Исследования критериев востребованности и эффективности функционирования музея крупного промышленного предприятия атомной отрасли

Печать PDF

УДК 069.01+069:621.039

DOI 10.28995/2073-0101-2019-1-126-139

С. М. Брыкалов, А. С. Балыбердин, В. Е. Бородина

«ОКБМ Африкантов», г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Исследования критериев востребованности и эффективности функционирования музея крупного промышленного предприятия атомной отрасли

Sergey M. Brykalov, Aleksey S. Balyberdin, Vera E. Borodina

“Afrikantov ОКВМ,” Nizhny Novgorod, Russian Federation

Criteria for Studying Demand for a Museum of a Large Nuclear Industry Enterprise and Assessing Its Efficiency

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению результатов исследования востребованности и эффективности функционирования музея крупного промышленного предприятия атомной отрасли (АО «ОКБМ Африкантов»). Исследования проводились эмпирическими методами – посредством опроса заинтересованных лиц в прямой и опосредованной форме и анкетирования. Анализ полученных результатов проводился с использованием общеизвестных научных методов (группировка, классификация, анализ, синтез и другие), а также с учетом применения процессного, комплексного функционального и системного подходов. По итогам проведенных исследований выявлено, что музей в АО «ОКБМ Африкантов» достаточно востребован, и качество организации его работы, в целом, соответствует ожиданиям потребителей, однако существуют определенные проблемные области, нуждающиеся в улучшении функционирования. В числе общих сложностей и проблемных областей функционирования музеев промышленных предприятий, авторами исследований отмечены следующие: малочисленность штатов, ограниченность средств на осуществление повседневной деятельности, слабая оснащенность средствами компьютерной и специализированной техники. Проблемные области в организации музейной деятельности промышленного предприятия, выявленные по итогам исследований, вполне согласуются с предыдущим высказыванием. На основе анализа выявленных проблемных областей авторами исследований предложены пути оптимизации и совершенствования музейной деятельности. Выводы работы основаны на результатах качественного и количественного анализа востребованности и качества функционирования музея по ключевым характеристикам (критериям эффективности). Итогом работы является определение перечней проблемных областей и предложений по их устранению и совершенствованию организации музейной деятельности на промышленном предприятии в целом. При этом проблемные области рассматриваются как «зоны развития», решение которых позволит повысить востребованность и эффективность деятельности музея, а реализация комплекса научно-технических и организационных мероприятий – увеличить удовлетворенность потребителей и стейкхолдеров. Результаты исследований и предложенные решения могут быть заимствованы и использованы на аналогичных по роду деятельности промышленных предприятиях.

Abstract

The article reviews the results of studying the demand for the museum at the nuclear industry enterprise JSC “OKBM Afrikantov” and its effectiveness. The research uses empirical methods of interviews and surveys through questionnaire. The results are analyzed using such scientific methods as grouping, classification, analysis, synthesis, as well as process, functional, and system approaches. Upon receiving the results it becomes clear that the museum is quite in demand and mostly meets the visitors’ expectations. However, there are some problem areas in museum’s work which should be improved. Among the challenges and problem areas of the industrial museum functioning the authors underscore the following: staff shortage, financial restrictions, lack of computers and special technical equipment. Problem areas shown in the research coincide with these. Having analyzed the problem areas, the authors propose some ways of optimization of the museum activity. Conclusions are based on qualitative and quantitative analysis of the demand for museum activities and their quality conducted upon efficiency criteria. The result is a lists of problematic issues and suggestions for their elimination and for improvement of the museum activities. Meanwhile, the problem areas are considered as “areas to develop” in order to increase the museum’s demand and efficiency. Realization of scientific, technical, and organizational measures will enhance the consumers’ and stakeholders’ satisfaction. The research results and suggested solutions can be adopted and used in similar enterprises.

Ключевые слова

Музей, музейная экспозиция, музей предприятия, промышленное предприятие, исследование удовлетворенности, статистические исследования, качество организации музейных мероприятий.

Keywords

Museum, museum exhibition, museum of an enterprise, industrial company, customer satisfaction research, statistical research, quality of museum events organization

В системе Госкорпорации «Росатом» более 40 предприятий имеют в своей структуре музеи (ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», Филиал АЭМ-технологии–Атоммаш, АО «ГНЦ РФ – ФЭИ», Топливная компания «ТВЭЛ», ФГУП «Горно-химический комбинат», ОАО «ПО «ЭХЗ», Ленинградской атомной электростанции, и прочие). Сегодня широко известны музейно-выставочные комплексы заводов-гигантов автопрома: Музей и Форум-Ауди в Ингольштадте (Мuseum mobile- Audi Forum Ingolstadt, KMS, M. Keller, C. Rohrer, 2000 г.), Музей БМВ (BMW Museum, 1972 г., Atelier Bruckner, 2008 г.) и Мир БМВ (BMW Welt, Coop Himmelb(I)au, 2007 г.) в Мюнхене, Музей Мерседес-Бенц (Mercedes-Benz, UN Studio Architects, 2006 г.) и Музей Порше (Porsche Museum, Delugan Meissl Associated Architects, 2009 г.) в Штутгарте и другие.

