РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Печать PDF

А.И. РОЗАНОВ, г. Москва, Российская Федерация

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье раскрывается состав и содержание фотодокументов, хранящихся в архивах Московской области, специфика которых определилась вследствие их близости к столице и сосредоточения значительного комплекса документов по истории Московской области в федеральных и городских архивах Москвы. Автор подчеркивает, что важнейшая особенность провинциальной фотографии – сохранение истории простого человека, попавшего в объектив. Характеризует историческую ценность фотодокументов, запечатлевших простых людей в деятельной сфере, позволяющих проникнуть в бытовую и производственную сферу эпохи.

Ключевые слова

Центральный государственный архив Московской области» (ГКУ МО ЦГАМО), государственные архивы Московской области, аудиовизуальные документы, региональная история, исторические источники

Источниковая база региональной истории во многом определяется составом и содержанием архивных документов, хранящихся в местных архивах. А изобразительные документы, отложившиеся в региональных архивах, подчеркивают характерные для того или иного края особенности, которые позволяют восстанавливать облик прошлого во всем его многообразии.

Говоря об особенностях истории Московской области, как административно-территориальной единицы, следует заметить, что она находится в тени истории столицы нашей Родины. Многие события, разворачивавшиеся на просторах Подмосковья, традиционно относятся к истории московской или, благодаря столичному статусу Москвы, всероссийской. По сравнению с историей других регионов, о региональной специфике Московской области историки вспоминают нечасто. (В схожем положении находится Ленинградская область). Зеркальным отражением такого положения вещей является состав документов подмосковных архивов. Столица аккумулирует в своих хранилищах многократно превышающую областные архивы по объему документную информацию, в том числе касающуюся истории московского края, как в федеральных архивах, так и в московских городских. Что касается аудиовизуальных документов, то в столице функционируют специализированные архивы всероссийского уровня и крупные специализированные подразделения городских архивов. Архивы же Подмосковья являются поливидовыми, что в какой-то мере сказывается на том значении, которое имеют аудиовизуальные документы в их фондах. Но именно это обстоятельство можно расценивать и как достоинство, позволяющее применять сфокусированный, кумулятивный, взгляд на изобразительные источники по истории региона, хранящиеся в подмосковных архивохранилищах.

В Московской области аудиовизуальные документы хранят государственные архивы – государственное казенное учреждение Московской области «Центральный государственный архив Московской области» (далее – ГКУ МО ЦГАМО) и государственное бюджетное учреждение Московской области «Московский областной архивный центр» (далее – ГБУ МО МОАЦ).

ГКУ МО ЦГАМО является старейшим архивом Московской области. Основу фотофонда архива составляют документы газеты «Ленинское Знамя» органа Московского областного комитета КПСС и Московского областного совета депутатов трудящихся. На хранении находятся как негативы, так и фотоотпечатки. Содержание этих фотодокументов характерно для многих региональных периодических изданий. Здесь присутствуют, прежде всего, постановочные фото – портреты, групповые и индивидуальные, изображения производственных процессов. Имеются фотографии зданий, в том числе памятников истории и культуры, пейзажи. Встречаются перепечатки фотографий центральной прессы. Репортажных съемок крайне мало. Другая часть фотофонда ГКУ МО ЦГАМО – фотодокументы, поступившие из организаций-источников комплектования ГКУ МО ЦГАМО вместе с управленческой документацией. Эти фотокументы также, преимущественно, изображают промышленные здания и объекты социальной инфраструктуры подмосковных предприятий, производственные процессы и портреты передовиков производства. К концу 80-х годов двадцатого века комплектование фотофонда практически прекратилось.

С появлением электронных цифровых технологий фотографии вновь стали поступать на хранение в ГКУ МО ЦГАМО. Это, прежде всего, – документы пресс-службы Губернатора Московской области, органов государственной власти Московской области. В архиве сформирован список организаций-источников комплектования аудиовизуальными документами, в ходе деятельности которых регулярно создаются фото- и видеодокументы.

В ГКУ МО ЦГАМО хранится коллекция фотоальбомов. Часть из них была создана в качестве памятных подарков, часть носила представительский характер, часть была изготовлена в связи с основной деятельностью той или иной организации. Так в фотоальбомах Совета по делам религиозных культов помещены фотографии зданий и имущества, переданных в пользование православным общинам Русской православной церкви.

Особую группу составляют фотодокументы, хранящиеся в составе фондов личного происхождения. Оригинальные фотоснимки периода Великой Отечественной войны содержатся в фондах командующего Московской зоны противовоздушной обороны генерал-полковника Даниила Арсеньевича Журавлева (1906 1974) и участника битвы под Москвой генерал-лейтенанта артиллерии Ивана Семеновича Стрельбицкого (1900 1980).

С 2012 г. в ГКУ МО ЦГАМО проводится работа по инициативному комплектованию архива воспоминаниями ветеранов Великой Отечественной войны. Видеозаписи этих воспоминаний составляют важную часть аудиовизуальных документов ГКУ МО ЦГАМО.

Более молодой государственный архив Московской области, хранящий аудиовизуальные документы – ГБУ МО МОАЦ. Этот архив хранит документы общественных организаций Московской области, в том числе фонды профсоюзных органов. В составе этих фондов отложились фотографии, сформированные в альбомы. Некоторые из этих фотоальбомов являлись отчетами о проверках условий труда и быта рабочих Московской области, проводимых профсоюзными органами, некоторые изготавливались к юбилейным датам, служили подарками. Значительная часть находящихся в этих альбомах фотографий носят репортажный характер, некоторые из которых фиксирует знаменательные события, произошедшие в Московском регионе.

