Выбор читателей:

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ФИЛЬМ КАК ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ В НАЧАЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»: ОТ ДЕНАЦИФИКАЦИИ К ФИЛЬМАМ ПЛАНА МАРШАЛЛА (1945–1953)

News image

Е.В. ЛЕКЕН, г. Москва, Российская Федерация ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ФИЛЬМ КАК ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ В НАЧАЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»: ОТ ...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

News image

А.И. РОЗАНОВ, г. Москва, Российская Федерация РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В статье раскрывается состав и содержание ...

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ

News image

М.А. ЧИЧУГА, г. Москва, Российская Федерация АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ Аннотация Автор характеризует состав и содержания аудиовизуальных документов, касающихся ...

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ АРХИВОВ НА IT-ФОРУМЕ ШОС

Печать PDF

ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОННЫХ АРХИВОВ НА IT-ФОРУМЕ ШОС

The problem of electronic archives at the IT-Forum of the SCO

Введение

8-9 июня 2016 г. в Ханты–Мансийске уже восьмой раз проходил Международный IT-Форум по электронным технологиям для стран БРИКС и ШОС.

С приветствиями к участникам форума обратилось несколько должностных лиц и деятелей в сфере информационных технологий, в том числе, глава Федеральной архивной службы А. Н. Артизов и глава МИД России С. В. Лавров. Руководитель Росархива отметил, что на Форуме «уделяется важное место актуальным проблемам внедрения электронного документооборота и создания архивов электронных документов», а Министр иностранных дел России в своем приветствии оценил Форум, как «ключевую платформу для обмена передовым опытом стран БРИКС и ШОС».

Открывая Пленарное заседание, его координатор, главный редактор журнала «CNews» Максим Викторович Казак сказал, что многие страны осознали риски развития новых технологий. Из стран БРИКС Китай производит около 95% мобильных персональных устройств, но технологии в них в основном принадлежат «одной стране». Министр связи Российской Федерации Николай Анатольевич Никифоров подчеркнул, что ситуация, когда более 50% рынка заняты «одной страной» и 5-6 транснациональными корпорациями ненормальна и требует пересмотра. Создание более равновесной ситуации при помощи баланса и диверсификации, снятие угроз цифровому суверенитету (горизонт пяти - семи лет) – самые актуальные задачи открывшегося в Ханты-Мансийске форума.

Решение этих проблем возможно, потому что в российском реестре производителей программного обеспечения уже более 1000 наименований, в России спрос на специалистов инженерного профиля растет, а в Индии насчитывается самое большое после США количество программистов. Совместными усилиями стран БРИКС и ШОС можно многого добиться в сфере укрепления цифрового суверенитета и многополярности экономики. Очень символично прозвучала пословица из уст Фэйт Мутхамби, министра Коммуникаций ЮАР «одно дерево – это не лес», о том, что совместными усилиями можно добиться надежных результатов.

Губернатор Ханты – Мансийского Автономного Округа (ХМАО) Наталья Владимировна Комарова осветила историю создания и этапы становления IT - Форума как площадки для информационной независимости стран БРИКС и, говоря о перспективах, сообщила, что планируется подписание соглашение о создании совместимых телеинформационных медицинских систем, разработка которых может быть профинансирована банком БРИКС.

В своем выступлении Посол Республики Бенин Кочофа Анисет Габриэль рассказал об огромном IT – потенциале и современных проблемах Африки. На всем континенте 33 датацентра, тогда как в одном Париже их 34, а население и количество абонентов мобильной связи неуклонно растет. «Фейсбук» даже планирует запустить отдельный спутник для африканских пользователей. В Африке представлены почти все типы проектов информатизации государственной и общественной жизни. Проект «Умная Руанда» позволил создать портал для основных госуслуг и платежей для населения. Более всего из африканских стран мобильные платежи распространены в Кении. В ряде стран платежи через мобильные телефоны по системе «М-PESA» вытеснили наличные деньги из повседневной жизни. Люди оплачивают через мобильный телефон не только государственные платежи, но и поездку на такси, обеды и обучение детей в школе, мелкие розничные покупки вплоть до покупки овощей у розничных торговцев, стоящих вдоль дорог. Население стало активно использовать данную систему платежей, потому что «M-PESA» абсолютно никак не связана с банковской системой, доверие к которой у африканского населения давно утеряно. Очень важно, что данная система проявила гибкость – во время гражданских войн и эпидемий (в частности, эболы) «M-PESA» очень быстро внедрила мобильные приложения для поиска беженцев или исчезнувших родственников и для взаимного информирования властей и граждан об эпидемиологической и санитарной ситуации на местах.

