«…Создадим новую игрушку для советской детворы»: о советских игрушках 1940-х гг. На архивных материалах Горьковской области

Печать PDF

Научная статья / Scientific article

УДК +93/94+745.04+930.85+304.442+930.2+930.25+930.253+002.66+651.56+002.6.048.26+316.6+111.84+111.85+159.923+159.928.234+304.444+364.1+364.24+364.252+371.487+371.69+608.2+608.6+347.772(094.7) +643/645+649.1+64.033

doi 10.28995/2073-0101-2023-4-1238-1250

Гордина, Е. Д.

г. Нижний Новгород, Российская Федерация

«…Создадим новую игрушку для советской детворы»: о советских игрушках 1940-х гг. На архивных материалах Горьковской области

Gordina, E. D.

Nizhny Novgorod, Russian Federation

“… We’ll Make a New Toy for Soviet Kids”: On Soviet Toys of the 1940s: Archival Materials of the Gorky Region

Аннотация

В статье раскрывается проблема обеспечения игрушками советских детей и производства игрушек в СССР в 1940-е гг. На базе современного историографического материала отражено положение в «игрушечной» отрасли в 1940-е гг. При изложении материала приводится большое количество интересных и ценных примеров, фрагментов воспоминаний «детей войны». И во многих таких материалах «красной нитью» проходит мысль о том, что игрушки в трудные 1940-е гг. были преимущественно самодельные. В стране наблюдался острый дефицит магазинных игрушек, стояла проблема их качества и дороговизны. И на протяжении всех 1940-х гг. руководством страны, не исключая даже периода Великой Отечественной войны, начиная с 1942 г., предпринимались неоднократные попытки решить эти проблемы. Нехватка игрушек для советских детей признавалась властью как проблема, нуждающаяся, в числе многих, в неотложном решении. На уникальных архивных материалах Горьковской области, впервые вводимых в научный оборот, рассказывается о проведении в 1947-1948 гг. Научно-исследовательским институтом игрушки конкурса, направленного на разработку новых образцов детских игрушек и игр, повышение качества этой продукции и налаживания ее массового поточного производства. Согласно приведенной в положении о конкурсе типологии игрушек, насчитывается 16 категорий игрушек для детей всех возрастов, начиная от кукол и мячей и заканчивая разнообразными конструкторами, картонажными играми, обучающими материалами. Основными критериями, которым должны были соответствовать представленные образцы, являлись полная безопасность игрушек для детей, возможность массового и по возможности недорогого поточного производства с использованием местного сырья, соответствие поставленным государством воспитательным и образовательно-развивающим задачам. К участию в конкурсе приглашались все советские граждане, предприятия и артели, детские учреждения, предполагалась выплата премий победителям на сумму более 120 000 руб. Учитывая реалии жизни нашей страны в 1947 г., это представляется важным маркером внимания государства к решению проблемы организации детского досуга и воспитания, составным компонентом политики по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. В статье раскрываются основные направления решения проблемы игрушечного дефицита во второй половине 1940-х гг. Представленный материал позволяет дополнить картину истории повседневности и последствий Великой Отечественной войны.

Abstract

The article addresses the problem of providing Soviet children with toys and toys production in the USSR in the 1940s. On the basis of modern historiographical material, situation in the “toy” industry of the 1940s is reflected. When presenting the material, a large number of interesting and valuable examples is given, as well as fragments from memoirs of the “children of war.” All these materials mention that toys of the difficult 1940s were mostly homemade. There was an acute shortage of factory-made toys and there were problems with their quality and high cost. Throughout the 1940s (and even in the wartime), Soviet leadership attempted repeatedly to solve these problems. Lack of toys for Soviet children was recognized by the authorities as a problem demanding urgent solution. Drawing on unique archival material of the Gorky region, which is being introduced into scientific use, the article narrates of the competition organized in 1947-48 by the Scientific Research Institute of Toys and aimed at development of new samples of toys and games, improvement of their quality, and launch of their mass production. According to the typology of toys cited in the competition regulations, there were 16 categories of toys for children of all ages, ranging from dolls and balls to a variety of construction kits, cardboard games, and educational materials. The main criteria were complete safety, possibility of mass and, preferably, inexpensive production from local materials, and compliance with educational tasks set by the state. Soviet citizens, enterprises and artels, children’s institutions were invited to participate in the competition; there were prizes amounting to 120,000 rubles or more. Given the realities of 1947, this seems an important marker of the state’s attention to organization of children’s leisure and education, which was deemed an integral component of combatting child homelessness and neglect. The article identifies main trends in solving the problem of toy shortage in the second half of the 1940s. It is to complete the picture of everyday life and consequences of the Great Patriotic War.

Ключевые слова

Исторические источники, архивные документы, игрушки, СССР, дети, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., воспитание.

