КОНКУРС «ЮНЫЙ АРХИВИСТ 2012» В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ: ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ СИЛА ИСТОРИИ

Печать PDF









ПРЕДЫСТОРИЯ СОБЫТИЯ

Объявление Года российской истории придало дополнительный импульс архивным учреждениям, региональным отделениям «Российского общества историков-архивистов» в активизации деятельности по приобщению граждан нашей страны к гуманитарной проблематике, к изучению истории и культуры России. В ходе акции пополняются ряды любителей истории, краеведов, родословов.

Несомненно, что в этой работе приоритетной целевой группой являются дети, подростки, молодежь. В арсенале историков-архивистов - испытанные «линейки» мероприятий: конференции, лекции, семинары, конкурсы. С внедрением информационных, теле-коммуникационных технологий появляются возможности для поиска и апробации новых форм, обновления традиционных схем работы. Для подрастающего поколения возможность применить свои компетенции в области ИКТ является одним из стимулов участия в социокультурной деятельности. Успех акций - в сочетании традиции и новых технологий.



Во многих субъектах Российской Федерации традиционным стало проведение конкурса «Юный архивист». В Республике Карелия конкурс проводился с 16 января по 21 мая 2012 года. В данной статье обобщен и подробно освещен опыт его организации как одной из форм работы архивного учреждения по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Инициатором проведения конкурса стал Национальный архив Республики Карелия — единственный по статусу государственный архив в Республике Карелия, реализующий наряду с основными видами деятельности функции научно-методического центра по вопросам архивного дела в республике.

Следует отметить, что идея организации конкурса была творчески заимствована в ходе изучения опыта работы вологодских коллег-архивистов в 2008 году, когда большая группа работников Национального архива Республики Карелия посетила Вологодскую область. Тогда специалисты Управления по делам архивов Вологодской области представили положение о конкурсе «Юный архивист» и результаты работы, проводимой с 2005 года. Организаторы конкурса в Республике Карелия сохранили название, несколько видоизменив конкурсный формат и наименование номинаций.

В 2010 году Национальный архив Республики Карелия совместно с кафедрой архивоведения и специальных исторических дисциплин Петрозаводского государственного университета при информационной поддержке республиканской газеты «ТВР-панорама» провели первый республиканский конкурс. Были представлены 10 работ учащихся средних образовательных учреждений Республики Карелия: п. Пряжа, г. Кемь, п. Салми Питкярантского района,, с. Шуньга, п. Повенец Медвежьегорского района. Победителем конкурса стал Р. Клапотовский, ученик 10 класса средней образовательной школы (СОШ № 1 г. Кемь с работой «Мой прапрадед В.Г. Бельтюков» (руководитель: Е.Л. Алексахина, учитель истории и обществознания). Небольшое количество участников в конкурсе 2010 года, еще более скромный список в 2011 году побудили нас осуществить критический анализ и проектирование конкурса 2012 года как масштабного, значимого для нашей республики партнерского проекта.

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Стратегической целью организации конкурса «Юный архивист 2012» и одновременно его правовым основанием стало участие Национального архива Республики Карелия (КУ НА РК), членов Карельского отделения РОИА в реализации «Основных направлений государственной политики в Республике Карелия по духовно-нравственному воспитанию населения до 2020 года», утвержденных распоряжением Правительства Республики Карелия 26 августа 2008 года.

Архивом планируется работа по «содействию формированию у населения необходимых духовно-нравственных черт и качеств, реализуемая посредством организации нравственно значимой деятельности граждан, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм, предотвращаются негативные действия и поступки, формируются нравственные чувства».



Идея конкурса отвечала сути «Основных направлений», заключающихся в формировании бережного отношения к историко-культурному наследию народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия; сохранении духовных ценностей; повышении культурно-образовательного уровня жителей Республики Карелия; популяризации историко-культурного наследия, истории и национальной культуры народов, проживающих в Карелии; создании дополнительных условий для развития культуры в сельской местности; обеспечении доступности архивных фондов, расширении спектра и повышении качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры населению.

Нашедшие свое отражение в «Положении о республиканском конкурсе «Юный архивист 2012» цели и задачи конкурса конкретизировали стратегические направления госполитики. Главной целью акции стало «привлечение молодежи к изучению и сохранению документальных источников по отечественной истории, истории своего края, истории свой семьи»3. Конкурс был призван пробудить и поддержать интерес к документальному наследию, хранящемуся в Национальном архиве Республики Карелия, к реликвиям, имеющимся в семьях, в музеях, библиотеках, муниципальных архивах, ориентировать на ценности исследовательской деятельности и архивной работы, вызывать чувства национальной гордости и патриотизма, уважения к отечественной истории.

Национальный архив решал также задачи «прагматического» характера: получал информацию о хранящихся в семейных архивах документах с возможностью пополнения фондов и коллекций КУ НА РК новыми поступлениями.

Организаторы конкурса учитывали, что в республике проводятся и другие конкурсы историко-краеведческой направленности, но ориентация на привитие архивоведческой культуры придавала «Юному архивисту» свою специфику и создавала ему нишу, привлекательную своей новизной и практической ценностью.

Планируемый эффект акции — выявление образовательных учреждений в Республике Карелия, которые могут стать постоянно действующими ресурсными площадками, объединяющими архивное дело и образование, привлекающими ресурсы науки и культуры в целях духовно-нравственного воспитания и приобщения детей и молодежи к историко-краеведческой и генеалогической проблематике.

Достижение целей требовало межведомственного взаимодействия на уровне органов исполнительной власти, использования ресурсов сетевого партнерства и современных коммуникационных технологий, системного методического сопровождения, широкой информационной поддержки.



