О РЕПРЕССИВНОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ СОВЕТСКИХ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В 1920-Е–1940-Е ГГ.

Печать PDF


Антонова Л.Е., Солдатова О.Н., Фисюк Т.Н. Развитие авиационной науки и техники в СССР. 1920-1946 гг. Самара, 2010.



В филиале Российского государственного архива научно-технической документации в г. Самаре (филиал РГАНТД) собрано значительное количество материалов по истории развития авиационной техники в СССР. Часть документов рассекречена, в результате чего стали доступными весьма интересные сведения по созданию, развитию и тематике проводимых исследований таких ведущих организаций страны, как Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского, Центральный ордена Ленина институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов, Летно-исследовательский институт им. М.И. Громова, Научно-исследовательский институт технологий и организации производства, Государственный союзный Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина и других научно-исследовательских учреждений, работающих в областях, связанных с развитием авиации.

В филиале РГАНТД хранятся заявочные материалы, разработанные К.Э. Циолковским, O.K. Антоновым, В.П. Ветчинкиным, С.В. Ильюшиным, М.Л. Милем, А.А. Микулиным, В.М. Мясищевым, Н.Н. Поликарповым, С.К. Туманским, А.Н. Туполевым, А.С. Яковлевым. Каждый из названных подателей заявок на изобретения - крупнейший создатель авиационной техники, известный не только в России, но и за рубежом.

Интересно отметить, что еще в 1930 г. В.И. Дудаков и В.А. Константинов получили не подлежащий опубликованию патент «На устройство с ракетным двигателем для облегчения взлета самолетов», но только более чем через 10 лет стартовые ускорители получили широкое применение.

В рецензируемой работе хорошо описано первое изобретение O.K. Антонова, на которое он получил патент еще будучи студентом вуза, а также весьма поучительное описание причин отказа на две другие его заявки, так как к моменту их подачи изобретения уже были испытаны на практике.

Хорошо описаны решения проблем прочности самолетов с ростом их скорости, что заставило искать новые материалы для их изготовления.

В филиале РГАНТД хранятся отчеты по испытаниям на прочность самолетов и на методы инженерных расчетов их конструкций, которые практически исключали явление флаттера на самолетах.

Проблемами авиационного материаловедения в СССР с 1932 г. занимался коллектив Всесоюзного института авиационного материаловедения (ВИАМ). В стенах этого института были разработаны высокопрочная сталь 30 ХГСА, прозрачная броня для остекления самолетов, фибровые, а затем и мягкие топливные баки.

Авиационное вооружение имеет свои особенности, связанные не только с необходимостью попадать в быстро движущуюся цель, что требует решения величины «упреждения», т.е. стрельбы не в цель, а в то место, куда цель продвинется, пока пройдет время от вылета пули или снаряда из ствола до достижения места встречи с целью, но и учета того факта, что летчик должен не только стрелять, но и управлять самолетом. Поэтому летчик «целится» самолетом (турельные установки пулеметов возможны только на больших самолетах, где стрелок не связан с управлением самолета). Практика показала, что авиационные пулеметы и пушки должны иметь ряд и других особенностей, связанных с тем, что пилот при стрельбе не может прекратить управление самолетом. В работе дано описание целого ряда разработок авиационного оружия, получившего патенты или авторские свидетельства. В том числе синхронные варианты и пушек, и пулеметов, причем целый ряд разработок были запущены в серийное производство.

Крупнокалиберная пушка на штурмовике ИЛ-2 успешно использовалась для поражения наземных целей, включая и бронированные, таких, как танки «Тигр» и «Пантера».

Всеми работами по созданию, серийному производству и боевому применению крупнокалиберных пушек в авиации руководил А.Э. Нудельман, которому принадлежит авторство и других разработок отечественного оружия.

Глава V книги «Деятельность авиационных специалистов в условиях репрессивной политики в стране в 20-40-е гг. XX века» освещает удивительный факт работы ведущих авиационных специалистов в условиях тюремного заключения. В главе есть материалы о результатах этой работы, которые автору рецензии ранее не были известны. Полагаю, что не только ему. Коротко, но убедительно показана удивительная самоотдача в работе большого числа высококвалифицированных людей при работе в условиях тюремного режима. Не надо забывать, что немало специалистов как «враги народа» были расстреляны, и заключенные об этом знали и все же работали с удивительной отдачей.

Глава VI содержит ряд данных, вряд ли известных многим российским ученым и инженерам. Так, «... в филиале РГАНТД на постоянном хранении находятся 44 (!) дела с заявочными материалами на изобретения известного немецкого конструктора Г. Юнкерса за 1926-1931 гг., по 17 выданы патенты, среди них «Металлическое крыло для самолета», «Гидросамолет», «Приспособление для установки винта, в частности для летательных аппаратов», «Устройство для размещения стрелков и оружия на быстродвижущихся экипажах, в частности на самолетах» и другие.

