«Отпустить 10 миллиардов»: к вопросу финансирования советских праздников и юбилеев

Печать PDF

УДК 930.85

DOI 10.28995/2073-0101-2020-2-529-539

Е. В. Барышева

Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация

«Отпустить 10 миллиардов»: к вопросу финансирования советских праздников и юбилеев

Elena V. Barysheva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation

"Release 10 Billion": On the Issue of Financing Soviet Holidays and Anniversaries

Аннотация

В статье на материалах Российского государственного архива новейшей истории и Российского государственного архива социально-политической истории исследуется история финансирования советских государственных праздников, начиная с первых годовщин Октябрьской революции. Большевики, осознавая важность государственных праздников как эффективного инструмента легитимации советской власти и пропаганды новых духовных ценностей, выделяли значительные суммы для их организации даже в экономически тяжелый для страны период Гражданской войны. В первые годы советской власти украшение городов и демонстраций было достаточно аскетичным, а деньги, выделяемые на праздники, было решено использовать для поддержания авторитета власти среди красноармейцев. Впоследствии убранство городов для праздничных мероприятий 7 ноября и 1 мая стало более разнообразным. К ним заранее готовились, декорирование городов и колонн трудящихся оплачивалось городскими и районными партийными и профсоюзными организациями. В 1925 г. среди юбилеев, которые было задумано с размахом отметить, был 20-летний юбилей революции 1905 г. В статье показано, как решался вопрос о финансировании этой даты российской истории. В дальнейшем экономическое обеспечение праздничных мероприятий, в первую очередь, 7 ноября и 1 мая, было возложено на предприятия. В то же время вопрос целесообразности значительных трат на украшения городов, праздничных трибун и колонн трудящихся неоднократно ставился не только организаторами праздников, но и самими участниками демонстраций. Говорилось также об увлечении различных учреждений и ответственных руководящих работников юбилеями, торжественными заседаниями и банкетами. Вышедшее в 1928 г. постановление Политбюро ЦК «О юбилеях» категорически запрещало устройство юбилеев и торжеств без особого разрешения. В 1938 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О недопущении расходования излишних средств в проведении празднования 1 мая 1938 г.» окончательно определялся порядок и источники финансирования советских государственных праздников. Это Постановление стало основой для всех последующих решений о финансировании праздничных мероприятий.

Abstract

The article, based on the materials of the Russian State Archive of Contemporary History and the Russian State Archive of Socio-Political History, explores the history of financing Soviet state holidays, beginning with the first anniversaries of the October Revolution. The Bolsheviks, realizing the importance of public holidays as an effective tool for legitimizing Soviet power and promoting new spiritual values, allocated significant amounts for their organization even during the economically difficult period of the Civil War. In the early years of the Soviet power, the decoration of cities and demonstrations was rather ascetic, and the money allocated for the holidays was to be used to maintain the authority among the Red Army soldiers. Later, the decoration of cities for the festivities on November 7 and May 1 became more varied. Preparation began in advance, decoration of cities and columns of workers was paid for by the city and district party organizations and by the trade unions. In 1925, among the anniversaries that were planned on a grand scale, was the 20th anniversary of the 1905 Revolution. The article shows how the issue of its financing was resolved. Subsequently, the economic support of festive events, primarily on November 7 and May 1, was assigned to the enterprises. At the same time, the question of expediency of such significant expenses on decorating cities, holiday stands, and columns of workers has been repeatedly raised not only by the holiday organizers, but also by the demonstrations participants. They said that some institutions and senior executives got carried away by enthusiasm for anniversaries, ceremonies, and banquets. The Decree of the Politburo of the Central Committee “On Anniversaries” (1928) peremptorily prohibited organization of anniversaries and celebrations without special permission. In 1938, the Decree of the Council of People's Commissars of the USSR and the Central Committee of the All-Union Communist Party of Bolsheviks “On Prevention of Spending Unnecessary Funds in Celebrating May 1, 1938” finally determined the procedure and sources of financing of the Soviet state holidays. This Decision became the basis for all subsequent decisions on financing holiday events.

Ключевые слова

Исторические источники, Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), советские праздники, финансирование праздников, экономическая ситуация, отношение населения, постановление Политбюро ЦК «О юбилеях».

Keywords

Historical sources, Russian State Archive of Contemporary History (RGANI), Russian State Archive of Socio-Political History (RGASPI), Soviet holidays, financing of holidays, economic situation, attitude of the population, Resolution of the Politburo of the Central Committee "On Anniversaries".