Региональный уровень конкурса «Юный архивист» в 2012 году был достигнут благодаря его поддержке со стороны министра культуры Е.В. Богдановой и министра образования И.Б. Кувшиновой. После встречи директора Национального архива О.М. Жариновой с министром образования, состоявшейся в ноябре 2011 года, был закреплен куратор из числа специалистов министерства, образована межведомственная рабочая группа по организации конкурса. Специалистам архива была предоставлена возможность выступить с информационным сообщением на селекторном совещании с руководителями органов местного самоуправления Республики Карелия, уполномоченных в сфере образования.

В рамках программы ко Дню архивов специалисты отдела сохранности под руководством заместителя директора КУ НА РК И.Г. Петуховой и его начальника М.Г. Попковой провели для партнеров из сферы образования несколько презентаций культурно-исторических ресурсов архива с демонстрацией наиболее интересных документов под общим названием «Очарование истории».

Успех конкурса обусловлен взаимодействием с образовательными учреждениями республики, которое обеспечивалось обеспечивалось прочным партнерством Национального архива с Институтом повышения квалификации работников образования, и поддержкой ректором ИПКРО Л.А. Ковру культурно-образовательных инициатив архива. Активная помощь со стороны Музея истории народного образования ИПКРО в лице его руководителя В.Г. Кондратьева, чья общественная работа в клубе «Краевед» и богатый опыт участия в организации конкурсов также пошли на пользу начинанию Национального архива и способствовали плодотворному сотрудничеству организаторов конкурса с педагогами. Начальник отдела воспитания и дополнительного образования ИПКРО Н.А. Харлашкина, методист И.В. Панкратьева оказывали методическую поддержку руководителям исследовательских работ.

Кафедра архивоведения ПетрГУ под руководством заведующего, кандидата исторических наук А.А. Кожанова взяла на себя научно-методическую экспертизу продуктов конкурса и, в первую очередь, исследовательских работ и проектов его участников. Куратор конкурса от кафедры - доцент, канд. истор. наук И.В. Савицкий активно участвовал во всех этапах акции: от составления положения о конкурсе до написания рецензий на конкурсные работы и участия в жюри. Экспертизу осуществляли и другие специалисты кафедры, что обеспечило необходимый научный уровень конкурса в его историко-архивной составляющей.

Министерство образования РК изыскало финансовые средства для обеспечения методического сопровождения подготовки конкурсных работ. В помощь педагогам и обучающимся был издан сборник документов и материалов «Республиканский конкурс «Юный архивист»4. Брошюру открывали письма-обращения министров образования и культуры, организаторов конкурса. В сборник было включено положение о конкурсе с приложением примерного содержания конкурсных номинаций, форм заявки и сдаточной описи. Методические рекомендации были подготовлены в тесном сотрудничестве специалистов архивного дела и сферы образования. Архивисты — главный специалист отдела комплектования М.Н. Ермолина, зав. архивохранилищем аудиовизуальной и машиночитаемой (электронной) документации Национального архива М.В. Гарбуз - предоставили для включения в сборник консультации по определению и научному описанию документов личного происхождения, по хранению фотодокументов; памятку в помощь собственнику (владельцу) личного архива на этапе подготовки документов личного происхождения для передачи на государственное хранение. Партнеры архива в сфере образования подготовили рекомендации педагогам по участию старшеклассников в конкурсе, описание встречающихся недочетов при подготовке конкурсных работ и рекомендации по их исправлению. Тираж издания составил 250 экз., был передан для распространения в образовательных учреждениях.



Информационная поддержка является обязательным условием достижения целей масштабного мероприятия. Базовой информационной площадкой конкурса стал сайт Национального архива Республики Карелия. В разделе «Конкурсы» было размещено положение о конкурсе. Новостная лента сайта отражала весь событийный ряд: с момента объявления конкурса до презентации его результатов. Были направлены информационные письма для размещения на официальных сайтах республиканских министерств образования и культуры, в печатных СМИ, на радио.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ УКАЗАТЕЛИ

В 2012 году были сохранены содержательные линии конкурса 2010 года. Предлагались пять номинаций, которые определяли историко-документальный ракурс проводимых исследований, вызывали эмоциональное переживание изучаемых явлений и событий, способствовали духовному становлению личности молодых людей.

Тема «Человек и война» нацеливала на приобщение молодежи к изучению отечественной военной истории, поиску новых документов о Великой Отечественной войне. В 2010-2011 гг. совместно с карельскими кадетами, тележурналистами Национальный архив осуществлял сбор видеомемуаров участников и свидетелей Великой Отечественной войны. Была надежда на получение новых видеодокументов.

«День за днем», «Общественное событие» - рубрики, привлекающие внимание к явлениям повседневной жизни, способствовала инициативному документированию общественно значимых событий.

Побудить с высоты истории посмотреть на каждодневное пространство, которое открывается человеку по выходу его из дома, призвана номинация «Жизнь нашего двора». Обратиться к истории своей семьи, уделить внимание содержимому домашних архивов — главная задача раздела «Семейные реликвии».

Необходимо ли определять тематику конкурсных работ, и какой она должна быть — вопрос дискуссионный. Организаторы конкурса попытались установить содержательные границы и избежать большого тематического разброса.

Наибольшее количество заявок поступило в первую и пятую номинации. Совместным решением организаторов и жюри конкурса все остальные были направлены в объединенную номинацию «История повседневности», что обеспечило количественный баланс участия.

СТАТИСТИКА КОНКУРСА

Статистика конкурса 2012 года превысила первоначальные прогнозы. На суд жюри поступили 52 работы. Количество участников насчитывало свыше 60 чел., так как наряду с 43 индивидуальными заявками поступило 8 заявок группового характера. Интересной оказалась география и демография конкурса. Из восемнадцати муниципальных образований Республики Карелия о себе заявили образовательные учреждения одиннадцати территорий: Петрозаводского и Костомукшского городских округов, Беломорского, Лоухского, Кемского, Кондопожского, Медвежьегорского, Олонецкого национального, Пудожского, Питкярантского, Прионежского районов.

