Монголия и религиозная политика Коминтерна 1920–1930-х гг.

Печать PDF

УДК 94 (517.3)

DOI 10.28995/2073-0101-2019-3-900-908

Ц. П. Ванчикова

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ, Российская Федерация

Монголия и религиозная политика Коминтерна 1920–1930-х гг.

Tsymzhit P. Vanchikova

Institute for Mongolian, Buddhist, and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Ulan-Ude, Russian Federation

Mongolia and Religious Policy of the Comintern in 1920–30s

Аннотация

В статье рассмотрен трагический период в истории Монголии – 1920–1930-е гг., характеризующийся репрессиями против буддийской церкви. Антирелигиозная кампания в стране осуществлялась руководством МНР и МНРП под контролем партийных и государственных органов СССР и проводилась через Коминтерн. Целью статьи является выявление и характеристика этапов и методов борьбы с буддизмом, буддийской церковью и монахами, представлявшими опасность для политической и экономической безопасности МНР, на основе опубликованных архивных материалов Коминтерна из Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и правовых документов, изданных в Монголии. Выявлено, что борьба была многоступенчатой, постепенно ужесточающейся, направленной на разрушение экономической независимости и благосостояния монастырей, для чего были использованы многочисленные методы и способы, основными из которых было наложение непомерных налогов на имущество лам и монастырей, внесение раскола между ламами, посредством разделения их на три социальные группы, устранение института перерожденцев, ограничение пополнения монастырей новыми послушниками, стимулирование монахов к обмирщению, конфискация имущества высших лам. Непосредственными исполнителями репрессивных мероприятий были члены МНРП, Ревсомола, бедняки и низшие слои буддийского духовенства. Следствием этой политики стали вооруженные восстания, которые были жестоко подавлены и послужили поводом для начала тотальной репрессивной кампании против буддийского духовенства, осуществляемой под методическим руководством Коминтерна, завершившейся массовыми репрессиями и полным уничтожением монастырей, о чем наглядно свидетельствуют архивные документы Коминтерна. Тем не менее, буддийская традиция, благодаря выжившим ламам, продолжала существовать среди населения, что способствовало стремительному восстановлению и реставрации буддизма в Монголии с началом периода демократических преобразований с конца 1980-х гг.

Abstract

The article addresses a tragic period in the history of Mongolia: the 1920-30s which were characterized by repressions against the Buddhist Church that led to its destruction. The anti-religious campaign in the country was carried out by the Mongolian government and the MPRP under the control of the party and state bodies of the USSR via the Comintern. The article attempts to identify and characterize stages and methods of the fight against Buddhism, Buddhist Church and monks who threatened political and economic security of the MPR; it draws on published archival documents of the Comintern kept in the Russian State Archive of Social and Political history (RSASPI), most of which were classified. It has been revealed that the struggle was multi-staged, gradually growing fiercer, and started with campaign aimed at destroying economic independence and welfare of the monasteries. Various methods and techniques were used, but primarily imposing of exorbitant taxes on property of lamas and monasteries, introducing a split up between lamas dividing them into three social groups, eliminating the institute of reincarnations, limiting the number of new novices, encouraging lamas to defrock, confiscating the property of higher monks. These measures were carried out by members of the Party and the Revsomol, poor herdsmen, and lower Buddhist clergy; in result armed rebellions began in many regions of Mongolia, but were severely suppressed. These uprisings gave a formal pretext for total repressive campaign against the Buddhist clergy which ended in mass repression and complete destruction of the monasteries. Nevertheless, thanks to the surviving lamas, the Buddhist tradition continued secretly among the population, which contributed to rapid revival and restoration of the Buddhism in Mongolia, when democratic reforms began in the country.

Ключевые слова

Исторические источники, Монголия, Коминтерн, РГАСПИ, антирелигиозная политика, буддийская церковь, репрессии.

Keywords

Historical sources, Mongolia, Comintern, RSASPH, anti-religious policy, Buddhist сhurch, repressions

Репрессии против буддийской церкви с 1924 г. стали частью государственной политики МНР, направленной на секуляризацию общества, осуществлявшейся под контролем Коминтерна. Документы, освещающие историю отношений между МНРП и Коминтерном, его роль в политической жизни МНР, сохранились в фонде 495 в Российском государственном архиве социально-политической истории и опубликованы в двух томах (243 ед. хр.) под редакцией академика РАН Б. В. Базарова. Изданные документы наглядно демонстрируют, что Коминтерн и Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б) придавали первостепенное значение решению «ламского вопроса». Так, в Приветствии Восточного секретариата ИККИ V съезду МНРП от 16 сентября 1926 г. ламство названо «наибольшей опасностью».

До 1926 г. отношение к религии у большей части руководящих членов партии было в целом лояльным, поскольку авторитет лам в повседневной жизни монголов сохранялся не только среди народа, но среди членов партии и правительства. Так, представители монгольских властей вынашивали идеи об “очищении” буддийской религии, но не ее ликвидации». Об этом же свидетельствуют некоторые статьи «Закона об отделении дел религии от государства» 1926 г.: «Правительство наше обязано оказывать покровительство делу распространения и укрепления такового учения» и наказывать за притеснение лам.

К этому Закону от 29 октября 1926 г. было издано детальное «Циркулярное разъяснение Правительства Монгольской Народной Республики», о необходимости осторожного и лояльного отношения правительства к буддийской церкви.

Государственная кампания, направленная против ламства и монастырей, осуществлялась постепенно, но методично. С 1928 по 1932 гг. после принятия решения о строительстве социализма в Монголии под влиянием Коминтерна был принят ряд мер, ухудшивших положение монастырей и духовенства. Так, в 1928 г. на VII съезде МНРП было принято постановление, запрещавшее выявление новых святых и перерожденцев (хутухт и хубилганов), а также решения о проведении дифференцированной политики по отношению к духовенству, о конфискации имущества светских и духовных феодалов.

В сентябре 1929 г. началась широкая кампания по конфискации имущества не только у высшего духовенства, но и у зажиточного населения и середняков. Конфискация имущества и монастырского скота проходила под надзором ЦК МНРП и послужила основой для расширения колхозной кампании и создания новых госхозов. Начиная с 1930 г. монастырский скот стали передавать беднякам на выгодных для них условиях, в распоряжение государственных организаций или аратских хозяйств, что резко ослабило финансовое положение монастырей и лишило их источников дохода.

В 1930 г. на VIII съезде МНРП была принята программа строительства социализма, в которой было отмечено, что ламы являются препятствием для проведения политической и экономической политики партии. В связи с этим были начаты мероприятия по ограничению численности лам в монастырях, по переводу их в светское положение, что стимулировалось вознаграждением определенным количеством скота из конфискованной монастырской казны, запрет приема в послушники детей, не достигших 18 лет.

Еще одним средством борьбы с ламами стали мероприятия по внесению раскола между ними, заключавшиеся в разделении их на высших, средних и низших. Правительство, повышая социальный статус низших лам, устранило от управления монастырями высших лам и заменило их более лояльными к политике МНРП и правительства.

Для проведения этой политики в мае 1930 г. было издано «Циркулярное письмо ЦК МНРП и ЦК РСМ о работе среди ламства», в котором излагались формы и методы агитационно-пропагандистской работы, рекомендации и советы для членов МНРП и Ревсомола по внесению раскола в ряды ламства. Этот циркуляр был дополнен секретной инструкцией о работе среди ламства.

Конец 1920–1930-х гг. – это особый период в истории буддийской церкви в Монголии, когда церковная организация и духовенство подверглись жесточайшим гонениям и репрессиям, о чем свидетельствуют архивные документы. Тем не менее, несмотря на фактическое закрытие монастырей, буддийская традиция продолжила свое существование среди населения, подавляющее большинство которого было глубоко верующими. Этому способствовали ламы, ушедшие из дацанов и продолжавшие тайно поддерживать существование учения на протяжении нескольких десятилетий, вплоть до конца 1980–х гг., периода восстановления и реставрации буддизма в Монголии.

Список литературы

Кузьмин, С. Л., Оюунчимэг, Ж. Вооруженное восстание в Монголии в 1932 г. – М.: МБА, 2015. – 212 c.

Кузьмин, С. Л., Оюнчимэг, Ж. Социализмын эсрэг 1932 оны Монгол дахь бослого. – Улаанбаатар, 2014. – 292 с.

Монголия в документах Коминтерна (1919-1934) / Научн. ред. Б. В. Базаров. Ч. I (1919-1929). – Улан-Удэ, 2012. – 527 с.; Ч. II (1930-1934). – Улан-Удэ, 2012. – 480 с.

Синицын, Ф. Л. Положение буддийской конфессии в Монголии в 1924–1944 гг. // Страны и народы Востока. Т. 34. – М.: Восточная литература, 2013. – С. 49-72.

Сонинбаяр, Ш. Монголын тѳрѳѳс шашны талаар явулсан бодлого, баримт судалга // Лам нар, сүм хийдийн хэлмэгдэл ба цагаатхал. – Улаанбаатар, 2008. – С. 45–50.

Цэрэнбалжир, Д. 1932 оны зэвсэгт бослого. – Улаанбаатар, 1990. – 100 с.

References

KUZ'MIN S. L., OYUUNCHIMEG ZH. Vooruzhennoe vosstanie v Mongolii v 1932 g. [Armed uprising in Mongolia of 1932. In Russ.]. Moscow, MBA publ., 2015, 212 s.

KUZ'MIN S. L., OYUNCHIMEG ZH. Sotsializmyn esreg 1932 ony Mongol dakh' boslogo [Revolt of 1932 against Socialism in Mongolia. In Mong.]. Ulaanbaatar, 2014, 292 p.

Mongoliya v dokumentakh Kominterna (1919-1934). [BAZAROV, B. V. (ed.). Mongolia in Comintern documents. In Russ.]. In 2 parts. Part 1: 1919–1929, Ulan-Ude, 2012, 527 p.; Part 2: 1930–1934, Ulan-Ude, 2012, 480 p.

Mongol'skaya Narodnaya Respublika. Sbornik zakonov, polozhenii i osnovnykh postanovlenii, prinyatykh v Mongol'skoi Narodnoi Respublike za vremya s fevralya 1934 goda po oktyabr' 1936 goda [Mongolian People’s Republic. Collection of laws, statutes and basic regulations adopted in the Mongolian People’s Republic from February 1934 to October 1936. In Russ.]. Ulan-Bator-Hoto, Sovrem. Mongoliya publ., 1937.

SINITSYN F.L. Polozhenie buddiiskoi konfessii v Mongolii v 1924–1944 gg. [The state of the Buddhist confession in Mongolia in 1924-1944. In Russ.]. IN: Strany i narody Vostoka, 2013, vol. 34. Moscow, Vostochnaya literature publ., pp. 49-72.

SONINBAYAR SH. Mongolyn tѳrѳѳs shashny talaar yavulsan bodlogo, barimt sudalga [Study of documents on religious policy of the Mongolian state. In. Mong.]. IN: Lam nar, sүm khiidiin khelmegdel ba tsagaatkhal. Ulaanbaatar, 2008, pp. 45–50.

TSERENBALZHIR D. 1932 ony zevsegt boslogo [Military revolt of 1932. In. Mong.]. Ulaanbaatar, 1990, 100 s.

Сведения об авторах

Ванчикова Цымжит Пурбуевна, доктор исторических наук, профессор, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (ИМБТ СО РАН), главный научный сотрудник, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, 8-924-775-01-30, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Vanchikova Tsymzhit Purbueva, PhD in History, professor, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies, Siberian branch of the Russian Academy of Sciences, Centre of Oriental Manuscripts and Xylographs, chief researcher, Ulan-Ude, Russian Federation, +7-924-775- 01-30, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 21.01.2019 г., опубликована (для цитирования):

Ванчикова, Ц. П. Монголия и религиозная политика Коминтерна 1920–1930-х гг. // Вестник архивиста. – 2019. - № 3. – С. 900-908. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-900-908

Submitted 21.01.2019, published (for citation):

VANCHIKOVA, Ts. P. Mongoliya i religioznaya politika Kominterna 1920–1930-kh gg. [Mongolia and Religious Policy of the Comintern in 1920–30s. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2019, no. 3, pp. 900-908. doi 10.28995/2073-0101-2019-3-900-908

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.