АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В НЕЧЕРНОЗЕМНОЙ ЗОНЕ РСФСР В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ

Печать PDF


Начиная с 1950-х гг. в ЦК КПСС и Совете Министров СССР, в Бюро ЦК КПСС по РСФСР, Совете Министров РСФСР неоднократно поднимался вопрос о развитии сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР. В конце 1950-х гг. был проведен комплекс работ по освоению пойменных земель Подмосковья, созданию новых совхозов мясо-молочного и овощного направления, что позволило в дальнейшем стать Московской области, наряду с Ленинградской одной из ведущих среди сельскохозяйственных субъектов РСФСР.

После мартовского (1965 г.) пленума ЦК КПСС была сделана первая попытка принять партийно-государственное постановление по развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР. Однако руководство страны посчитало, что тех мер, которые наметили на пленуме, будет достаточно для подъема сельскохозяйственного производства в этом регионе и проект был сдан в архив. Таким образом, в 1960-х гг. все ограничивалось мелиоративным строительством в отдельных областях региона. Слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование сельского хозяйства в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.), нерешенность социальных проблем на селе, сохранение административно-командных методов руководства отраслью, диспропорция цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию привели к усилению миграции сельского населения, обострению проблемы обеспечения населения продовольствием, а перерабатывающей промышленности - сельскохозяйственным сырьем. Начавшиеся уже с 1963 г. закупки импортной сельскохозяйственной продукции из года в год возрастали.

К началу 1970-х гг. Нечерноземная зона РСФСР включала 23 области и 6 автономных республик, с территорией общей площадью – 2823,8 тыс. км. В 1960-1980-е гг. здесь проживало около 60 млн. человек, или 44% всего населения РСФСР. На долю городского населения приходилось 69%, а сельского – 31%. Занимая в республике 22,5% общей площади сельхозугодий и 24% пашни, около 10 тыс. колхозов и совхозов производили почти 32% валовой сельскохозяйственной продукции РСФСР (40% молока, 31% мяса, 36% яиц, 55% картофеля, 44% овощей и 95% льноволокна) и 15% валовой продукции СССР.

Как отмечал в докладе ЦК на июльском (1970 г.) пленуме ЦК КПСС Л.И. Брежнев: «Положение с производством зерна нас еще не удовлетворяет… Как известно, еще далеко не удовлетворяется спрос населения на продукты животноводства, особенно на мясо. Я не говорю уже о том, что в целом уровень потребления мяса, яиц и других продуктов у нас ниже, чем во многих странах». На этом пленуме вновь поднимался вопрос о развитии сельского хозяйства Нечерноземья, но только после решения Политбюро ЦК КПСС, состоявшегося 21 января 1971 г., по распоряжению Совета Министров РСФСР от 29 января 1972 г, в отделе сельского хозяйства и заготовок Совета Министров РСФСР первоначально стали готовиться «предложения по дальнейшему развитию сельского хозяйства автономных республик и областей Нечерноземной зоны РСФСР». Однако через несколько месяцев СМ РСФСР было принято решение о подготовке проекта постановления ЦК КПСС и СМ РСФСР по комплексному развитию сельского хозяйства Нечерноземья, о чем информировал Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС.

Подготовка документа затянулась на три года. Это было связано с тем, Госплан СССР считал невозможным его принятие в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.), когда уже были распределены финансы и нельзя было выделить крупные материально-технические ресурсы. Российская Федерация не обладала финансовыми возможностями для самостоятельного широкомасштабного преобразования этого важнейшего экономического региона страны. Неблагоприятные погодные условия, а прежде всего засуха 1972 г., привели к ускорению подготовки проекта постановления. Этому содействовало и письмо председателя Совета Министров РСФСР М.С. Соломенцева на имя Л.И. Брежнева от 1 августа 1972 г. с предложением принять постановление о развитии сельского хозяйства Нечерноземной зоны республики. На основании письма Политбюро ЦК КПСС, специально рассмотрев этот вопрос, поручило Совету Министров РСФСР подготовить предложения о перспективах развития сельского хозяйства Нечерноземной полосы.

