Выбор читателей:

«ВСЕ В ПАРК!»: ГЛАВАРХИВ МОСКВЫ ЗНАКОМИТ С ДОКУМЕНТАМИ ОБ ОТКРЫТИИ ЛЫЖНОЙ СТАНЦИИ В СОКОЛЬНИКАХ

News image

96 лет назад, в январе 1924 года, на 4-м просеке парка Сокольники открылась лыжная станция Центрального управления по военной подготовке тр...

ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ: ГЛАВАРХИВ МОСКВЫ ЗНАКОМИТ С ДОКУМЕНТАМИ ПО ИСТОРИИ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

News image

6 января (25 декабря по старому стилю) 1812 года Александр I подписал манифест о построении в Москве церкви во имя Хр...

289 ЛЕТ НАЗАД, 5 ЯНВАРЯ 1731 ГОДА (25 ДЕКАБРЯ 1730 ГОДА ПО СТАРОМУ СТИЛЮ) В МОСКВЕ ЗАЖГЛИСЬ ПЕРВЫЕ ФОНАРИ

News image

В Главархиве Москвы, в фонде Канцелярии московского градоначальника, хранятся документы о развитии уличной иллюминации Москвы. Так, в издании «Полного собрания за...

ИЗ ИСТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Печать PDF

Принято считать, что история Волгоградского областного телевидения ведет свое начало с пробного вещания 2 февраля 1958 года - в день 15-й годовщины победы советских войск под Сталинградом.

Архивные документы отодвигают эту дату на три года назад, когда 15 сентября 1955 года Совет Министров СССР принял решение о строительстве телевизионного центра в городе Сталинграде. Сроки строительства устанавливались самые сжатые – 1956-1957 гг. Совмин РСФСР определил порядок финансирования строительства телевизионного центра - за счет долевого привлечения средств предприятий и ведомств области в сумме 17, 6 млн. рублей.

Сталинградский обком партии на заседании 23 ноября 1955 года определил, что строительство будет финансироваться за счет исполкома Сталинградского горсовета, облисполкома, Сталинградского тракторного завода, завода Баррикады, завода «Красный Октябрь», предприятий «Сталинграднефть» и «Сталинграднефтегазразведка», «Сталинградгидрострой», Сталинградской судоверфи, завода Химпром.

Работы по монтажу металлической башни высотой 192 метра осуществлял трест «Стальмонтаж».

Регулярное телевещание на территории Сталинградской области началось 16 марта 1958 года.

Первый год работы Сталинградского телевидения был периодом комплектования кадров и творческого становления коллектива, состоявшего в целом из сотрудников, ранее не работавших на телевидении. За год коллектив студии приобрел некоторый опыт, перешел на шестиразовое вещание, начал использовать передвижную телевизионную станцию, осуществил ряд самостоятельных студийных телевизионных постановок.

В то время в репортажах с мест событий рассказывалось о соревновании в колхозах, о победе гидростроителей, перекрывших Волгу и подготовивших шлюзы. Киноочерк «Победа на Волге» был принят центральной студией телевидения для массового тиражирования и демонстрировался на многих студиях страны. Живой отклик у зрителей нашел показ спектаклей областного драматического театра «Блудный сын», «В поисках радости», театра музыкальной комедии «Поцелуй Чаниты», астраханского театра юного зрителя «Машенька», а так же выступление самодеятельного драматического коллектива СТЗ с пьесой «После разлуки».

При этом телевидение от печатных СМИ отличалось не только мощью воздействия, но и определенной независимостью, происходившей из новизны форм подачи информации.

Уже в 1959 году партийные работники «пиара» выразили недовольство недостаточной пропагандой Сталинградским телевидением решений ХХI съезда КПСС, слабым раскрытием «высоких моральных качеств советского человека», пожурили телевизионщиков за отсутствие передач, «разоблачающих реакционную сущность религии, вредность всякого рода обрядов», а также передач, «направленных на борьбу с пережитками капитализма в сознании людей».

Кроме «политических» погрешностей областное партийное руководство высказало ряд замечаний в адрес литературно-драматических передач, передач музыкальной редакции. В частности недовольство было вызвано тем, что «…в концерте, посвященном бригадам коммунистического труда, выступил артист Бернес, незадолго до передачи раскритикованный в «Правде» и «Комсомольской правде» как артист низкопробный и к тому же пьяница и хулиган».

В том же 1959 году Сталинградская студия нарушила приказ министра культуры о запрете демонстрации по телевидению фильмов с грифом «дети до 16 лет не допускаются» и сталинградцам посчастливилось увидеть знаменитый фильм «Колдунья» с юной Мариной Влади в главной роли.

Телевидение полвека назад сильно отличалось от современного телевещания ограниченностью репортажей с мест событий. «Живые» репортажи заменялись студийными передачами. Время «сэкономленное» на внестудийных передачах уходило на показ кинолент.

Среди причин, мешавших работе студии, были и такие, которые от самой студии не зависели. Например, катастрофически не хватало операторов. Четыре оператора работали сверхурочно, а порою и без выходных.

Обком партии отмечал, что «несмотря на ряд недочетов в работе студии интерес к телевизионным передачам растет».

Свидетельством тому был большой спрос на телевизоры, как в городе, так и на селе. Трудно сегодня представить такое, но в 1959 году обком партии точно знал, сколько телевизоров было у населения! Всего было зарегистрировано 16.634 телевизоров. Из них - в Сталинграде – 14.021, в городе Волжском – 2.086, остальные – 527 в близлежащих к телецентру сельских районах.

Сегодня, когда интернет уверенно захватывает информационное пространство, а печатные СМИ неуклонно теряют свои тиражи, телевидение, становясь цифровым, кабельным, и пр. не сдает свои позиции. Его потенциал только возрастает и возможности телевидения по-прежнему неисчерпаемы.

Наталия Насонова

Начальник отдела ГКУВО «ЦДНИВО»

Рабочий телефон 23-43-03