Особенности ликвидации Духовной миссии в Иерусалиме в 1879 г.

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК 930.25+930.22+651.5+930.23+930.253+23/28+348.5+264-93+342.731261.7+172.3+348.71+322.22+322.2+323.32+323.35+323.398+914/919+35.072+35.074+35.078.4+35.078.5+35.078.7+35.078.3+35.077+35.081.71+35.086+369.8+369.04+395.3+613.4

doi 10.28995/2073-0101-2023-4-1138-1149

Кондаков, Ю. Е.

Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Особенности ликвидации Духовной миссии в Иерусалиме в 1879 г.

Kondakov, Yuri E.

A. I. Herzen Russian State Pedagogical University, St. Petersburg, Russian Federation

Specifics of Liquidation of the Spiritual Mission in Jerusalem in 1879

Аннотация

В фонде обер-прокурора Св. Синода в Российском государственном историческом архиве (РГИА) хранится дело «О преобразовании Иерусалимской духовной миссии в настоятельство при консульстве в Иерусалиме». Дело ранее не привлекало внимания исследователей, его материалы не публиковались. Документы 1878-1879 гг., входящие в его состав, позволяют уточнить события, приведшие к ликвидации Духовной миссии в Иерусалиме в 1879 г. Наиболее важен доклад канцлера А. М. Горчакова императору Александру II 13 февраля 1879 г. Как видно из резолюции на документе доклад был утвержден императором. Духовная миссия преобразовывалась в настоятельство при консульской церкви в Иерусалиме, что означало ее ликвидацию. Главной причиной подобного решения был многолетний конфликт между Духовной миссией и консульством. Оба учреждения подчинялись Министерству иностранных дел, Палестинская комиссия которого ведала строительством инфраструктуры для паломников. Сферы деятельности этих учреждений не были четко разграничены, что и порождало соперничество. Поводом к ликвидации миссии стало то, что ее глава архимандрит Антонин (Капустин) приобретал земли в Палестине на пожертвования, присылаемые из России. Среди документов дела находятся письма консула в Иерусалиме Н. А. Иларионова и российского посла в Константинополе А. Б. Лобанова-Ростовского. Их содержание проясняют историю покупки земель в Палестине архимандритом Антонином. Они делались на имя турецкого подданного, сотрудника Духовной миссии Якова Халеби, что могло создать серьезные правовые и политические проблемы. Все просьбы Министерства иностранных дел и Св. Синода привести в порядок права на недвижимую собственность Антонин игнорировал. Консульство не имело возможности контролировать земельные участки, приобретенные Антонином, и не могло заставить архимандрита передать их российскому правительству. Разрешить конфликт двух учреждений было решено понижением статуса миссии. Проект был разработан в Палестинской комиссии при участии Б. П. Мансурова. Св. Синод был оповещен о ликвидации Духовной миссии уже после утверждения этого решения императором. Другим важным документом в деле является письмо архимандрита Антонина (Капустина) к А. С. Норову 10 января 1879 г. В письме архимандрит сообщал о предстоящей ликвидации Духовной миссии. Это письмо было передано А. С. Норовым императрице Марии Александровне и сообщено обер-прокурору Св. Синода. Все эти действия не помешали Министерству иностранных дел провести решение о преобразовании миссии в настоятельство. До 1881 г. в документах Министерства миссия именовалась настоятельством. Остановить исполнение решения, а затем и отменить его смогли усилия будущих основателей Православного палестинского общества Е. В. Путятина, К. П. Победоносцева, В. Н. Хитрово.

