Выбор читателей:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

News image

А. В. Антощенко, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Aleksandr V. Antoshchenko, Petrozavodsk ...

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВАРХИВА МОСКВЫ

Печать PDF









В современных условиях общество все чаще обращается к отечественной истории, стремясь получить объективную информацию о прошлом. Развитие исторической науки невозможно без источников, которыми являются носители ретроспективной информации – документы Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ). В этой связи актуально обращение к истории формирования такой важной составляющей АФ РФ как фонды архивных учреждений Москвы.

Самостоятельная архивная администрация в Москве впервые появилась в 1962 г., когда было принято решение о создании архивного отдела в структуре Мосгорисполкома и подчинявшегося ему Центрального государственного архива Москвы – первого центрального государственного городского архива в СССР. На момент создания в него вошли фонды Государственного исторического архива Московской области (досоветского периода).

На первом этапе необходимо было решить ряд профессиональных архивных задач, и, прежде всего, обеспечить сохранность документов организаций, ликвидированных межотраслевых региональных органов управления – советов народного хозяйства. С 1965 г. началось бурное комплектование документами Мосгорсовнархоза. В это же время в архив стали активно поступать кинофотодокументы по истории города.

С главной проблемой архивистов любого поколения – нехваткой производственных площадей – сотрудники архивного отдела и Центрального государственного архива Москвы столкнулись уже к началу 1970-х гг. Помещений, приспособленных для размещения архивных документов, не хватало. По решению исполкома Моссовета началось строительство комплекса архивных зданий, и в 1976 г. были введены в строй два новых специальных здания, рассчитанных на 3,4 млн дел.

Необходимость перемещения в новые архивохранилища миллионов дел, перспектива пополнения Архивного фонда города, усиление работы с архивами многочисленных ведомств – эти и другие факторы потребовали реорганизации государственной системы управления архивным делом.

В 1977 г. решением Мосгорисполкома Архивный отдел был преобразован в Архивное управление, а на базе Центрального государственного архива Москвы организованы Центральный государственный исторический архив (ЦГИА), Центральный государственный архив Октябрьской революции и социалистического строительства (ЦГАОРСС) и Центральный государственный архив кинофотофонодокументов (ЦГАКФФД) Москвы. Начался новый этап истории архивного управления Москвы.

Следующий этап развития московских архивов совпал с периодом политических и экономических потрясений конца 1980-х – середины 1990-х гг. Отказ коммунистической партии от руководящей роли в обществе, изменение политической надстройки государства, стремление демократизировать процессы управления, рост интереса общества к архивным документам – все эти факторы отразились на Архивном фонде Москвы, составной части информационного потенциала страны.

Архивная реформа, проведенная в 1988 г., объединила три существовавших архива в единое Московское городское объединение архивов (объединение «Мосгорархив»).

За 15 лет существования оно стало одним из наиболее авторитетных архивных учреждений в стране. Его издательские и выставочные проекты получили признание не только в России, но и за рубежом. Архивный фонд Москвы пополнился миллионами дел, имеющих культурно-историческую и социальную ценность. По уровню информатизации, оснащенности компьютерной техникой, социальному развитию коллектива и его материальной обеспеченности объединение «Мосгорархив» долгое время оставалось ведущим архивным учреждением России. Его структура усложнилась до трех десятков различных подразделений, штатная численность превысила 500 человек.

Архивные реалии сегодняшнего дня обусловлены всем общественно-историческим развитием современной России. Усиление роли государства в жизни общества неизбежно переносится и на его информационные ресурсы, а, в конечном счете, призвано обеспечить информационную безопасность нации. Однако отсутствие в объединении «Мосгорархив» управленческой структуры, способной проанализировать тенденции развития архивного дела в городе, не позволяло четко сформулировать профессиональные проблемы и наметить пути их решения.

В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 21.01.2003 г. № 18-ПП «О структуре органов исполнительной власти города Москвы», от 03.06.2003 г. № 407-ПП «Об утверждении Положения о Главном архивном управлении города Москвы» объединение «Мосгорархив» было преобразовано в Главное архивное управление города Москвы (Главархив Москвы). Оба постановления во многом повысили его задачи в области управления архивным делом в городе. Главному управлению были приданы новые функции и на его основе утверждена новая структура Главархива Москвы. Становление современной структуры городской архивной службы стало отражением развития нашего государства и общества.