Keywords

Historical sources, archival documents, toys, USSR, children, Great Patriotic War of 1941–45, education.

С чем ассоциируется у нас слово «детство»? Конечно, с игрушками. Образ ребенка неотделим в нашем сознании от игрушки. Она – атрибут детства. Тема советского военного и послевоенного детства, в том числе – «игрушечный» аспект проблемы, представлены в отечественной историографии работами историков, социологов, педагогов, психологов, искусствоведов. В статье предполагается решить две задачи: во-первых, представить краткий обзор историографии проблемы, во-вторых, на архивных материалах Горьковской области раскрыть проблему послевоенного восстановления производства детских игрушек и игр.

Педагогами-исследователями давно доказано, что игрушки – отнюдь не роскошь, они необходимы ребенку для развития и социализации. И война, лишая детей игрушек, лишает их детства. «Улыбаться я стала только в 16 лет. При слове "немец" впадала в истерику. В 18 лет, с первой получки купила мячик − так о нем мечтала все детство», – вспоминала пережившая Великую Отечественную ребенком в оккупации А. Гуревич. В трудные военные, да и послевоенные годы, к сожалению, было совсем не до игрушек – советским ребятишкам не хватало самого необходимого. Так, в многочисленных сохранившихся в архивах Горьковской области отчетах и актах обследования детских домов в 1940-е гг. среди многих трудностей и насущных проблем практически не встречается слова «игрушки». Отмечается острая нехватка продуктов питания, обуви, одежды, посуды, мебели, постельных принадлежностей, книг, ученических принадлежностей и многого другого, но об игрушках практически не упоминается. Если случалось, что детям делали подарки, то это были обычно вещи, одежда, обувь, угощение. Посмотрим, например, состав новогодних подарков 1940-х гг.: «…на елку нам давали фрукты и два мандарина». О горьковских новогодних елках зимы 1945 г. в документах отмечается: «100 000 вещевых подарков изготовили для школьников г. Горького комсомольцы-производственники , дети-сироты получили к Новому году подарки − шерстяные фуфайки, валенки в сельских районах детям фронтовиков изготавливались валенки, одежда, чулки». Детским домам дарили, помимо самого необходимого, предметы обихода, музыкальные инструменты, книги.

В целом ситуация с производством игрушек в СССР после войны действительно была неблагополучной, что не соответствовало образу страны-победителя. Д. А. Абдуллина отмечает: «Послевоенный период характеризуется «трансфером» образа ребенка в охранительное пространство дома и семьи, акцентом на материальное благополучие советского детства. В детском портрете появляется много игрушек и иных сугубо детских предметов . Даже если ребенок изображался на фоне глухой стены, то художник «вручал» ему в руки или помещал рядом игрушку». При этом реальное положение дел было далеко от идеала. О. В. Гаврыш выделяет три группы игрушек, производимых в нашей стране в 1945 − начале 1950-х гг.: продукция для творческих и сюжетных игр (например, куклы); игрушки-занятия (настольные игры, конструкторы); технические игрушки (тракторы, военная техника). Исследователь отмечает дефицит, дороговизну и низкое качество послевоенных игрушек: «большинство артелей использовали вату, картон низкого сорта, ткань, опилки и те куски, которые другие швейные фабрики выбрасывали». При этом цены на игрушки были высокими: «так, конь-каталка в 1950 г. стоил около 80 руб., кукла − 30−40 руб.».

В 1940-е гг. игрушек не хватало, преобладали самодельные игрушки. Этому вопросу уделялось внимание даже в непростых военных и послевоенных условиях. Во второй половине 1940-х гг. наметился перелом в ситуации обеспечения советских детей игрушками. Ставились такие задачи, как разработка новых образцов, повышение качества продукции, ее безопасность, налаживание массового производства с привлечением как кустарной промышленности и промартелей, так и крупных предприятий. Позитивные результаты этой политики для основной массы советских граждан стали заметны, но не в 1940-е гг., а позже, во второй половине 1950-х - 1960-е гг.

Список литературы

Абдуллина, Д. А. Мифологема «счастливое советское детство» в детском портрете 1930–1960-х годов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Искусствоведение. - 2022. - № 4. - С. 591-611.

Вахштайн, В. К микросоциологии игрушек: сценарий, афорданс, транспозиция // Логос. – 2013. – № 2. – С. 3–37.

Гаврыш, О. В. Детская игровая повседневность в послевоенные годы (на материале УССР) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. - № 2. - С. 87–92.

Замилов, Т. Д. Роль военной игрушки в военно-патриотическом воспитании в дореволюционной России, в Советском Союзе и Российской Федерации // Народное образование. - 2020. - № 4. - С. 139−144.