Проживающие в сельской местности участники составили 44,3%. Активное участие сельских образовательных учреждений, подтверждает тот факт, что краеведческая работа в условиях ограниченности материальных и финансовых затрат на цели воспитания может быть бесценным источником духовного взросления.

Еще одним доказательством этого явилось активное участие в конкурсе школьников Медвежьегорского района (25%), подавляющее большинство которых проживает в селах легендарного, «очаровательного» в культурно-историческом проявлении Заонежья. Одним из факторов широкого участия детей из сел Шуньга, Толвуя, Великая Губа, Великая Нива стало то, что здесь системно работает Карельская региональная общественная организация «Заонежье».

По инициативе ее председателя В.А. Сукотовой в одном из заонежских поселений ежегодно проводится научно-практическая конференция, получившая свое название от имени знаменитой заонежской сказительницы И.А. Федосовой. На конкурс «Юный архивист 2012» КРОО «Заонежье» направила работы участников «Малых Федосовских чтений», состоявшихся в 2011 году.

Несмотря на то, что конкурс был адресован старшим школьникам, обучающимся и студентам профессиональных образовательных учреждений, в нем приняли участие и более юные исследователи. Организаторы конкурса не смогли отказать им в участии и расширили возрастные рамки конкурса.

Самым юным автором стала ученица четвертого класса из Великой Губы Е. Чивина, рассказавшая о родословной педагогической династии Чивиных. В числе призеров - учащиеся 6-8-х классов.

Тематическое распределение работ выявило следующую статистику: в номинации «Человек и война» участвовало 19 % работ, в «Семейных реликвиях» — 44 %, в «Истории повседневности» — 37 %.

Руководили подготовкой учебно-исследовательских работ 34 педагога образовательных учреждений различных типов и ступеней, в числе которых: средняя общеобразовательная школа, дом творчества детей — общее образование, училище и лицей - начальное профессиональное, техникум и колледж — среднее профобразование. Разнообразны квалификации руководителей работ: учителя/преподаватели истории и обществознания, географии, английского языка, педагоги-организаторы, библиотекари, руководители школьных музеев и др.

Конкурс выявил педагогов, чья работа по приобщению школьников, студентов, членов их семей к культурно-историческим, генеалогическим исследованиям имеет системный характер. Можно смело утверждать, что исследовательские площадки в своих учебных заведениях создали С.И. Борис (СОШ № 1 г. Кондопога), Р.А. Васильева (СОШ № 1, г. Кемь), Л.И. Непочатых (СОШ № 2 им. А.С. Пушкина г. Костомукша), Г.Н. Хардыкайнен (Амбарнская СОШ Лоухского района), О.В. Дронова (Шуньгская СОШ), А.А. Минина (СОШ №1 г. Пудож), Л.М. Захарова (СОШ №3 г. Пудож), Г.А. Горбачева (Петрозаводский лесотехнический техникум), Т.Г. Савицкая (Петрозаводский педагогический колледж), З.Г. Шевченко (Кубовская СОШ Пудожского района). Таким образом, конкурс позволил выявить педагогов, деятельность которых имеет большое значение для создания инфраструктуры взаимодействия субъектов архивного дела и образования.

Содержательный анализ поступивших работ позволяет увидеть интересы юных исследователей и проблемные предпочтения их научных руководителей. Общим для всех работ стало освещение и осмысление общественно-исторических феноменов через призму личностно значимых событий и явлений. Представим ниже краткий анализ исследовательских интересов участников конкурса, что может быть полезно для специалистов как архивного дела, так и сферы образования.

ПОВСЕДНЕВНОСТЬ И ВОЙНА: КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОНТЕНТ КОНКУРСА

Географическая принадлежность использованных документов, хранящихся в семейных архивах, школьных музеях или архивных учреждениях, обусловила региональный ракурс исследований.

Первое место в номинации «История повседневности» заняла коллективная работа биологического кружка Кубовской средней школы «Калипсо» и эколого-краеведческого клуба «Зеленый парус» Пудожского районного Дома детского творчества «Деревня Кубовская в лицах». Вместе со своим наставником З.Г. Шевченко молодые исследователи не только обобщили материалы по истории своей малой Родины, но и запечатлели на цифровых носителях старожилов деревни, их внешний облик, воспоминания и личностное восприятие жизни.

Конкурсанты отдали дань утраченным или уходящим в историю поселениям Карелии, понимая необходимость описания и сохранения памяти о них. По данной проблематике представили работы: Ю. Лыкова (Великонивская СОШ, 7 кл.) по теме «Забытое Заонежье: деревня Чудесельга (по воспоминаниям А.Ф. Хариной)», У. Тайбакова (Медвежьегорская СОШ №2, 8 кл.) - «Тайна трех Иванов» о вновь открываемом целебном источнике в Заонежье. Работа «Домик у дороги», раскрывающая историю дома купца П. Белоглазова (д. Тимохино, XIX в.) заняла третье место в номинации. Жюри отметило «очень интересное содержание, хорошо подобранный документальный и изобразительный ряд». Ее авторы — сестры М. и Д. Исаковы (Шуньгская СОШ, 6 кл.) стали самыми юными призерами конкурса.

Надо отметить, что школьники вносят посильный вклад в написание истории своих поселений. «Путешествие по Толвуе и ее окрестностям» - О. Балехова (Толвуйская СОШ, 11 кл.), «Милый отчий край, моя деревня… (Из истории Великогубской Алексеевской церкви)» - И. Филатов (ПетрГУ, агротехнический факультет, 1 курс), «Родная улица моя» - Е. Торган (Кемская СОШ № 1, 8 кл.). Е. Сёмина (Шокшинская средняя общеобразовательная школа, 6 кл.) под руководством учителя русского языка и литературы О.М. Анухиной попыталась обобщить исторический материал о старинном прионежском селе Шокша.