Документальные свидетельства огромной работы, проведенной архивистами Москвы почти за полвека своей деятельности, позволяют представить сегодня все те трудности, с которым столкнулся архивный отдел в начале становления архивной службы в Москве, понять, каким длинным и сложным был путь по организации архивного строительства в столице.

Зарождение первого исторического архива Москвы относят к XVI в., когда в Московском Кремле был создан Царский архив, где хранились старинные грамоты и акты великих и удельных князей, международные договоры.

В XVIII-XIX вв. эти документы стали храниться в Московском архиве Министерства юстиции (МАМЮ) и Московском главном архиве Министерства иностранных дел (МГАМИД). В советское время эти документы находились в архиве, известном сегодня как Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Документы, хранившиеся в МАМЮ и в МГАМИД, имели общероссийский характер – это старые дела приказов, коллегий, министерств в разные исторические эпохи. В течение нескольких столетий Москва была центром собирания русских земель и символом государственности, поэтому ее история и культура занимали важное место.

В фондах Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ) хранится рапорт Московского гражданского губернатора П.М. Козлова Московскому военному губернатору графу И.П. Салтыкову, в котором впервые упоминается Московский губернский архив: старые дела упраздненных московских учреждений – «решенные дела, журнальные, протокольные и прочие книги указом Правительствующего Сената 1797 г. февраля 26-го велено хранить при губернском архиве». Таким образом, московской городской архивной службе сегодня уже более 200 лет. За прошедшие 200 лет ее структура многократно изменялась.

Основная работа по совершенствованию сети центральных государственных архивов СССР относится к первой половине 1960-х гг. К этому времени уже были разработаны и внедрены в практику основные принципы классификации документов, позволяющие распределять их между государственными архивами, как по историческим эпохам, так и по тематическому принципу. Произошло четкое разделение центральных государственных архивов на архивы, комплектующиеся материалами советской эпохи, и «архивы исторические», комплектование которых ограничивалось документами до 1917 г. К последним относились: Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА), Центральный государственный военно-исторический архив (ЦГВИА СССР), Центральный государственный исторический архив Москвы (ЦГИАМ), Центральный государственный исторический архив Ленинграда (ЦГИАЛ).

ЦГИАМ как самостоятельное архивное учреждение был создан в 1941 г. Образованный по предметно-тематическому принципу (документы историко-революционного профиля), он в основном содержал части фондов, основные массивы которых хранились в других архивах – прежде всего документы Департамента полиции III отделения. Это были основные, ведущие документы для истории революционного движения, которые, так же как личные фонды, пользовались большим спросом исследователей. Однако весь фонд исполнительской полиции и основная часть фонда Департамента полиции находились в ЦГИАЛ.

В 1961 г. ЦГИАМ был ликвидирован, а ЦГИАЛ в связи с тем, что ему были переданы материалы ЦГИАМ (отражающие историко-революционное прошлое страны в XIX в.), переименован в Центральный государственный исторический архив СССР (ЦГИА СССР). Из ЦГИАМ в ЦГИА СССР было передано 8 фондов центральных полицейских и судебных учреждений за XIX – начало XX в. и более 80 фондов личного происхождения.

Ликвидация ЦГИАМ отразилась также на судьбе ЦГАОР СССР, так как основная часть документальных материалов ЦГИАМ была передана в ЦГАОР СССР на правах отдела дореволюционных фондов.

Дальнейшее совершенствование сети государственных и местных архивов шло по двум направлениям: разукрупнение существующих архивов и создание новых специальных архивов. Особенно наглядно эти изменения прослеживаются на примере московских городских архивов.

Архивный отдел Исполнительного комитета Московского Совета депутатов трудящихся был организован во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 25 ноября 1961 г. № 1424 и в соответствии с решением Исполкома Моссовета от 1 ноября 1962 г. № 41/56 «О создании Архивного отдела Мосгорисполкома» в своей деятельности подчинялся как Мосгорисполкому, так и Главному архивному управлению при Совете Министров РСФСР.