Кульгускина, Л. В. Государство и молодое поколение в конце 1920-х − 1930-е годы: опыт создания новой ментальности. Автореф. дис. … канд. ист. наук. – Барнаул, 2005. - 22 с.

Мухинова, Н. А. Досуг детей в годы Великой Отечественной войны (по материалам поискового проекта «Факел», КГАСУ) // Гуманитарные науки в XXI веке: Научный интернет-журнал. - 2020. - № 14. - С. 72-77.

Сымонович, Ч. Э. К начальной истории ровесников войны // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. -2013. - № 1. - С. 44–51.

Теплова, Е. Визуальные образы советского детства // Этнодиалоги. – 2020. – № 3. – С. 142–156.

References

ABDULLINA, D. A. Mifologema “shchastlivoe sovetskoe detstvo” v detskom portrete 1930–1960-kh godov [The Mythologeme of “Happy Soviet Childhood” in a Child’s Portrait of the 1930s–60s. In Russ.]. IN: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie, 2022, no. 2, pp. 591–611.

VAKHSHTAIN, V. K mikrosotsiologii igrushek: stsenarii, afordans, transpozitsiya [On the microsociology of toys: Script, affordance, transposition. In Russ.]. IN: Logos, 2013, no. 2, pp. 3–37.

GAVRYSH, O. V. Detskaya igrovaya povsednevnost' v poslevoennye gody (na materiale USSR) [Childrenэs play everyday life in the post-war years: Material of the Ukrainian SSR. In Russ.]. IN: Vestnik Baltiiskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Seriya: gumanitarnye i obshchestvennye nauki, 2018, no. 2, pp. 87–92.

ZAMILOV, T. D. Rol' voennoi igrushki v voenno-patrioticheskom vospitanii v dorevolyutsionnoi Rossii, v Sovetskom Soyuze i Rossiiskoi Federatsii [The role of military toys in military-patriotic education in pre-revolutionary Russia, in the Soviet Union, and the Russian Federation. In Russ.]. IN: Narodnoe obrazovanie, 2020, no. 4, pp. 139–144.

KUL'GUSKINA, L. V. Gosudarstvo i molodoe pokolenie v kontse 1920-kh − 1930-e gody: opyt sozdaniya novoi mental'nosti. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [The state and the younger generation in the late 1920s−30s: The experience of creating a new mentality. Cand. hist. sci. diss. abstract. In Russ.]. IN: Barnaul, 2005, 22 p.

MUKHINOVA, N. A. Dosug detei v gody Velikoi Otechestvennoi voiny (po materialam poiskovogo proekta “Fakel”, KGASU) [Leisure of children in the days of the Great Patriotic War: Materials of the search project “Fakel,” KSUAU). In Russ.]. IN: Gumanitarnye nauki v XXI veke: Nauchnyi internet-zhurnal, 2020, no. 14, pp. 72–77.

SYMONOVICH, Ch. E. K nachal'noi istorii rovesnikov voiny [To the initial history of the war agemates. In Russ.]. IN: Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovykh issledovanii, 2013, no. 1, pp. 44–51.

TEPLOVA, E. Vizual'nye obrazy sovetskogo detstva [Visual Images of Soviet Childhood. In Russ.]. IN: Etnodialogi, 2020, no. 3, pp. 142–156.

Сведения об авторах

Гордина Елена Дмитриевна, доктор исторических наук, доцент, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, кафедра методологии, истории и философии науки, заведующая кафедрой, г. Нижний Новгород, Российская Федерация, 8-910-388-18-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About the authors

Gordinа Elena Dmitrievna, PhD in History, associate professor, R. E. Alekseeva Nizhny Novgorod State Technical University, department of methodology, history, and philosophy of science, head of the department, Russian Federation, Nizhny Novgorod, +7-910-388-18-27, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В редакцию статья поступила 19.05.2023 г., опубликована (для цитирования):

Гордина, Е. Д. «…Создадим новую игрушку для советской детворы»: о советских игрушках 1940-х гг. На архивных материалах Горьковской области // Вестник архивиста. – 2023. - № 4. – С. 1238-1250. doi 10.28995/2073-0101-2023-4-1238-1250

Submitted 19.05.2023, published (for citation):

GORDINA, E. D. “…Sozdadim novuyu igrushku dlya sovetskoi detvory”: o sovetskikh igrushkakh 1940-kh gg. Na arkhivnykh materialakh Gor'kovskoi oblasti [“… We’ll Make a New Toy for Soviet Kids”: On Soviet Toys of the 1940s: Archival Materials of the Gorky Region. In Russ.]. IN: Vestnik arhivista / Herald of an Archivist, 2023, no. 4, pp. 1238-1250. doi 10.28995/2073-0101-2023-4-1238-1250

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.