Немецкий авиаконструктор К. Дорнье запатентовал в СССР шесть изобретений. Ему были выданы патенты на «Летательный аппарат с высокорасположенными крыльями», «Поплавок для летательных аппаратов» и др.

В 1940 г. специалисты ЦИАМ посетили ряд авиационных предприятий Германии с целью ознакомления и по вопросам закупки оборудования. Все самолеты покупались с полным комплектом вооружения и оборудования, включая пушки, пулеметы и бомбы, с прицелом и радиостанцией.

Основным центром испытания немецких самолетов был НИИ ВВС Красной армии. В мае - октябре 1940г. там было организовано изучение летно-тактических и эксплутационных характеристик вооружения и оборудования немецких самолетов.

Не менее интересны данные по испытанию германских самолетов Мессершмитт, Хейнкель, Фокке-Вульф, Дорнье и Юнкере в лаборатории НАГИ в 1940 г.

Нет сомнения, что благодаря рассекречиванию архивных материалов появились эти сведения в рецензируемой работе. Всего один пример в подтверждение сказанному: «Германские фирмы возобновили патентование своих изобретений в СССР. В 1939-1940 гг. заявки подали такие фирмы как «Даймлер-Бенц», «Клекснер-Гумбольд». «Динамит Акциенгазелыпафт», «Франкфурнер Машиненбау-Акциенгазелыпафт», «Фокке-Вульф» и др.

При изучении столь глубокой по содержанию и значительной по объему работы всегда есть какие-то места текста и приложений, которые, по мнению рецензента, целесообразно исправить или дополнить. Однако рецензент недостатков в работе, требующих исправлений или дополнений не увидел.

Ценность рецензируемой работы заключается в том, что она дает возможность многим специалистам познакомиться с источниками весьма важных научных и конструкторских начинаний известных ученых и конструкторов, о которых они не знали, а порой и не могли знать! Нет сомнения, что заинтересованный и вдумчивый ученый или конструктор по крохам описания разработок своего предшественника может найти решение насущной современной проблемы или обнаружить начало пути в совершенно неведомое, что с учетом современных возможностей способно привести к серьезным научным открытиям или решению крупной актуальной конструкторской проблемы.

Вместе с тем, нельзя сбрасывать со счета предоставленную возможность ученым, работающим в авиационных вузах, использовать тематический обзор в своей педагогической деятельности, чтобы познакомить аудиторию с пионерскими работами своих знаменитых предшественников.

Изложенное выше, по мнению рецензента, главное и неоспоримое достоинство работы коллектива авторов - сотрудников филиала РГАНТД. Нельзя не отметить, что в работе нередко встречаются сведения, которые рецензенту никогда ранее не попадались, хотя их значение не из тех, что легко забываются.



Tihonov N.T. About repressive policy concerning the Soviet aviation experts in 1920th – 1940th

Аннотация / Annotation

Рецензируемый труд представляет тематический обзор фондов и публикацию архивных документов филиала РГАНТД, содержащих описание научных и конструкторских исследований и изобретений в области авиационной техники. Многие документы рассекречены и вводятся в научный оборот впервые. Исключительный интерес историков и специалистов вызовут сведения о контактах ЦИАМ и авиационных предприятий Германии в освоении авиационной техники, заявочные материалы на изобретения, разработанные крупнейшими создателями советской авиационной техники, а также немецких авиаконструкторов Г.Юнкерса, К.Дорнье и др. Отдельная глава посвящена репрессивной политике в отношении авиационных специалистов в 1920-е–1940-е гг., их самоотверженной работе в условиях тюремного заключения.

The review of funds and the publication of archival documents of branch RGANTD. Documents contain the description of scientific and design researches and inventions in the field of aviation technics. Many documents are declassified and introduced in a scientific turn for the first time. Exclusive interest of historians and experts will cause data on contacts of CIAM and the aviation enterprises of Germany in development of aviation technics, application materials on the inventions developed by the largest founders of the Soviet aviation technics. The one chapter is devoted the repressive policy concerning aviation experts in 1920-e-1940th, their self-denying work in the conditions of imprisonment.

Ключевые слова / Keywords

РГАНТД, изобретения, авиационная техника в СССР, заявочные материалы, ракетные двигатели, самолеты, вооружение, репрессии, патенты, немецкие самолеты, немецкие авиаконструкторы, германские авиационные фирмы. RGANTD, inventions, the aviation technics in the USSR, application materials, rocket engines, planes, arms, reprisals, patents, German planes, German aircraft designers, the German aviation firms.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.