Abstract

The fond of the Chief Prosecutor of the Holy Synod in the Russian State Historical Archive contains a file “On the transformation of the Jerusalem Ecclesiastical Mission into a priorate at the consulate in Jerusalem.” The file has not yet attracted the researchers’ attention; its materials have not been published. The documents dated 1878–79 clarify the events that led to liquidation of the Spiritual Mission in Jerusalem in 1879, Chancellor A. M. Gorchakov’s report to Alexander II of February 13, 1879, in particular. The resolution on the document shows that the report was approved by the emperor. The Spiritual Mission was transformed into a priorate at the consular church in Jerusalem, and thus shut down. The decision was caused by long-term conflict between the Spiritual Mission and the consulate. Both institutions were subordinate to the Ministry of Foreign Affairs; its Palestinian Commission was in charge of building infrastructure for pilgrims. Their spheres of activities were not demarcated clearly, resulting in rivalry. The liquidation of the Mission was prompted by the fact that its head, Archimandrite Antonin (Kapustin), acquired land in Palestine with donations sent from Russia. Among the documents there are letters of consul in Jerusalem N. A. Ilarionov and Ambassador to Constantinople A. B. Lobanov-Rostovsky. They shed light on the purchase of land in Palestine by Archimandrite Antoninus. The land procurements were made in the name of a Turkish citizen, an employee of the Spiritual Mission Yakov Halebi, which could have resulted in serious legal and political problems. Antonin ignored all requests of the Ministry of Foreign Affairs and the Holy Synod to straighten out the land title. The consulate had no control over the lands acquired by Antonin, and could not force the archimandrite to transfer them to the Russian government. It was decided to resolve the conflict between the two institutions by lowering the status of the Mission. The project was drafted at the Palestinian Commission with the B. P. Mansurov’s participation. The Holy Synod was notified of the liquidation of the Spiritual Mission when the decision was approved by the emperor. Another important document in the file is a letter from Archimandrite Antonin (Kapustin) to A.S. Norov dated January 10, 1879. The letter informed of the upcoming liquidation of the Spiritual Mission. This letter was handed over by Norov to the Empress Maria Alexandrovna and reported to the Chief Procurator of the Holy Synod. However, this did not prevent the Ministry of Foreign Affairs from transforming the Mission into a priorate. Until 1881, the Mission was titled priorate in all documents. The efforts of the future founders of the Orthodox Palestinian Society, E.V. Putyatin, K.P. Pobedonostsev, and V. N. Khitrovo, managed to halter and, later, to cancel the decision.

Ключевые слова

Исторические источники, источниковедение, Министерство иностранных дел, Св. Синод, император, посол, консул, Духовная миссия, Палестинская комиссия, Иерусалим, Русская Палестина.

Keywords

Historical sources, source studies, Ministry of Foreign Affairs, Holy Synod, emperor, ambassador, consul, Spiritual Mission, Palestinian Commission, Jerusalem, Russian Palestine.

В начале XIX в., в результате победоносных войн России с Османской империей значительно увеличился поток российских паломников к святым местам Палестины. В Иерусалиме активизировались представители католической и протестантских церквей. Для помощи российским паломникам, противодействия инославной пропаганде и более тесной связи с Восточными патриархами в 1847 г. было решено учредить российскую Духовную миссию в Иерусалиме. Она прервала свою деятельность с началом Крымской войны.

Новый этап начался в 1857 г., когда по прошению министра иностранных дел А. М. Горчакова император Александр II восстановил деятельность Духовной миссии. По идее А. М. Горчакова миссия должна была церковными средствами проводить на Востоке российскую политику. Миссии предписывалось находиться в хороших отношениях с греческим и инославным духовенством, особое внимание обращать на арабское духовенство, наблюдать за нравственностью паломников, стараться улучшить греческое и арабское училища в Иерусалиме, создавать собственную библиотеку. Миссия должна была влиять на яковитов, халдеев и коптов в Египте. Малый штат и незначительное финансирование миссии не соответствовали таким масштабным задачам. Результатом стало то, что часть предполагаемых функций миссии были переданы консульству в Иерусалиме и Палестинскому комитету, учрежденным в 1859 г. В 1879 г. по инициативе канцлера А. М. Горчакова император Александр II подписал указ об преобразовании Духовной миссии в настоятельство при консульстве. Указ не был выполнен и остался на бумаге, решение было дезавуировано императором Александром III и миссия осталась в прежнем положении.

Эти события пока еще не получили адекватного освещения в научной литературе, хотя и упоминались исследователями. Большой блок документов под названием «Борьба за сохранение Русской Духовной Миссии в Иерусалиме» был опубликован Н. Н. Лисовым в 2017 г. На их основании исследователь делал вывод о том, что архимандриту Антонину, с помощью высоких покровителей В. Н. Хитрово, Е. В. Путятина, К. П. Победоносцева, удалось дойти до императрицы Марии Александровны и остановить решение о преобразовании Духовной миссии в настоятельство при консульстве. Основываясь на материалах, опубликованных Н. Н. Лисовым, исследователь А. А. Алексеев писал, что проект преобразования Духовной миссии в настоятельство при консульстве был одобрен 13 марта 1879 г. Затем принятое решение было отложено и пересмотрено. Ту же дату утверждения императором Александром II проекта преобразования миссии приводил и К. А. Вах. Обнаруженные документы позволяют уточнить эту дату, император наложил резолюцию на доклад А. М. Горчакова 13 февраля 1879 г.