Центральный государственный архив г. Москвы был организован согласно приказу Главного архивного управления при Совете Министров РСФСР от 17 января 1963 г. № 6, который был издан во исполнение решения Комиссии Президиума Совета Министров РСФСР по текущим делам от 21 июля 1962 г. В данном приказе предписывалось «организовать на базе Государственного исторического архива Московской области Центральный государственный архив г. Москвы, подчинив его Архивному отделу Мосгорисполкома».

Архивному отделу Мосгорисполкома были переданы документальные материалы бывшего Государственного исторического архива в количестве 2 млн 351 тыс. ед. хранения (2248 фондов), наблюдательные дела и учетные документы архивов учреждений, организаций и предприятий г. Москвы.

В соответствии с положением об Архивном отделе заведующий отделом осуществлял свою деятельность на основе единоначалия, руководил всей его административной и оперативной работой, распоряжался его имуществом и средствами, совершал все входящие в круг ведения отдела хозяйственные, финансовые и другие операции.

В структуру Архивного отдела входили: организационно-методический сектор, сектор использования, публикации и справок, сектор ведомственных архивов, комплектования и экспертизы.

Положение о Центральном государственном архиве г. Москвы было утверждено приказом Главного архивного управления при СМ РСФСР от 23 мая 1936 г. № 17. В соответствии с ним в состав Центрального государственного архива г. Москвы входили документальные материалы Государственного архивного фонда СССР, образовавшиеся в процессе деятельности:

органов государственной власти и государственного управления, органов суда, прокуратуры и военных учреждений г. Москвы; промышленных, транспортных, строительных, кредитных, финансовых, торговых, коммунальных и др. учреждений, организаций и предприятий, расположенных на территории г. Москвы, кроме учреждений, организаций и предприятий, документальные материалы которых относятся к профилю центральных государственных архивов СССР и РСФСР и Государственного архива Московской области;

научных, научно-исследовательских, проектных, учебных, технических, социальных, культурно-просветительских учреждений г. Москвы, а также издательств и редакций органов печати Московского городского Совета депутатов трудящихся;

профессиональных союзов, кооперативных объединений и общественных организаций г. Москвы, в том числе и самодеятельных общественных организаций, а также спортивных и других обществ города;

местных органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры и местных военных учреждений, существовавших в пределах Российской империи и деятельности Временного правительства на территории, входящей в состав г. Москвы;

местных органов духовного управления г. Москвы, монастырей, церквей и других учреждений религиозного культа всех вероисповеданий, существовавших на территории г. Москвы, до отделения церкви от государства;

промышленных, транспортных, финансовых, торговых, коммунальных учреждений, организаций и предприятий дореволюционного периода, действовавших на территории г. Москвы;

политических, профессиональных, общественных, сословных, научных, культурно-просветительных, благотворительных учреждений, организаций и обществ дореволюционного периода, существовавших на территории г. Москвы.

В структуру Центрального государственного архива г. Москвы вошли: отдел учета, комплектования и секретных фондов, отдел использования и публикации документальных материалов, отдел хранения фондов, хозяйственный отдел.

Созданный в ноябре 1962 г. Архивный отдел Мосгорисполкома фактически начал свою работу со 2 квартала 1963 г., когда была укомплектована часть штата научных сотрудников. Основными задачами Архивного отдела и Центрального государственного архива г. Москвы в 1963 г. являлись: проведение организационных мероприятий по налаживанию нормальной работы Архивного отдела и Центрального государственного архива г. Москвы, обеспечение сохранности документальных материалов, усиление работы с ведомственными архивами городских учреждений и активизация использования архивных документов.

Принятое 25 июля 1963 г. постановление Совета Министров СССР № 829 «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» определило главные направления в работе с учреждениями, организациями и предприятиями.

