РАБОТА МЕЖДУНАРОДНОЙ АВИАКОМИССИИ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СЕНТЯБРЕ 1941 Г.: ЗАПИСИ ПЕРЕГОВОРОВ

Печать PDF

К. А. Мержанова

Российский государственный архив экономики, г. Москва, Российская Федерация

РАБОТА МЕЖДУНАРОДНОЙ АВИАКОМИССИИ СССР, США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В СЕНТЯБРЕ 1941 Г.: ЗАПИСИ ПЕРЕГОВОРОВ

Karina A. Merzhanova

Russian State Archive of Economy, Moscow, Russian Federation

Work of the International Air Commission of the USSR, the USA, Great Britain in September 1941: Records of the Negotiations

Аннотация

В публикации вводится в научный оборот и анализируется уникальный документ о работе международной авиационной комиссии, проходившей в Москве в сентябре 1941 г. в рамках Конференции представителей СССР, США и Англии по вопросу о военных поставках Советскому Союзу. Публикуемый документ был выявлен в ходе подготовки документальной серии «История создания и развития оборонно-промышленного комплекса России и СССР 1900–1963. Документы и материалы». В настоящее время идет работа над ее пятым томом, который охватывает период Великой Отечественной войны. Представленный в публикации документ предваряет выход этого тома. Рассматриваемый на заседаниях комиссии вопрос о военных поставках Советскому Союзу самолетов по ленд-лизу имел огромное значение для советской авиационной промышленности. Эвакуация авиационных предприятий и заводов-поставщиков агрегатов и комплектующих деталей привела к снижению выпуска производства авиатехники. Вследствие этого авиапромышленность какое-то время работала на мобилизационных запасах и поставках по ленд-лизу. Перед авиационной комиссией Советского Союза ставилась основная задача – добиться, чтобы США и Англия, сократив свои заказы, выделили Советскому Союзу необходимое количество боевых самолетов. Публикуемый документ показывает процесс переговоров и их результат – насколько полно советской делегации удалось решить поставленные перед ней задачи. Во вводной части проанализировано состояние советской и американской авиационной промышленности к моменту начала ведения переговоров. Публикуемый документ представляет собой машинописную подлинную запись беседы и датирован по времени его проведения. Данный материал расширяет источниковую базу по вопросу поставок по ленд-лизу, показывает, как участники советской делегации пытались добиться поставок новейшей американской и английской военной авиационной техники, дает возможность понять особенности начального процесса взаимодействия союзников, нюансы их отношений, проанализировать позиции и подходы к переговорам.

Abstract

The publication introduces into scientific use and analyses a unique document on the work of the international aviation commission (Moscow, September 1941) that worked at the conference of representatives of the USSR, the USA, and England on the issue of military deliveries to the Soviet Union. The published document has been found when preparing ‘History of creation and development of the defense industry complex of Russia and the USSR. 1900–1963. Documents and materials.’ Presently the fifth volume of the series covering the period of the Great Patriotic War is being prepared. The document published here precedes the publication of that volume. The question of military lend-lease deliveries of planes to the Soviet Union considered by the commission was of great importance to Soviet aviation industry. Evacuation of aircraft manufacturing facilities led to a decrease in production. For a time the aircraft industry continued to work on mobilization stocks and lend-lease deliveries. The aviation commission of the Soviet Union was to secure the necessary quantity of warplanes from the USA and England, which for that end had to curtail their own arms contracts. The published document shows the process of negotiations and its result – how fully the Soviet delegation managed to solve the tasks set before it. In the introduction, the situation in Soviet and American aviation industry at the start of negotiations is analyzed. The published document is stored in the fonds of the Russian State Archive of Economy. It is a typewritten original record of negotiations of even date. It expands source base on lend-lease, shows how the Soviet delegation tried to obtain newest American and English military aircraft equipment, and allows to understand the nuances of interactions of the allies, to analyze their positions and approaches to negotiations.

Ключевые слова

Источниковая база, архивные документы, авиационная комиссия, авиационная промышленность, ленд-лиз, Великая Отечественная война.

Keywords

Source base, archival documents, aviation commission, aviation industry, lend-lease, Great Patriotic War.

Заседания авиационной комиссии состоялись в рамках конференции представителей СССР, США и Англии о военных поставках Советскому Союзу, проходившей в Москве 29 сентября – 1 октября 1941 г. В состав делегации СССР входили: нарком авиапромышленности А. И. Шахурин (руководитель), замнаркома авиапромышленности А. С. Яковлев, генерал-майор авиации И. Ф. Петров, замнаркома авиапромышленности В. П. Кузнецов, бригадный инженер А. В. Солдатов и переводчик Тюрин.

В состав английской делегации входили: лорд Бивербрук (председатель), генерал-лейтенант, глава английской военной миссии в Москве Макфарлан Мэсон, контр-адмирал, член английской военной миссии в Москве Майлс, вице-маршал, член английской военной миссии в Москве Кольер, капитан, парламентский секретарь Министерства авиации Бальфур, генерал-майоры Измэй Хастингс и Макриди.

