ИЗ ИСТОРИИ ПУБЛИКАЦИИ И ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА. К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ М.В. ЛОМОНОСОВА

Печать PDF






Гениальному русскому ученому-энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову 8 (19) ноября 2011 г. исполняется 300 лет. Его жизни и деятельности посвящена огромная литература и этот юбилей только умножит количество трудов, ему посвященных. Продолжают переиздаваться и труды ученого. Однако вопросы историографии ломоносовианы и археографии его трудов пока еще недостаточно разработаны.



Труды Ломоносова публиковались при жизни ученого, в их издание, как и в изучение его биографии, его деятельности и научного наследия, Академия наук вносила основной вклад на протяжении всех прошедших трех столетий.



Первое собрание сочинений М.В. Ломоносова начало издаваться при его жизни. Ученый успел получить первый том своего двухтомного собраний сочинений, вышедший в 1751 г. Второе собрание сочинений было издано несколько лет спустя Московским университетом при участии Академии наук с некоторыми дополнениями. В нем публиковались исключительно литературно-художественные произведения.



В 1778 гг. вышло неакадемическое собрание сочинений под редакцией ректора Славяно-греко-латинской академии архимандрита Дамаскина (Д.Е. Семенова-Руднева). Это была первая попытка научного издания трудов ученого, редактор ставил задачу собрать не только ранее напечатанные сочинения, но «и рукописные, сколько их отыскать мог». В нем удалось напечатать несколько работ не включавшихся в ранее вышедшие собрания сочинений, среди них научные работы: «Рассуждение о большей точности морского пути», «Явление Венеры на Солнце», «Рассуждение о твердости и жидкости тел», «Письмо о правилах российского стихотворства» и др. Это издание занимает заметное место в истории археографии в России. Впервые в отечественной издательской практике в собрании сочинений публиковались в примечаниях варианты текстов произведений, относящихся не к далекой древности, а к недавнему времени.



В конце XVIII в. Императорская Академия наук, «почитая себя обязанною воздавать по мере сил своих достодолжную честь бывшим своим сочленам», вновь озаботилась задачей издания «самого полного» собрания сочинений Ломоносова, в шести частях, «с приобщением жизни сочинителя и с прибавлением многих его нигде еще не напечатанных творений», а также писем. Первая часть вышла в свет в 1784 г. Объявлялось и о задаче доставить публике «и такие сочинения, которые прежде сего и совсем напечатаны не были».



Подготовка его была поручена советнику Канцелярии Академии наук и члену Российской академии О.П. Козодавлеву, которому помогали академики С.Я. Румовский, И.И. Лепехин, Н.Я. Озерецковский. Печатанием сочинений ведал племянник ученого, адъюнкт М.Е. Головин. Издание было осуществлено в 6-ти томах. Здесь впервые были опубликованы письма Ломоносова И.И. Шувалову, ряд стихотворений и шуточных посланий. Первая часть сочинений вышла с биографией ученого, написанной по поручению княгини Е.Р. Дашковой, директора Императорской Академии наук и президента Российской Академии, литератором и переводчиком членом-корреспондентом Академии наук и членом Российской академии М.И. Веревкиным. Фактически это была первая печатная биография Ломоносова, основанная на разысканных автором архивных материалах и собранных устных свидетельствах современников Ломоносова. Это издание, пятое по порядку, стало первым собственно научным изданием сочинений Ломоносова, было напечатано в 1784–1787 гг. Второе издание того же собрания сочинений появилось в 1794 г.; третье – в 1803–1804 гг.



В этот период начался сбор фактических сведений о жизни и деятельности Ломоносова. Академики И.И. Лепехин и Н.Я. Озерецковский в ходе путешествия по Русскому Северу в 1768–1772 гг., интересовались на родине Ломоносова его родословной, детскими годами, выявили и опубликовали ряд документов. В 1791 г. писатель, секунд-майор П.И. Челищев побывал на Курострове, записал воспоминания поморов о юности М.В. Ломоносова и поставил там первый деревянный памятник ученому.



В XVIII—начале XIX в. высоко ценились литературно-художественные произведения Ломоносова, он был признан «основателем русской поэзии», а его произведения включались в школьную программу о XVIII в. Творчество Ломоносова вызывало интерес крупнейших русских писателей XVIII–начала XIX в., , Г.Р. Державин лучше всех, в выражениях своей эпохи, выразил в прочувствованных строках эти мнения:


Се Пиндар, Цицерон, Вергилий — слава Россов,

Неподражаемый, бессмертный Ломоносов.