Евгений Иванович Кузьмин, заместитель председателя Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», приветствуя участников Форума, справедливо указал, на острую необходимость грамотного отбора информации и констатировал, что только архивисты и библиотекари способны отобрать из этого потока действительно ценное, правильно его организовать и длительно сохранить.

Круглый стол «Электронный архив: настоящее и будущее»

Участниками круглого стола выступили представители следующих организаций: Отдел хранения аудиовизуальных документов Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центральный государственный архив города Москвы», Архивная служба Югры, Главное управление при Кабинете Министров Республики Татарстан, Центральный государственный архив аудиовизуальных документов Республики Татарстан, Служба по делам архивов Ямало-ненецкого автономного округа, Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики. А из представителей частных архивных компаний присутствовали и участвовали ООО «Прайм Групп», «Рубиус Групп» и Компания «Softline».

Докладчики обсудили актуальные аспекты правовой регламентации, функционирования и обеспечения сохранности электронных архив.

Александра Константиновна Макарова выступила с докладом на тему «Проблемы и перспективы применения «cloud» технологий в электронных архивах и государственном управлении».

Докладчиком была обоснована актуальность проблемы, мировые тенденции к распространению облачного хранения и обработки электронных документов и информации. Представлены попытки регламентации функционирования облачных вычислений в России и за рубежом, охарактеризован опыт использования облака при электронной архивации российскими, американскими и французскими организациями. Проанализированы трудности и основные препятствия масштабного распространения применения облачных вычислений при хранении документов. Докладчик ознакомил слушателей с основными положениями белой книги «Что такое управление информацией в среде облачных вычислений?» (Quelle gouvernance de l’Information avec le Cloud Computing?) подготовленной Комиссией по управлению документами и комиссией по электронным архивам Ассоциацией французских архивистов. А. К. Макарова остановилась на критериях выбора облачных сервисов IAAS, PAAS, SAAS, проблемы прослеживаемости, использования облачных технологий в федеральных органах исполнительной власти США. При ответе на вопросы из аудитории А. К. Макарова проиллюстрировала попытки определения правового поля конкретными примерами положений заключенных кампанией «Hewlet Packard» в США договоров о предоставлении облачных услуг клиентам. По данным, озвученным на Салоне «Докумасьон» в апреле 2016 г. в Париже, на 20% возрастают ежегодно расходы компаний на поддержку электронного контента, на 32% возрастает потребность в новых емкостях для хранения, и остаются очень острыми вопросы соответствия законодательным и техническим нормативам, потому что они плохо прописаны в договорах. В этом контексте особенно важен обмен опытом.

Примечательно, что согласно итогам опроса, проведенного на конференции Documation-MIS 2015 г. Французским институтом изучения общественного мнения (Institut Français d’Opinion Publique, IFOP), бумага остается предпочтительным носителем для важных данных. Электронные документы пока ещё не завоевали доверие в достаточной степени. Таким образом «доверие» к электронным носителям информации, так же является одной из проблем, какие предстоит решать. Прогнозы свидетельствуют о том, что ожидается распространение облачных вычислений, но пока возможности облака используются незначительно.

Дружинина Юлия Валерьевна, начальник отдела контроля комплектования АФРФ и государственного учета архивных документов службы по делам архивов ХМАО, рассказала о начальных этапах разработки проекта «Электронный архив Югры». В рамках ведомственной целевой программы «Информационное наследие Югры», объединившей 22 муниципальных архива и архивы округа была проведена широкомасштабная операция по переводу в электронную форму научно-справочного аппарата и источников. В докладе была приведена статистика количества оцифрованных описей и дел, и количестве исполненных в 2015-2016 гг. запросах.

Несомненным достоинством опыта данного архивного учреждения предстает формулирование на ранней стадии проекта электронного архива основных принципов его построения, а именно – настраиваемости, открытости, совместимости, и поэтапности создания.