Объектами исследования стали реалии повседневности в ее исторических и современных проявлениях: животноводческие традиции крестьян Заонежья и современность( О. Путиловская, А. Темнева - Великонивская СОШ, 9 кл.), пожары в истории села ( О. Панфилова - Шуньгская СОШ, 8 кл.), благоустройство братского захоронения ( Е. Власова — Амбарнская СОШ, 10 кл.).

Школьниками освещена тема праздников, с одной стороны, как оппозиции повседневности, с другой — как необходимого к ней дополнения человеческого существования. «Престольные праздники Заонежья» - В. Шишина (Толвуйская средняя общеобразовательная школа, 10 кл.), «Молочный фестиваль в Олонце» девятиклассника олонецкой СОШ №1 Е. Ефремова.

Особый колорит работам из Заонежья придавало то, что о замечательных людях и связанных с ними «бывальщинах» рассказывали их потомки, открывая уникальный в духовно-нравственном и культурном проявлениях уклад жизни. «Судьба заонежской сказительницы П.С. Мошниковой» - Е. Фролова, К. Мищенко (Медвежьегорская СОШ №2, 7 кл.), «Жизнь и творчество заонежской сказительницы из Шуньги П.И. Гириной» - К. Гирина (Шуньгская СОШ, 7 кл.), «Гордиться предками не только можно, но и должно…» - Ю. Волкова из п. Великая Губа, ныне студентка 1 курса Петрозаводского базового медицинского колледжа». «И.И. Крылов – шуньгский благотворитель» - У. Агеева (Шуньгская СОШ, 7 кл.).

Год учителя, отмеченный в Российской Федерации в 2010 году, стимулировал интерес исследователей к педагогическому краеведению. Данная проблематика нашла свое отражение во всех номинациях. Петрозаводский педагогический колледж представил две работы: в номинации «Истории повседневности»: И. Поликарповой - «Прошение семинариста», в «Семейных реликвиях» - работу Д. Папушиной «Книга Кучепатова Н.Г. Школа в дореволюционной Карелии» (из архива известного в Карелии педагога Ольги Федоровны Граф). Изучаются педагогические династии: кроме упомянутой работы Е. Чивиной об учителях в ее семье, Е. Сухоносова, Я. Поспелова (Толвуйская СОШ, 10 кл.) провели исследование «Династия педагогов Кондратьевых – Сухоносовых».

В. Ермакова (СОШ № 1 г. Кондопоги, 10 кл.) получила диплом второй степени за одну из двух представленных на конкурс работ: «Выпускной бал как явление времени». Впрочем и вторая работа, представленная в номинации «Человек и война» тема «Я помню, я горжусь» отличалась глубиной и завершенностью.

Опора на документы, их поиск или создание для сохранения истории своего учебного заведения также нашли свое отражение в конкурсных работах. Группа учащихся второго курса профессионального училища № 2 г. Олонца отразила историю своего учебного заведения на основе фотодокументов, и их участие в «Юном архивисте» стало подарком к юбилею училища.

Призером второй степени стала работа под названием «Наша жизнь» о уже несуществующем Пудожском детском доме, в основу которой легла фотолетопись, запечатленная воспитателями в 1956 году. Я. Хомина, ученица СОШ №3 г. Пудожа вместе с научным руководителем Л. М. Захаровой, бывшим директором детского дома, описала и сохранила для образования Карелии еще одну интересную страницу.

Предысторию Центра социально-трудовой адаптации и профориентации попыталась проследить на основе поиска и анализа архивных документов ученица данного образовательного учреждения В. Матвейкова из поселка Салми Питкярантского района (руководитель: В.А. Спиридонова, педагог-организатор ГБОУ РК «Центр СТАП» п. Салми).

По просьбе сотрудников Музея истории народного образования все работы педагогической направленности будут переданы на хранение в его фонды.

Важно, что в детском краеведческом движении не теряют своей актуальности события и реалии Великой Отечественной войны. В целом ряде работ участники номинации «Человек и война» описывали документы, предоставленные им непосредственно очевидцами событий 1941-1945 гг. или их родственниками.

В данной номинации также был представлен целый ряд работ о педагогах и выпускниках учебных заведений, ушедших защищать нашу Родину в годы Великой Отечественной войны: «Учитель, ушедший на фронт» - А. Лазаревой (Подужемская СОШ Кемского района, 10 кл., руководитель: Н.И. Кулишова), «Под крылом войны (Наша школа и война)» - участников клуба «Лингва» СОШ № 1 г. Пудож, руководитель: А.А. Минина. Первое место в номинации жюри присудило работе девятиклассника В. Домина (СОШ № 2 имени А.С. Пушкина) по теме «Учитель в годы войны», удачно соединяющей в себе историко-краеведческое исследование и серьезную архивоведческую компоненту.

В основу нескольких работ легли материалы школьных музеев, что свидетельствует об их значимости в качестве историко-культурных хранилищ, дополняющих документальное и предметное достояние «взрослых» архивов и музеев. Н. Зятикова (Рабочеостровская СОШ Кемского района, 11 кл., руководитель: С.П. Пилипенко, педагог дополнительного образования) раскрыла в работе «Переписка отряда «Красные следопыты» (руководитель: З.С. Рябова) с бойцами отряда «Боевое знамя» интереснейший опыт школьного поискового движения в 60-е годы по сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

С опорой на материалы школьного музея изучается военная судьба учителей и выпускников школ. «История школы в лицах» - так называется исследование А. Андреевой (СОШ №39, г. Петрозаводск, 7 кл., руководитель: Л.Л. Симоненкова, учитель английского языка), занявшей второе призовое место в номинации «Человек и война».
В нескольких работах нашли свое отражение «трудные» страницы отечественной истории. Эпизоды «зимней войны» 1939-1940 гг. в силу географического положения Карелии описывались сразу в нескольких работах. Предприняты попытки осмысления сложных и для взрослых исследователей афганских и чеченских событий. В работе «Ему бы жить и жить...» В. Пашко (Кемская СОШ № 1, 8 кл., руководитель: Р.А. Васильева) рассказала о своем двоюродном брате Тимашове Денисе, военнослужащем 76-й гвардейской краснознаменной воздушно-десантной черниговской дивизии города Пскова, погибшем в 2000 году в Чеченской республике.