В развитие этого постановления Архивным отделом Мосгорисполкома был разработан проект решения Исполкома Моссовета «О мерах по обеспечению сохранности и улучшению использования архивных материалов», который был принят 1 октября 1963 г., № 45/11. В нем Исполком Московского Совета обязал руководителей главных управлений, управлений и отделов Исполкома Моссовета, председателей исполкомов райсоветов, руководителей организаций, учреждений и предприятий системы Мосгорисполкома:

выделить и оборудовать для архивов помещения, отвечающие требованиям условий хранения и дальнейшего комплектования документальными материалами;

закончить приведение в порядок архивных материалов (по 1962 г. включительно) в вышестоящих и ведущих учреждениях и организациях системы Мосгорисполкома. По согласованию с Архивным отделом Мосгорисполкома материалы с истекшими сроками хранения передать в установленном порядке из ведомственных архивов в Центральный государственный архив г. Москвы;

принять меры к укреплению ведомственных архивов;

разработать в октябре–ноябре 1963 г. и представить на согласование в Архивный отдел Мосгорисполкома номенклатуры дел на 1964 г., а также паспортные данные о составе и содержании архивных материалов по установленной форме.

В соответствии с решением Мосгорисполкома от 1 октября 1963 г., № 45/11 Архивный отдел должен был в месячный срок разработать мероприятия по выполнению постановления Совета Министров СССР от 25 июля 1963 г., № 829; до 1 января 1964 г. составить список фондов, относящихся к профилю Центрального государственного архива г. Москвы, хранившихся в то время в Государственном архиве Октябрьской революции и социалистического строительства Московской области; до сентября 1964 г. составить и представить на утверждение план комплектования документальными материалами Центрального государственного архива г. Москвы; организовать курсы и семинары по повышению квалификации заведующих ведомственными архивами и ответственных за архивы лиц и т.д.

2 октября 1963 г. Исполкомом Моссовета было принято решение № 14/15 «О порядке комплектования документальными материалами Центрального государственного архива г. Москвы». В нем отмечалось, что сохранность документов по истории г. Москвы, хранящихся в архивах учреждений, организаций и предприятий, обеспечена не полностью. Материалы за советский период были приняты на хранение лишь частично, в основном за 1917–1930 гг., и некоторые из них были малоценными. От ряда ведущих учреждений, организаций и крупных предприятий документы не поступали совсем (Главное архитектурно-планировочное управление г. Москвы, Управление строительства Московского метрополитена, Управление пассажирского транспорта, 1-й Государственный подшипниковый завод, Московский завод «Каучук», Московский комбинат твердых сплавов, табачные фабрики «Дукат» и «Ява», кондитерские фабрики «Ударница», «Рот-Фронт» и др.).

Имели место случаи уничтожения документов без разрешения Архивного отдела Мосгорисполкома. Руководители учреждений, организаций и предприятий уделяли недостаточно внимания постановке на учет документальной части текущего делопроизводства. В результате в большинстве организаций номенклатуры дел не отвечали предъявляемым к ним требованиям.

Чтобы устранить недостатки, Мосгорисполком решением от 2 октября 1963 г. № 14/15 утвердил список № 1 учреждений, организаций и предприятий г. Москвы, документальные материалы которых подлежат приему в Центральный государственный архив г. Москвы, и закрытое дополнение к списку № 1, а также список № 2 учреждений, предприятий и организаций города, документальные материалы которых не подлежат приему на государственное хранение.

Руководителям учреждений, организаций и предприятий, включенных в список № 1, было предписано:

представлять для утверждения в Архивный отдел Исполкома Моссовета описи на документальные материалы постоянного хранения;

обработать и обеспечить сохранность в течение 40 лет документов по личному составу, организовать их использование, усилить контроль за своевременной и правильной выдачей архивных справок;

создать из наиболее квалифицированных работников экспертные комиссии, поручить им рассмотрение описей на документы постоянного хранения и актов на уничтожение утративших научную и практическую ценность документов, а также утверждение описей и актов на документальные материалы подчиненных учреждений и предприятий данной системы, включенных в список № 2;

организовать контроль за состоянием архивов и постановкой на учет документальной части текущего делопроизводства в подведомственных учреждениях, организациях и предприятиях.

Руководителям учреждений, организаций и предприятий, включенных в список № 2, было предписано:

обеспечить сохранность документов, в том числе по личному составу;

прекратить с 15 октября 1963 г. представление на утверждение ЭПК Архивного отдела Мосгорисполкома описей на документальные материалы постоянного хранения и актов на уничтожение документов, утративших научную и практическую ценность, а представлять описи и акты на утверждение в вышестоящие учреждения системы.

