Выбор читателей:

ВЫШЛО В СВЕТ МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ИЗДАНИЕ «ЗАПОВЕДНАЯ ЧУВАШИЯ»

News image

2017 год в России объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. БУ «Госкиностудия «Чувашкино» и архив электронной документации» организует ки...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

ПРАЗДНОВАНИЕ 300-ЛЕТИЯ ДОМА РОМАНОВЫХ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ ЧУВАШСКОГО КРАЯ

Печать PDF

В региональной советской историографии уделялось много внимания описанию различных революционных выступлений в Чувашии, например, первомайских событий («маевок») 1912 г. , но ни словом авторы не обмолвились о праздновании годом спустя такой даты как 300-летие Дома Романовых. К сожалению, этот пробел существует в исторической науке и в настоящее время. Хотя справедливости ради следует отметить, что упоминания о связях этой семьи с нашим краем (например, о ссылке Борисом Годуновым в г. Чебоксары Марии Шестовой, бабушки будущего царя Михаила Романова, о пребывании в этом же городе Петра I, Екатерины II и Павла I) встречаются на страницах многих работ , а также в докладах на различного уровня научно-практических конференциях . Учитывая практическую неразработанность темы, изначально ограничимся конкретным исследованием торжественных мероприятий, состоявшихся в учебных заведениях Чувашского края. Необходимо отметить, что использованы также материалы фонда Симбирской чувашской учительской школы – учебного заведения, территориально не относившегося к Чувашскому краю, но в силу своей специфики связанного с ним неразрывными нитями.

В основу всех торжественных мероприятий в учебных заведениях был положен утвержденный министром народного просвещения порядок, который условно можно разделить на несколько крупных блоков. Начинаться все должно было с религиозных мероприятий (всенощных бдений, богослужений, крестных ходов и т.п.). Обязательным элементом празднования была организация торжественных мероприятий (чтений, актов, бесед и других) в самих учебных заведениях. Желательными признавались экскурсии в местности, связанные с именами членов Дома Романовых. В целях закрепления события в памяти учащихся медали, выдаваемые «отличнейшим ученикам» при окончании учебных заведений, бланки для аттестатов и свидетельств изготовлялись по особому образцу. Документы об окончании курса, похвальные листы и книги, выдаваемые в награду за отличные успехи и поведение, предлагалось сопроводить каким-нибудь памятным знаком того, что они выданы в год указанного юбилея .

Сразу отметим, что осуществлялся практически всесторонний контроль за подготовкой, организацией и проведением праздничных торжеств. Так, директивные указания спускались по линии системы образования (от Министерства народного просвещения через директоров и инспекторов народных училищ руководителям учебных заведений) , вопросы подготовки обсуждались на уездных (например, Алатырского) съездах дворянства , учет присутствовавших на богослужениях вели исправники , отчет о проведении юбилейных мероприятий требовали уездные Временные комитеты чествования 300-летия царствия Дома Романовых , доклады «о способах чествования и об ассигновании на этот предмет средств» заслушивали уездные земские собрания . При такой всеохватывающей организационно-надзорной системе трудно было что-либо упустить, поэтому, как показывает анализ отложившихся в фондах учебных заведений Чувашского края документов, все вышеуказанные требования министра народного просвещения в целом на местах были выполнены.

Основные торжественные мероприятия в образовательных учреждениях Чувашского края, как и в целом по России, прошли 21 февраля 1913 г. – в годовщину избрания на царство Михаила Федоровича Романова. Однако прежде самих событий обратим внимание на их организаторов. Под последними мы подразумеваем не лиц, осуществлявших надзорные и согласительные функции, а непосредственных участников-«творцов». Как правило, в отчетах ограничивались указанием, что «как в приготовлениях к означенному великому торжеству, так и в самом торжестве приняли горячее и посильное участие все учащие школы» . Подобная безличностная констатация мало что дает для персоналистических характеристик. К счастью, среди прочих материалов по празднованию юбилея, например, в Алатырском уезде, представлены пофамильные списки «учащих начальных училищ, потрудившихся над устройством чествования трехсотлетия Дома Романовых» . В архивных документах отложились и тексты произнесенных учителями торжественных речей. Основной контингент выступавших – преподаватели истории. Содержательно в целом – описание Смуты и воцарения Михаила Федоровича Романова, а также деяний Петра I и Александра I . В представленном отчете Алатырского высшего начального училища указаны также фамилии учеников, исполнявших отдельные концертные номера на торжественном вечере . На фоне многочисленных отчетов, рапортов и т.п. официальных бумаг, эти пофамильные списки с указанием вклада каждого упоминаемого и автографы выступлений дают представление о конкретных людях – организаторах праздничных мероприятий.