На первом этапе была внедрена информационная система, объединившая индексацию, НСА, резервное копирование, причем образ документа (в формате jpg с разрешением 300 dpi) в этой системе доступен с метаданными полноценного архивного описания. Делались 3 копии электронного фонда – копия хранения, рабочая и еще одна. На втором этапе производились сканирование и индексация НСА.

Директор Госархива Югры Наталия Дмитриевна Судакова в продолжении доклада рассказала, что за основу было взято программное обеспечение «ЭЛАР». Для эффективного использования электронного архива, создаваемого на базе АИС «ЭЛАР», требовалось решить такие задачи как создание научно-справочного аппарата и электронного фонда пользования, а затем их импорт в систему «ЭЛАР», обеспечение равного доступа всех пользователей к информационным ресурсам архива, обучение посетителей архива пользованию электронным каталогом.

Третий этап – внедрение системы интернет-портал, планируется сделать доступ к документам платным. В 2012-2016 гг. была начата работа по созданию электронного фонда пользования. Из документов в первую очередь были оцифрованы большие форматы, ветхие и часто востребованные документы. За весь период реализации проекта было расшито и отсканировано более 10 000 дел. На 2016 г. около 17 000 архивных дел имели электронную копию. Уже более 13 000 пользователей воспользовалось электронным архивом.

В дискуссии по этому докладу Ирада Хафизяновна Аюпова подчеркнула, что сравнительно с другими регионами «ЭЛАР» используется очень комплексно. Вокруг НСА архивов округа, переведенного в электронную форму, выстраивается электронный «умный» архив, а не просто склад электронных образов документов с метаданными.

Смирнова Ирина Евгеньевна, начальник отдела хранения аудиовизуальных документов ГБУ г. Москвы «Центральный государственный архив Москвы» продемонстрировала документальный фильм об актуальных технических и методических достижениях ЦГА Москвы в области описания и хранения видеодокументов. Ее доклад был посвящен этапам формирования цифрового архива видеодокументов, имеющего уже десятилетнюю историю. Сначала планировалось создать цифровой архив для всех изобразительных материалов Мосгорархива, но постепенно команда проекта сосредоточилась на оцифровке и описании самого сложного вида источников – кинодокументов на разных носителях. Для них была создана очень полная и надежная система серверного хранения: записи делаются на магнитные ленты LTO емкостью 3 400 Гб Лента, кассеты DV и фонд пользования по две копии каждого документа на DVD. Поскольку вся оцифровка проводилась с использованием иностранной аппаратуры, специалисты архива составили очень интересные методические рекомендации по работе на ней, актуальные и сегодня. Оцифрованный видеоархивный комплекс содержит 10 000 часов видеоматериала. Поскольку при описании видеоматериалов использовались данные с монтажного листа, хронологически указывающие смену сюжетов в кадре, описание каждого документа проводилось более чем по 40 полям.

Для обеспечения сохранности производится ежедневное резервного копирование системы, как внутри комплекса, так и на внешние носители. При выводе на носители для использования по запросам организаций, создающих документальные фильмы по истории столицы, архивистам приходилось исправлять рассинхронизацию звука, возникшую в ходе длительного хранения. Наработки специалистов ЦГА Мосвы в области хранения аудиовизуальных документов, бесспорно, будут востребованы в России и за рубежом.

Павел Алексеевич Кюнг, представитель ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», г. Москва осветил важные проблемы хранения электронных документов в коммерческих организациях Российской Федерации, обозначив разброс в правовой регламентации и практике. К сожалению, организации законодательно обязаны вести жизненно важные архивы (кадровая, налоговая, бухгалтерская документация) надлежащим образом, но не обязаны создавать архивные подразделения. Эту ситуацию исправляет отраслевая регламентация и стандарты предприятий, нуждающихся в долговременном хранении критически важной для их деятельности регламентации. Учитывая тот факт, что все больше научно-технической документации создается в электронном виде, в том числе и с использованием 3D –технологии, необходимо создать нормативную базу и найти технологические решения для долговременного хранения этих особо значимых документов.

Практически значимая дискуссия разгорелось по вопросу, заданному участникам круглого стола заместителем директора Департамента Государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Павла Викторовича Малкова об обеспечении среднесрочной сохранности заверенных электронной подписью транзакций по недвижимости, совершенных гражданами в онлайн–режиме через специальный портал.

