ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ. 1918 – 1941 гг.

Печать PDF
Egorov S.A. Safekeeping of archival documents in the prewar period. During 1918-1941: Historical aspect

Аннотация

Формы и методы нейтрализации возникающих угроз уничтожения и утраты архивных документов.
Forms and methods of neutralization of emerging threats of destruction and loss of archival documents.

Ключевые слова

Keywords

Формирование, хранение и использование ретроспективной информации. Нормативно-методическое регулирование деятельности архивных учреждений в области ОСД. Единый Государственный архивный фонд (ЕГАФ). Главное архивное управление НКВД СССР.

Formation, storage and usage of retrospective information. Normative-methodical management of archival institutions
in the GSO. United State Archival Fund (USAF). Main Archival Administration of the

В предлагаемой вниманию читателей журнала «Вестник архивиста» статье автор обращается к деятельности архивных учреждений в области обеспечения сохранности архивных документов (ОСД) в период 1918 - 1941 гг. Цель данного исследования - выделить в традиционном опыте те формы и методы нейтрализации возникающих угроз уничтожения и утраты архивных документов, которые давали положительный эффект в прошлом и, не утратив своего значения, могут быть с успехом применены в современных условиях.

На заседании межведомственной комиссии по информационной безопасности Российской Федерации (1997 г.), на парламентских слушаниях по проблемам национальной безопасности (1999, 2003 гг.) по докладам руководителя Росархива В.П. Козлова было признано, что ослабление государственного влияния и контроля в области формирования, хранения и использования ретроспективной информации в сфере государственного управления и развития науки и культуры, увеличивает риски физических утрат и несанкционированного использования архивных документов и документной информации, что не соответствует интересам государства и нарушает права человека. Современное состояние национальной безопасности Архивного фонда Российской Федерации в той постановке, как это рассматривается на государственном уровне, пока не отвечает поставленным целям и задачам . В современном мире, где информация выступает как мощный ресурс влияния на все сферы человеческой деятельности, Архивный фонд Российской Федерации вошел в число объектов повышенной зоны риска.

В практической деятельности архивных учреждений ОСД как важнейшая общественная функция архивов сложилось в самостоятельное направление, включающее организационно-методическое сопровождение, в 1970-е гг. Исследование содержания задач и методов их разрешения в этой области, осуществленное В.Ф. Приваловым, Э.В. Колосовой, И.В. Ивановой, показало, что представление об ОСД складывалось постепенно и вплоть до конца 1930-х гг. охватывало вопросы: концентрации документов в государственных хранилищах, их учета, организации хранения и использования. Постепенно круг проблематики ОСД сужался, ограничиваясь учетом документов и организацией их хранения . Согласно современным правилам ОСД рассматривается как «комплекс мероприятий по созданию нормативных условий, соблюдению нормативных режимов и надлежащей организации хранения архивных документов, исключающих их хищение и утрату и обеспечивающих поддержание их в нормальном физическом состоянии» .

Подходы к разрешению проблемы угроз уничтожения и утраты документов имели свою специфику в каждый исторический период, оказывая влияние на формирование правовых основ их нейтрализации. Анализ нормативно-методического регулирования деятельности архивных учреждений в области ОСД как реакции на возникающие угрозы уничтожения и утраты архивных документов в совокупности с публиковавшимися материалами позволяет понять в исторической ретроспективе истоки формирования действующих предписаний со времени принятия декрета СНК РСФСР «О реорганизации и централизации архивного дела» от 1 июня 1918 г.

В 1917 - 1918 гг. реальная угроза гибели культурных ценностей, оказавшихся бесхозными, была чрезвычайно высока. Создание Единого Государственного архивного фонда (ЕГАФ), была той единственной и уникальной мерой, которая позволила в кратчайшие сроки сосредоточить документальное наследие Российской империи в государственных хранилищах. Было создано в системе Наркомпроса РФ на правах специализированного государственного органа с функцией организационно-методического руководства республиканскими, губернскими архивными органами на местах и с правом непосредственного доклада вопросов архивного дела правительству Главное управление архивным делом (ГУАД). Его сотрудники развернули масштабную работу по концентрации в государственных архивах объявленных собственностью государства дел и документов министерств, ведомств, учреждений и организаций Российской империи, оконченных делопроизводством к 7 ноября 1917 г., а также архивов умерших писателей, художников, композиторов, ученых, общественных деятелей, в том числе хранившихся в библиотеках и музеях .