В состав делегации США входили: В. Гарриман (председатель), генерал-майоры Д. Бэрнс и Д. Чанэй, адмирал в отставке В. Стендли, директор отдела материального снабжения в управлении промышленного производства В. Батт, полковники Ф. Файмонвиль, Э Лайонс, Ч. Гросс, подполковник В. Банди и др.

К началу работы международной комиссии положение в отечественной авиапромышленности было сложным: начавшаяся эвакуация авиационных предприятий проходила без четкого плана, что привело к значительному снижению производства. Однако уже в конце 1941 г. авиапромышленность производила по 100 самолетов в сутки.

В США, как видно из подготовленной к заседанию международной авиационной комиссии справки, все заводы производили в месяц до 800 истребителей, 100–110 тяжелых бомбардировщиков, 540–550 легких бомбардировщиков и разведывательных самолетов и до 4 тыс. моторов. Значительная часть выпускаемой продукции шла на экспорт, в частности, в Англию, куда поставлялось до 40% боевых самолетов.

Перед авиационной комиссией Советского Союза ставилась основная цель – добиться, чтобы США и Англия выделили Советскому Союзу необходимое количество боевых самолетов. Однако, как видно из документов, решить вопрос поставки истребителей и бомбардировщиков в нужной для советской авиации пропорции не удалось. К тому же США и Англия настояли на передаче не новейших образцов авиатехники, а самолетов, серийно производящихся в течение нескольких лет. Таким образом, задачи, поставленные перед советской делегацией, полностью выполнены не были.

В отечественной историографии тема ленд-лиза отражена довольно полно и в разных аспектах. Публикуемый документ демонстрирует еще одну ее грань. Запись одной из бесед членов международной авиакомиссии раскрывает процесс взаимодействия союзников, дает возможность понять нюансы их отношений, специфику ведения переговоров. Запись беседы является машинописным подлинником, датирована по времени ее проведения.

Список литературы

Луговской, С., Ремизова, С. Ленд-лиз: история и современность // Загадки ленд-лиза. – М.: Вече, 2000. – С. 349–397.

Поздеева, Л. В. Ленд-лиз для СССР: дискуссия продолжается // Вторая мировая война. Актуальные проблемы. – М.: Наука, 1995. – С. 324–339.

Супрун, М. Н. Ленд-лиз и северные конвои. 1941–1945. - М.: Андреевский флаг, 1997, – 364 с.

Тюрина, Е. А. «Наркомвнешторг считает целесообразным организовать закупочную комиссию»: история ленд-лиза в документах РГАЭ. Февраль 1942 – март 1945 г. // Исторический архив. – 2013. – № 5. – С. 31–55.

Шацких, Л. В. Отечественные историки о роли ленд-лиза в советско-американских отношениях (1941-1945) // Тюменский исторический сборник. Вып. 5. – Тюмень: Тюменский госуниверситет, 2002. – С. 68–72.

References

LUGOVSKOI, S., REMIZOVA, S. Lend-liz: istoriya i sovremennost' [Lend-lease: History and contemporaneity. In Russ.] IN: Zagadki lend-liza [Lend-lease secrets. In Russ.]. Moscow, Veche publ., 2000, 349–397.

POZDEEVA, L. V. Lend-liz dlya SSSR: diskussiya prodolzhaetsya [Lend-lease for the USSR: The debate continues. In Russ.] IN: Vtoraya mirovaya voina. Aktual'nye problemy [World War II: Challenging issues. In Russ.]. Moscow, Nauka publ., 1995, pp. 324-339.

SUPRUN, M. N. Lend-liz i severnye konvoi. 1941–1945 [Lend-Lease and the Northern Convoys. 1941–1945. In Russ.]. Moscow, Andreevskii flag publ., 1997, 364 p.

SHATSKIKH, L. V. Otechestvennye istoriki o roli lend-liza v sovetsko-amerikanskikh otnosheniyakh (1941-1945) [National Historians on the Role of Lend-Lease in Soviet-American Relations (1941-1945). In Russ.]. IN: Tyumenskii istoricheskii sbornik. Issue 5. Tyumen': Tyumenskii gosuniversitet publ., 2002, pp. 68–72.

TYURINA, E. А. “Narkomvneshtorg schitaet tselesoobraznym organizovat' zakupochnuyu komissiyu”: istoriya lend-liza v dokumentakh RGАEH. Fevral' 1942 – mart 1945 g. [‘Commissariat of Foreign Trade Considers It Expedient to Organize a Purchasing Commission’: Lend-Lease History in Documents from the Russian State Archive of Economy. February 1942 – March 1945. In Russ.]. IN: Istoricheskii arkhiv, 2013, no 5, pp. 31-55.

Сведения об авторах

Мержанова Карина Александровна, Российский государственный архив экономики, главный специалист, г. Москва, Российская Федерация, 8-916-961-22-82, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Merzhanova Karina Alexandrovna, Russian State Archive of Economy, main specialist, Moscow, Russian Federation, +7-916-961-22-82, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.