С первых лет существования советской власти организации праздничных мероприятий уделялось особое значение, т. к. они имели не просто развлекательный и рекреационный характер, но в большей мере это были мероприятия, перед которыми стояли идеологические задачи воспитания «нового» человека, формирования его духовных ценностей, а также внушения чувства согласия с новым строем.

Вопросы экономической истории первых лет Советской власти рассматривались в трудах советских историков, преподнося новый этап в жизни пролетариата и крестьянства как трудный, но необходимый для создания будущего экономического могущества страны Советов. В современной историографии также уделяется внимание финансированию различных сторон жизни советского общества, поддержке квалифицированных специалистов, инженеров. Однако вопросам финансирования агитационной и пропагандистской деятельности РКП(б)-ВКП(б) внимания не уделялось. В работах, посвященных советским государственным праздникам, этой теме также уделяется мало внимания. В то же время появляются работы, в которых делаются попытки проанализировать экономическую деятельность большевиков по формированию праздничной культуры, в частности, в годы НЭПа.

Придавая важное значение государственным праздникам как способу конструирования нового общества, большевики уделяли их организации особое внимание, не забывая об их финансировании. Для «планомерного» проведения празднования второй годовщины Октябрьской революции 24 сентября 1919 г. постановлением СНК была организована Центральная комиссия в составе Л. Каменева, А. Луначарского, В. Невского, Малкина и Каспаровой. В ее распоряжение было выделено пятьдесят миллионов (50 000 000) рублей. Однако 7 октября ВЦИК был вынужден констатировать, что тяжелое экономическое положение страны не позволяет истратить такую громадную сумму исключительно на проведение праздничных мероприятий и предписал выдать 40 000 000 рублей в качестве пособий семьям красноармейцев и 10 миллионов рублей «на усиление в этот день письменной и устной агитации». Для поддержания боевого духа армии к празднику было отпущено еще 10 млн рублей и одобрена деятельность Комиссии по снабжению подарками Красной Армии. Эта практика продолжилась и в день празднования 1 Мая. Так, 28 апреля 1919 г. постановлением Совета обороны в честь праздника был увеличен отпуск Красной Армии приварочного довольствия и сахара до двойного размера. Таким образом, выделенные на празднование годовщины революции деньги, решено было использовать для поддержки красноармейцев.

Экономическая ситуация сказывалась на особенностях проведения праздников. Зачастую принимались решения об отмене излишних трат на оформление как самих демонстраций, так и городских улиц и площадей. В частности, принимались решения об украшении демонстраций только зелеными ветками, или об использовании прошлогодних материалов.

Осознавая всю важность праздничных мероприятий для агитационной работы среди населения городским и районным комиссиям по организации праздников деньги продолжали выделяться. В 1922 г. для организации демонстрации 1 мая Политбюро ЦК РКП(б) принимает решение об отпуске Московскому комитету партии 10 миллиардов рублей. А вот предложение Г. Зиновьева об отпуске такой же суммы Петрограду было отклонено.

Тем не менее, государство тратило на проведение праздников значительные суммы. В 1923 г. для празднования Первомая от Моссовета Первомайской комиссией авансом было выделено 400 000 рублей. По 50 000 рублей получили Краснопресненский, Замоскворецкий, Бауманской, Сокольнический, Рогожско-Симоновский и Хамовнический районы. 100 000 рублей досталось Художественной и Детской подкомиссиям. В 1923 г. для празднования 6-й годовщины Октябрьской революции Центральной комиссией был выдан аванс в 500 руб. золотом, причем без предоставления предварительной сметы.

Экономить все-таки приходилось. Так, например, решая вопрос о средствах на постройку трибуны на Красной площади в 1923 г., Московская губернская Октябрьская комиссия постановила «Использовать материал прошлогодней трибуны». Об этом же свидетельствует и протокол расширенного совещания командиров частей московского гарнизона с участием представителей Коминтерна, ВЦСПС, МГСПС, МК РКП(б), Моссовета и районных организаций 17 октября 1923 г.: «материалы и украшения Красной площади остались от прошлых празднеств и хранятся под ответственностью МОВИУ», а «красная материя в количестве 800 аршин для бантов участвующим в параде» имелась в наличии и ее покупать не пришлось.