Кроме государственных архивов, аудиовизуальные документы хранятся и в муниципальных архивах Московской области. 377 ед. хр. фотодокументов, из которых 5 – это фотоальбомы, находятся в 13 муниципальных архивах. Фотодокументы поступают в эти архивные подразделения чаще всего в составе личных фондов. Особенно интересны фотографии, поступающие в составе фондов местных краеведов.

Информация, которую можно извлечь из изобразительных документов зависит, прежде всего, от понимания целей и задач их авторов. Фотографии, хранящиеся в архивах Московской области, хронологически охватывают начало двадцатого века и ограничиваются настоящим временем. Характер снимков прекрасно показывает те основные изменения в обществе, которые диктовали человеку с фотоаппаратом объекты съемки и формы работы. Шаблонные снимки начала века свидетельствуют о скромном начале фотодела. В первые послереволюционные десятилетия наблюдается интенсивный поиск форм и методов фотосъемки. Конечно, господствующая идеология решала, что и как попадет в объектив. Но при этом наблюдалось разнообразие во взглядах фотографов на картину происходящего. До тридцатых годов авторы немалого числа фотографий из фондов подмосковных архивов известны. Только после Великой Отечественной войны имена авторов провинциальных фотографий стали редкостью. Послевоенные снимки отличаются однообразием: былой энтузиазм первооткрывателей фотографии, как инструмента построения новой жизни, сменился рутиной повседневного ремесла. Наблюдая за эволюцией человека, глядящего на окружающий мир через фотообъектив, можно многое узнать об эпохе.

Важнейшей особенностью провинциальной фотографии, пожалуй, так можно охарактеризовать значительную часть фотодокументов региональных архивов, это – сохранение истории простого человека, попавшего в объектив. В двадцатые годы в Подмосковье работала Губернская комиссия по истории профсоюзов. Она собирала документы о дореволюционном профсоюзном движении. В числе прочих документов комиссии сохранились копии фотографий участников запрещенного профсоюзного движения из полицейских картотек. На бланках карточек типографским способом было напечатано, что на приклеенной к карточке фотографии человек изображен «в том самом головном уборе, верхнем платье и обуви, в котором был задержан». То есть, благодаря этим документам мы имеем целую панораму подлинных типажей начала двадцатого века. Наблюдая за этими фотографиями можно заметить, что люди низших сословий стремились выглядеть как представители среднего класса, старались хорошо одеваться смотреть с достоинством. Образованные – наоборот – демонстрировали близость к «народу», одевались просто, пытались производить впечатление людей заурядных.

Наблюдения за фотографиями из личных фондов, в которых есть изображения представителей разных поколений одной семьи, сделанные в разные годы, позволяют проследить изменчивость образа «простого человека» во времени: от сурового стиля в духе персонажей «Грозы» А.Н. Островского, до стиля «модерн».

В постановочных портретах, сделанных непосредственно в фотоателье, – самом распространенном жанре фотографии начала двадцатого века –можно видеть, как человек хочет себя выразить не только через взгляд, через одежду. На многих групповых снимках из фондов профсоюзных органов ГБУ МОАЦ, где изображены профсоюзные активисты, они непременно держат в руках газеты так, чтобы было видно ее название, будь то кадетский «Голос» или умеренно либеральные «Биржевые ведомости» . Это демонстрировало политические пристрастия фотографирующихся. Любопытно сравнить эти снимки с другими, сделанными через пять лет после революции, почти в той же обстановке. Одежда все та же, но другие взгляды, более настороженные, застывшие, никаких газет в руках.

Фотографии московских областных архивов – бесценный источник повседневной истории. Здесь в объективе не просто портрет «неисторического» человека, но и вся его недолгая по историческим меркам, жизнь. В фонде краеведа А.Ф. Малявко (Ф 200-Д) архивного отдела управления делами администрации Пушкинского муниципального района Московской области хранится постановочная фотография палаты одного из госпиталей 1914 года. Фотография выглядит парадной – кровати расставлены симметрично-красиво, на лицах раненных военнослужащих самодовольные улыбки. Перед нами – тот самый патриотический подъем начала Первой мировой войны. Контрастом к этой фотографии выглядит фотодокумент из фонда Московского губернского совета профсоюзов (Ф. 46) ГБУ МОАЦ, содержащего материалы обследования бытовых условий рабочих Московского железнодорожного узла в 1925 году. На ней изображена семья сцепщика, живущая в одной комнате. Испуганные лица троих детей, сидящих в верхней одежде, самодельные игрушки, потерянный взгляд хозяина.

Смена эпох как нельзя лучше передается через зрительные образы. На одной фотографии из фонда Московского областного комитета профессионального союза рабочих текстильной промышленности (Ф.156) ГКУ МОАЦ изображены женщины-передовики производства. Платки на головах закрывают волосы, наглухо застегнутая верхняя одежда. На другой фотографии из фонда Московского губернского отдела профессионального союза рабочих пищевой промышленности (Ф. 131) тоже женщины-передовики производства, но в спортивных костюмах с обнаженными руками и ногами. Обе фотографии датированы 1924 годом. Год один – эпохи разные.

Следует заметить, что фотографии, хранящиеся в архивах Московской области и относящиеся к более близким к нам временам, к сожалению, не так выразительны, как фотодокументы первой половины двадцатого века, но также несут определенную информацию, и могут служить полноценным источником по истории региона.

Сведения об авторах

Розанов Андрей Иванович, заведующий отделом электронных документов и страхового фонда ГКУ МО «Центральный государственный архив Московской области», г. Москва, Российская Федерация, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , 8-916-955-55-20