Изучение архивных материалов позволяет акцентировать внимание и на еще один немаловажный аспект. Ни одно мероприятие качественно и эффектно только на голом энтузиазме не проведешь, тем более когда оно является зависимым от посторонних лиц и учреждений. К примеру, в рамках широко развернувшейся подготовки к празднованию 300-летия Дома Романовых были выпущены различные издания, но ни одно из них безвозмездно не распространялось. Поэтому обратим внимание на финансовый аспект проведения мероприятий. Как показывает анализ документов, «Комитеты по организации торжеств по случаю 300-летия Царствования Дома Романовых» располагали определенными денежными средствами, но ни один из них не спонсировал юбилейные мероприятия в образовательных учреждениях (деньги означенных комитетов шли в основном на «декорацию», народные развлечения, устройство фейерверков, оплату музыкантов и т.п. расходы) . Для организации торжеств в учебных заведениях использовались «специальные средства училищ». Суммы достигали 80-100 руб. Нельзя не отметить и некоторую помощь со стороны земских органов. Речь в данном случае идет не о прямом финансировании учебных заведений или организованных ими мероприятий, а о косвенной поддержке образовательного процесса в целом. Так, в Цивильском уезде местное земство в 1913 г. отпустило средства в размере 1 000 руб. на открытие педагогического музея и библиотеки в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых .

Говоря о финансовой стороне, нельзя не обратить внимание на тот факт, что учителя школ и училищ были в числе жертвователей на строительство различных объектов в память 300-летия царствования Дома Романовых (например, сооружения в Санкт-Петербурге храма в честь иконы Федоровской Божией Матери или храма в память 300-летия Дома Романовых при Ядринском реальном училище ).

Основные праздничные мероприятия в учебных заведениях Чувашского края прошли 21 февраля, но некоторые из торжественных акций состоялись гораздо ранее, а отдельные из них – носили даже не одномоментный, а длительный характер. Из числа последних укажем на три, основным местом проведения которых стали Алатырский и Цивильский уезды и Симбирская чувашская учительская школа. Здесь был организован поиск и сбор произведений искусства и предметов, принадлежавших членам Дома Романовых, пожертвованных ими или же вообще по времени исполнения относящихся к той ил иной эпохе и представляющих исторический интерес (картины, портреты, гравюры, произведения ваяния и зодчества, медали, монеты, грамоты, акты и т.п.) для организованной Императорской академией художеств юбилейной художественно-исторической выставки . В Симбирской чувашской учительской школе помимо того учебная программа 1912/1913 гг. была значительно расширена на счет занятий по ознакомлению с «историей царствования Дома Романовых» с упором на личности Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Петра Великого, Елизаветы Петровны, Екатерины Великой, Александра Благословенного, Николая I, Александра II, Александра III и «ныне царствующего Николая Александровича», а в рамках курса русского языка и литературы изучались стихотворения, посвященные прославлению того или иного события из отечественной истории, прославлению деяний и подвигов «верховных вождей русского народа» . В Алатырском реальном училище в течение двух предшествовавших празднеству недель преподаватели истории «выясняли» ученикам значение и важность события, устраивая чтения с «туманными картинами» .

Отдельные праздничные действия – преимущественно церковные службы (всенощные бдения и панихиды по в бозе почившим государям и государыням царствующего Дома Романовых) – состоялись 20 февраля . По завершении богослужения учащиеся были распущены по домам . Накануне же в учебных заведениях, как свидетельствуют некоторые сохранившиеся воспоминания учащихся, были устроены «генеральные уборки» и украшение помещений .

