7 ИЮЛЯ РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ЗАПУСКАЕТ ЦИКЛ ОНЛАЙН-ЛЕКЦИЙ КИНОВЕДА И РЕДАКТОРА АЛЕКСАНДРА СЕМЕНЮКА. ТРАНСЛЯЦИЯ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ НА YOUTUBE-КАНАЛЕ РГБ. НАЧАЛО ВСЕХ ЛЕКЦИЙ В 19:00

Печать PDF

Тема первой лекции дала название всему циклу: «Кино — это запечатлённое время». Александр Семенюк расскажет, как кино стало воплощением синтеза искусств. Слушатели узнают об особенностях киноязыка, смогут обсудить принципы психологии восприятия кино. На примерах любимых и популярных фильмов можно будет проследить эффект воздействия на массовую аудиторию и способы моделирования в общественном сознании картины мира с помощью киноискусства.

В эпоху глобальных трансформаций неизбежно происходят изменения привычной, укоренённой в массовом сознании, картины мира. Этому процессу сопутствует смена мировоззренческих установок, общественных идеалов. Наиболее ярко и быстро подобный процесс отображается в самом массовом из искусств — кинематографе, который транслирует мир идей через мир образов. Не случайно кинорежиссёр Андрей Тарковский любил повторять: «Кино — это запечатлённое время». В этом смысле киноискусство фиксирует духовную, политико-идеологическую, социокультурную картину эпохи. Одновременно с этим кинематограф в символической форме моделирует образы будущего, причём задолго до их воплощения.

Слушатели лекции смогут анализировать, расшифровывать форму и интерпретировать содержание фильмов на концептуально-художественном уровне, обсуждать способы влияния кино на массовое сознание.

Александр Семенюк

Закончил киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии и аспирантуру Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (кафедра социологии культуры). Автор 23 документальных телефильмов и четырёх телепрограмм. Член жюри кинофорума «Золотой Витязь» и кинофестиваля экологических фильмов «Меридиан надежды». Более 10 лет ведёт киноклуб.

РАСПИСАНИЕ ЦИКЛА

7 июля 19:00 — «Кино — это запечатлённое время»

Феномен киноискусства как синтеза искусств. Особенности киноязыка. Психология восприятия кино. Отображение кинематографом в символической, образной форме картины мира.

21 июля 19:00 — «Пространство и время в фильмах Андрея Тарковского и Кристофера Нолана»

Хронотоп — пространство и время в искусстве кино: важнейшая категория, без которой режиссёрам невозможно создавать «миры» своих фильмов. Хронотоп позволяет вмещать в полтора-два часа экранного времени события веков и тысячелетий. В киноискусстве пространство-время может сжиматься и растягиваться, показывать не только прошлое и настоящее, но и будущее, транслировать, наряду с видимой, физической реальностью также и духовную, метафизическую.

4 августа 19:00 — «Экранизация литературы»

Экранизация литературы — всегда интерпретация, причём многоуровневая, наподобие вложенных друг в друга матрёшек. Невозможно буквально переложить литературный текст на язык кино, механически заместить прозу драмой, заменить звукозрительным кинообразом (в исполнении актёра) литературный мыслеобраз героя, представление о котором у писателя и каждого читателя — свои. В ходе лекции участники обсудят, возможно ли сохранить авторские замысел и смыслы литературного первоисточника при экранизации.

18 августа 19:00 — «Скрытые смыслы, подтексты в киноискусстве»

Кино оказывает влияние на зрителей через повествование — нарратив. Но наиболее мощное воздействие происходит через скрытые, «зашифрованные» авторские подтексты, которые оформляют основной смысловой контекст всякого фильма — дискурс. О скрытых смыслах и их выражении пойдёт речь на лекции.

1 сентября 19:00 — «Будущее мирового кинематографа: зрительские ожидания»

Мировой кинопроцесс замер в ожидании. Что будет доминировать в кинематографе после пандемии: радость бытия или апокалиптический дискурс, новый тип героя или ностальгия по прошлому, обращение к художественной традиции или постмодернистский кошмар?

15 сентября 19:00 — «Телесериал: генезис, цели, перспективы»

Современный телесериал как социокультурный феномен. Манипулятивные функции сериала. Особенности его экранного дискурса: язык, эстетика, драматургия, образный строй. Отличие современного российского телесериала от зарубежных аналогов. Интернет-платформа как транслятор сериалов: новые — формат, идеология, свойства инстанции героя.

29 сентября 19:00 — «Образ героя в современном российском кино»

Без инстанции героя невозможно написать сценарий и снять фильм. Герой фильма — собирательный образ-символ, состоящий из множества психотипов — социальных, национальных, религиозных, психологических, профессиональных. О герое нашего времени — персонифицированном «портрете» картины мира эпохи — пойдёт речь на лекции.

Источник: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/lections/online-lections-semenyuk

Фото: https://kinoky.com/blog/607.html#!prettyPhoto