В 1925 г. было решено широко отметить 20-летний юбилей революции 1905 г. Была создана комиссия по организации празднования. Но опять возникла проблема финансирования. Вопрос о расходах по юбилею решался опросом членов Политбюро ЦК ВКП(б), члены которого высказывались за сокращение трат на празднование: А. И. Рыков: «Празднество юбилея 1905 г. будет стоить денег. Нельзя ли отложить его до 10 летнего юбилея октября и на этом сэкономить»; Л. Каменев: «Я стоял бы за отложение той части празднеств, которая может стоить денег (демонстрации, спектакли, etc.), ограничившись вечерними собраниями, лекциями, радио и т.п.»; В. Молотов: «Отложить просто нельзя. Расходы надо сократить. М. б. поручить сие: Леплевскому, Сырцову, НКФ, Михайлову?»; А. И. Рыков: «Я за предложение Молотова с директивой: «расходы срезать до последнего минимума».

В итоге в такой формулировке 3 декабря 1925 г. решение о расходах по юбилею 1905 г. и было принято: «Поручить разработку вопроса комиссии в составе тт. Леплевского, Сырцова, Михайлова и представителя НКФ; комиссии дать директиву срезать расходы до последнего минимума. Уже 5 декабря созданная решением Политбюро комиссия подготовила проект сметы на сумму 1 216 807 рублей. Предусматривалось выделение из резервных фондов 300 000 рублей для СНК союзных республик на подкрепление в качестве пособия на расходы в ознаменование 20-летнего юбилея революции 1905 г., а именно: а) на выдачу пенсии активным участникам революции 1905 г.; б) на выдачу единовременных пособий инвалидам активным участникам революции 1905 г., и семьям погибших активных ее участников; в) оборудование домов ветеранов революции 1905 г.; г) на организацию в местностях, наиболее отличившихся в революцию 1905 г., культурных учреждений (изб-читален, библиотек, школ и т.п.) в память о революции 1905 г. Сумма эта отпускалась не ранее января 1926 г. и только после представления республиками обоснования своих потребностей. СНК союзных республик было предложено из своих средств также выделить необходимые суммы для перечисленных мероприятий.

Однако, запрошенная комиссией сумма показалась Наркомату финансов чересчур большой. И в протокол было занесено «особое мнение» представителя Наркомфина Семенова: отпустить из общесоюзных средств только 65 000 (а не 300 000, как запланировали), а остальные расходы предусмотреть за счет бюджетов союзных республик. В итоге все-таки была утверждена смета, предложенная комиссией, и союзным республикам было выделено 300 000 рублей.

Вопросы о целесообразности трат на многочисленные празднования ставился постоянно: об этом беспокоился и Агитпроп ЦК, распространивший среди рабочих еще в 1923 г. анкету о количестве юбилеев и их необходимости, об этом же говорили и сами рабочие.

В 1928 г. Политбюро ЦК приняло постановление «О юбилеях», в котором говорилось, что юбилеи различных учреждений, ответственных руководящих работников зачастую «принимают характер, явно недопустимый и дискредитирующий нас в глазах широких рабочих и крестьянских масс. Устраиваются торжественные заседания, совершенно не оправдываемые воображаемой важностью юбилея, и произносятся, а часто и печатаются торжественные речи, устраиваются банкеты». ЦК категорически запрещал устройство юбилеев и торжеств без особого на то разрешения.

В учреждениях и организациях с числом служащих: свыше 1 тыс. чел. – не более 2 тыс. руб.; от 500 до 1 тыс. чел. – не более 1,5 тыс. руб.; от 200 до 500 чел. – не более 1 тыс. руб.; до 200 чел. – не более 0,5 тыс. руб. Советским и общественным организациям запрещалось собирать средства с предприятий и организаций на проведение праздника. Впоследствии это Постановление было разослано всем секретарям крайкомов, обкомов и ЦК Компартий, председателями Совнаркомов союзных и автономных республик, председателям краевых и областных исполкомов для строгого руководства и в отношении расходования средств на проведение празднования двадцать первой годовщины Октябрьской революции. Оно стало основой для всех последующих решений о финансировании советских государственных праздников. Эта установка сохранилась и в послевоенный период и повторялась в ежегодных партийных постановлениях, регулирующих расходы на проведение праздников.

Список литературы

Барышева, Е. В. Оборотная сторона советского праздника 1920-30-х годов: 7 ноября глазами современников // Диалог со временем. - 2017. - № 59. - С. 81-99.

Дьяченко, В. П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). – М.: Наука, 1978. - 493 с.