Увлечь краеведением, генеалогическим поиском можно молодых людей, уже определивших свой профессиональный путь, далекий от гуманитарной проблематики. Доказательством этому является участие в конкурсе студентов Петрозаводского лесотехнического техникума. Сразу скажем, что студентка первого курса отделения «Лесное хозяйство» А. Пономарева заняла второе место в номинации «Семейные реликвии». В номинации «Человек и война» работа студента второго курса отделения «Эксплуатация и ремонт машин и механизмов» А. Политаева заняла третье место. Особая ее ценность - в приложении видеоинтервью с преподавателем физики и заведующим отделением техникума, участником Великой Отечественной войны В.А. Мининым. Содержание и техническое исполнение видеодокумента позволяют предоставить его комиссии Национального архива РК по работе с аудиовизуальной и машиночитаемой (электронной) документацией для приема на государственное хранение.

Строгий научный стиль изложения не мог сдержать сильных эмоциональных переживаний авторов. Студент второго курса «Профессионального училища №22 им. А.Н. Логинова» Г. Залуцкий в заключении своего очерка «Последние ветераны Великой Отечественной войны» написал о М. М. Глинском: «Последний ветеран в поселке. Я с удовольствием общался с ним, он со мной. Это последний человек в поселке, который был очевидцем, участником этой страшной войны. Все больше отдаляемся от даты 9.05.1945... И конечно, все меньше ветеранов Великой Отечественной войны становится в России. Пройдут года, и не у кого будет спросить: «Расскажите, как Вы воевали?». Давайте не будем забывать тех, кто прошел Великую Отечественную, будем помнить тех, кто отдавал жизнь за нас!»

И. Хлебнов (Рабочеостровская СОШ Кемского района, 10 кл.) в работе «Мой дедушка» пишет: «Очень мало осталось воспоминаний о дедушке, по рассказам моего папы, он не любил вспоминать о войне, но мне очень хотелось рассказать о нем. Я люблю своего дедушку и горжусь, что он вместе со всем народом помогал приближать Победу...».

СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ: ВСТРЕЧА ПОКОЛЕНИЙ

Приобщение населения к сохранению имеющегося документального достояния стало для Национального архива Республики Карелия одной из ключевых задач. На ее решение направлен проводимый с 2009 года конкурс для взрослых «Семейный архив: история повседневности» с участием в нем не только наших земляков, но и жителей других регионов. Большое внимание уделяется этому вопросу в ходе работы ежегодных информационно-консультационных мероприятий, проводимых для жителей республики в рамках «Школы практической генеалогии «Семейный архив».

В конкурсных материалах нашло отражение содержимое домашних документальных коллекций. А. Харичева в работе «Жил замечательный человек» на основании документов своего деда показала его личный вклад в развитие города Кемь в 60-е годы. С. Морозов в очерке «Несомненное счастье — жить для других» представил фотодокументы о своем родственнике С.В. Кинешемском, сыне польского ссыльного — участника Польского восстания 1863 г., педагоге, чьи именем названа одна из улиц г. Кондопога. Оба автора — ученики 8 класса Кемской СОШ №1.

Общие документальные ценности как один из факторов семейного единства послужили основой для исследований Е. Пашковой (СОШ №1 г. Олонца, 9 кл., руководитель: А.В. Понуровский) - работа «Семейные реликвии семьи Пашковых и Шахановых», Д. Старшиновой (СОШ №34 г. Петрозаводск, 10 кл., руководитель: И.А. Рипатти) - «Жизнь в документах», В. Исаченко (Амбарнская СОШ Лоухского района, 10 кл.) - «Семейные реликвии».

Среди материалов, поступивших на конкурс, были документальные свидетельства дружеского повседневного со-бытия и плодотворной межкультурной коммуникации людей, для которых Карелия стала общим домом. Эти процессы отражает работа «Старинная книга» К. Истрафиловой (СОШ п. Салми Питкярантского района, руководитель: М.И. Керро), рассказавшей о Коране как общей реликвии семьи, имеющей татарские и карельские корни.

В одноименной с номинацией работе «Семейные реликвии» десятиклассница А. Федорова из п. Амбарный описала ценные для семьи фотодокументы, свидетельствующие о жизни Ф.З. и А.С. Кильмухаметовых: «...по воспоминаниям прабабушки главным в празднике было общение... Задорно плясал прадед и пел русские частушки. Прадед по национальности татарин, прабабушка карелка. Жили дружно. Радости и горести переживали вместе». К работе приложена сдаточная опись с передачей Национальному архиву фотографии 1960 года за подписью А.С. Кильмухаметовой.

Исследования обучающихся средней общеобразовательной школы № 1 г. Кондопога свидетельствуют о высоком уровне генеалогической и историко-краеведческой работы в данном образовательном учреждении. Первое место заняла работа «Судьба и Родина едины» учениц одиннадцатого класса - сестер А. и А. Скворцовых. Третье место присуждено В. Финогеевой (10 кл.) за разработку темы «Через века, через года помните!».