Российский проект постановления, подготовленный еще в мае 1971 г. и доработанный осенью 1972 г., не нашел полной поддержки в Госплане СССР, который возражал против принятия программы развития сельского хозяйства на период 1974-1990 гг. Предлагалось ограничиться только десятой пятилеткой (1976-1980 гг.), определив только перспективы на 1990 г. Были внесены и другие изменения в российский проект, включая снижение объемов финансирования, материально-технических ресурсов. В течение 1973 г. происходило согласование позиций союзных и республиканских ведомств, готовились новые варианты проектов. В общей сложности за период 1971-1974 гг. только в Совете Министров РСФСР было разработано более 10 проектов постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по развитию сельского хозяйства Нечерноземья. После продолжительного согласования на обсуждении в Совете Министров СССР на 7 января 1974 г. было намечено утверждение окончательного варианта проекта постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Среди массива документов по аграрной истории России, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации, предшествующих принятию постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1974 г., несомненный интерес представляет справка «О состоянии и возможностях развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР», направленная в ЦК КПСС 7 января 1974 г. Этот документ был подписан министром сельского хозяйства РСФСР Л.Я. Флорентьевым, а также министром совхозов РСФСР И.П. Воловченко. Как следует из рукописной пометы на первой странице второго экземпляра этого документа с оригиналами подписей, он был передан нарочным непосредственно заместителю заведующего Сельскохозяйственным отделом ЦК КПСС С.В. Засухину. Видимо по этой причине документ не был зарегистрирован в Общем отделе и отсутствует в архивных документах Сельскохозяйственного отдела ЦК КПСС.

Что же заставило двух российских министров написать письмо в ЦК КПСС именно 7 января 1974 г.? Дело в том, что на этот день в Совете Министров СССР под руководством первого заместителя председателя правительства страны З. Нуриева, было намечено завершающее заседание комиссии по подготовке проекта постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР. Об этом З. Нуриев сообщил Л.Я. Флорентьеву, предложив ему подготовить замечания и предложения к проекту постановления, подготовленному комиссией из представителей союзного и республиканских ведомств.

В записке в ЦК КПСС в очередной раз российские министры информировали о потенциале и проблемах Нечерноземной зоны РСФСР, проделанной работе по развитию сельского хозяйства региона в предшествующие годы. В том числе они выразили обеспокоенность по поводу усиления миграционных процессов в Нечерноземье, где за последние 11 лет численность сельского населения уменьшилась на 4,5 млн. Человек (20%), что привело к огромному дефициту кадров. В наличии огромного количества мелких населенных пунктов, отсутствии элементарных социально-бытовых условий для жителей села, «распыленности» производства, низкой оплате труда, неэффективности мелиоративных работ, министры видели причину роста убыточных хозяйств, снижения потенциала сельского хозяйства зоны. На основании этого, в письме высказывалась просьба о принятии «особых дополнительных комплексных мер по ускоренному развитию сельского хозяйства Нечерноземной полосы». И самое главное – начиная с 1975 г. выделять в народнохозяйственном плане страны отдельной строкой показатели развития сельского хозяйства и связанных с ней отраслей народного хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР.

Это обстоятельство было вызвано тем, что в итоговом, госплановском варианте изложенное предложение Совета Министром РСФСР было снято. На заседании комиссии в Совете Министров СССР, обсуждавшей итоговый вариант проекта партийно-государственного постановления, положения российского проекта отстаивал заместитель председателя Совета Министров РСФСР Н. Васильев. Сельскохозяйственный отдел ЦК КПСС во главе с главным куратором сельского хозяйства страны Ф.Д. Кулаковым поддерживал предложения Совета Министров РСФСР. В итоге, в 31 пункте принятого 20 марта 1974 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР» было включено положение: «Установить, что в годовых, пятилетних и долгосрочных перспективных планах развития народного хозяйства СССР и РСФСР, а также в соответствующих планах общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств СССР и союзно-республиканских и республиканских министерств и ведомств РСФСР показатели развития сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности Нечерноземной зоны РСФСР и объемы подрядного строительства в этой зоне предусматриваются отдельной строкой, с выделением соответствующих показателей по Главнечерноземводстрою».

Кроме того, в данном постановлении было решено создать в составе Госплана СССР Отдел территориального планирования по Нечерноземной зоне РСФСР, а ЦСУ СССР установить соответствующую показателям планов статистическую отчетность по Нечерноземной зоне РСФСР.


Приложение


Справка о состоянии и возможностях

развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны

РСФСР

В решениях ХХ съезда партии, Мартовского (1965 г.) и последующих Пленумов ЦК КПСС, в выступлениях Генерального секретаря ЦК Л.И. Брежнева содержатся указания о необходимости ускоренного развития сельского хозяйства Нечерноземной зоны Российской Федерации. В августе 1972 г. Политбюро ЦК КПСС специально рассматривало этот вопрос и поручило подготовить предложения о перспективах развития сельского хозяйства Нечерноземной полосы.

Нечерноземная зона - это крупнейший индустриальный район, с большими возможностями развития сельскохозяйственного производства, которое хотя и сделало в последние годы определенный шаг вперед – все еще серьезно отстает от других районов страны и потребностей этого густонаселенного района.

Нечерноземная зона РСФСР включает 29 областей и автономных республик – все области и автономные республики Северо-Западного, Центрального и Волго-Вятского экономических районов, а также Калининградскую, Пермскую, Свердловскую области и Удмуртскую АССР. В этой зоне проживает 58 млн. человек, или 44% от общей численности населения Российской Федерации. Здесь расположены важнейшие промышленные центры страны, такие как Москва, Ленинград, Горький, Свердловск, Пермь и другие. На территории зоны размещено 13,6 тысячи промышленных предприятий, почти половина предприятий РСФСР, что ставит перед сельским хозяйством весьма сложные задачи все более полного обеспечения растущих потребностей населения, прежде всего, в молоке и молочных продуктах, парной говядине и свинине, продукции птицеводства, овощеводства и картофелеводства. В этой зоне сосредоточены почти все посевы льна-долгунца Российской Федерации.

Следует отметить, что к благоприятным факторам ведения сельского хозяйства в этой зоне относятся достаточное увлажнение, наличие большого числа рек и других водных источников, которые могут быть использованы для орошения, большие запасы торфа и удобрение и т.д. В неблагоприятном направлении действуют низкое естественное плодородие почв, мелкие размеры производства и земельных участков, наличие большого числа мелких и мельчайших населенных пунктов, бездорожье и некоторые другие.

До недавнего времени сельскохозяйственное производство в Нечерноземной зоне развивалось крайне медленно; среднегодовая валовая продукция сельского хозяйства в 1961-1965 гг. по сравнению с 1958-1960 гг. выросла лишь на 1,9%. В восьмой пятилетке темпы развития этой отрасли повысились: производство продукции сельского хозяйства достигло 12,9 млрд. рублей против 10,7 млрд. рублей в седьмой пятилетке и выросло на 20%. Рост производства наиболее важных видов продукции характеризуется следующими данными:

Достигнутый рост производства позволил увеличить закупки продуктов земледелия и животноводства.

Некоторые результаты в развитии сельского хозяйства Нечерноземья – итог большой работы партийных, советских и сельскохозяйственных органов областей и республик зоны и некоторого укрепления в последний период материально-технической базы колхозов и совхозов.