21 февраля во всех учреждениях был объявлен «неприсутственным» (выходным) днем . Благодаря сохранившимся церковным летописям и черновым (более информативным, чем отредактированные беловые) вариантам отчетов мы можем составить представление о царившей в те дни атмосфере. На наш взгляд, ничто лучше документального свидетельства не может передать духа времени. Поэтому предоставим слово первоисточнику: в этот день в Чебоксарах «были совершены торжественные богослужения, храмы полны молящихся. По окончании литургий в своих храмах священноцерковнослужители со святыми иконами в торжественных процессиях собрались в соборном Введенском храме, а оттуда ходили на площадь, где в присутствии бесчисленного множества молящихся совершено молебствие с провозглашением многолетия. При пении громадного хора учащихся-учеников духовного училища, градских вышеначального, приходских и женской гимназии. Затем пропет был едва ли не всем народом гимн «Боже, царя храни».

По всем училищам и в городе и деревнях были отслужены молебствия, а вечером чтения и раздача книжек» . Аналогичная картина складывалась и в других городах и уездах . Сохранись (как правило, приложенные к официальным отчетам образовательных учреждений о проведенном праздновании) некоторые признания самих учащихся: «Ночь я спал беспокойно, все думал, что просплю. Как только немного рассветало, я оделся и побежал в школу» . Вышеупомянутые молебны были в том числе на чувашском языке . После молебнов нередко (особенно в сельской местности) священнослужителями читались речи по поводу празднуемого события . В городах устраивались парады гарнизонов.

В основном каждое образовательное учреждение отмечало торжественное событие самостоятельно, но в ряде случаев устраивались совместные празднования. Например, в Ядрине подобным образом кооперировались женская гимназия и реальное училище .

Главными мероприятиями, как следует из архивных документов, во многих учебных заведениях стали торжественные вечера («акты») с постановкой собственными силами спектаклей и исполнением «соответствующих празднеству» чтений и рассказов . В Симбирской чувашской учительской школе силами учащих и учащихся были поставлены несколько картин из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя», которые были исполнены на прошедшем вечером 22 февраля музыкально-вокальном вечере . В фонде Цивильского четырехклассного городского училища отложился единственный пример нотного текста «Слава Дому Романовых» (музыка М. Гольтисона на слова С. Никитина) . Впрочем, вероятно, что он так и остался «для сведения», поскольку информации об его исполнении в отчетных материалах нам не встретилось.

Одним из обязательных элементов такого праздничного вечера была раздача различных книг и брошюр патриотического и биографического характера (например, «300-летие Дома Романовых», «Воцарение Дома Романовых» Дучинского и «Три века под скипетром царствующего Дома Романовых» П.М. Андрианова, «Россия под скипетром Романовых» под редакцией П.Н. Жуковича, «300-летие царствования Благословенного Дома Романовых» М.Г. Слуцкого и других ) и гравюр на воцарение Михаила Федоровича .

Следует отметить, что в рамках подготовки к торжествам кроме вышеназванных изданий фонды библиотек учебных заведений пополнялись различными другими книжными и иллюстративными материалами, в том числе таблицами по истории с портретами государей из Дома Романовых и их родословием . Обратим внимание, что подготовкой и изданием подобной литературы и иллюстративных материалов занимались самые различные структуры от государственных органов до частных издателей. Так, Книжный и географический магазин изданий Главного штаба подготовил, выпустил и реализовывал учебным заведениям портреты Михаила Федоровича Романова (стоимость портретов большого размера составила 1,5 руб., малых – 5 коп. с возможностью понижения цены в зависимости от количества приобретаемых экземпляров) , издательством «Я. Башмаков и Ко» были выпущены книги П.Г. Василенко, С.Ф. Платонова и Е.Ф. Тураева-Церетели «Начало династии Романовых» .

Вечером в проводившиеся мероприятия гармонично вписалась иллюминация, которая самими организаторами оценивалась в целом словами «чудная» (г. Чебоксары) и «великолепная» (г. Алатырь) . На фоне сгущающихся сумерек разного рода учреждения соревновались в красоте освещения; во многих местах были выставлены освещенные портеры представителей царской семьи. Как отмечено в отчете о праздновании юбилея в г. Алатыре, начальные школы, конечно, не блистали особенным богатством освещения» . Видимо, сказалось ограничение отпущенных финансовых средств. В Ядрине иллюминация в городских земских учреждениях была организована за счет выделенным земством средств .

В учебных заведениях г. Ядрин в честь юбилейного события пытались учредить специальные стипендии в память 300-летия царствования Дома Романовых». Их финансовое обеспечение получалось прежде всего от волостных правлений и кредитных товариществ (суммы пожертвований при этом колебались от 10 до 180 руб.) . Кроме того, по 2% от жалования было отчислено педагогическим составом училищ . На собранные средства была создана одна стипендия в Ядринском реальном училище и 2 стипендии – в Ядринской женской гимназии . С 1914 г. финансирование еще 5 стипендий имени царствующего Дома Романовых для беднейших учеников – детей земских плательщиков при реальном училище, женской гимназии и городском 4-хклассном училище взяло на себя Ядринское уездное земство .

Отметим и некоторые другие формы празднования 300-летия Дома Романовых. Укажем, в частности, «выражения» верноподданнических чувств направленные в адрес государя императора самостоятельно от начальствующих, учащих и учащихся гимназий и других учебных заведений или совместно с представителями других государственных, общественных и иных учреждений .

Праздничные мероприятия не закончились 21 февраля 1913 г. Под знаком этого юбилейного события, например, во второй половине 1913 г. осуществлялся сбор средств на постройку, храма в память 300-летия Дома Романовых при Ядринском реальном училище . Министерство народного просвещения признало «соответственным выдавать в текущем году аттестаты и свидетельства на особых бланках с рисунками, отвечающими празднуемому событию» . Изготовляли юбилейные бланки как специализированные государственные предприятия (Экспедиция заготовления государственных бумаг выпустила их в формате ручного и машинного отлива с реализацией соответственно по цене 22 и 5 коп.), так и частные лица (например, санкт-петербургская издательница М.Е. Фармаковская) . Некоторые из подобных свидетельств сохранились в архивных фондах (например, в фонде Симбирской чувашской учительской школы ).

Как показало наше небольшое исследование, учебные заведения Чувашского края приняли активное участие в проведении торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых. Непосредственными организаторами юбилейных мероприятий в стенах училищ и школ выступали преподаватели, некоторые из номеров (декламации, вокальные выступления и т.п.) ставились с привлечением учеников. Характер праздничных действий отличался значительным диапазоном (от простого присутствия на церковных службах до музыкально-вокальных вечеров). Некоторые из юбилейных акций (например, расширение учебных программ по истории, русскому языку и литературе) носили не разовый, а длительный характер.

Kozlov F.N. Celebration of the 300th anniversary of the House of Romanov in Chuvashia educational institutions

Аннотация / Annotation

В статье на основе анализа архивных документов рассматривается организация в Чувашском крае торжеств по случаю 300-летия Дома Романовых. Особое внимание уделено анализу приуроченных к юбилею мероприятий в учебных заведениях. Дана оценка подготовительной кампании, характеристика торжеств непосредственно 21 февраля 1913 г. и торжеств, проведенных в рамках праздничных действий в последующем.

In the article the organization of celebrations the 300th anniversary of the House of Romanov in Chuvashia is considered. The special attention is paid to the analysis of the actions dated for anniversary in educational institutions. In this article the assessment of preparatory campaign, the characteristic of celebrations on February 21, 1913 is given.

Ключевые слова/ Keywords

Источник, архив, Чувашский край, 300-летие Дома Романовых, учебные заведения, праздничные мероприятия, торжественные вечера, иллюминация, специальные стипендии. Source, archive, Chuvashia, 300th anniversary of the House of Romanov, educational institutions, festive actions, festive evenings, illumination, special grants.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.