Тема «Судьба в документах», раскрывается еще одним обладателем диплома третьей степени М. Елисеевым (Кемская СОШ №2, 10 кл., руководитель М.Н. Федотова): «Вероятно, что интерес к хранению и изучению документов в нашей семье возник в тот период, когда материалы по истории жизненного пути моего прадеда были переданы на хранение в музей «Поморье», произошло это в середине 1970-х годов. Для меня лично все началось с музейного урока истории, когда в одной из витрин я увидел «Книжку морехода», принадлежавшую моему прадеду А.А. Губкину. Соединенные с рассказанными бабушкой историями о прадеде-мореходе, эти материалы позволили мне соединить судьбу отдельного человека с эпохой истории страны, увидеть, как переломные события этой эпохи повлияли на жизнь и судьбу моего прадеда. Образ прадеда, которого я видел только на фотографиях, предстал ярким и живым; предо мной ожили не только даты, но и его характер, мужество, цельность личности».

Отражение событий Великой Отечественной войны в семейной истории вызывало у юных исследователей особое эмоциональное переживание и желание сохранить для своих потомков ценные документальные свидетельства. Может быть, поэтому среди призеров данной номинации - работы о войне.

Большой интерес и внимание жюри вызвала работа «Письма с фронта» А. Турлаковой (СОШ п. Ляскеля Питкярантского района, 8 кл., руководитель Л.Р. Хасанова). На основе личных документов, фотографий, семи писем с фронта (каждое — в стихотворной форме!) своего прадеда, гвардии лейтенанта Константина Воробьёва, пропавшего «без вести в жестоких боях под Харьковом» весной 1943 года, девочка воссоздала жизненный путь, завершив рассказ его стихами:

«В карельском заснеженном крае / Свирепствует яро пурга, / Упрямо бойцы добивают / Засевшего в скалах врага. / Таков уж закон у России: / Для званого гостя - пирог, / А тем, кто грозит ей насильем - / Холмы в стороне от дорог!»

Среди представленных работ — попытки осуществления собственно генеалогических исследований: «Моя родословная» В. Никитиной (Пушнинская СОШ, 10 кл., руководитель И.Н. Рябова), «О чем поведал семейный архив» А. Стружковой (Костомукшская СОШ № 2 имени А.С. Пушкина», 8 кл. руководитель Л.И. Непочатых), «Семейный архив - страница истории отечества» А. Малышевой (СОШ № 1 г. Кондопога, 11. кл., руководитель С.И. Борис), «История моей семьи в истории моей Родины» М. Лякиной (Кемская СОШ № 1, 8 кл., руководитель — Р.А. Васильева).

Подводя итог содержательной части конкурса, следует признаться, что ни организаторам, ни участникам не удалось строго выдержать заданные рамки. Конкурс принял форму фестиваля с тематическим и жанровым разнообразием. Отдельные работы, направленные в одну номинацию, больше соответствовали другим рубрикам. Наряду с учебно-исследовательскими работами исторического характера, были представлены копии документов с археографическими описаниями, публицистические очерки, электронные презентации. На наш взгляд, для стартовой ситуации регионального проекта «Юный архивист» это — нормальная ситуация. Запрет на участие помешал бы его дальнейшему развитию.

Главное, что проведение конкурса объединило взрослых, занимающихся приобщением детей к очень трудному виду интеллектуальной работы: исследовательской деятельности средствами исторического краеведения и генеалогии. Появление нового конкурса в Республике Карелия увеличило возможности выбора для ребят, обогатило среду их социальной и личностной идентификации.

Приобретенный опыт поставил ряд трудных вопросов, потребовал коллективной рефлексии с участием архивистов, историков, педагогов, управленцев, взрослых и детей..

ЮНЫЕ ИСТОРИКИ-АРХИВИСТЫ-ИССЛЕДОВАТЕЛИ-ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ

Во время проведения республиканского конкурса в первом номере журнала «Вестник архивиста» за 2012 год было опубликовано Положение о Всероссийском конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист». В числе поставленных целей — «...приобщение юношества к традициям отечественной исторической школы, опирающейся на изучение архивных документов...»5 Это положение задавало ориентир и нашему региональному конкурсу, «вписывало» его в систему научно-исторических мероприятий, проводимых в Год российской истории научными партнерами архива: Институтом языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН, Петрозаводским госуниверситетом, ИПКРО, Национальным музеем РК и др, в ходе которых в том числе обсуждаются исследовательские традиции российской исторической науки, способы противодействия попыткам фальсификации исторических фактов и событий, наносящих ущерб интересам России.

По мнению членов жюри, которые на протяжении нескольких дней изучали конкурсные работы, заполняли оценочные листы, затем в течение нескольких часов обсуждали результаты, содержанию работ в целом присуща адекватная интерпретация фактов, событий, явлений. Вместе с тем, необходима адресная работа с педагогами-руководителями учебно-исследовательских работ, в числе которых не только учителя истории и обществознания, но и преподаватели других предметных областей, педагоги иных специальностей, с которыми нужно обсуждать общенаучные, методологические вопросы, а также способы формирования исторического сознания и археографической культуры школьников.

Конкурс обнаружил проблемы, возникающие при проведении ребенком учебного исследования до изучения соответствующего раздела школьного курса истории, почти полного отсутствия педагогического инструментария для организации детских генеалогических изысканий, а также научно-методического сопровождения формирования семейных/домашних/личных архивов и др.

Архивоведеческая, археографическая, источниковедческая стороны представленных работ выявили почти «целинное» состояние данных вопросов в школьном образовании. Руководители в лучшем случае ориентировались на методические рекомендации, составленные специально к конкурсу «Юный архивист 2012». Перед взрослым сообществом встали вопросы, требующие обсуждения: нужны ли данные знания, умения, навыки неспециалистам, если нужны, то в каком объеме, кто из педагогов должен и может ими овладевать, каким образом формировать их у детей и т.д.

