Выбор читателей:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

News image

А.И. РОЗАНОВ, г. Москва, Российская Федерация РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В статье раскрывается состав и содержание ...

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ

News image

М.А. ЧИЧУГА, г. Москва, Российская Федерация АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ Аннотация Автор характеризует состав и содержания аудиовизуальных документов, касающихся ...

«ЭПОХА IT В АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ». КРУГЛЫЙ СТОЛ В РАМКАХ IX МЕЖДУНАРОДНОГО IT – ФОРУМА С УЧАСТИЕМ СТРАН БРИКС И ШОС 6-7 июня 2017 г.

News image

6-7 июня 2017 года в городе Ханты-Мансийске в рамках IX Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС Архивная служба Юг...

«МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ СТАЛИНИЗМА В ИСТОРИИ ОДНОЙ СТРАНЫ»: «ДВЕ ЖИЗНИ РЕВОЛЮЦИОНЕРА ГРИГОРИЯ ЯКОВЛЕВИЧА СОКОЛЬНИКОВА (1888-1939)». НАУЧНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ СЕМИНАР В МУЗЕЕ М.А. БУЛГАКОВА 30 ЯНВАРЯ 2014 г.

Печать PDF





Из 73-х лет советской власти наибольший период – четверть века – Советская Россия пережила под единоличным правлением Иосифа Сталина. Одного этого факта достаточно для того, чтобы понять, насколько значимым является указанный этап. Неудивительно, что сталинизм и его проявления сегодня стали предметом живейшей дискуссии на самых разных уровнях. Россиянам, апеллирующим к имперскому прошлому России, великодержавно ностальгирующим по оказавшейся неконкурентоспособной советской империи, хочется думать о родной стране и ее истории лучше, чем они были в действительности. Именно поэтому не затихают диспуты о хрупком балансе «личность – государство», а сталинизированная российская ментальность оказывается заложником политтехнологов, искусно подбрасывающих в нужный момент очередные «идеологические дрова» в медленно тлеющий костер имперскости.

В связи с этим главная задача научного исторического семинара – узнать больше о периоде сталинизма на основании самых беспристрастных свидетельств – архивных – от приглашенных гостей, ведущих ученых по рассматриваемому периоду – и сделать, таким образом, еще один шаг к осознанию нашей общей истории и развенчанию мифов массового сознания, связанных со сталинизмом. А что есть литература как не отражение истории страны в конкретных событий через призму судьбы отдельных людей?

30 января 2014 года в рамках семинара прозвучало выступление Ивана Анатольевича Анфертьева на тему: «Две жизни революционера Григория Яковлевича Сокольникова (1888-1939)».



Герой встречи — Григорий Яковлевич Сокольников, подлинная фамилия Брилиант, учился в 5-й московкой гимназии вместе с Борисом Пастернаком, Николаем Бухариным, и в Московском императорском университете, в 1909 г. осужден на вечное поселение в Сибирь, бежал в Париж, выпускник Сорбонны, вернулся вместе с Лениным в «пломбированном» вагоне в Россию, член первого политбюро ЦК РСДРП(б), в марте 1918 г. – подписал Брестский мир.



Большой удачей автор считает публикацию на четвертый день после реабилитации Григория Яковлевича очерка в газете «Красная звезда» «Возвращение Сокольникова» в июне 1987 года, затем появились и другие его публикации в книгах.

Что касается военной деятельности Сокольникова, то он потерпел одно поражение в войне, это подписание Брестского мира, в этом лично он не был виноват, но также участвовал в Гражданской войне на трех фронтах — Восточном, Южном и Туркестанском. На Восточном фронте он был членом Реввоенсовета 2-й армии в 1918-1919 гг., на Южном фронте командовал 8-й армией, наиболее успешна его деятельность была в Туркестане. По сути, он был «красным генерал-губернатором» Туркестана, одновременно командуя фронтом и являясь советским и партийным главой сложнейшего национального региона. В целом его, выражаясь современным языком, можно назвать «кризисным управляющим», которых так не хватает сегодня в нашей стране.



Доклад прочел Иван Анатольевич Анфертьев, кандидат исторических наук, профессор кафедры истории России новейшего времени Историко-архивного института РГГУ, главный редактор журнала «Вестник архивиста».



ОЧЕРЕДНОЙ СЕМИНАР

6 февраля 2014

«Лучше было бы без процесса… не хватает нервов воспринимать такое нагромождение ужасов» (Московские открытые процессы 1936–1938 гг. как феномен явного террора)

В 1938 г. советский писатель Иван Евдокимов так сказал о третьем Московском процессе: «В этом деле много еще темного, непонятного. Невозможно ведь это понять нормальному человеку». Эти слова были близким многим современникам писателя. Один из символов эпохи Большого террора – открытые Московские процессы 1936–1938 гг. ставили целый ряд вопросов, поиск ответов на которые чаще всего заводил в тупик. И сейчас, обращение к этой «острой», спорной и драматичной теме советской истории вызывает многочисленные дискуссии и дебаты, нередко приобретающие политизированный характер.

Частично это объясняется тем, что подлинная история Московских процессов тщательно скрывалась от широкой общественности. Параллельно с физическим уничтожением пятидесяти четырех обвиняемых, прошедших по трем процессам, стиралась и любая память о них.

В подобной ситуации тема Московских открытых процессов 1930-х гг. как научная проблема была закрыта для исследователей. Сформулированная газетными публикациями во время процессов, агитационной литературой, популярными брошюрами, учебниками уголовного права и «Кратким курсом» официальная историографическая концепция этих событий оставалась неизменной почти до конца 1980-х гг.