В восторгах жарких он где раз взмахнул пером —

От пламенных картин доселе слышен гром



Значение естественнонаучного наследия М.В. Ломоносова длительное время недооценивалось, хотя начало его изучению положил в начале XIX в. последователь его геологических идей академик В.М. Севергин, но его начинание не получило систематического продолжения.



В конце XVIII–начале XIX в. в журналах «Лекарство от скуки и забот», «Друг просвещения», позднее – «Московский телеграф», «Москвитянин» публиковались отдельные ранее неизвестные документы, касающиеся Ломоносова.



Собрание сочинений (седьмое), изданное Российской академией в 1803–1804 гг., в трех частях, включавшее стихотворные произведения, похвальные слова и избранные речи, почти не внесло ничего нового, наоборот, ряд работ ученого был издан с искажениями. Оно было вновь переиздано в 1840 г. в трех частях, критически встреченное В.Г. Белинским.



В 1840-е гг. комплекс новых документов Ломоносова из портфеля с официальными и деловыми документами Ломоносова о его научно-организационной деятельности в Академии наук, был опубликован в «Очерках России» А.Ф. Вельтманом и В.В. Пасеком, однако, достаточно небрежно и далеко не полностью. Эти документы были учтены в восьмом (неакадемическом) издании в трех томах, осуществленном в 1847 г. книгопродавцем А.Ф. Смирдиным.



100-летие со дня смерти Ломоносова стало первой датой, которая отмечалась в 1865 году научной и широкой общественностью. С приближением этой даты ученого, личность и его наследие вызвали волну исследований и публикаций также в связи со столетием Московского университета, основателем которого был великий ученый. Знаменательную дату отмечали в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Иркутске, Казани, Нарве, Нижнем Новгороде, Полтаве, Риге и других городах России. Помимо торжественных мероприятий и речей, публикации статей и стихов в его память, Академией наук было принято решение об учреждении Ломоносовской премии.



Обобщенную характеристику состояния изучения трудов и биографии Ломоносова, отражавшей общее мнение, дал академик Я.К. Грот в своей речи на юбилейном заседании Академии наук: «Со славою Ломоносова, с удивлением, которое питали к нему современники и сохраняет потомство, в реальном противоречии скудость того, что сделано в сто лет для его изучения. После смерти его осталось довольно большое число неизданных сочинений; некоторые из них впоследствии были напечатаны, но значительная часть не дошла до нас».



Первый широко отмеченный юбилей ученого – 100-летие со дня смерти в 1865 г., обозначил и важный этап в изучении и публикации научного наследия Ломоносова. К этому времени была проведена большая работа по собиранию и изучению рукописей Ломоносова. И здесь тон первоначально задавали филологи, исследователь древнерусского языка, академик П.С. Билярский, еще в 1840-е гг. заинтересовавшись языком сочинений Ломоносова, предпринял архивные разыскания, включая материалы для биографии ученого в Архиве Академии наук. С тех пор он начал свою собирательскую деятельность опубликованных и копий неопубликованных ломоносовских документов, собирая их из фондов академических архивов, из портфеля Ломоносова, частично опубликованного в «Очерках России» и тогда еще неопубликованного собрания писем академика Н.С. Тихонравова.



В опубликованных П.С. Билярским к юбилею материалах были помещены и ранее неизвестные документы Ломоносова, в т.ч. естественнонаучные, документы из фонда Канцелярии Академии наук. Возникла даже своего рода конкуренция между исследователями, критически относившихся к публикаторской деятельности друг друга. Новые документы по сравнению с опубликованными содержат работы А.А. Куника и В.И. Ламанского.

Академик, математик и астроном Д.М. Перевощиков был одним из немногих, кто в те годы начал изучать популяризировать естественнонаучное наследие М.В. Ломоносова, им опубликованы - М. Перевощикова «Труды Ломоносова по физике и физической географии» 1865.

Столетие памяти Ломоносова ознаменовалось появлением подробных исследований биографии ученого, выполненных и другими членами Академии - Я.К. Гротом, А.А. Куником, Н.А. Лавровским, П.П. Пекарским, а также другими исследователями. П.П. Пекарский обстоятельно изучил в Архиве АН фонд Канцелярии Академии наук, где почерпнул много новых документов, а также сборник документов (портфель) Ломоносова из собрания Орловых и подготовил подробнейшую биографию ученого, занимающую большую часть тома в его фундаментальном труде по истории Академии наук. В 1880-х гг. в Архиве Академии продолжилась работа по выявлению ломоносовских документов в связи с подготовкой собрания сочинений Ломоносова.

Усилиями исследователей второй половины XIX в. изучение наследия Ломоносова стало превращаться в самостоятельную научную дисциплину — ломоносоведение.

Следующий этап в ломоносоведении приходится на конец XIX–начало XX вв. Императорская Академия наук задумалась о необходимости подготовки нового полного собрания сочинений Ломоносова, за эту работу взялся академик М.И. Сухомлинов по специальной программе, которая предусматривала издание всех сочинений и писем Ломоносова, с биографией и комментарием. Отделение русского языка и словесности опубликовало соответствующее объявление, обращаясь ко всем, в чьих руках могли находиться документы Ломоносова. Сухомлинов разослал письма многим специалистам по русской литературе XVIII в. и известным к тому времени владельцам ломоносовских рукописей, предпринял также широкие поиски в различных государственных архивах и получил значительный комплекс документов. Ему, в частности, поступили документы от частных лиц — письма Ломоносова к И.И. Шувалову - от И.Н. Толстого, два переплетенных тома бумаг от Е.Н. Орловой и др.

Выявленные документы публиковались в новом восьмитомном собрании сочинений ученого. Это было девятое по счету (второе научное) издание, выход в свет которого начался в 1891 г. Первые пять томов его вышли в свет под редакцией академика М.И. Сухомлинова. Проведена большая археографическая и текстологическая работа: тексты сочинений сверены с рукописями и первыми изданиями, переводы и подражания - с подлинниками, в обстоятельных комментариях, подготовленных М.И. Сухомлиновым, приводились варианты сочинений. Издание прервалось сначала из-за смерти М.И. Сухомлинова, а затем из-за социально-политических катаклизмов в стране, и растянулось более чем на полвека.

Длительное время труды Ломоносова-естествоиспытателя не вызывали аналогичного интереса. В первых трудах о Ломоносове, появлявшихся с середины XIX в. присутствовала явная недооценка его естественнонаучных исследований. Только в конце XIX-начале XX в., в связи с более глубоким изучением научного наследия ученого, эти взгляды стали пересматриваться. Оказалось, что многие, считавшиеся устаревшими, теории Ломоносова (о кинетической причине теплоты, волновой природе света) и т.п., стали понятнее в свете новейших представлений в физике и химии.

Среди тех, кто переосмыслил научное наследие ученого был великий русский естествоиспытатель академик В.И. Вернадский, писавший о проникновении Ломоносова «далеко в глубь научной мысли последующих поколений»: «…мы видим в нем предшественника современной химии, одного из многих лиц, в руках которых были в то время точные приемы геологической мысли, первоклассного физика, ученого, стоявшего в действительности в первых рядах ученых первой половины XVIII столетия и своей личностью проникавшего далеко вглубь научной мысли последующих поколений».

Накануне празднования 150-летнего юбилея, в 1900 г., Вернадский возглавил Комиссию Академии наук по изучению наследия Ломоносова. Ему принадлежат несколько работ, посвященных трудам и научным идеям М.В. Ломоносова, о его судьбе и роли в мировой и отечественной культуре. Самая ранняя из них – «О значении трудов М.В. Ломоносова в минералогии и геологии» - написана по предложению Московского общества испытателей природы в 1900 г. В цикл статей В.И. Вернадского, опубликованных в периодической печати в 1911 г., вошли: «Несколько слов о работах Ломоносова по минералогии и геологии», «Об открытии крокоита», «Общественное значение Ломоносовского дня» и «Памяти М.В. Ломоносова».

К 200-летнему юбилею ученого начали готовиться академические издания, сборники статей и материалов: «Ломоносовский Сборник. Материалы для истории развития химии в России» (СПб., 1901); «Труды Ломоносова в области естественно-исторических наук» (СПб., 1911). Здесь опубликованы статьи В.И. Вернадского, Б.Н. Менуткина, Ю.М. Шокальского.

