегментов документального наследия страны. Это актуализирует теоретические и практические исследования по проблемам экспертизы ценности документов, дифференцированного описания и правового регулирования использования аудиовизуальных документов.

Список литературы

Горяева, Т. М., Луначарский, Е. Л. Документальный фонд советской радиожурналистики // Археографический ежегодник за 1987 год. – М.: Наука, 1988. – С. 119–131.

Дугина, Л. П., Максимов, Н. Ф. Роль телевизионных фильмотек в создании документальных фильмов // Советские архивы. – 1969. – № 4. – С. 39-53.

Коляда, В. А. «Есть звуки, их значенье…». – М.: РГГУ, 2008. – 237 с.

Никифоров, Е. И. Экспертиза кинодокументов телестудий // Советские архивы. – 1966. – № 4. – С. 25–29.

Прохорова, Г. Ф. Комплектование ЦГАЗ СССР звукозаписями Всесоюзного радио // Советские архивы. – 1971. – № 2. – С. 87–88.

References

GORYAEVA, T. M., LUNACHARSKII, E. L. Dokumental’nyi fond sovetskoi radiozhurnalistiki [Documentary fond of Soviet radio journalism. In Russ.]. IN: Arkheograficheskii ezhegodnik za 1987 god [Yearbook on Archeography for 1987], Moscow, Nauka publ., 1988, pp. 119-131.

DUGINA, L. P., MAKSIMOV, N. F. Rol’ televisionnykh fil’motek v sozdanii dokumental’nykh fil’mov [Television archives’ place in the documentary films production. In Russ.]. IN: Sovetskie arkhivy, 1969, no. 4, pp. 39–53;

KOLYADA, V. A. “Est’ zvuki, ikh znachen’e…” [“There are sounds, their meaning…”. In Russ.]. Moscow, RGGU publ., 2008, 237 p.

NIKIFOROV, E. I. Ekspertiza tsennosti kinodokumentov telestudii [Selection and appraisal of television films. In Russ.]. IN: Sovetskie arkhivy, 1966, no. 4, pp. 25–29.

PROKHOROVA, G. F. Komplektovanie TSGAZ SSSR zvukozapisyami Vsesoyuznogo radio [Acquisition of Soviet radio sound records in the Central State Archive of Sound Records of the USSR. In Russ.]. IN: Sovetskie arkhivy, 1971, no.2, pp. 87–88.

Сведения об авторах

Жукова Мария Михайловна, Российский государственный гуманитарный университет, Историко-архивный институт, кафедра документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов, старший преподаватель, г. Москва, Российская Федерация, 8-916–515–66–80, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Zhukova Maria Mikhailovna, Russian State University for the Humanities, History and Archives Institute, department of document science, audiovisual and scientific and technological archives, senior lecturer, Moscow, Russian Federation, +7–916–515–66–80, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 4.05.2018 г., опубликована (для цитирования):

Жукова, М. М. Аудиовизуальные документы радио и телевидения в составе отечественного документального наследия: вопросы комплектования, хранения и изучения // Вестник архивиста. – 2019. - № 1. – С. 89-101. doi 10.28995/2073-0101-2019-1-89-101

Submitted 4.05.2018, published (for citation):

ZHUKOVA, M. M. Audiovizual'nye dokumenty radio i televideniya v sostave otechestvennogo dokumental'nogo naslediya: voprosy komplektovaniya, khraneniya i izucheniya [Radio and Television Audiovisual Documents as a Part of National Documental Heritage: Issues of Acquisition, Storage, and Study. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 1, pp. 89-101. doi 10.28995/2073-0101-2019-1-89-101

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.