Главное внимание было направлено на овладение документальными собраниями бывшей царской фамилии, церквей, монастырей, дворцов, национализированных усадеб . Решалась задача изъятия из бесконтрольного пользования архивных документов, которые содержали опасную для новой власти информацию в области политики, религии, идеологии, культуры. Положение дел с архивами, оставаясь катастрофическим, рассматривается в этот период правительством наряду с важнейшими вопросами государственного строительства. В качестве одной из действенных форм влияния на положение дел с архивами использовалось агитационно-пропагандистское воздействие представителей государства, их обращения к руководителям советских и хозяйственных органов. Огромную роль сыграла брошюра управляющего делами СНК РСФСР В.Д. Бонч-Бруевича «Сохраняйте архивы», вышедшая в 1919 г. тиражом 50 000 экземпляров .

Архивные органы в центре и на местах, организуя собирание, учет, охрану архивов, осуществляя инспекторские проверки, зафиксировали массовую гибель архивных комплексов. Исследуя историю архивного строительства в предвоенный период, В.В. Максаков, В.И. Вяликов приводят многочисленные примеры, свидетельствующие о том, что 1917-1920-е гг. по объему утрат ценнейших архивных комплексов вписали одну из трагичных страниц в историю архивного дела и русской культуры. Объемы погибших материалов исчислялись тысячами. Вскрывались многочисленные факты сокрытия, купли, продажи, утилизации ценных документов, проникновения в архивы «классово чуждых элементов».

Причины утрат документов нередко связывали с действиями лиц, стремящихся скрыть свое происхождение и биографические данные. Так, бесследно исчез из государственного хранилища фонд Казанского полицейского управления. Под видом выделения макулатуры из фонда жандармского правления были изъяты ценные материалы, связанные с революционными событиями 1905-1906гг . И все же главной причиной массовых утрат архивных материалов оставалось их бесхозное хранение. Комиссия в составе представителей РВС, Штаба РККА и Центрархива РСФСР по результатам проверки военных архивов в 1922 г. отмечала, что архивный материал хранился в неохраняемых конюшнях, сараях, в сырых подвалах, значительная часть архивных дел пришли в состояние совершенной непригодности для дальнейшего использования. В частности, в Военно-ученом архиве (ВУА, ныне в составе РГВИА) все дела находились в хаотическом беспорядке, вываленные из разбитых ящиков, представляют собой стог дел, перемешанных с отбитою штукатуркою и кирпичами .

В 1922 г. в целях повышения статуса архивного ведомства вопросы общего управления, планирования и контроля в области архивного дела из структуры Наркомпроса РСФСР передаются во ВЦИК РСФСР. Основные функции в области управления ОСД от ликвидированного ГУАД переходят Центрархиву РСФСР. Циркуляр ВЦИК РСФСР от 9 июня 1922 г. «О мерах борьбы против истребления архивных материалов» , обращение председателя ВЦИК М.И. Калинина к руководителям местных советских органов с требованием усиления борьбы против расхитителей исторических памятников квалифицировали стремление учреждений и национализированных предприятий распродавать в качестве «бумажного хлама» частями и целиком свои архивы, как «хищническое истребление культурного государственного достояния».

Устанавливалось, что в случае нарушения действующих правил об охране архивов виновные подлежали дисциплинарному взысканию или привлечению к судебной ответственности. В этот период издаются первые правоприменительные акты, направленные на повышение ответственности должностных лиц за сохранность архивов. Распоряжение Наркомюста РСФСР № 21 от 14.03.1921 г. предписывало органам прокурорского надзора на местах уделять внимание заявлениям архивных органов и делам по расхищению, истреблению или не допущенной законом утилизации архивных материалов уделять должное внимание, всякий раз неуклонно привлекать виновных к ответственности, оказывать архивным органам всяческую поддержку в деле собирания ими архивных материалов, если таковые (архивные органы) будут нуждаться в защите закона .

О круге вопросов ОСД и подходах к их решению, формах и методах работы на этом крайне сложном участке деятельности дает представление развернутое постановление, принятое 19 июля 1922 г. Горским ЦИК «Об охране архивных ценностей Горской республики». Руководителям местных советских органов власти и управления было предписано принять самые решительные меры к охранению архивов от расхищения или уничтожения; ежемесячно доставлять Горскому архивному управлению сведения о состоянии архивов, немедленно сообщать о случаях нарушения их сохранности; вменить в обязанность определенных лиц (завхозов, комендантов зданий, управделами и т. д.) наблюдение за сохранностью архивов. Запрещалась продажа архивов. Виновные в невыполнении или нарушении этих требований, подлежали ответственности по суду. Горскому архивному управлению этим постановлением предоставлялось право конфискации архивных материалов, попавших на рынок и в частные руки без соответствующей визы архивного управления .