Исходя из возможностей и ресурсов РСФСР, хозяйствам этой зоны в восьмой пятилетке было выделено 5 млрд. рублей государственных капитальных вложений, тогда как доля этой зоны в валовой продукции сельского хозяйства республики составляла в 1965-1970 гг. 32%; в 1970 г. по сравнению с 1966 г. поставка тракторов в эту зону увеличилась на 31%; колхозам и совхозам Нечерноземной полосы выделено более половины всех минеральных удобрений республики.

Все это дало возможность несколько укрепить экономику колхозов и совхозов, повысить оплату труда колхозников и рабочих совхозов: среднегодовой заработок колхозников в 1970 г. составил 919 руб. против 514 руб. в 1965 г., а работников совхозов 1138 руб. против 852 рублей.

Однако уровень развития сельского хозяйства Нечерноземной полосы нельзя признать достаточным, резервы и возможности повышения урожайности полей и продуктивности скота используется многими хозяйствами слабо, площади сельскохозяйственных угодий и пашни сокращаются, в результате чего производство продуктов питания не обеспечивает растущих потребностей проживающего здесь населения и отстает от средних показателей по РСФСР: в 1970 г. в расчете на душу населения произведено мяса в живом весе по республике 72 кг., а в Нечерноземной зоне - 51 кг., соответственно, молока 347 и 314 кг., яиц - 180 и 150 шт., овощей - 77 и 72 килограмма. Положение не изменилось и в 1971-1978 гг. в города и промышленные центры зоны ежегодно завозится из других районов 40% мяса, 27% яиц и 22% молока.

Беспокоит и тот факт, что в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны, как ни в одном другом районе республики, продолжают действовать весьма опасные миграционные процессы, население во многих хозяйствах стареет, значительная часть молодежи уходит из села. Об этом говорят данные последней переписи населения. Если в РСФСР численность сельского населения за последние 11 лет уменьшилась на 6,8 млн. человек, или на 12%, то в Нечерноземной зоне – на 4,5 млн. человек или на 20%. Чрезмерно велика текучесть квалифицированных кадров, и прежде всего, механизаторов: за 1965-1970 гг. в Нечерноземной зоне было подготовлено 434,1 тыс. трактористов и комбайнеров, а выбыло из колхозов и совхозов 422 тыс. механизаторов. В Кировской области численность сельских жителей в трудоспособном возрасте уменьшилась за эти годы на 42%, в Новгородской, Псковской, Калининградской, Смоленской, Ивановской, Ярославской и ряде других областей Нечерноземной зоны – на 34-35%. Недостаток рабочей силы во многих колхозах и совхозах и слабый уровень механизации уже привели к тому, что многие работы выполняются несвоевременно, с большим привлечением работников из города.

Анализ миграционных процессов приводит к тому, что их причины кроются в основном в неудовлетворительных условиях труда и быта сельского населения. Большая часть колхозников и рабочих колхозов, живет в мелких поселках и хуторах, плохо обеспечивается коммунально-бытовыми и другими услугами. По данным последней переписи в 29 областях и автономных республиках зоны имелось 142 тыс. населенных пунктов, в которых проживало 17,7 млн. человек; более половины селений представляют собой мелкие населенные пункты, в каждом из которых проживает менее 50 человек. В Вологодской, Костромской и некоторых других областях в половине населенных пунктов, проживает менее 10 человек.

Если в целом по РСФСР средняя численность населения, приходящаяся на один сельский пункт, увеличилась с 187 жителей в 1959 г. до 226 жителей в 1970 г., то во многих областях и республиках Нечерноземной полосы продолжается уменьшение сельских населенных пунктов. В Новгородской области, при общем сокращении за последние 11 лет сельских населенных пунктов на 16%, количество мелких поселков с числом жителей до 25 человек – увеличилось на 125. Такое же положение в Псковской, Ивановской, Калининской, Пермской и ряде других областей и автономных республик.

Большие затруднения создает распыленность производства, что сдерживает внедрение механизации, достижений науки и передовой практики. Хотя животноводство в этой зоне является ведущей отраслью, поголовье общественного скота во многих колхозах и совхозах разбросано по мелким фермам и слабо механизировано. На одну ферму в среднем приходится только 110 коров, 554 свиньи и 456 овец. На начало 1973 г. в совхозах этой зоны около половины крупного рогатого скота, свиней и две трети овец содержались в приспособленных помещениях.

В колхозах и совхозах зоны ниже, чем в других районах фактический уровень оплаты механизаторов и некоторых других категорий работников сельского хозяйства, что видно из следующих данных:

Здесь ниже также оплата труда специалистов и руководителей колхозов и совхозов; если на Северном Кавказе 745 совхозов относится к I-IV группам по оплате труда, то в Северо-Западном районе таких хозяйств только 59%, в Центральном – 46% и Волго-Вятском – 45%, а в Костромской, Кировской и Калининской областях – 15-25%.

Сельское население Нечерноземной зоны значительно хуже, чем городское обеспечено культурно-бытовыми учреждениями. На тысячу жителей приходится клубов в городах 181 место, а на селе – 143 места, дошкольных учреждений, соответственно 55 и 17. В среднем в расчете на одного жителя оказано бытовых услуг в 1972 г. в городах на 24 руб. 88 коп, а сельской местности – на 12 руб. 16 коп. Из 142,5 тыс. сельских населенных пунктов, этой зоны столовые имеют только 8,2%, коммунальные бани – 10,5%, сельские дошкольные учреждения – 6,0% и клубы – 19,0% населенных пунктов, причем, большая половина клубов подлежит сносу из-за ветхости. Многие хозяйства даже на центральных усадьбах не имеют столовых, бань, детских учреждений и клубов.

Хозяйства Нечерноземной зоны слабо обеспечены основными производственными фондами, что видно из следующих сравнительных данных о фондообеспеченности и уровня сельскохозяйственного производства в Нечерноземной зоне, Московской и Ленинградской областях за 1972 год:


Хотя на развитие сельского хозяйства Нечерноземной зоны в девятой пятилетке направлено 33% всех капиталовложений РСФСР, в среднем по зоне на 100 гектаров сельскохозяйственных угодий, без Московской и Ленинградской областей, выделяется только 26,7 тыс. рублей капиталовложений, тогда как в Московской области – 85,7 тыс., а Ленинградской – 98,8 тыс.рублей. Если хозяйствам Московской и Ленинградской областей поставляется минеральных удобрений в расчете на гектар пашни 11-14 ц, то остальным областям и республикам зоны – меньше 4 центнеров.

Одна из причин отставания сельского хозяйства Нечерноземной зоны – низкий уровень мелиорации земель, тогда как в хозяйствах этой зоны, из имеющихся 50,4 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, заболочено и переувлажнено 9,4 млн. га, закустарено и покрыто мелколесьем 6,5 млн. га и около 28 млн. гектаров имеют повышенную кислотность. Кроме того, в колхозах и совхозах Нечерноземья не используются в сельскохозяйственном производстве 3 млн. гектаров верховых и низинных болот.

Проводимые в Нечерноземной зоне работы по мелиорации земель, исключая Московскую и Ленинградскую области, в связи с незначительными их объемами, не могли оказать существенного влияния на качественное улучшение земель. В колхозах и совхозах этой зоны осушено пока только 18,2% переувлажненных и заболоченных земель и улучшено 8,8% сенокосов и пастбищ.

Продуктивное использование сельскохозяйственных угодий затрудняется и мелкоконтурностью. В большинстве хозяйств пахотные земли расчленены заболоченными и переувлажненными участками, кустарником и мелколесьем. Например, в Ярославской области 18% пахотных земель имеют участки площадью до 4 гектаров, а в Новгородской области – 27% пашни размещено на участках площадью до 2 гектаров.

Анализ имеющихся материалов показывает, что в Нечерноземной зоне имеется много экономически слабых колхозов и совхозов. Причем в большинстве областей и автономных республик зоны количество экономически слабых хозяйств в последний период не уменьшается, а в ряде районов – даже увеличилось.

Колхозы и совхозы несут большие убытки на доставке продукции заготовительным организациям. По действующему положению хозяйствам возмещаются затраты по доставке продукции по единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом, а многие колхозы и совхозы из-за разбросанности производства и бездорожья вынуждены вывозить свою продукцию государству на тракторах и другими транспортными средствами. В результате не возмещенные расходы по реализации продукции ежегодно по совхозам Нечерноземной зоны составляют 35-40 млн. руб., а по колхозам – 35-38 млн. руб. Колхозам и совхозам возмещается лишь 35% фактических расходов, а совхозам Архангельской, Новгородской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Кировской областей – только 20% расходов по реализации продукции.

Все это вместе взятое определяет необходимость принятия особых дополнительных комплексных мер по ускоренному развитию сельского хозяйства Нечерноземной полосы, в основу которых положено укрепление материально-технической базы колхозов и совхозов, их комплексная механизация и химизация, широкая мелиорация земель, концентрация, специализация производства, и всестороннее межхозяйственное производственное кооперирование, постоянное сселение мелких населенных пунктов и значительное улучшение культурно-бытового обслуживания населения.

По расчетам специалистов, валовое производство зерна в результате осуществления мер, предусмотренных проектом постановления ЦК КПСС и Советом Министров СССР по Нечерноземной зоне, возрастет с 1980 г. до 31 млн. т вместо 17,2 млн. т в среднем за год в восьмой пятилетке, картофеля – до 31 млн. т в среднем за годы в восьмой пятилетке, картофеля – до 37,3 млн. тонн против 28,4 млн. тонн, овощей – до 6,1 млн. тонн против 3,9 млн. т, молока – до 23 млн.тонн против 17,6 млн. т, яиц – до 15,4 млрд. шт. против 7,4 млрд., что позволит в короткие сроки возместить вложения государства в развитие сельского хозяйства Нечерноземья, значительно сократить завоз сельскохозяйственной продукции из других районов страны, а по молоку, мясу, яйцам, картофелю и овощам – удовлетворить потребности населения за счет сельского хозяйства этой зоны.

Что касается более отдаленной перспективы, то расчеты ученых и специалистов показывают, что производство зерна в Нечерноземной полосе может быть доведено к 1990 г., как минимум, до 47 млн. т, картофеля – до 43 млн. тонн, овощей – до 8,2 млн. тонн, мяса в живом весе – до 6,3 млн. тонн, молока – до 35,9 млн. тонн и яиц – до 20 млрд. штук.

Если раньше выдающийся советский ученый, академик Д.Н. Прянишников мечтал о дополнительном миллиарде пудов хлеба в Нечерноземной полосе, то новые возможности научно-технического прогресса в сельском хозяйстве дают основание рассчитывать на прибавку 1,8 млрд. пудов зерна, сверх трехсот миллионов пудов, полученных дополнительно в восьмой пятилетке.

Учитывая большое значение мер, предлагаемых в проекте постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по Нечерноземной полосе, весьма оправданно предложение, начиная с 1975 г. выделять в народнохозяйственном плане отдельной строкой развитие сельского хозяйства и связанных с ним отраслей народного хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР.


Л. Флорентьев

И. Воловченко

7 января 1974 г.

ГАРФ. Ф. А-616. Оп. 3. Д. 8025. Л. 1-11. Копия, оригиналы подписей.

Аннотация / Annotation

В статье по архивным источникам исследуются вопросы аграрной политики в Нечерноземной зоне РСФСР в середине ХХ в., внутрипартийные противоречия в ходе подготовки и принятия в 1974 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР».

Ключевые слова / Keywords

Нечерноземная зона РСФСР, аграрная политика, ЦК КПСС, Совет Министров РСФСР, ГАРФ, РГАНИ, архивные фонды, сельское хозяйство, оплата труда, Ф.Д. Кулаков, И.П. Воловченко, М.С. Соломенцев.





Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.