ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СБОРНИК ДОКУМЕНТОВ «МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЕПРОВОД “ДРУЖБА”. ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ 1954-1974 ГГ.»

Печать PDF

Работа подготовлена к печати под руководством Федерального архивного агентства и финансовой поддержке ПАО «Транснефть». Основу сборника составили недавно рассекреченные документы из фондов Российского государственного архива новейшей истории, в книгу также вошли материалы Российского государственного архива экономики.

15 октября 2024 г. исполнится ровно 60 лет со дня запуска нефтепровода «Дружба», ставшего самой протяженной нефтемагистралью ХХ века. Беспроигрышный в экономическом и политическом плане проект стал настоящим символом дружбы и единения народов СССР и социалистических стран.

В процессе работы над сборником были отобраны 89 архивных документов, которые наглядно иллюстрируют историю создания и становления уникального международного проекта, первые годы его работы.

В послевоенный период возрастающая роль нефтяного сектора советской экономики закономерно вела к рассмотрению вопросов транспортировки нефти. Простым и эффективным решением явилось строительство нефтепроводов, к 1955 г. их общая протяженность на территории Советского Союза достигала 12 тыс. км.

С середины 1950-х гг. отражением успехов советской нефтедобывающей промышленности стало увеличение экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Приоритетной задачей для СССР являлась поддержка стран социалистического лагеря. В то время в странах Восточной Европы увеличился рост производства, возникла острая потребность в нефти. Поставки же из Советского Союза осуществлялись только железнодорожным транспортом.

18 декабря 1958 г. на проходившей в Праге X сессии Совета экономической взаимопомощи, объединявшего большинство стран социалистического лагеря, было принято решение о строительстве магистрального нефтепровода «Дружба».

В соответствии с проектом, разработанным московским институтом «ГИПРОтрубопровод», магистраль общей длиной около 6 тыс. км начиналась на нефтяных промыслах Волго-Уральского месторождения в Альметьевске. Далее нефтепровод шел на запад через Куйбышев (ныне – Самара), Пензу, Липецк, Орел и Брянск. Трасса разделялась на две части в Белоруссии около Мозыря, где возводился крупнейший для того времени нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Северная ветка проходила через Польшу в ГДР, заканчиваясь у города Шведт, где также сразу же началось строительство НПЗ. Южная часть шла через западные области Украины, вела к Братиславе, Праге и Будапешту, вновь разветвляясь в венгерском городе Шаги.

В соответствии с межправительственными соглашениями, каждая страна, действуя в формате долевого участия, обязалась поставить для строительства нефтепровода необходимые материалы, оборудование, механизмы и трудовые ресурсы. Строительство вело и координировало созданное в 1956 г. Главное управление газовой промышленности СССР (в ведении Главгаза «Дружба» оставалась до 1970 г.).

Работы начались 10 декабря 1960 г. и уже через тринадцать месяцев, 24 января 1962 г., было завершено строительство первого пускового участка от Мозыря до Бродов во Львовской области, откуда нефть по железной дороге доставлялась в Чехословакию в резервуарный парк «Будковце». Вскоре заработал участок трубы до приграничного Ужгорода, откуда нефть железнодорожными цистернами отправлялась в Венгрию, Польшу и ГДР. К середине 1964 г. основные объекты нефтепровода были сданы в эксплуатацию, «сквозное движение» нефти по трубе было открыто 15 октября 1964 г.

В краткий срок была не только создана огромная инфраструктура, где работали десятки тысяч человек из разных стран, но и основной стандарт советской, а ныне российской экспортной нефти – «уральская смесь», Urals, под которую специально спроектированы и построены несколько крупных европейских НПЗ. Благодаря «Дружбе» СССР вошел в число ключевых поставщиков нефти в Европу.

При отборе источников составители уделяли основное внимание описанию процессов, связанных не только со строительством «Дружбы», но и с развитием магистральных нефтепроводов в СССР во второй половине 1950-х – первой половине 1970-х гг. Среди публикуемых материалов представлены протокольные постановления Президиума и Секретариата ЦК КПСС, рабочие документы с предложениями, которые необходимо было согласовать с высшим партийным органом, дипломатическая документация.

Материалы систематизированы в хронологическом порядке, снабжены заголовками (определяют вид документа, указывают адресанта и адресата, даты) и легендой (дает указание на место хранения документа, его описание и наличие позднейших помет, резолюции, штампов, печатей).

Наряду с основным массивом документов, которые раскрывают историю создания нефтепровода «Дружба», в сборнике дано документальное приложение, позволяющее понять, как в целом развивалась советская нефтяная отрасль, в каких технологических и сырьевых границах развивался проект «Дружба».

Научно-справочный аппарат состоит из комментариев, указателя (именного и географического) и списка сокращений.

Документальный сборник адресован не только специалистам, но и самому широкому кругу читателей, интересующихся историей нашей страны.

«Магистральный нефтепровод “Дружба”. Документы и материалы 1954-1974 гг.». Сборник документов

ПАО «Транснефть»

Федеральное архивное агентство

Российский государственный архив новейшей истории

Председатель редакционной коллегии: Н.П. Токарев

Редакционная коллегия: В.А. Каланда, И.Н. Кацал, В.Н. Рудаков

Ответственный редактор: И.А. Пермяков

Составители: Т.А. Джалилов, М.А. Кашеваров, С.В. Крадецкая, Н.Ю. Пивоваров

Москва, 2023. – 296 с.

Источник: https://rusarchives.ru/federal/rgani/17-08-2023-sbornik-dokumentov-magistralnyy-nefteprovod-druzhba-dokumenty-i-materialy