Осветить историю с ликвидацией Духовной миссии в Иерусалиме в 1879 г. поможет обращение к ранее неизвестным документам из Российского государственного исторического архива (РГИА). В фонде обер-прокурора Св. Синода выявлено дело «О преобразовании Иерусалимской духовной миссии в настоятельство при консульстве в Иерусалиме». В состав дела входят важные документы: 1. Письмо Антонина (Капустина) к А. С. Норову 10 января 1879 г.; 2. Отношение МИД к обер-прокурору Св. Синода Д. А. Толстому 15 февраля 1879 г.; 3. Доклад А. М. Горчакова Александру II 13 февраля 1879 г.; 4. Доклад посла в Константинополе А. Б. Лобанова-Ростовского к Н. К. Гирсу 10 января 1879 г.; 5. Доклад консула в Иерусалиме Н. А. Иларионова к А. Б. Лобанову-Ростовскому 12 сентября 1878 г. Эти документы отправлялись обер-прокурору из Министерства иностранных дел, в Палестинской комиссии которого и было инициировано дело о ликвидации Духовной миссии. Важнейшим документом в деле является доклад канцлера А. М. Горчакова Александру II о преобразовании Духовной миссии. На нем стоит утверждающая резолюция императора (обнаружена впервые).

В современной литературе закрепилась история спасения Духовной миссии, переданная В. Н. Хитрово в письме архимандриту Леониду (Кавелину) по горячим следам 13 января 1880 г. Спасителем объявлялся адмирал Е. В. Путятин, который летом 1879 г. виделся с императрицей. Якобы, ему удалось добиться отмены указа. В действительности архимандрит Антонин был предупрежден о готовящейся ликвидации миссии. Для журнала «Гражданин» им была подготовлена статья «О Духовной Миссии в Иерусалиме» (8 февраля 1879 г.), но он ее отозвал. 10 января архимандрит написал письмо А. С. Норову, где описывал свое видение конфликта Духовной миссии и консульства. Он сообщал, что в Санкт-Петербурге было принято решение упразднить Духовную миссию. «Чтобы “Новый год” не принес с собой такого, нового несчастья, а для сего, чтобы последовало от Высочайшей воли внушение, кому следует, не затрагивать предметов раз счастливо утвержденных, и вместо попыток уничтожить полезное (и крайне необходимое) учреждение, скорее попытаться поставить его на всю широту и высоту его, проектировавшегося с начала значения», - заканчивал свое послание Антонин. А. С. Норов переслал письмо архимандрита обер-прокурору Св. Синода и сообщил, что довел его содержание до сведения императрицы Марии Александровны.

Архимандриту Антонину удалось привлечь на защиту Духовной vиссии сторонников учреждения Православного палестинского общества. Е. В. Путятин обратился к императрице, наследнику Александру Александровичу, великому князю Константину Николаевичу. К. П. Победоносцев ходатайствовал о сохранении миссии перед Н. К. Гирсом. В. Н. Хитрово убеждал Б. П. Мансурова не трогать миссию. Все эти совместные действия притормозили, а затем и отменили ликвидацию миссии. После воцарения Александра III указ о ликвидации Духовной миссии был негласно дезавуирован.

Список литературы

Алексеев, А. И. Письмо графа Ефимия Путятина великому князю Константину Николаевичу 18/30 марта 1879 г. // Православный Палестинский сборник. Вып. 120. - М.: Индрик, 2022. - С. 31-40.

Варнава (Аверьянов). Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина). По материалам его литературного наследия. - М.: Индрик, 2017. - 208 с.

Вах, К. А. Исследование Б. П. Мансуровым результатов раскопок близ храма Гроба Господня в Иерусалиме в 1884-1885 гг. Ч. I. Предыстория последнего путешествия // Православный Палестинский сборник. Вып. 120. - М.: Индрик, 2022. - С. 64-78.

Лисовой, Н. Н. К истории русского духовного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке // Труды Института российской истории РАН. 1997-1998 гг. Вып. 2. - М.: ИРИ РАН, 2000. - С. 56-89.

Лисовой, Н. Н. Русская Духовная Миссии в Иерусалиме // Россия в Святой Земле. Документы и материалы. Т. 2. - М.: Индрик, 2017. - С. I-X.

Перенижко, О. А. Россия - Святая земля: этапы и формы культурного взаимодействия (XI в. - 1917 г.). – Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2015. – 240 с.

Ямилинец, Б. Ф. Россия и Палестина. Отчески культурно-религиозных отношений (XIX – начало XX века). - М.; СПб.: Институт востоковедения РАН; Летний сад, 2003. – 256 с.

References

ALEKSEEV, A. I. Pis'mo grafa Efimiya Putyatina velikomu knyazyu Konstantinu Nikolaevichu 18/30 marta 1879 g. [Letter from Count Efimy Putyatin to Grand Duke Konstantin Nikolaevich of March 18/30, 1879. In Russ.]. IN: Pravoslavnyi Palestinskii sbornik, Moscow, 2022. V. 120, pp. 31-40.

VARNAVA (AVER'YANOV). Dukhovnyi oblik arkhimandrita Antonina (Kapustina). Po materialam ego literaturnogo naslediya [Spiritual image of Archimandrite Antonin (Kapustin). Based on the materials of his literary heritage. In Russ.]. Moscow, Indrik publ., 2017, 208 p.

VAKH, K. A. Issledovanie B. P. Mansurovym rezul'tatov raskopok bliz khrama Groba Gospodnya v Ierusalime v 1884-1885 gg. Chast' I. Predystoriya poslednego puteshestviya [B. P. Mansurov’s research of excavations near the Church of the Holy Sepulcher in Jerusalem in 1884-1885. Part I. Prehistory of the last journey. In Russ.]. IN: Pravoslavnyi Palestinskii sbornik, Moscow, 2022. V. 120, pp. 64-78.

LISOVOI, N. N. K istorii russkogo dukhovnogo prisutstviya v Svyatoi Zemle i na Blizhnem Vostoke [On the history of the Russian spiritual presence in the Holy Land and the Middle East. In Russ.]. IN: Trudy Instituta rossiiskoi istorii RAN. 1997-1998 gg. Moscow, IRI RAN publ., 2000, vyp. 2, pp. 56-89.

LISOVOI, N. N. Russkaya Dukhovnaya Missii v Ierusalime [Russian Spiritual Mission in Jerusalem. In Russ.]. IN: Rossiya v Svyatoi Zemle. Dokumenty i materialy. Moscow, Indrik publ., 2017, t. 2. pp. I-X.

PERENIZHKO, O. A. Rossiya - Svyataya zemlya: etapy i formy kul'turnogo vzaimodeistviya (XI v. - 1917 g.) [Holy Land: Stages and forms of cultural interaction (11th century – 1917). In Russ.]. Krasnodar, Kubanskii gos. un-t, publ., 2015. 240 p.

YAMILINETS, B. F. Rossiya i Palestina. Otcheski kul'turno-religioznykh otnoshenii (XIX – nachalo XX veka) [Russia and Palestine. Essays on cultural and religious relations (19th - early 20th century). In Russ.]. Moscow - St.-Petersburg, Institut vostokovedeniya RAN, Letnii sad publ., 2003, 256 p.

Сведения об авторах

Кондаков Юрий Евгеньевич, доктор исторических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, профессор, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, 8-911-167-03-97, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Kondakov Yuri Evgenievich, PhD in History, associate professor, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University, professor, St. Petersburg, Russian Federation, +7-911-167-03-97, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 20.05.2023 г., опубликована (для цитирования):

Кондаков, Ю. Е. Особенности ликвидации Духовной миссии в Иерусалиме в 1879 г. // Вестник архивиста. – 2023. - № 4. – С. 1138-1149. doi 10.28995/2073-0101-2023-4-1138-1149

Submitted 20.05.2023, published (for citation):

KONDAKOV, Yu. E. Osobennosti likvidatsii Dukhovnoi missii v Ierusalime v 1879 g. [Specifics of Liquidation of the Spiritual Mission in Jerusalem in 1879. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 4, pp. 1138-1149. doi 10.28995/2073-0101-2023-4-1138-1149

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.