ЗВУКОВЫЕ МЕМУАРЫ КИНОРЕЖИССЕРА М.И. РОММА: ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ И ИЗУЧЕНИЯ

Печать PDF

М.М. ЖУКОВА, г. Москва, Российская Федерация

ЗВУКОВЫЕ МЕМУАРЫ КИНОРЕЖИССЕРА М.И. РОММА: ПРОБЛЕМЫ РЕКОНСТРУКЦИИ И ИЗУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье представлены промежуточные итоги изучения звуковых мемуаров советского кинорежиссера Михаила Ильича Ромма, записанных автором на магнитную ленту в 1960-е гг. Долгое время эти материалы не публиковались. Впоследствии они получили название «Устные рассказы». В статье раскрывается ценность фонодокумента как исторического источника, подчеркивается значение сравнительного анализа аудиовизуальных документов и письменных источников в ходе их источниковедческого изучения.

Ключевые слова

Кинорежиссер М.И. Ромм, кинофонодокументы, звуковые мемуары, личный фонд, исторический источник

Обращение к фонодокументам с записью воспоминаний М.И. Ромма обусловлено, прежде всего, личностью режиссера и его вкладом в историю отечественного и мирового кино: М.И. Ромм создал такие фильмы, как «Мечта», дилогия о В.И. Ленине, «Девять дней одного года»; мировое признание М.И. Ромму принес документальный фильм «Обыкновенный фашизм», основанный на архивных кинодокументах нацистской Германии. Кроме того, безусловный интерес с исследовательской точки зрения представляет форма мемуаров – звукозапись, выполненная в домашних условиях: даже во второй половине ХХ в., когда бытовая магнитофонная запись получила широкое распространение, звуковые мемуары, записанные автором самостоятельно, а не по заказу партийных, ветеранских, профсоюзных и иных организаций, зачастую по заранее отредактированным текстам, были редким явлением. Наиболее известным примером подобных воспоминаний являются звуковые мемуары Н.С. Хрущева.

В ходе исследования была изучена история создания мемуаров М.И. Ромма, был осуществлен поиск исходных звукозаписей с целью их анализа, чтобы установить степень сохранности фонодокументов, первоначальный состав, структуру и содержание источника; были выявлены и изучены все опубликованные варианты мемуаров режиссера и определена степень их полноты по сравнению с архивными фонодокументами.

По воспоминаниям родных, М.И. Ромм привез из заграничной поездки магнитофон и кассеты и самостоятельно приступил к записи мемуаров, наговаривая на пленку рассказы о своей жизни, родных, коллегах и чиновниках от кинематографии. Выбор звуковой формы режиссер объяснял тем, что при написании мемуаров рука не успевает за мыслью, в отличие от устной формы. Возможно, М.И. Ромм готовил звуковую книгу, однако содержание рассказов практически лишало автора перспективы их опубликования. М.И. Ромм умер в 1971 г., не увидев публикации. После смерти режиссера звукозаписи были расшифрованы его наследниками, а затем частично опубликованы в значительно переработанном виде в трехтомнике сочинений режиссера в начале 1980-х гг.

Еще до первой публикации слухи о воспоминаниях режиссера циркулировали среди его друзей и коллег, уже тогда мемуары получили название «Устные рассказы», которое навсегда закрепилось за данным источником. Всего на сегодняшний день существует четыре варианта публикации рассказов: три печатных и один – в звуковой форме.

Первой публикацией является значительно сокращенный и переработанный вариант мемуаров, включенный в «Избранные произведения» М.И. Ромма. Данный вариант имеет значительные расхождения со звуковой версией, поэтому его практически не называют «Устными рассказами», хотя в основе текста лежит звукозапись либо авторская или редакторская литературная обработка «Устных рассказов».

Второй по времени появления является публикация некоторых фрагментов рассказов в звуковой форме: фирма «Мелодия» в 1983–1990 гг. выпустила семь пластинок с записью фрагментов «Устных рассказов», начиная с безобидных отрывков о начале творческой деятельности М.И. Ромма и заканчивая изданным в 1990 г. на двух пластинках рассказом «Четыре встречи с Н.С. Хрущевым», в котором автор затронул наиболее болезненную проблему – проблему отношений власти и художника в авторитарном государстве. Звуковое издание на пластинках, в отличие от первой печатной публикации, вышло уже под названием «Устные рассказы М.И. Ромма». Фрагменты «Устных рассказов» были также опубликованы в звуковой форме на гибкой пластинке в приложении к журналу «Кругозор» в 1988 г.

Третья публикация мемуаров М.И. Ромма была осуществлена в 1989 г. Союзом кинематографистов СССР. Фактически это была первая печатная публикация, которая представляла собой дословную расшифровку звукозаписей М.И. Ромма; в издание 1989 г. вошли восемнадцать рассказов. Предисловие к изданию написала дочь режиссера Наталья Кузьмина, в котором коротко осветила историю появления «Устных рассказов». В 1991 г. вышло второе издание «Устных рассказов», полностью идентичное изданию 1989 г.