Почитателями и пропагандистами научных идей нашего великого соотечественника стали многие ученые: академики Д.М. Перевощиков, М.А. Максимович, В.И. Вернадский, профессора И.А. Двигубский, А.Л. Ловецкий, Н.М. Любимов, Г.Е. Шуровский и др. Естественно-научное творчество Ломоносова впервые в полном объеме начал изучать Б.Н. Меншуткин, привлекший документы из академического Архива о деятельности Химической лаборатории, созданной Ломоносовым. Профессиональный химик и историк науки, он по достоинству мог оценить вклад ученого в химию, отмечал его роль в развитии идеи о сохранении массы вещества, выявлял публикации ученого в редких изданиях, переводил его труды с латыни. Б.Н. Меншуткин продолжил свои труды в советский период.

Следующая юбилейная дата была отмечена торжественным заседанием Академии наук 8 ноября 1911 г. Речи, прочитанные на нем академиков П.И. Вальдена, В.И. Вернадского, профессора В.В. Курилова, Б.Н. Меншуткина, В.Н. Перетца и др., были опубликованы в очередном «Ломоносовском сборнике».

Несмотря на перерыв в публикации полного собрания сочинений после революции, изучение трудов Ломоносова не прерывалось. Более того, С.Н. Чернов в конце 1920-х - начале 1930-х гг. разработал обширную программу поисков документов Ломоносова для продолжения публикации сочинений: в Академии наук, в фондах государственных учреждений XVIII в. (Синода, Адмиралтейств-коллегии, Берг-коллегии и др.), а также в государственных и провинциальных архивах, в личных архивах потомков Ломоносова и в западноевропейских архивах.

В 1934 г. Г.А. Князевым и Б.Н. Меншуткиным было возобновлено издание собрания сочинений Ломоносова, завершенное восьмым томом в 1948 г., вышедшим под редакцией академика С.И. Вавилова с комментариями Л.Б. Модзалевского.

По сравнению со всеми предыдущими изданиями это собрание сочинений было наиболее полным и подготовлено на высоком научном уровне. Фундаментальные комментарии к этому изданию внесли заметный вклад в изучение биографии и научного творчества Ломоносова. Но и в нем имелся ряд недочетов, о которых писалось в предисловии к десятому изданию. В него не был включен ряд работ ученого, его заметки, автобиографические документы и служебные бумаги, труды по физике и химии, опубликованные на латинском языке, публиковались без перевода и без примечаний.

Заметным явлением в ломоносовиане стало издание в 1937 г. Архивом АН СССР научного описания всех хранящихся в его фондах рукописей Ломоносова, впервые предпринятого Л.Б. Модзалевским. Актуальность этой работы подкреплялась подходившим 225-летием со дня рождения ученого. В приложении к описанию были впервые опубликованы 54 рукописи ученого.

Большой интерес к научному наследию Ломоносова еще в предвоенные годы проявлял будущий президент АН СССР С.И. Вавилов, отмечавший, что «изучение научного и литературного наследия Ломоносова является одной из первоочередных задач истории отечественной науки». По инициативе и под редакцией академика С.И. Вавилова Комиссией по истории Академии наук СССР в 1940 г. было возобновлено издание сборника «Ломоносов», прерванное войной, оно было продолжено в 1946 г. Изданные девять томов сборника занимают важное место в изучении жизни и творчества ученого, представляя новые материалы о его деятельности. К 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова готовится десятый том сборника.

В 1949 г. по его инициативе и под его главной редакцией была начата подготовка к изданию сочинений Ломоносова в десяти томах, продолжившее редакцию академических изданий. Оно было закончено в 1957 г., завершенное в преддверии юбилея Академии наук. В 1983 г. вышел дополнительный, XI том со справочными материалами к изданию, в нем помещены также и некоторые стихотворения, приписываемые Ломоносову. К подготовке томов после смерти Л.Б. Модзалевского был привлечен другой знаток XVIII в. и археограф - А.И. Андреев, также проводивший большую работу по выявлению ломоносовских рукописей.

В 1950-1970-е гг. внимание исследователей привлекает судьба библиотеки и архива Ломоносова, появляются исследования и монографии, посвященные этой теме.

К 300-летию М.В. Ломоносова Академия наук усилиями Института истории естествознания и техники РАН и его Санкт-Петербургский филиал приступили к новой фундаментальной публикации – полному собранию сочинений Ломоносова. Академические традиции по изучению и публикации научного наследия гениального ученого-энциклопедиста успешно продолжаются.

Аннотация

В статье исследуются проблемы публикации документов и материалов, связанных с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, от первых прижизненных до фундаментальнных академических изданий - полных собраний сочинений.


Ключевые слова

Ломоносов М.В., археография ученого-энциклопедиста, историография ломоносовианы, академические традиции.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.