Аналогичные постановления были приняты практически повсеместно. Они составили правовую основу, определившую подходы в области защиты архивных документов от угроз хищений и утрат, которые в эти годы включали в основном вопросы физической сохранности документов ЕГАФ. Вопросы решались посредством усиления контроля, повышения роли местных органов власти, выделения и охраны приспособленных помещений под архивы, нейтрализации угроз распродажи и незаконного уничтожения документов. Важно отметить, что архивные учреждения в этот период изучают зарубежный опыт, в частности, изданную в 1919 г. брошюру «О принятых на Западе способах сохранения архивных документов» .

В начале 1920-х гг. идеологизация всех сфер государственной и общественной жизни в стране непосредственно затронула и архивы в части охранения архивных документов от несанкционированного доступа. Порядок всеобщей доступности архивов, объявленный в первые годы советской власти для трудящихся масс, потребовалось пересмотреть. Декрет СНК РСФСР от 31 марта 1926 г. «О порядке использования материалами ЦА РСФСР» (п. 4) предписывал организациям, получившим архивные материалы в пользование, соблюдать устанавливаемые Центрархивом правила их хранения и использования, не допускать к занятиям по архивным материалам посторонних лиц.
Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 января 1929 г. «Об утверждении Положения о Центральном Архивном Управлении РСФСР» установило особые требования к сохранности фондов и документов, отнесенных к категории секретных . В структуре ряда центральных архивов образуются секретные отделы. Названное Положение о ЦАУ РСФСР явилось исключительно важным нормативно-методическим документом в истории архивного строительства, определив организационные принципы и структуру управления, сеть архивов, состав и содержание Архивного фонда, содержание и развитие основных направлений архивного дела. Самое широкое освещение в этом Положении получили вопросы ОСД: способы хранения, архивно-техническая подготовка, порядок сдачи органам архивного управления законченных делопроизводством материалов, подлежащих поступлению в Государственный архивный фонд РСФСР, охрана архивов. Циркуляр ВЦИК РСФСР «Об улучшении постановки архивного дела на местах» от 16 июля 1928 г. предписывал: принять меры к охране архивов районных и волостных исполнительных комитетов, сельских советов и соответствующих им органов . Создавалась единая система управления архивами в центре и на местах.

В середине 1930-х гг. на фоне усиления идеологической борьбы с инакомыслием вопросы борьбы с хищениями документов в архивах стали предметом специального доклада ЦАУ РСФСР правительству, по результатам которого Гражданский кодекс РСФСР был дополнен статьей 23 следующего содержания: «архивные материалы, отнесенные к ведению органов архивного управления, могут быть предметом сделок только в том случае, если эти материалы признаны в установленном порядке подлежащими уничтожению (архивная макулатура)» . Уголовный кодекс РСФСР был дополнен статьями 78 и 188 об усилении ответственности за нарушение советского законодательства об архивах в тех случаях, когда совершенное преступление повлекло или могло повлечь за собой невозможность своевременного использования документов заинтересованными государственными органами, или когда те же нарушения совершались систематически, а также из соображения корысти и вообще личной заинтересованности. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1931 г. «О положении архивного дела на местах» определяло уголовную ответственность за ненадлежащее обращение с архивными материалами, привлечение к судебной ответственности всех виновных в гибели, незаконном уничтожении архивных материалов .

27 июня 1935 г. был принят первый законодательный акт по вопросам архивного дела в СССР - Постановление Президиума ЦИК Союза ССР «О мероприятиях по упорядочению архивного дела Союза ССР» , в котором особо подчеркивалось, что государственные архивы не приведены в порядок, не обеспечена охрана документов, имеющих государственное значение. Впервые обращалось внимание архивного ведомства - ЦАУ РСФСР на неудовлетворительное состояние ведомственных хранилищ - архивов народных комиссариатов и центральных учреждений СССР, определялись задачи архивных учреждений в отношении этих архивов. В числе угроз архивным документам правительство потребовало устранения причин, прежде всего таких: выцветание документов, связанное с условиями их хранения; отсутствие учета архивных фондов и документов; отсутствие должного регулирования и контроля обоснованности уничтожения документов в ходе их экспертизы.
Важно отметить, что впервые в этом постановлении вопросы экспертизы научно-практической ценности документов привлекли внимание правительства в контексте угроз архивным документам советской эпохи. В целях выполнения названного постановления в структуре ЦАУ был создан отдел ведомственных архивов с функцией контроля работы ведомственных хранилищ, разработки проектов законов и постановлений правительства СССР, указаний, положений, правил, инструкций, методических писем по организации и постановке работы архивов в учреждениях, организациях и предприятиях. Это был исключительно важный шаг, позволивший в предвоенный период выявить естественные и целенаправленные угрозы архивным документам, подлежащим включению в состав ГАФ СССР, провести значительные работы по упорядочению документов советского периода на стадии их ведомственного хранения. Через год, в 1936 г. руководство ЦАУ РСФСР докладывало правительству о невыполнении этого постановления рядом ведомств, в архивах которых документы, имеющие научно историческую ценность, «перемешаны» с документами, не имеющими никакой ценности, что материалы первых лет советской власти, написанные чернилами на бумаге низкого качества, подвержены быстрому выцветанию.

Постановление Президиума ЦИК и СНК СССР от 5 февраля 1936 г. «Об упорядочении архивного дела в народных комиссариатах и центральных учреждениях СССР» , установив основные категории документов, отражающие историю социалистического строительства и подлежащие обязательному хранению в архивах, положило начало систематической работе архивной службы с документами советских учреждений. Этим нормативным актом сохранность документов советского периода была взята под особый контроль не только в государственных, но и в ведомственных архивохранилищах. Однако работа по выполнению поставленных правительством задач концентрации в архивах и сохранения документов советской эпохи встретилось с труднопреодолимыми препятствиями. Для новых поступлений помещений практически не было. К концу 1930-х гг. наступал срок передачи материалов колхозов, районных, сельских и поселковых советов из районных архивов с переменным составом документов, созданных в 1929 г., в республиканские, краевые и областные государственные архивы . Приспособленные под архивы помещения и многие дореволюционные хранилища не отвечали требованиям физико-химического хранения документов на бумажной основе.

Принятие новой Конституции СССР, утвержденной 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII съездом Советов СССР, и связанные с этим изменения в государственном устройстве, а также общественно-политической жизни потребовали усиления централизации и административных начал в управлении архивным делом. В 1938 г. управление архивами в центре и на местах было передано НКВД СССР. ЦАУ СССР было преобразовано в Главное архивное управление НКВД СССР (ГАУ НКВД СССР). Этот акт, направленный прежде всего, на контролируемое использование архивной информации, тем не менее, сыграл определенную позитивную роль в осуществлении мер по ОСД. Архивы перешли на строгий режим охраны помещений, что практически снимало с повестки дня вопросы хищений и несанкционированного доступа к архивным документам. По предписанию НКВД была проведена инвентаризация архивов. Особое место отводилось подбору и расстановке кадров архивных работников с учетом их благонадежности и лояльности к советской власти. Во многом благодаря этим мерам удалось эвакуировать значительные объемы ценнейших архивных материалов в чрезвычайных условиях внезапно начавшейся в июне 1941 г. войны.

Специально созданный методический сектор ГАУ НКВД СССР в сжатые сроки сумел подготовить к изданию серию необходимых нормативно-методических пособий. В числе важнейших: «Правила составления инвентарной описи архивных материалов в государственных архивах СССР» (1938), позволившие существенно продвинуться в деле ликвидации неучтенных и неописанных «завалов» архивной россыпи; «Правила систематизации архивных материалов в государственных архивах СССР» (1938) и «Правила определения архивного фонда» (1939). Эти документы заложили научные основы группировки, фондирования и описания документов, составления к ним научно-справочного аппарата. «Указания об улучшении работы районных архивов и архивов военных учреждений» и циркуляр «О проверке наличия и состояния документальных материалов в государственных архивах» (1940) явились важным шагом для устранения нарушений в хранении и учете документов, в том числе районного звена и военных учреждений. Накануне войны, созданная как организационно-методический орган при ГАУ СССР Центральная экспертная комиссия (ЦЭПК), проводила рассмотрение результатов массовой экспертизы ценности документов в наркоматах, предотвращая уничтожение ценных архивных комплексов.

К началу Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. можно говорить о сложившейся единой системе управления архивами страны и, прежде всего, в организации, способах и приемах упорядочения, описания, учета архивных материалов, что создавало определенные условия для нейтрализации угроз уничтожения и утрат архивных документов. Положительное развитие ситуации в области ОСД, как показал опыт, было возможно только при централизованном управлении отраслью, комплексном подходе к реализации нормативных, методических, организационных и практических мер с соответствующим техническим обеспечением.