Аюпова Ирада Хавизяновна, начальник Главного архивного управления при Кабинете Министров Республики Татарстан г. Казань, отвечая на вопрос, подчеркнула, что электронные документы и способы их заверения должны быть максимально унифицированы в делопроизводстве в масштабах нашей страны. По мнению преподавателя РГГУ Павла Алексеевича Кюнга тот факт, что документ хранится в архиве, на бумажном носителе, или же на электронном, во внутреннем контуре его информационных систем, уже может служить заверением его аутентичности и неизменности. Именно архив выступает гарантом подлинности хранящихся в нем документов. Работающий во Франции российский эксперт Виктория Прозорова сообщила, что во Франции вопрос ответственности за действенность заверения электронных документов решается посредством независимой экспертизы и судебных исков к юридическим лицам, виновным в утере документом доказательной силы. Этот подход позволяет получать доказательства или возмещать ущерб благодаря развитой сети экспертных организаций и страхования профессиональных рисков «третьих доверенных лиц», обеспечивающих хранение электронных архивов.

Ирада Хафизяновна Аюпова, обозначила актуальные тенденции и Перспективы перехода хранения электронных документов в Архивном управлении при Кабинете Министров Республики Татарстан. Начиная свой доклад, И. Х. Аюпова сформулировала концептуальное положение будущего электронных архивов как превращения их в интеллектуальный массив. Для республики Татарстан это будущее, безусловно, близко, потому что она является бесспорным лидером во внедрении технологий электронного правительства и госуправления. Докладчик перечислила основные сферы деятельности, в которых уже внедрены IT- технологии: здравоохранение (например, электронные запись к врачу медкарта и социальная карта), социальная сфера (единый реестр паспортов, республиканская база данных по документам ЗАГС, база данных похозяйственных книг), система образования (данные о посещаемости и успеваемости в школах, личные дела студентов, например, Казанского университета). Семь млн. электронных изначально документов изначально создается в СЭД, и 25 млн. попадает в нее после оцифровки, но они обретают юридическую значимость после утверждения, через вывод на бумажный носитель и подписание. Например, распоряжения и постановления Кабинета министров Республики Татарстан готовятся в электронном виде и распечатываются после утверждения для сдачи в архив. Но для баз данных проблема заверения решается только выводом на бумагу и заверением в этой форме, при том, что работа в базе данных не прекращается.

Следует отметить глубину анализа докладчиком сложной природы электронного документа, требующей дополнительной классификации (электронный образ, мультимедийный контент, базы данных, электронная переписка – и этот перечень отнюдь не закрыт). Сложность этой проблемы обосновывает необходимость разработки принципиально новой регламентации.

Жихарев Роман Геннадиевич, начальник организационно - информационного отдела Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики г. Ижевск рассказал об опыте исполнения архивных запросов как электронной госуслуги. Архивный фонд Удмуртии на 58% состоит из управленческой документации, на 37% из документов по личному составу (остальные 5% составляют научно-технические, аудиовизуальные и машиночитаемые документы) и содержит почти четыре млн. единиц хранения. При ответе на социально-правовые и генеалогические запросы граждан используется семь баз данных («Архивный фонд», тематические базы данных и базы документов по личному составу).

Комитет по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики разработал программу, позволяющую оптимально распределять запросы между тремя государственными и 30 муниципальными архивами, а также отслеживать исполнение запросов по штрих-коду. Коллеги - архивисты высоко оценили такое эффективное решение, как создание базы данных «Местонахождение документов по личному составу». Если в 2007 г. архивы республики ответили на 37 500 запросов, то в 2015 г. их число возросло до 54 000, что свидетельствует о результативности и оперативности данного подхода.

В дискуссии по этому докладу архивисты затронули проблему утраты контроля над использованием выложенного в сеть НСА и тем более документов. Во многих службах сотрудники успевают проверить на конфиденциальность лишь 15-20% выкладываемых в сеть или выдаваемых в читальный зал документов, хотя некоторую помощь критической персональной информации оказывают нормативные документы, позволяющие выявить ее и не опубликовать.