Общенаучная компонента вызывает затруднения не только у ребят, но и у взрослых исследователей. В ряде работ осуществлялась постановка научного аппарата с указанием цели, задач, гипотезы, методов исследования. Несмотря на зачастую «наивный» подход к их определению, радуют попытки педагогов формировать у школьников основы исследовательских компетенций. Тем более, что всероссийский конкурс однозначно задает критерии оценки работ с учетом требований науки.6

Несомненно, что широкое применение конкурсантами информационно-коммуникационных технологий, большое количество материалов на электронных носителях, возможность дистанционного общения с организаторами конкурса придали ему современный имидж. Вместе с тем, выявились проблемы недостаточного владения школьниками навыками работы с информацией, ее обработки с помощью ИКТ, письменной речью на правильном русском языке с соблюдением соответствующего стиля и норм.

Достижение высокого уровня конкурсных работ требует прочного междисциплинарного взаимодействия.

ПЕДАГОГИКА И АРХИВНОЕ ДЕЛО: ИНТЕГРАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ

Как и многие российские архивные службы, реализующие социокультурные проекты «архив-школе», Национальный архив Республики Карелия проводит мероприятия педагогической направленности республиканского значения. Так, сразу после объединения в 2007 году Национального архива РК и Карельского государственного архива новейшей истории, с приходом к руководству архивом Татьяны Майевны Аноховой, имеющей большой опыт управления педагогическими системами разного уровня, партнерского взаимодействия одним из приоритетов в работе учреждения стала работа по патриотическому воспитанию.

Начало было положено в 2008 г., когда архив совместно с Петрозаводским Советом ветеранов войны (пенсионеров) и труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов получил грантовую поддержку Администрации города Петрозаводска на проведение научно-практической конференции «Роль архивов в патриотическом воспитании подрастающего поколения» с широким участием образовательных учреждений: от общеобразовательных школ до вузов.

С этого времени рекомендации конференции ежегодно воплощаются в работе Национального архива Республики Карелия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Позиция республиканского Министерства культуры, Национального архива Республики Карелия по повышению социокультурной значимости архивного дела, рекомендации научно-методического центра КУ НА РК ориентируют на активное участие в просветительской деятельности муниципальные архивы Республики Карелия. Можно отметить архивные службы Петрозаводска, Пудожа, Сегежи, стремящиеся работать в инициативном порядке с образовательными учреждениями и социумом. Системную работу со школами проводят специалисты архивной службы Лоухского муниципального района, в частности вместе с учителями и учащимися они осуществляют поиск документов по истории образования.

Конкурс «Юный архивист 2012» был нацелен на объединение архивистов и педагогов на уровне муниципального образования и в региональном масштабе. Для этого в адрес муниципальных архивов была направлена информация о конкурсе. Специалисты Национального архива выступили с его презентацией на семинаре для муниципальных архивов в рамках программы, приуроченной к Дню архивов.

В идеале архивисты-муниципалы могут сопровождать участие школьников в проведении исследований, предоставляя им имеющиеся архивные документы, консультируя по специальным вопросам, осуществляя взаимодействие с Национальным архивом. На практике достичь такого состояния пока не удалось. Многие педагоги напрямую консультировались с работниками КУ НА РК. Активное взаимодействие со школами осуществлял архив Лоухского муниципального района во граве с его руководителем М.Ю. Чернак. Вместе с учащимися Амбарнской СОШ и их педагогом Г.Н. Хардыкайнен в онлайн-дискуссии по итогам акции приняла участие старший архивариус И.А. Сысоева.

Чем и как могут помочь развитию детского историко-краеведческого и генеалогического движения архивисты? Какие находки архивного характера помог выявить конкурс? Как могут сотрудничать система образования и архивная служба? Вопросы, которые возникали у участников, организаторов и всех тех, кто следил за ходом «Юного архивиста» потребовали дальнейшего обсуждения.

В связи стем, что конкурс завершался в мае — в один из самых «горячих» месяцев учебного года, провести процедуру награждения с приглашением ребят и педагогов представлялось маловероятным. Дипломы, благодарственные письма и подарки были переданы руководителям органов управления образованием во время очередного совещания в Министерстве образования РК для вручения в ходе торжественных мероприятий, проводимых в муниципальных районах. На сайтах Национального архива, образовательных учреждений районов были размещена информация о победителях конкурса.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ

Полученный в ходе работы материал, ход и результаты конкурса требовали осмысления и определения перспектив. В ходе заседания жюри возникла идея проведения онлайн-дискуссии, в которой смогли бы принять участие не только петрозаводчане, но и все заинтересованные из районов Республики Карелия.


Министерством образования РК и Национальным архивом было подготовлено информационное письмо о проведении 21 мая 2012 года региональной онлайн-дискуссии «Объединяющая сила истории» по итогам конкурса «Юный архивист 2012». На сайте Национального архива были опубликованы следующие вопросы для обсуждения: история семьи, малой Родины, России в учебно-исследовательской деятельности; историческая и архивоведческая составляющие; использование культурно-исторических ресурсов в приобщении детей и юношества к традициям отечественной исторической школы; перспективы конкурса «Юный архивист» в Республике Карелия.

Мероприятие состоялось в актовом зале Института повышения квалификации работников образования, который провел техническую работу по установлению видеосвязи с межшкольными методическими центрами большинства районов Карелии.

В онлайн-дискуссии приняли участие представители Министерства культуры РК, ИПКРО, КУ НА РК, учреждений сферы образования и культуры, муниципальных архивов, общественных организаций, учителя, преподаватели, победители и участники конкурса «Юный архивист 2012». О его важности говорили Н.В. Демидова, заместитель министра культуры республики, О.М. Жаринова, директор Национального архива, Л.А. Ковру, ректор ИПКРО.

Состоялось включение Костомукшского городского округа (Л.И. Непочатых), Медвежьегорского (представители методического объединения учителей истории и обществознания), Лоухского (главный архивариус И.А. Сысоева, Г.Н. Хардыкайнен, участники конкурса из п. Амбарный), Муезерского, Суоярвского, Олонецкого, Кемского, Лахденпохского муниципальных образований.

Собравшиеся обменялись мнениями о возможности совершенствования образовательных программ, учебно-воспитательного процесса посредством краеведческой и архивоведческой работы.

Конкурс определил круг проблем, требующих внимания, а именно: необходимость консультационной помощи специалистов КУ НА РК и муниципальных архивов РК в поиске документов по темам исследования, сборе, описании, объяснении фактов в традициях российской исторической школы.

В ходе онлайн-дискуссии возник вопрос о необходимости поддержки учителей и преподавателей, работающих в разных предметных областях, при осуществлении руководства учебно-исследовательской деятельностью учащихся и студентов, а также методического сопровождения создания и сохранения домашних (личных, семейных) архивов.

Были подняты проблемы грамотного менеджмента конкурса. Возможно, что, организация и/или участие в нем войдут в государственные (муниципальные) задания, в планы работы учреждений и общественных организаций. Для усиления привлекательности участия архивные учреждения могут предусмотреть преференции участникам конкурса, их научным руководителям, например, в поиске и подготовке документов к нужному сроку, через гарантии получения рабочих мест в читальных залах для юных исследователей из отдаленных районов республики.

Участники дискуссии пришли к выводу о том, что для популяризации конкурса необходимо более широкое участие СМИ в освещении его результатов, ознакомлении с учебно-исследовательскими работами, высказались за продолжение Республиканского конкурса «Юный архивист». Единодушным было мнение о выдвижении работ-победителей конкурса для участия во Всероссийского конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» .

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЮНЫЙ АРХИВИСТ»

Хотелось донести информацию о конкурсе до более широкой аудитории, усилить значимость работы, проведенной юными исследователями и педагогами. На предложение организаторов конкурса рассказать о конкурсе откликнулась газета для детей и подростков «Моя газета+» С разрешения авторов газета с сентября 2012 года начинает публикацию наиболее ярких и интересных фрагментов работ.

Как важное для патриотической работы в республике событие восприняла конкурс журналист радиостанции «Радио Карелия» Светлана Заалова, предложив записать целую передачу, приуроченную к Дню Республики Карелия. Сотрудник архива, секретарь правления карельского регионального отделения РОИА Е.П. Тарасова выступила по радио с обобщением хода и результатов, поблагодарила всех поддержавших акцию Национального архива, проинформировала о всероссийском конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ.

Педагоги продолжали обращаться в архив по различным вопросам: об участии во всероссийском «Юном архивисте», о перспективах сотрудничества, о новых темах исследовательских работ и др. Можно утверждать, что на базе Национального архива создалась коммуникационная площадка, связывающая образование и архивное дело.

Заинтересованные в развитии конкурсного движения партнеры архива единодушно поддержали объявление всероссийского «Юного архивиста» и участие в нем представителей Республики Карелия. В ходе дискуссии были высказаны опасения относительно участия работ-победителей из Карелии из-за различий в требованиях к работам.

Архивная составляющая всероссийского конкурса выражается в опоре на документы при проведении исследования. Карельский вариант построен на первичности документа, его описания и определения ценности. В федеральном конкурсе принимают участие старшие школьники, во втором случае — все желающие. Поэтому карельскому отделению РОИА предстоит тщательный анализ работ с точки зрения возможности их участия во всероссийской акции. Но наличие возможности выхода на всероссийский уровень, несомненно, станет сильным стимулом участия и, в конечном счете, создает дополнительные условия для развития исторического сознания, источниковедческой компетентности и археографической культуры все большего числа обучающихся.

В заключение можно констатировать, что организация конкурса «Юный архивист» в региональном масштабе требует больших организаторских усилий, тесного партнерского взаимодействия, настойчивости в его продолжении. Для нас конкурс не был самоцелью: главное - поддержка интереса к документальному наследию, стремления к его сохранению и изучению, накоплению информации о нашем времени для последующих поколений.

В Год российской истории и в последующее время необходимо обсуждать возможности, искать новые пути эффективного использования социокультурных ресурсов архивов, музеев, библиотек и объединяющего потенциала нашей истории.

Competition «Young archivist 2012» in the Republic of Karelia: history that unites

Аннотация / Annotation

В статье раскрывается опыт организации и результаты конкурса «Юный архивист» 2012 в республике Карелия. Автор осуществляет анализ работы Национального Архива и карельского отделения РОИА по приобщению подрастающего поколения к историко-архивным и генеалогическим исследованиям и раскрывает перспективы ее развития.

The experience of the organization and the results of the competition «Young archivist 2012» in the Republic of Karelia are described in the article. The author carries out the analysis of work of the National Archive of the Republic of Karelia and the Karelian department of ROIA on familiarizing younger generation with historical, archival, genealogical research and defines the prospects of its development.

Ключевые слова / Keywords

Год российской истории, Национальный архив республики Карелия (КУ НА РК), Карельское региональное отделение РОИА, муниципальные архивы, «Юный архивист», духовно-нравственное воспитание, организация конкурса, партнерское взаимодействие, сфера образования, он-лайн дискуссия.

the year of the Russian history, the National Archive of the Republic of Karelia, Karelian department of the Russian society of historian-archivists (ROIA), municipal archives, competition «Young archivist», education, on-line discussion.


Тарасова Елена Петровна, кандидат педагогических наук, Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Национальный архив Республики Карелия», начальник отдела аналитической и организационно-методической работы

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

тел. 89114185126

Elena Tarassova, Candidate of Pedagogic Science (D.Ed.), National Archive of the Republic of Karelia, the head of the analytical department

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

tel. 89114185126

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.