Наконец, в 2003 и 2014 гг. нижегородским издательством «Деком» с разрешения наследников режиссера были изданы «Устные рассказы» под названием «Как в кино»; эти издания идентичны в отношении состава и содержания опубликованных рассказов М.И. Ромма, но отличаются составом приложений. Издания 2003 и 2014 гг. позиционируются издателями как первое полное издание воспоминаний режиссера и включают двадцать один рассказ. По сравнению с изданием 1989–1991 гг. последние издания были дополнены рассказами «Командир», «О людях тринадцати» и «Пышка», в некоторых рассказах восстановлены ранее опущенные абзацы. Необходимо упомянуть и документальный фильм «Михаил Ромм. Исповедь кинорежиссера», в котором использованы фрагменты звуковых воспоминаний режиссера в качестве закадрового звукового сопровождения, что также можно рассматривать как разновидность публикации. Такова вкратце история публикации звуковых мемуаров М.И. Ромма.

На основе изучения истории создания «Устных рассказов» и выявленных опубликованных вариантов мемуаров было проведено исследование архивных фонодокументов с записью воспоминаний М.И. Ромма. Фонодокументы с записью «Устных рассказов» хранятся в фонде М.И. Ромма в Российском государственном архиве фонодокументов. В 1989г. дочь режиссера Наталья Кузьмина передала, по-видимому, все сохранившиеся в семье записи голоса М.И. Ромма в ЦГАЗ СССР (ныне РГАФД).

Согласно описи фонда М.И. Ромма, воспоминания режиссера записаны на магнитной ленте на 22 ед. хр., хронометражом более 18 часов звучания. Помимо фонодокументов с записью воспоминаний, в фонде также хранятся записи публичных выступлений, интервью, бесед режиссера с учениками и коллегами, а также воспоминания о М.И. Ромме и запись вечера памяти режиссера, состоявшегося в 1976 г.

В ходе полного прослушивания всех фонодокументов фонда, отнесенных к воспоминаниям, было установлено, что видовая принадлежность некоторых документов нуждается в уточнении. Прежде всего, среди записей воспоминаний хранятся черновые записи голоса М.И. Ромма – варианты авторского озвучания незавершенного фильма «Мир-68», а также размышления режиссера о содержании фильма, которые он записывал в ходе отбора изобразительного материала. Это также речевые записи. Однако, по обстоятельствам создания и содержанию их нельзя отнести к воспоминаниям.

Среди воспоминаний хранится интересная запись рабочей беседы М.И. Ромма и режиссера С.И. Юткевича, которая была сделана, по-видимому, во время совместной работы над фильмом «Первые страницы» о первых опытах художественного воплощения образа В.И. Ленина в кино и театре. Причем личность С.И. Юткевича как собеседника М.И. Ромма удалось установить в ходе изучения документа, так что можно говорить об уточнении научно-справочного аппарата к фонодокументам фонда. В фонде также хранится черновая запись комментария М.И. Ромма к данному фильму. Таким образом, непосредственно звуковые воспоминания М.И. Ромма в РГАФД составляют 14 ед. хр. из 22 атрибутированных как воспоминания, общим звучанием 12 час. 27 мин.

Точное количество сохранившихся в звуке рассказов режиссера установить не удается, так как не все рассказы имеют авторские заголовки, несколько рассказов объединены в один («От Пышки к Тринадцати»). Хронологического или смыслового порядка в записях нет, их расположение на бобинах магнитной ленты не соответствует структуре опубликованных рассказов. Возможно, это связано с более поздней перезаписью фонодокументов, осуществленной в начале 1990-х гг. Помимо уточнения видовой принадлежности и содержания фонодокументов фонда, представляется возможным сделать несколько значимых выводов о происхождении, обстоятельствах создания и содержании «Устных рассказов» М.И. Ромма.

Прежде всего, можно однозначно подтвердить факт, что режиссер записывал рассказы в домашних условиях, а не в студии звукозаписи: акустический фон звукозаписей содержит шум от пролетающего самолета (возможно, запись некоторых документов осуществлялась на даче режиссера), звуки работающего радиоприемника или телевизора из-за неплотно закрытой двери комнаты, звуки клаксона автомобиля с улицы, телефонного звонка. Записи, впоследствии изданные на пластинках, с этой точки зрения более «чистые», отредактированные. Можно предположить, что М.И. Ромм планировал публикацию рассказов, возможно, в звуковой форме, так как несколько рассказов («Пышка», «Горький и Ромен Ролан», «Командир», «Тост Коли Шенгелая», «Как мне пригодились сталинские премии») имеют по два звуковых варианта. Некоторые варианты рассказов значительно отличаются друг от друга по содержанию. Кроме того, многие рассказы содержат звуковые «приписки»: завершив рассказ, М.И. Ромм добавляет, что при дальнейшей перезаписи необходимо добавить, исправить, более подробно рассказать о чем-либо и т.д.