Архивному отделу Мосгорисполкома предписывалось с 1964 г. организовать отбор и подготовку документов к приему на государственное хранение; утвердить состав ЭПК Архивного отдела, главной задачей которой был отбор документов по истории г. Москвы. Архивному отделу предоставлялось право при необходимости вносить изменения и дополнения в списки источников комплектования № 1 и № 2.

Большое внимание Архивный отдел Мосгорисполкома в 1963 г. уделял обеспечению сохранности документов, хранящихся в Центральном государственном архиве г. Москвы. Неудовлетворительное состояние зданий, в которых размещались хранилища, и тревожное положение с сохранностью документальных материалов в двух из них послужили сигналом к проверке этого участка Архивным отделом, после чего была составлена справка «О результатах проверки состояния обеспечения сохранности документальных материалов в хранилищах Центрального государственного архива г. Москвы».

При ее анализе видно, насколько остро стоял перед архивистами и руководителями отрасли этот вопрос. Было выявлено, что с 1952–1954 гг. не проводилась проверка наличия и состояния большинства наиболее ценных фондов, не велся учет документов, подлежащих реставрации, дезинфекции, переплету. В плановом порядке не проводился учет уникальных и особо ценных документов. Не были выверены и не велись в должном порядке топографические указатели. Все хранилища были в плохом физическом и санитарном состоянии, в них не было приборов по контролю за температурно-влажностным режимом. Руководству архива предлагалось в двухмесячный срок разработать план по устранению недостатков, а заведующим архивохранилищами в течение мая-августа 1963 г. устранить все серьезные недостатки, особенно по проверке наличия документов, по выверке топографических указателей, по реставрации, дезинфекции и учету уникальных и особо ценных документов.

В течение 1963 г. Архивным отделом и отделом комплектования Центрального государственного архива г. Москвы велась большая работа с ведомственными архивами по комплектованию, экспертизе и учету документальных материалов. Основное внимание уделялось контролю за работой ведомственных архивов и оказанию им методической помощи. За год было проверено состояние 201 архива учреждений, организаций и предприятий. Чаще всего инспекторы неоднократно посещали архивы в дальнейшем для помощи в упорядочении материалов и в налаживании контроля за постановкой на учет документальной части текущего делопроизводства. Архивный отдел Мосгорисполкома добивался обязательного представления номенклатур на согласование. Тем не менее, в 1963 г. были согласованы номенклатуры только с 79-ю учреждениями, организациями и предприятиями.

После выхода Постановления Совета Министров СССР от 25 июля 1963 г. № 829 «О мерах по улучшению архивного дела в СССР» Архивный отдел вел работу по пропаганде постановления, разъясняя вытекающие из него задачи, проводил совместно с ведущими учреждениями системы совещания ответственных лиц. В развитие Постановления СМ СССР было издано Решение Моссовета № 45/15 от 2 октября 1963 г., в рамках которого был организован контроль за его выполнением.

Большие трудности возникали у Архивного отдела в работе с ведомственными архивами из-за многочисленности последних. В связи с этим его сотрудники старались опираться на помощь ведущих учреждений и делать их проводниками требований постановления.

Очень трудоемкой и длительной была работа по составлению списков № 1 и № 2 учреждений, организаций и предприятий, документальные материалы которых должны были сдаваться или не сдаваться на государственное хранение. Сотрудники Архивного отдела и Центрального государственного архива г. Москвы 548 раз посещали архивы учреждений с целью изучения функций и состава документальных материалов для определения их научной ценности и решения вопроса о включении учреждения в список № 1 или список № 2; проверки качества описей, представленных на утверждение ЭПК Архивного отдела; проверки правильности мотивировок о снятии с учета Архивного отдела спецчастей учреждений, организаций и предприятий из списка № 1.

В 1963 г. в список № 1 были включены 1578 фондообразователей, но в связи с тем, что отдел комплектования Главного архивного управления при СМ СССР поручил Архивному отделу контролировать и принимать на хранение архивы московских предприятий союзного значения, количество состоящих на учете ведомственных архивов постоянно увеличивалось, т.к. в 1963 г. Архивный отдел еще не имел точных данных по предприятиям (часто закрытым) всех государственных комитетов.

Приказом заведующего Архивным отделом от 18 февраля 1963 г. № 72 была создана экспертно-проверочная комиссия (ЭПК) Архивного отдела Мосгорисполкома для рассмотрения и утверждения описей документов постоянного срока хранения и актов о выделении к уничтожению материалов с истекшими сроками хранения, представляемых учреждениями, организациями и предприятиями, а также Центральным государственным архивом г. Москвы. В течение 1963 г. было проведено 22 заседания ЭПК, из них 5 спецзаседаний. Описи рассматривались, как правило, в присутствии представителя учреждения. Кроме того, ЭПК обсуждала правильность составления списков № 1 и № 2 учреждений, организаций и предприятий.

В 1963 г. намечалось принять в Центральный государственный архив г. Москвы из ГАОРСС Московской области 22 тыс. секретных единиц хранения, относящихся к профилю Центрального государственного архива г. Москвы. Но так как не было закончено оборудование хранилища для них, материалы приняты не были. До 1963 г. документы, отлагавшиеся в процессе деятельности городских учреждений, организаций и предприятий, сдавались в ГАОРСС Московской области, размещенный в старых церковных зданиях, уже заполненных до отказа. По истории г. Москвы на госхранение поступили материалы лишь от некоторых учреждений и предприятий и то частично, за 1917 – 1930 гг.; причем отсутствовали материалы многих учреждений и предприятий, создающих лицо города (ГАПУ, Управление строительства Московского метрополитена, Управление пассажирского транспорта, 1-й ГПЗ, Московский комбинат твердых сплавов, завод «Каучук» и др.). В то же время приходилось принимать материалы от ликвидируемых учреждений и предприятий, имевших второстепенное значение для народного хозяйства. Все это привело к тому, что госархивы оказались заполнены документами, малоценными в научном и в практическом отношении, а интересные документы из-за нерадивости и недооценки их значения гибли в ведомственных архивах.

Проблема эта была разрешена ГАУ при СМ СССР в общесоюзном масштабе – было решено разделить все учреждения и предприятия на две группы: первая, в деятельности которой откладываются исторически ценные документы, и вторая, документы которой имеют временное практическое значение. В соответствии с этими требованиями и были подготовлены для утверждения решением Исполкома Моссовета списки № 1 и № 2. В список № 1 вошли те учреждения, организации и предприятия города, документы которых представляют научную ценность и подлежат приему на госхранение, а в список № 2 – те, которые не образовывали в своей деятельности исторически ценных документов и чьи материалы не должны сдаваться на госхранение.

Составлению списков предшествовала большая работа сотрудников Архивного отдела по изучению положений и документальных материалов отдельных учреждений и групп типовых учреждений и предприятий. Если в процессе деятельности учреждения (предприятия) изменялись их функции, профиль, место в общей системе народного хозяйства, то возникала необходимость перенести его в другой список. С учетом этого Исполком Моссовета позволил Архивному отделу самостоятельно вносить изменения и уточнения в утвержденные списки.

Следует особо остановиться на пункте 1д/ вышеназванного решения Исполкома Моссовета № 45/15, который рекомендовал создание объединенных архивов при вышестоящих учреждениях системы для хранения документов по личному составу подчиненных им организаций и предприятий. Необходимость этого диктовалась частой утратой документов при ликвидации или реорганизации. Следы архивов терялись, а от этого страдали бывшие сотрудники этих организаций, которые из-за чьей-то нераспорядительности и беспечности не могли собрать нужные справки. А архивистам часто приходилось слышать упреки в свой адрес и в адрес руководителей учреждений. Утратить архив – значит оставить человека без заслуженной пенсии. Чтобы изжить подобные факты и сохранить архивы ликвидируемых учреждений, Мосгорисполком предлагал создать объединенные архивы.

В течение двух лет все ведомственные архивы должны были иметь составленные согласно правилам и утвержденные Архивным отделом Мосгорисполкома описи на все документы постоянного хранения, созданные учреждениями до 1962 г. Отдельные описи должны быть составлены на документы по личному составу (приказы по личному составу, личные дела, лицевые счета, ведомости на зарплату и др.), сохранность и использование которых должны быть обеспечены в течение 40 лет. Архивным отделом было принято очень важное и на сегодняшний день решение – не утверждать описи документов постоянного хранения без наличия описей на материалы личного состава.

Одновременно с упорядочением документов была связана экспертиза их научной и практической ценности. Для ее проведения в каждом учреждении создавалась постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), состоявшая, как правило, из компетентных людей (начальников отделов, их заместителей, руководителей групп, главных и старших специалистов), которые могли дать оценку рассматриваемой документации. Руководство и ЭК вышестоящего учреждения должны были организовать проверки состояния архивов и делопроизводства в сети подчиненных учреждений. Было принято решение, чтобы Архивный отдел не принимал на рассмотрение ЭПК акты на утратившие ценности материалы без одновременного представления описей на материалы постоянного хранения.

Чтобы облегчить работу учреждений по приведению в порядок и экспертизе документов, предлагалось обращать самое серьезное внимание на постановку делопроизводства. Исполком обязывал все учреждения, организации и предприятия, вошедшие в список № 1, в октябре 1963 г. согласовать свои номенклатуры дел с Архивным отделом Мосгорисполкома. Есть такое выражение, очень справедливое: «Архив начинается с номенклатуры». Действительно, от того, как она составлена, зависит и дальнейшее правильное формирование дел в текущем делопроизводстве, и правильность оценки их значения, и значительное сокращение времени на упорядочение дел при сдаче их в архив.

Отсюда вытекали и задачи для руководителей учреждений: контролировать работу канцелярии и архива по проверке правильности формирования дел в структурных подразделениях согласно утвержденной номенклатуре. Для методической помощи ведомственным архивам вышестоящих учреждений и подведомственных им организациям и предприятиям Архивный отдел подготовил вместе с вышестоящими учреждениями типовые номенклатуры дел и перечни материалов, которые должны поступать на госхранение, а также обзоры о состоянии архивов той или иной системы.

Основной задачей Архивного отдела на ближайшие 3 года оставался контроль за выполнением постановления учреждениями и оказание им методической помощи в постановке архивов и документальной части текущего делопроизводства. (ЦА г. Москвы. Ф. 980. Оп. 1. Д. 14).


BEGINNING PERIOD OF THE DEVELOPMENT OF MOSCOW CHIEF ARCHIVAL DEPARTMENT

Аннотация / Annotation

Самостоятельная архивная администрация в Москве и подчинявшийся ей первый центральный государственный городской архив в СССР были созданы в 1962 г. Архив комплектовался документами из широкого спектра учреждений, организаций и предприятий Москвы, работая в тесном сотрудничестве с ведомственными архивами. Основное внимание уделялось контролю за работой ведомственных архивов и оказанию им методической помощи. В результате проведенной большой и сложной организационной работы в начальный период (1963 г.) фонды архива были укомплектованы ценнейшими документальными материалами по истории Москвы, а также документами по личному составу, необходимыми для выполнения социально-правовых запросов.

Independent archival administration in Moscow and the first central state municipal archive in USSR which was subordinated to it were created in 1962. The archive received documents for it’s acquisition from wide range of Moscow organizations, offices and enterprises; it worked in close cooperation with departmental archives. Main attention was given to the control of departmental archives’ work and to instructional support of these archives. As a result of large and complicated organizational labor at the beginning period (1963) the Archive received very valuable documental materials for Moscow history and also personnel records which are necessary for running of social-juridical queries.

Ключевые слова / Keywords

Главное архивное управление города Москвы, московские чреждения, организации и предприятия, ведомственные архивы, комплектование, история Москвы, документация по личному составу. Moscow Chief Archival Department, Moscow organizations, offices and enterprises, Departmental archives Acquisition History of Moscow, Personnel records



Шапошникова Наталья Александровна

Shaposhnikova Natalia Alexandrovna

Ведущий специалист Главархива Москвы

Leading specialist of Moscow Chief Archival Department

Адрес электронной почты автора: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Контактный телефон автора: 8-903-502-9523







Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.