В современном мире, когда ведется поиск новых средств привлечения покупателей, продвижения выпускаемых товаров на рынке, музей становится значимым элементом маркетинговой макросреды предприятий, содействующим повышению известности фирменной марки, увеличению объемов продаж. Музей способен и должен показать изменение отношения общества к индустрии, актуальность вопросов экологии, он стимулирует интерес к технической истории человечества. В этой связи статья посвящена рассмотрению результатов исследования востребованности и эффективности функционирования музея крупного промышленного предприятия атомной отрасли (АО «ОКБМ Африкантов»).

АО «ОКБМ Африкантов» (г. Нижний Новгород) – крупный научно-производственный центр Госкорпорации «Росатом», располагающий многопрофильным конструкторским коллективом, собственной исследовательской, экспериментальной и производственной базой. Предприятие обладает ключевыми компетенциями и производит полный комплекс работ и услуг на горизонте жизненного цикла различных типов реакторных установок и оборудования для атомных электрических станций. АО «ОКБМ Африкантов» принимает участие в решении задач Госкорпорации «Росатом» и дивизионов атомной отрасли. Цель исследования – выявление областей оптимизации и совершенствования процесса организации деятельности музея АО «ОКБМ Африкантов», с учетом пожеланий и ожиданий работников предприятия, определение современного уровня его функционирования, а также направлений развития музейной деятельности в АО «ОКБМ Африкантов».

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: проведение качественного и количественного анализа по ключевым характеристикам (критериям эффективности); выявление наиболее существенных проблем в части организации работы музея в АО «ОКБМ Африкантов»; формирование перечня предложений по улучшению функционирования и дальнейшему развитию музея предприятия.

Музей АО «ОКБМ Африкантов» существует на предприятии с 1955 г. Наиболее важные его функции: повышение вовлеченности работников предприятия; приобщение к истории и жизни организации молодых специалистов; формирование позитивного имиджа предприятия в глазах гостей организации; формирование позитивного имиджа предприятия в глазах будущих его работников (школьников, студентов); формирование понимания и позитивного отношения граждан РФ к атомной энергетике.

Методика исследования. Исследования проведены впервые, носили единовременный характер и проводились эмпирическими методами – посредством опроса заинтересованных лиц в прямой и опосредованной форме и анкетирования. Для обеспечения полноценности научного анализа объекта исследования (рассмотрение вопроса и «изнутри», и «снаружи») были разработаны специализированные анкеты для разных групп респондентов: пользователей (посетителей музея) и экспертов (работников библиотеки и лиц, очень близко связанных с ними рабочими обязанностями). Для более полного и подробного анализа вся совокупность респондентов-потребителей была разделена на 3 группы: высшее руководство предприятия, технические специалисты (конструкторы, расчетчики, технологи, мастера и другие) и специалисты в области, не связанной с техникой (экономисты, юристы и другие). Также при анализе результатов анкетирования потребителей выделялись подгруппы: линейные руководители (начальники бюро, заместители начальников отделов, начальники отделов), опытные сотрудники (ведущий специалист, специалист 1 категории) и молодые специалисты (специалисты 2 и 3 категорий).

Анализ полученных результатов проводился с использованием общеизвестных научных методов (группировка, классификация, анализ, синтез и другие), методов эмпирического анализа (опрос, анкетирование), а также с учетом применения процессного, комплексного функционального и системного подходов. Обработка полученных данных количественных характеристик выполнена программными средствами MS Excel.

По итогам проведенных исследований востребованности и эффективности функционирования музея АО «ОКБМ Африкантов» заключено, что музей на предприятии достаточно востребован, качество организации его работы, в целом, соответствует ожиданиям потребителей, однако существуют определенные проблемные области, нуждающиеся в улучшении функционирования. Проведенные работы позволили выявить коренные причины неудовлетворенности работников АО «ОКБМ Африкантов» организацией деятельности музея и определить возможные области ее оптимизации, ключевые из которых: проведение ремонта и благоустройства помещения музея с учетом применения новых передовых технологий музейной деятельности и выделением «открытой» части музея за пределы режимной территории; проведение работ по кооперации с музеями предприятий отрасли и региона; организация эффективного информирования сотрудников и прочих стейкхолдеров предприятия о деятельности музея с выходом в отраслевые и региональные СМИ и прочее.