Часть рассказов режиссер записывал по заранее подготовленному тексту, часть – полностью по памяти. В пользу этого говорит совершенно разный темп речи в рассказах, наличие или отсутствие пауз, оговорок. Кроме того, на темп и разборчивость речи повлиял инфаркт, случившийся у режиссера в 1968 г., когда наговаривать на пленку стало трудно, и М.И. Ромм переключился на написание текста мемуаров. Возможно, написанное он мог затем начитывать для записи на магнитную ленту. Очевидно, что М.И. Ромм не успел записать все, что задумал. В частности, в черновых звукозаписях есть упоминания о планах записать рассказы про фильмы «Мечта» и «Человек № 217», а также рассказы про родственников (были записаны только рассказы про отца и «непутевого» дядю Максима). Возможно, работе помешал инфаркт.

Наконец, можно сделать вывод, что некоторые фрагменты рассказов, опубликованные на пластинках под общим названием «Устные рассказы», не являются частью мемуаров М.И. Ромма, а имеют другое происхождение, что косвенно подтверждается тем фактом, что ни в одну печатную публикацию рассказов они включены не были. В частности, рассказ «Начало века», опубликованный на первой пластинке серии, является фрагментом авторского комментария режиссера к фильму «Мир-68». Полная версия данного комментария хранится в фонде М.И. Ромма в РГАФД. Кроме того, рассказ о Н.К. Крупской также не является частью «Устных рассказов», а представляет собой фрагмент комментария М.И. Ромма к фильму «Первые страницы». Наконец, в ходе исследования не были обнаружены исходные варианты рассказов о Коробцове, об актере Б. Щукине и работе над фильмом «Ленин в октябре». Возможно, в качестве источника опубликованной звуковой и печатной версии рассказов были использованы фрагменты радиопрограммы с участием режиссера, где он рассказывает о работе над киноленинианой. В РГАФД хранятся несколько фонодокументов с записью голоса М.И. Ромма, не включенных в фонд режиссера, в том числе записи радиопрограмм о работе над фильмами о В.И. Ленине. Однако пока не удалось найти исходные записи указанных рассказов М.И. Ромма. Пока не найдена и звуковая версия рассказа «Разговор с богом», опубликованного в печатном варианте.

После изучения архивных фонодокументов с записью мемуаров режиссера был проведен их сравнительный анализ с опубликованными вариантами «Устных рассказов», который позволил получить некоторые представляющие научный интерес результаты. Прежде всего, изучение архивных документов и опубликованных вариантов мемуаров показало, что ни одно издание, в том числе, издание 2003–2014 гг., не является полным. До сих пор остаются неопубликованными рассказы режиссера о поездках в Финляндию, Италию и Францию, которые органично входят в серию «Устных рассказов» и хранятся в фонде М.И. Ромма. Кроме того, рассказы, имеющие по два звуковых варианта, опубликованы, как правило, в более короткой и менее подробной, а зачастую более «мягкой» версии. Некоторые опубликованные в текстовом виде рассказы составлены из фрагментов нескольких рассказов, в т.ч. с использованием черновых записей.

Наиболее полной является публикация 2003–2014 гг., она значительно полнее звуковой версии рассказов, выпущенной на пластинках, и отличается от печатного варианта 1989 г. Однако, и в данном издании опущены нецензурные выражения, нелицеприятные ремарки М.И. Ромма в отношении коллег, опубликованы сокращенные версии рассказов, которые имеют несколько звуковых вариантов.

Архивные фонодокументы с записью «Устных рассказов» М.И. Ромма сохранили авторскую интонацию, которая выражает отношение режиссера к героям рассказа. Текст не способен передать то, как М.И. Ромм имитирует речь И.В. Сталина, грузинский акцент своих коллег, манеру говорить одного из киноначальников И.Г. Большакова и другие нюансы, очевидные в звуке.

Подводя итог, подчеркнем ценность фонодокумента как исторического источника, а также значение сравнительного анализа аудиовизуальных документов и письменных источников в ходе их источниковедческого изучения. Дальнейший поиск и изучение записей голоса М.И. Ромма с целью установления источников некоторых рассказов, а также обращение к рукописям рассказов и черновикам традиционных, письменных мемуаров режиссера, которые хранятся в его фонде в РГАЛИ, представляется перспективным. Возможно, тогда удастся установить более точно обстоятельства создания рассказов, планы режиссера по записи и возможной публикации звуковых мемуаров.

Сведения об авторах

Жукова Мария Михайловна, старший преподаватель кафедры истории науки, научно-технических и аудиовизуальных архивов Российского государственного гуманитарного университета, Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript