Выбор читателей:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

News image

А. В. Антощенко, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Aleksandr V. Antoshchenko, Petrozavodsk ...

НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА В.П. СЕМИНА, ЕЕ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. К 70-ЛЕТИЮ УЧЕНОГО

Печать PDF




1 января 2012 г. коллеги-историки отметили 70-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки России, почетного работника высшего профессионального образования России, действительного члена Академии военных наук, заместителя председателя диссертационного совета по историческим наукам при Военном университете, заведующего кафедрой общих гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России (Красногорский филиал), доктора исторических наук, профессора Семина Владимира Прокофьевича, создавшего научную школу, которая внесла и вносит в настоящее время значительный вклад в развитие отечественной исторической науки.


В настоящее время история вновь оказалась практически в центре общественных дискуссий, которые проходят в обществе в связи с обсуждением проекта Федерального закона «Об образовании» и новых проектов общеобразовательных стандартов для высшей школы, которые предусматривают преподавание история по выбору. Уверен, что сообщество историков такие идеи в своем большинстве не поддерживают. История должна оставаться обязательной дисциплиной и количество часов на историю сокращаться не должно. Это связано и с тем ведь именно история несет в себе не только образовательную, но и серьезную воспитательную функцию. Сейчас с большой озабоченностью говорится о росте негативных настроений, снижения интереса к науке молодого поколения.

Считаю целесообразным и полезным посмотреть на эти проблемы в свете научного творчества заслуженного деятеля науки России, почетного работника высшего профессионального образования РФ, доктора исторических наук, профессора Семина Владимира Прокофьевича.

Конкретным поводом для настоящей публикации послужил не только юбилей этого замечательного историка и педагога, но и завершение им большого труда –выхода в свет пятитомного учебного комплекса по истории России, созданного В.П. Семиным, причем первые четыре книги рекомендованы научно-методическим советом по истории при Министерстве образования и науки России в качестве учебного пособия для студентов неисторических специальностей [1], а пятая книга допущена министерством в качестве учебника по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов, обучающихся по неисторическим направлениям подготовки и специальностям [2]. Завершающим на данный момент трудом (в соавторстве А.П.Дегтяревым) стал тематический справочник, посвященный военной истории России IX – XXI вв., представленной в виде описания войн и вооруженных конфликтов, в которых участвовало российское государство, в том числе и внутренних, что выгодно отличает это издание от большинства аналогичных книг [3]. Это обстоятельство, а также информация, поступающая из различных вузов, динамика продаж ярко свидетельствует о том, что труды В.П. Семина широко востребованы по всей стране студентами, практически всеми, кто интересуется прошлым Российского государства.



Сошлюсь в этом плане на информацию о Международной конференции историков состоявшейся в Москве, в РГГУ в первой половине 2011 г., на которой директор Института российской истории РАН Юрий Петров сообщил, что в течение пяти лет будут подготовлены и выйдут в свет первые тома многотомной истории России от древнейших времен до наших дней, включая подведение итогов советского периода. В будущем предполагается, что это издание станет основой для создания школьных и вузовских учебников. В этой связи замечу, что Владимир Прокофьевич уже один выполнил эту задачу, опередил время, идет в авангарде отечественной исторической науки.

Несколько слов необходимо сказать о жизненном, научном пути профессора В.П. Семина. Тем более, что в силу своей скромности, он не любит говорить о своих достижениях. Характерный пример. В составленном им справочнике, посвященном персоналиям отечественных историков, представлены биографии многих современных историков, кроме своей собственной. Поэтому хочу, хотя бы вкратце, восполнить этот пробел.

Семин Владимир Прокофьевич родился 1 января 1942 г., а значит вступил в свой юбилейный год и ознаменовал его новыми научными достижениями.

Еще во время учебы в Военно-политической академии он начал активно заниматься научно-исследовательской работой, возглавлял научное общество историков - слушателей академии. С 1972 г., после ее окончания, посвятил себя профессии историка-педагога. Являлся преподавателем, старшим преподавателем, заместителем начальника кафедры истории по научной работе Военно-политической академии им. В.И. Ленина. Окончил аспирантуру и докторантуру академии. В 1976 г. защитил кандидатскую, а в 1984 г. докторскую диссертацию.

В 1994 г., после увольнения из Вооруженных Сил, работал в Пограничных войсках в историческом отделе исследовательского центра: ведущий научный сотрудник, заведующий лабораторией. В настоящее время ведет активную преподавательскую и исследовательскую деятельность в ведущих учебных заведениях и научных центрах Москвы. Автор многочисленных научных трудов по истории Отечества.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Действительный член Академии военных наук. Возглавлял Диссертационный совет по историческим наукам при Московском пограничном институте. В настоящее время - заместитель председателя Диссертационного совета по историческим наукам при Военном университете.

Профессор В.П. Семин создал свою научную школу, подготовил более 70 докторов и кандидатов наук. Кроме того, позитивное влияние профессора В.П. Семина испытали на себе тысячи и тысячи слушателей и студентов, которые получили навыки работы с историческими источниками, а сотни аспирантов и докторантов, успешно защитив диссертации, связали свою жизнь и судьбу с исторической наукой.

Меня можно также вполне рассматривать как типичного представителя научной школы профессора Семина.

В 1981 году я, армейский капитан, поступил на педфак ВПА, всегда интересовался историей и у меня не было сомнений при выборе специализации – философ, психолог, социолог. Нет, только историк. И здесь судьба сделала мне поистине царский подарок. На нашем потоке читал лекции и проводил групповые занятия В.П. Семин. И с этого момента вся моя научная жизнь, вот уже в течение 30 лет, связана с Владимиром Прокофьевичем. Я убыл из Москвы после окончания академии, работал в военных вузах, но научная связь с Владимиром Прокофьевичем никогда не прерывалась. И в настоящее время могу сказать, что все мои скромные успехи связаны с именем профессора В.П. Семина.

Еще один показательный пример. Только в нашей учебной группе из 15 слушателей 2 стали докторами наук и 9 кандидатами.

Научная школа профессора В.П.Семина - коллектив ученых, разрабатывающих под руководством лидера - главы школы – выдвинутую и обоснованную им исследовательскую программу в области отечественной истории.

Основным направлениями исторических исследований, которые осуществляет научная школа профессора В.П. Семина, являются следующие:

Вопросы методологии и теории исторической науки.

Место России в мировой истории и ее вклад в мировую цивилизацию.

Исторический анализ основных этапов истории государства и общества.

Историческая наука о соотношении эволюционного и революционного путей развития России.

Реформы в России: их значение, объективные и субъективные причины незавершенности проводимых преобразований.

Роль субъективного фактора, личности, государственных и общественных деятелей в истории России.
Зарождение парламентаризма в России и его развитие. Демократические традиции России и российский социум: прошлое, настоящее, будущее.

Конфессии православной России.

Многопартийность в России: история и современность.

Войны и вооруженные конфликты в истории России.

История пограничных войск России, подготовка фундаментальных трудов (энциклопедии), основанных на огромном массиве архивных материалов по данной проблеме.

Борьба с фальсификациями отечественной истории, ее очернением.

Основные формы деятельности научной школы В.П.Семина:

подготовка научных трудов и иных публикаций;

активная педагогическая, воспитательная, работа со студентами и слушателями, ведение целенаправленной, научно-исследовательской работы с одаренными молодыми людьми, особенно проявившими склонность к углубленному изучению отечественной истории;

подготовка докторов и кандидатов наук по историческим специальностям, обеспечение активного участия молодых историков в различных конкурсах;

организация и активное участие в работе различных научных обществ (Академии военных наук), конференций, симпозиумов, «круглых столов», на которых докладываются и популяризируются основные научные взгляды школы.

Среди них, под руководством В.П. Семина за последнее время были проведены: научно-методическая межвузовская конференция «История России: категории, события, люди», научная межвузовская студенческая конференция «Реформы и реформаторы России: история и современность. К 300-летию Петровских реформ», международная научно-практическая конференция «Войны и военные конфликты: причины, итоги, уроки» и многие другие.

Характерные черты стиля деятельности руководителя школы:

особое внимание к разработке теоретико-методологических положений исторической науки, которые разделяются всеми членами научной школы и определяют единый методологический строй мышления данной школы;

объективность и взвешенность, научность и историзм при анализе исторических фактов и событий, неприятие гипертрофированной политизации и конъюнктуры в исследовательской работе;

оригинальные структура и стиль подачи материала всех своих работ, нацеленные на вдумчивое, самостоятельное изучение многообразия исторических фактов и событий, документов, судеб, исторических персонажей;

постоянное внимание в своих работах к наглядности подаваемого материала, его насыщение оригинальными структурно-логическими схемами и другими современными средствами информатики;

глубокое уважение мнения и научных взглядов своих коллег;

оказание системной и действенной помощи своим ученикам в глубоком осмыслении темы исследования, в осуществлении алгоритма научного поиска;

эффективная организация плановой работы по совместно выбранным научным проектам, которая максимально детализирована и конкретизирована по времени;
передача молодым историкам своего богатейшего опыта поиска материалов и документов, пристальное внимание – к работе с архивными документами;

особая деликатность, такт и неукоснительное соблюдение научной этики в отношениях с коллегами, поистине отческое, трепетное отношение к молодым ученым, умение раскрыть его научный и творческий потенциал.

Примечания
1. Семин В.П. Отечественная история. Учебное пособие для вузов. М.:Академический проект. 2006. – 560 с.: ил.; Семин В.П. Русская история: проблемы и спорные вопросы : учеб. пособие для вузов. - М. : Гаудеамус : Академический Проект, 2007. - 653 с.; Семин В.П. История России: Словарь-справочник: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2009. – 628 с.

2. Семин В.П. История России: учебник. – М.: КНОРУС, 2011. – 440 с.

3. Дегтярев А.П., Семин В.П. Военная история России: Внешние и внутренние конфликты: Тематический справочник с приложением схем военных действий. – М.: Академический проект, 2011. – 392 с. + 7 п.л. цв. вкл.

С.Д. ПОЛОВЕЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор