Выбор читателей:

ВЫШЛО В СВЕТ МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ИЗДАНИЕ «ЗАПОВЕДНАЯ ЧУВАШИЯ»

News image

2017 год в России объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. БУ «Госкиностудия «Чувашкино» и архив электронной документации» организует ки...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

ПОЛЬША ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ ПОДХОДАХ МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РФ А.В. КОЗЫРЕВА И Е.М. ПРИМАКОВА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Печать PDF



Внешняя политика Российской Федерации в 1990-е гг. формировалась в условиях новой геополитической реальности, вызванной роспуском Варшавского договора и распадом Советского Союза. Определение основных подходов российской внешней политики происходило в условиях глубинных социо-политических, экономических и инстиуицональных изменений, проходивших как в самой России, так и в других странах бывшего социалистического лагеря.

Ключевую роль в процессах определения и изменения внешнеполитической линии Российской Федерации играли министры иностранных дел А.В. Козырев (1990–1996) и Е.М. Примаков (1996–1998). Сравнительное исследование их подходов к российско-польским отношениям позволяет на конкретно-историческом материале выявить основные тенденции российской внешней политики 1990-х гг., что важно для формирования всесторонней картины истории России периода президентства Б.Н. Ельцина (1991–1999) и для укрепления российско-польских отношений на современном этапе.

Можно выделить в подходах А.В. Козырева к российско-польским отношениям два этапа. На первом (1990–1993) приоритетами было признание за Россией статуса составной части евроатлантического мира и преодоление биполярного разделения, утверждение принципа «единого мира» в международных отношениях. Основным внешним направлением было развитие диалога по линии Москва-Вашингтон, контактам по другим направлениям и, в частности, Польше уделялось незначительное внимание. В целях формирования «единого мира» А.В. Козырев в тот период с пониманием относился к проблемам, поднимаемым польской стороной. Заключение в 1992 г. договора «О дружбе и добрососедском сотрудничестве» продемонстрировало готовность Москвы отказаться от логики блокового мира и признать равноправие своих отношений с Варшавой. Ключевым вопросом российско-польских отношений данного этапа стала проблема вывода российских вооружённых сил с территории Польши. Принципиально важным было согласие России вывести войска без предъявления каких-либо дополнительных требований, ограничивающих польский суверенитет на международной арене.

Второй этап (1993–1996) руководства А.В. Козырева МИД РФ характеризуется прагматизацией отношений России-США и нарастающим беспокойством относительно перспектив проникновения НАТО в регион Восточной Европы. В период Администрации Дж. Буша (1989–1993) вопрос о вступлении Польши в НАТО не находил поддержки в США, но с приходом Администрации Б. Клинтона (1993–2001) такая перспектива стала реальной. В 1993 г. президент Л. Валенса (1990–1995) добился принципиального согласия на вступление своей страны в НАТО. Это вызвало неоднозначную реакцию российской стороны. Б.Н. Ельцин во время визита в Варшаву в августе 1993 г. заявил, что не возражает против атлантической интеграции Польши, однако глава российского МИД стал всё более критически оценивать эти перспективы. Основной осью отношений Варшавы и Москвы стало противодействие атлантической интеграции Польши. Стремление Польши и других стран Вышеградской группы в НАТО было одним из основных факторов, повлиявших на корректировку А.В. Козыревым своей политики в отношениях с США и его отход от принципов «вильсоновского» идеализма. Непопулярность А.В. Козырева и приближающиеся президентские выборы привели к тому, что Б.Н. Ельцин был вынужден отправить его в отставку.

Приход в начале 1996 г. на Смоленскую площадь Е.М. Примакова, имевшего репутацию сторонника евразийской интеграции и последовательного противника однополярного мира, обозначил новый этап российской внешней политики. Уже в марте 1996 г. Е.М. Примаков совершил официальный визит в Польшу для переговоров с президентом А. Квасневским (1995–2005), продемонстрировав своё внимание к диалогу с Варшавой. Ключевой темой диалога вновь стала проблема вступления Польши в НАТО. При этом Е.М. Примаков противопоставлял атлантической солидарности европейскую и в целом позитивно высказался о возможностях укрепления европейских структур и включения в них новых членов, в т.ч. Польши. Это вписывалось в его концепцию многополярного мира, где наравне в США существуют альтернативные центры силы. В период руководства Е.М. Примаковым МИД России Польша подписала с НАТО Протокол о выступлении (декабрь 1997). Руководствуясь принципами realpolitik, Е.М. Примаков принял как неоспоримый факт новую политическую реальность и продолжил налаживание конструктивного диалога с польской стороной. Укрепляя гуманитарные связи, Е.М. Примаков стал одним из инициаторов заключения Соглашения о молодёжном сотрудничестве, способствовал интенсификации экономических отношений Калининградской области с Польшей. Москва активизировала диалог в рамках ОБСЕ, где польской стороне предстояло председательствовать в 1998 г. Российский министр приглашал своего польского коллегу Б. Геремека (1997–2000) к решению проблемы Косово, создавая позитивную повестку в переговорах Москвы и Варшавы. Е.М. Примаков привлекал Польшу и к проблемам Белоруссии. Москва предлагала Варшаве выступить посредником между Минском и Европой в ряде сложных вопросов. Эта российская инициатива была с одобрением встречена польской стороной. Югославский кризис и внутриполитические проблемы в России привели к тому, что Е.М. Примаков не смог реализовать все свои инициативы в отношении Польши, а в 1998 г. покинул пост главы МИД и возглавил Правительство России.

Сравнивая место Польши во внешнеполитических подходах А.В. Козырева и Е.М. Примакова следует отметить, что для обоих министров российско-польские отношения никогда не стояли на первом месте. Однако если для А.В. Козырева диалог с Варшавой был важен в первую очередь в более широком контексте отношений России с США и с Западом в целом, то для Е.М. Примакова польское направление имело самостоятельную ценность и было одним из элементов многовекторности российской дипломатии.

(В основе статьи – научное сообщение магистранта РГГУ Буневича Дмитрия Сергеевича на международной конференции «Россия и Польша: историки и архивисты в познании общего прошлого», прошедшей 11-12 мая 2012 г. в Российском государственном гуманитарном университете)