И только сейчас в связи с открытием архивов появились реальные возможности для глубокого исследования этой темы как научной проблемы. В настоящее время практически полностью доступны комплексы документов, позволяющие изучить предпосылки, подготовку, проведение, идеологическое и пропагандистское обеспечение Московских процессов. Именно эти вопросы и планируется обсудить в рамках предстоящего семинара. Кроме того, будет предпринята попытка вписать Московские процессы в систему советских судебных политических процессов и определить их место в общей системе репрессий, то есть, рассмотреть проблему соотношения явного и тайного террора.

С сообщением выступит Жанна Владимировна Артамонова, кандидат исторических наук, главный специалист РГАСПИ.



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ «МУЗЕЙ М. А. БУЛГАКОВА»



О МУЗЕЕ

26 марта 2007 года в квартире № 50 Правительством города Москвы был учрежден первый в России Музей М. А. Булгакова.

Так первый московский адрес писателя – Большая Садовая, дом 10, квартира 50 – стал и первым, единственным мемориальным музеем М. А.Булгакова в Москве. Осенью 1921 года, приехав в голодный и бесприютный город, писатель с женой поселился здесь, заняв комнату в огромной коммунальной квартире. Здесь по ночам, до переезда летом 1924, он писал свои первые московские произведения. Сам образ «скверной» коммуналки и дома «покоем» долгие годы станет преследовать Михаила Афанасьевича. «Псалом», «Самогонное озеро», «№13 дом Эльпит-Рабкоммуна» «Зойкина квартира», наконец, «Мастер и Маргарита», роман, обессмертивший дом и его обитателей. Спустя 70 лет, в 1990 году был создан Фонд Булгакова, основной целью которого было открыть квартиру №50 для посетителей. Теперь знаменитая «Нехорошая квартира» — музей, где можно погрузиться в среду московского периода жизни Булгакова. Особенную атмосферу этого места, бывшего и общежитием Высших женских курсов до революции, и классической коммуналкой, ставшей на время прибежищем писателя, и мифической «нехорошей квартирой» в пространстве знаменитого романа, и, наконец, местом паломничества поклонников Булгакова, удалось сохранить вопреки всему.

Квартира оказалась точкой соприкосновения с тремя эпохами российской реальности — с постсоветской современностью; с эпохой «советского прошлого» (его бытом, его литературой, его трагедиями и его уроками); с эпохой дооктябрьской России, полноправным гражданином которой до 26 лет был Булгаков и ностальгию по которой он перенес в свои книги. Именно творчество Булгакова позволяет найти то, что объединяет эти три эпохи, а музей М.А.Булгакова надеется продолжать вести эти поиски.

4 мая 2010 года были подведены итоги конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Проект Музея М.А.Булгакова «Пятое измерение „нехорошей квартиры“ стал победителем в номинации „Социально-ориентированные проекты“. Благотворительный фонд В. Потанина, Министерство культуры Российской Федерации при организационно-экспертном участии Ассоциации менеджеров культуры (АМК) провели этот конкурс уже в седьмой раз; в этом году жюри было отобрано 22 проекта из поступивших 473 заявок из 71 региона России.

Музей М.А. Булгакова планирует представить посетителям совершенно новый образ литературного музея – динамичного, интерактивного, живого, а главное – открытого для всех, включая людей с ограниченными возможностями – инвалидов по зрению. Благодаря полученной грантовой поддержке музей будет оборудован инновационной аудио системой, позволяющей наполнять пространство музея специально создаваемыми для „Нехорошей квартиры“ произведениями современных композиторов. Зазвучав, пространство булгаковского музея раскроется для тех, кому доступны только слух и осязание.

„Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!“ („Мастер и Маргарита“). Звуки, голоса, музыка, шумы, без которых немыслимо ни одно из произведений Булгакова, станут „пятым измерением“ музея. Со своей стороны заинтересованность в такой экспериментальной аудио площадке высказали композиторы и художники, занимающиеся саунд артом.

Музей в квартире № 50 создан на основе подаренных Москве коллекций племянниц М. А. Булгакова Е. А. Земской и В. М.Светлаевой, а также В. Ф. Дименко, президента международного представительства благотворительного фонда имени М. А. Булгакова. В 2010 году коллекция музея пополнилась предметами мебели и вещами из последней квартиры писателя в Нащокинском переулке 3/5, поступившими от К. Л. Тарасевича (сына близкого знакомого Е. С.Булгаковой Л. К.Тарасевича).

Адрес: Москва, улица Большая Садовая, дом 10, подъезд 6, этаж 4, квартира №50. Не перепутайте музей с частным культурным центром «Булгаковский дом», находящимся на первом этаже.

Проезд до станции метро «Маяковская», выход к Концертному залу имени Чайковского.



Время работы:
вторник-воскресенье с 12.00 до 19.00;
среда — с 12:00 до 18:00, далее — вечерние экскурсии с 18:00 до 21:00 (индивидуальное посещение музея до 18:00).
четверг — с 14:00 до 21:00;
понедельник — выходной день;

Стоимость билетов:
взрослые граждане — 70 р.,
учащиеся школ и колледжей — 30 р.,
пенсионеры и другие льготные категории граждан — 20 р.
студенты дневных отделений — бесплатно.

Каждое третье воскресенье месяца в соответствии с программой Департамента Культуры музей работает бесплатно.

Уважаемые посетители! Помните, что все мероприятия, проводимые музеем, в обязательном порядке оплачиваются посетителями музея в соответствии с прейскурантом.

Телефон: +7 (495) 699-53-66

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Приглашаем вас присоединиться к нам в социальных сетях:
Livejournal, В контакте, Facebook, Gallery, Youtube, Twitter

Если вы хотите получать рассылку новостей о мероприятиях музея, отправьте заявку на электронный адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

http://www.bulgakovmuseum.ru/science/myths-and-reality-of-stalinism/retrospective-seminars