Представитель журнала «Вестник архивиста» в Европе, Виктория Тома-Прозорова осветила опыт Франции в работе с электронными архивами. Этот опыт наглядно показывает, что, несмотря на весьма совершенную законодательную базу, которую было бы интересно заимствовать, и интересную юриспруденцию по вопросам юридической значимости электронных документов, меры принятые во Франции для защиты «цифрового суверенитета» и оптимизации финансирования государственных программ по долгосрочному хранению электронных архивов VITAM (Национальный архив) и SPAR (Национальная библиотека) недостаточны. Силами одной только технологии (будь то программное обеспечение, комбинирование носителей или криптография) невозможно решить проблемы ответственности за хранение или утрату информации, поскольку эти вопросы относятся к сфере законодательства и стандартизации. Примечательно, что и на закрытии Форума генеральный директор французской компании «Савуар Фер» Луи Пузен подчеркнул, что «безопасное хранение данных не может полагаться только на технологию».

В работе круглого стола также приняли участие ООО «Рубиус групп», ООО «Прайм Групп» и компания «Softline», разрабатывающие программные продукты для оцифровки документов, СЭД и электронных архивов.

В дискуссии, возникшей после презентации программных продуктов и опыта их внедрения обсуждались способы продления срока заверения электронных документов электронно-цифровой подписью. Было предложено два варианта: автоматическое переподписание (то есть перезаверение документов электронно-цифровой подписью), с созданием соответствующих «квитанций переподписания» (сервер DVCS поддерживающий инфраструктуру сертификации открытых ключей), или же подключение к процессу третьей доверенной стороны, которая и понесет всю ответственность за сохранность документа и подписи.

В культурную программу участников Круглого стола было включено посещение госархива ХМАО, иллюстрирующее достижения Архивной службы Югры в организации хранения документов, их использование в культурно-просветительской работе и успешное создание лаборатории по оцифровке и реставрации документов. Интерес вызвал опыт ламинирования особо ценных документов и оригинальные формы ознакомления школьников со значением архивов в жизни общества. Архивисты подготовили для детей экскурсию, результаты которой были осмыслены посредством творческих работ (сочинений и конкурса рисунков на тему «Архивы будущего»).

Круглый стол, по отзывам участников, получился особо интересным и продуктивным, благодаря слаженной работе оргкомитета в составе: руководителя службы по делам архивов ХМАО Людмилы Дмитриевны Сажаевой, ее заместителя Туркулайнен Татьяны Викторовны, начальника отдела контроля и комплектования АФРФ Дружининой Юлии Валерьевны и инженера IT Сергатова Антона Владимировича.

По итогам работы Круглого стола «Электронный архив: настоящее и будущее» предстает возможным сформулировать следующие выводы, рекомендации и предложения:

1.Современные достижения науки, техники и архивной практики создают поле для широкого применения IT- технологий в архивном деле.

Тем не менее, российский и зарубежный опыт констатирует наличие ряда технических, методических, акцентологических, и, самое актуальное, правовых проблем, требующих безотлагательной проработки на федеральном, и, зачастую, на международном уровнях.

2. Основные препятствия на пути широкого распространения облачных сервисов и удаленного хранения электронных документов, с точки зрения архивистов, создают вопросы локализации серверов и отсутствие четкой нормативной базы, бреши в безопасности и конфиденциальности при использовании IT-технологий, поиска и использования документации.

3. Использование IT-технологий для организации архивного хранения персональных данных в учреждениях различных правовых форм, особенно в системах электронного документооборота, локальных сетях и средствах коммуникации, требует уточнения регламентации для наилучшей защиты прав и интересов граждан.

4. Очевидна необходимость доработки позитивного права для хранения электронных документов, скрепленных электронной подписью, в том числе в органах государственной власти.

Сегодня актуальным вопросом предстает проблема этического создания и использования новых информационных технологий. Новые технологии не должны использоваться для расчеловечивания людей, разрушения нравственных основ и традиционных ценностей человеческого общества, а также для ущемления прав и свобод индивидуальных и коллективных (семья, профессиональный и творческий союз, община, народ) личностей.

История информационных технологий показала, что их развитие онтологически противоречит идеям монополизма и тотального контроля. Участники Форума подчеркивают, что именно за программами с открытым кодом доступа и открытыми форматами – будущее, в котором реализуется важнейшее право человека на информацию и равенство перед доступом к ней, в том числе и на «цифровое равенство».

Учитывая изложенное, было предложено включить в проект резолюции VIII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС следующие предложения:

1. Принять Декларацию об этике и деонтологии в сфере применения новых информационных технологий в архивном деле, содержащую следующие положения:

1) Новые компьютерные информационные технологии должны всемерно способствовать популяризации культурно-исторического наследия, в том числе накопленного архивными службами, его включению в актуальную информационную сферу и его передаче последующим поколениям как жизненно необходимого слагаемого их идентичности.

2) Информационные технологии должны внедряться таким образом, чтобы позволить каждому человеку и гражданину лучше понимать и контролировать свои отношения с государством и обществом, а не так, чтобы поставить каждого индивидуума под контроль государственных или надгосударственных структур. Построение «электронного государства» невозможно без решения проблем «электронного суверенитета» и развития всех секторов экономики, создающих высокие технологии – от производства материалов и компонентов до микрокомпаний, продающих услуги, разработанные с использованием открытых данных архивов госсектора.

3) Государственные структуры, внедряя информационные технологии и электронные архивы, должны помнить, что они действуют в интересах всего общества и каждого гражданина. Они должны стремиться согласовать возложенные на них моральные обязательства с неизбежной обязанностью производителей программ и носителей постоянно развивать и обновлять предложение. Поэтому государственные структуры должны со всей ответственностью подходить к управлению информационным и историческим наследием и достоянием страны и ее граждан, принимать важные решения о способах и формах сбора, обработки, среднесрочного и длительного хранения, распространения и уничтожения социально и юридически значимой информации только на основании всестороннего изучения рисков каждого проекта, заручившись при необходимости согласием компетентных структур и представителей гражданского общества.

2. Развивать систему аудита и сертификации для предприятий, предоставляющих услуги по работе с электронными документами, основанные как на стандартах ИСО, так и на национальных стандартах и требованиях национального законодательства.

3. Создать независимые общественные органы контроля над большими массивами данных (персональных данных, открытых данных, засекреченных данных, управленческой и технологической информацией, архивами), которые будут осуществлять разрешительные (разрешение на создание баз данных, рассекречивание архивных фондов), контрольные (контроль за базами и массивами данных в отраслях и учреждениях) и консультативные (при подготовке законодательных актов и регламентации) функции.

4. Обеспечить доступ в регионах к документальным и культурным ценностям через сайты архивов.

5. Развивать центры перевода фондов в электронный формат, внедрение электронных каталогов, доступ к базам данных документального и культурного наследия.

На Форуме также работала выставка «Информационные технологии для всех», включающая множество площадок, на которых были представлены мультимедийные технологии в сфере культуры, а также прошли круглые столы и панельные дискуссии «Электронное правительство: новые требования и задачи», «Современные технопарки – фундамент для экономического роста», «Медицинские информационные технологии в системе охраны здоровья спортсменов», «Особенности информатизации нефтегазовой отрасли», «Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства» и «IT – в учреждениях культуры».

8 июня на секции «Информационные технологии в учреждениях культуры » особое внимание привлекли доклады Харитоновой Татьяны Юрьевны, психолога сектора социологических исследований ФГБУК «Государственный Эрмитаж», посвященный процедуре мониторинга и обратной связи с посетителями временных и постоянных экспозиций, в том откликам на ожидаемые и реальные результаты от использование мультимедийных технологий, а также Меерова Кирилла Александровича, заведующего отделом экспозиционных мультимедийных проектов ФГБУК «Государственный исторический музей» о проекте ГИМ «Выставки навсегда»(Exhibition Forever) – выставка в виртуальном пространстве после ее завершения».

Для специалистов по электронному документообороту особенный интерес представляла состоявшаяся 8 июня панельная дискуссия «Электронное правительство: новые требования и задачи». До того, как регионы начали обмен опытом, участники обсудили ослабление позиции России в новом рейтинге «Электронных правительств». По двум первым показателям Россия по сравнению с предыдущим индексом 2014 г. скатилась вниз, хотя Президент России поставил задачу войти в топ- 20. (раньше у России было 27 место). Для зарубежных рейтингов характерна неизменность состава первой десятки. Если в 2000-е годы рейтинг был весьма «разреженным», то в последние годы разрыв между странами уменьшился, и даже сохранение своего места значит весьма много. При составлении индекса онлайн-услуг оцениваются основные государственные порталы, в том числе, и используемые для социальной политики. Недостаточность и необъективность этого индекса в том, что он мало пригоден для оценки федеративных государств, ведь из него просто «выпадают» порталы субъектов Федерации. Но сама методика, разработанная экспертами ООН неплоха, именно по ней внутри Российской Федерации отечественные специалисты оценивают «электронные правительства» регионов, разрыв между которыми, кстати, бывает весьма значительным (более двух баллов).

Еще один интересный иностранный рейтинг оценивает страны по уровню развития открытых данных (open data barometer). Но его составители составители часто некомпетентны или даже злонамеренны, так как для поиска массивов данных используют заведомо устаревшие адреса или поисковые системы. С другой стороны, регионы сожалеют, что их открытые данные бизнес мало использует, но данные это «сырье», их недостаточно просто выложить в Сеть, к ним нужны открытые интерфейсы и хотя бы минимальная обработка. Кроме того, есть и правовые препоны: уже при создании баз данных нужно, как это делается в Европе, закладывать в их регламентацию возможность их раскрытия. Потому что госслужащие не могут в рамках своих основных функций формировать пакеты данных «для раскрытия». Нужна информационная система, формирующая и обновляющая пакеты данных, конкретное ответственное лицо – «мастер данных» и регламентация для всего их жизненного цикла (положения договоров и регламентации о «раскрытию по умолчанию»), и только в этом случае система открытых данных, по мнению российских экспертов, не будет «провисать». А частный сектор должен вырабатывать предложения по их обработке и группировке в коммерческих целях.

Для представителей органов управления особенно актуальной стала «цифрализация» - создание цифровых регионов и их преимущества для граждан. Отрадно развитие краудсортинга в специфических для России сферах, вызывающих общественный интерес: опыт создания таких сайтов, как «Добродел» или «Народный инспектор ПДД», созданных в Московской области, может быть интересен и другим регионам. Актуальный этап – уже не цифровое государство, а цифровое управление при помощи связанных данных. Участники дискуссии пришли к выводу, что электронное правительство может также развиваться и в направлении предоставления платформы для взаимодействия третьих сторон. Подход к услугам, которые легко алгоритмизируются, могли бы быть дата –ориентированными , а не документно-ориентированные, потому что отдельные документы, имеющие конкретных авторов, и конкретные объекты все больше заменяются массивами данных.

Подводя итоги IT-Форума, следует отметить, что по результат его работы было принято семь отраслевых деклараций, в числе которых и процитированная выше по профессиональной этике архивистов в сфере информационных технологий, и одна общая. VIII Форум, с более чем 2500 участниками из стран БРИКС и ШОС, в очередной раз стал уникальной площадкой. На которой регионы России не только обмениваются опытом, но и знакомятся с передовыми зарубежными практиками, а также демонстрируют партнерам из разных стран собственные достижения, что особо значимо в условиях курса на импортзамещение и обеспечение национальной цифровой безопасности.

В заключительном слове модераторы подчеркнули, что география данного мероприятия расширяется, значение его инициатив растет. Принятые на VIII Форуме декларации и заключенные договора послужат импульсом для международного сотрудничества и реализации конкретных проектов.

Сведения об авторах

Прозорова Виктория Борисовна, кандидат исторических наук, руководитель представительства журнала «Вестник архивиста» в Европе. Apt. 1561 10, ave F. de Pressensé 92290 Chatney-Malabry France, + 33677442822 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Макарова Александра Константиновна, кандидат философских наук, доцент кафедры документоведения и архивоведения, директор библиотечного комплекса ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова», пр. Ленина 38 455000 Россия, +79191178088 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

About author

Prozorova Victoria Borissovna, PhD in history, Head of mission of the magazine « Herald of archivist » in Europe, Apt. 1561 10, ave F. de Pressensé 92290 Chatney-Malabry France, + 33677442822 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Makarova Alexandra Konstantinovna, PhD in philosophy, Assistant Professor, Scientific Discipline of Documentation and Archival Science Department, Director of library complex Magnitogorsk State Technical University, Avenue them. Lenina 38 455000 Russia +79191178088 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

ФОТО: http://itforum.admhmao.ru/2016/fotogalereya/57534/