Ильюхов, А. Как платили большевики. Политика советской власти в сфере оплаты труда в 1917–1941 гг. – М.: РОССПЭН, 2010. - 415 с.

Коваленко, Д. А. Оборонная промышленность Советской России в 1918-1920 гг. – М.: Наука, 1970. - 411 с.

Кочешков, Г. Н., Любимова, Е. А. Экономический аспект советских праздников 1917–1927 гг. (по материалам Ярославской губернии) // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 1. – Т. I (Гуманитарные науки). - С. 250-253.

Матюгин, А. А. Рабочий класс СССР в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925). – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1962. - 364 с.

Павлюченков, С. А. Военный коммунизм в России: власть и массы. – М.: Рус. книгоизд. товарищество-История, 1997. - 270 с.

Павлюченков, С. А. Россия нэповская. – М.: Новый хронограф, 2002. - 468 с.

Ходяков, М. В. Деньги революции и гражданской войны. 1917-1920 гг. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. - 312 с.

References

BARYSHEVA, E. V. Oborotnaya storona sovetskogo prazdnika 1920-30kh godov: 7 noyabrya glazami sovremennikov [Reverse side of the Soviet holiday of the 1920s-1930s: November 7 in the eyes of contemporaries. In Russ.]. IN: Dialog so vremenem, 2017, no. 59, pp. 81-99.

DYACHENKO, V. P. Istoriya finansov SSSR (1917-1950 gg.) [History of the finance of the USSR (1917-1950). In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1978, 493 p.

ILYUKHOV, A. Kak platili bol'sheviki. Politika sovetskoy vlasti v sfere oplaty truda v 1917–1941 gg. [How the Bolsheviks paid: The policy of the Soviet government in the sphere of labour remuneration in 1917-1941. In Russ.]. Moscow, ROSSPEN publ., 2010, 415 p.

KOVALENKO, D. A. Oboronnaya promyshlennost' Sovetskoi Rossii v 1918-1920 gg. [The defense industry of Soviet Russia in 1918-1920. In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1970, 411 p.

KOCHESHKOV, G. N., LYUBIMOVA, E. A. Ekonomicheskii aspekt sovetskikh prazdnikov 1917–1927 gg. (po materialam Yaroslavskoi gubernii) [The economic aspect of Soviet holidays 1917-1927 (Based on materials from the Yaroslavl province). In Russ.]. IN: Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik, 2014, no 1, vol. 1: Humanities, pp. 250-253.

MATYUGIN, A. A. Rabochiy klass SSSR v gody vosstanovleniya narodnogo khozyaistva (1921-1925) [The working class of the USSR in the years of the national economy restoration (1921-1925). In Russ.]. Moscow: Izd-vo Akad. nauk SSSR publ., 1962, 364 p.

PAVLYUCHENKOV, S. A. Voennyi kommunizm v Rossii: vlast' i massy [War communism in Russia: The power and the masses. In Russ.]. Moscow, Rus. knigoizd. tovarishchestvo-Istoriya publ., 1997, 270 p.

PAVLYUCHENKOV, S. A. Rossiya nepovskaya [NEP Russia. In Russ]. Moscow, Novyy khronograf publ., 2002, 468 p.

KHODYAKOV, M. V. Den'gi revolyutsii i grazhdanskoi voiny. 1917-1920 gg. [Money of the revolution and the Civil War: 1917-1920]. St. Petersburg, Izd-vo S.- Peterb.un-ta publ., 2019, 312 p.

Сведения об авторах

Барышева Елена Владимировна, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, кафедра теории и истории исторической науки, заведующая кафедрой, г. Москва, Российская Федерация, 8-910-417-05-32, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Barysheva Elena Vladimirovna, PhD in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, department of theory and history of the historical science, head of the department, Moscow, Russian Federation, +7-910-417-05-32, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 14.07.2019 г., опубликована (для цитирования):

Барышева, Е. В. «Отпустить 10 миллиардов»: к вопросу финансирования советских праздников и юбилеев // Вестник архивиста. – 2020. - № 2. – С. 529-539. doi 10.28995/2073-0101-2020-2-529-539

Submitted 14.07.2019, published (for Citation):

BARYSHEVA, E. V. “Otpustit' 10 milliardov”: k voprosu finansirovaniya sovetskikh prazdnikov i yubileev ["Release 10 Billion": On the Issue of Financing Soviet Holidays and Anniversaries. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2020, no. 2, pp. 529-539. doi 10.28995/2073-0101-2020-2-529-539

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.