Выполненная работа рассматривается не только как инструмент по сохранению и увеличению уровня вовлеченности работников АО «ОКБМ Африкантов», но и как элемент укрепления бренда предприятия и повышения операционной эффективности и конкурентоспособности предприятия в целом.

Список литературы

Брыкалов, С. М. Новый подход к повышению эффективности предприятий машиностроительного дивизиона Госкорпорации «Росатом» (на примере АО «ОКБМ Африкантов») / С. М. Брыкалов // Научная школа Ф. Ф. Юрлова: сборник научных трудов / Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р. Е. Алексеева – Нижний Новгород, 2016. – C. 12-17.

Брыкалов, С. М. Стратегическое управление промышленными предприятиями атомной отрасли на основе многоуровневого подхода: монография / С. М. Брыкалов, Ф. Ф. Юрлов. – М.: Изд-во «Ваш полиграфический партнер», 2015. – 259 с.

Вайну, Я. Я.-Ф., Корреляция рядов динамики. Москва: Статистика, 1977. – 90 с.

References

BRYKALOV, S. M. Novyi podkhod k povysheniyu effektivnosti predpriyatii mashinostroitel'nogo diviziona Goskorporatsii “Rosatom” (na primere AO “OKBM Afrikantov”) [New approach to increasing enterprises’ efficiency in Rosatom machine-building department (a case-study of JSC “OKBM Africantov”). In Russ.]. IN: Nauchnaya shkola F. F. Yurlova: sbornik nauchnykh trudov [Scholarly traditions of F. F. Yurlov: Collected scientific papers]. Nizhny Novgorod, 2016, pp. 12-17.

BRYKALOV, S. M. Strategicheskoe upravlenie promyshlennymi predpriyatiyami atomnoi otrasli na osnove mnogourovnevogo podkhoda: monografiya [Strategic management of nuclear industry enterprises based on the multilevel approach: A monograph. In Russ.]. Moscow, “Vash poligraficheskii partner” publ., 2015, 259 p.

VAINU, Ya. Ya.-F., Korrelyatsiya ryadov dinamiki dinamiki [Series of dynamics correlation. In Russ.]. Moscow, Statistika publ., 1977, 90 p.

Сведения об авторах

Брыкалов Сергей Михайлович, доктор экономических наук, АО «ОКБМ Африкантов», департамент стратегического развития и развития производственной системы, начальник департамента, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 8-831-246-98-44, sm Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Балыбердин Алексей Сергеевич, АО «ОКБМ Африкантов», бюро многокритериального анализа и операционной эффективности отдела стратегического развития, начальник бюро, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 8-831-246-98-44, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Бородина Вера Евгеньевна, АО «ОКБМ Африкантов», отдел стратегического развития, инженер по маркетингу, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 8-831-246-98-44, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Brykalov Sergey Mikhailovich, PhD in Economics, JSC “Afrikantov ОКВМ,” head of strategic development and production system improvement division, Nizhny Novgorod, Russian Federation, +7-831-246-98-44, sm Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Balyberdin Aleksey Sergeevich, JSC “Afrikantov ОКВМ,” head of multi-criteria analysis and operational efficiency bureau of strategic development department, Nizhny Novgorod, Russian Federation, +7-831-246-98-44, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Borodina Vera Evgenievna, JSC “Afrikantov ОКВМ,” engineer on marketing of strategic development department, Nizhny Novgorod, Russian Federation, +7-831-246-98-44, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 20.08.2018 г., опубликована (для цитирования):

Брыкалов, С. М., Балыбердин, А. С., Бородина, В. Е. Исследования критериев востребованности и эффективности функционирования музея крупного промышленного предприятия атомной отрасли // Вестник архивиста. – 2019. - № 1. – С. 126-139. doi 10.28995/2073-0101-2019-1-126-139

Submitted 20.08.2018, published (for citation):

BRYKALOV, S. M., BALYBERDIN, A. S., BORODINA, V. E. Issledovaniya kriteriev vostrebovannosti i effektivnosti funktsionirovaniya muzeya krupnogo promyshlennogo predpriyatiya atomnoi otrasli [Criteria for Studying Demand for a Museum of a Large Nuclear Industry Enterprise and Assessing Its Efficiency. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 1, pp. 126-139. doi 10.28995/2073-0101-2019-1-126-139

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.