Выбор читателей:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

News image

А.И. РОЗАНОВ, г. Москва, Российская Федерация РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В статье раскрывается состав и содержание ...

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ

News image

М.А. ЧИЧУГА, г. Москва, Российская Федерация АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ Аннотация Автор характеризует состав и содержания аудиовизуальных документов, касающихся ...

«ЭПОХА IT В АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ». КРУГЛЫЙ СТОЛ В РАМКАХ IX МЕЖДУНАРОДНОГО IT – ФОРУМА С УЧАСТИЕМ СТРАН БРИКС И ШОС 6-7 июня 2017 г.

News image

6-7 июня 2017 года в городе Ханты-Мансийске в рамках IX Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС Архивная служба Юг...

ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.

Печать PDF



События Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и в настоящее время продолжают привлекать к себе неподдельный интерес во всем мире и у нас в стране. В связи с этим особую значимость приобретает деятельность Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (ЦМ ВОВ), являющегося головным музеем по данной проблематике в Российской Федерации и основным объектом мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве.

Характеристику источниковой базы истории создания и становления музея целесообразно начать с анализа сборника документов по истории создания мемориального комплекса Победы на Поклонной горе в Москве, являющегося хронологическим собранием документов за период 1943–1991 гг.

Составителям сборника документов удалось проследить историю создания мемориального комплекса на Поклонной горе от зарождения самой идеи, ее тщательной проработки, принятия решения и его реализации, совершенствования архитектурно-художественной составляющей и до завершения строительства мемориального комплекса в целом.

В предисловии сборника указано, что: «Архивные документы военного времени сохранили немало свидетельств о том, насколько глубоко и проникновенно люди разных социальных слоев в те дни стремились осмыслить всенародный подвиг во имя спасения Родины и смоделировать образ и композицию будущего памятника Победы».

В рамках данного материала остановимся только на нескольких, наиболее значимых, документах, включенных в сборник. Первым по хронологии документом является письмо архитектора Б.М. Иофана, обращенное к И.В. Сталину и В.М. Молотову с просьбой осмотреть модель Дворца Советов. Именно в этом письме впервые было упомянуто об увековечении героической борьбы советского народа и его Вооруженных Сил на фронтах Великой Отечественной войны. Проиллюстрируем сказанное фрагментом из самого письма: «Очень хочется, чтобы в дни юбилея РККА Вы просмотрели нашу работу, проделанную творческим коллективом Дворца Советов в 1942 году по проекту Дворца, в которой мы попытались отобразить борьбу героической Красной Армии и советского народа в дни Великой Отечественной войны. Прошу разрешить выставить в Кремле к 23-му февраля перспективы и модель Дворца для Вашего осмотра».

Следующим, на наш взгляд, значимым документом является «Письмо И.Я. Кошечкина И.В. Сталину о создании при СНК СССР Комитета по делам увековечения героики Отечественной войны» от 30 августа 1943 г.. Основным содержанием документа являлась идея о том, что: «Настало время для организации при Совнаркоме Союза ССР Комитета по делам увековечения героики Отечественной войны. В Комитет посадить людей, любящих свою отчизну, которые бы работали по-фронтовому и не упустили бы ничего. Нужно, чтобы их работа охватывала не только крупные города, но и колхозные поселки, боевые качества генерала и рядового солдата».

И, конечно же, особенно важным документом, размещенном в сборнике, является постановление Политбюро ЦК КПСС «О сооружении в г. Москве на Поклонной горе памятника Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», увидевшее свет 11 февраля 1983 г. Таким образом, от момента высказывания впервые самой идеи увековечения памяти советского народа в годы войны до подписания конкретного распорядительного документа о сооружении памятника Победы, прошло ровно пятьдесят лет.

В постановлении от 11 февраля 1983 года указывалось: «1. Одобрить в основном разработанное МГК КПСС, Министерством культуры СССР и Мосгорисполкомом проектное предложение по памятнику Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов и музею Великой Отечественной войны с залом Славы. 2. Совету Министров СССР рассмотреть вопросы, связанные с проектированием и строительством памятника Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Вторую группу документов источниковой базы исследования музейной деятельности на примере ЦМ ВОВ составляют документы государственных и ведомственных органов управления Советского Союза и Российской Федерации, правительства Москвы и общественных организаций по созданию и дальнейшему развитию Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Остановимся на некоторых, из этой группы документах.

Деятельность музея началась 4 марта 1986 г., с момента подписания приказа Министерства культуры СССР № 86 «О создании Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. В приказе значилось «1. Создать в составе ансамбля памятника Победы на Поклонной горе в г. Москве Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. … 6. Центральному музею Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.: до 20.05.1986 г. разработать и представить на утверждение в установленном порядке проект Положения о музее; до 15.04.1986 г. подготовить и представить Министерству перечень экспонатов для включения в экспозицию согласно утвержденных концепции и тематической структуры музея; до 30.04.1986 г. подготовить задание на проектирование технической части экспозиции и разработку его технико-экономического обоснования; осуществить в течение 1986–1989 гг. комплектование фондов музея экспонатами».

Вскоре после выхода приказа Министерства культуры «О создании Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» был издан новый приказ Министерства культуры СССР, который непосредственно касался деятельности музея. 19 мая 1986 года министр культуры СССР подписал приказ № 217 «Об утверждении Положения о Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

В соответствии с Положением о Центральном музее Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. музей на Поклонной горе был определен, как «головной для всех музеев военно-исторического профиля в системе Министерства культуры СССР».

Также в указанном документе были определены и четыре основных направления деятельности ЦМ ВОВ на тот момент времени: в области научной деятельности, в области научно-фондовой работы, в области научно-экспозиционной работы и в области научно-просветительной работе.

В области научной деятельности на музей возлагались: сбор, хранение и исследование реликвийных и документальных материалов; разработка вопросов комплектования фондов, принципов отбора документальных материалов, памятников истории Великой Отечественной войны, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства; осуществление научной разработки концепций, тематических структур и тематико-экспозиционных планов и проектов архитектурно-художественного решения музейных и выставочных экспозиций; координация работы с военно-историческими музеями и распространение передового опыта деятельности в этом направлении.

К научно-фондовой работе музея были отнесены: создание основного фонда; комплектование научно-вспомогательного и обменного фондов; пополнение фондов музея; ведение учета и обеспечение научного описания и сохранности фондов, в соответствии с порядком, установленном для государственных музеев.

На основе реликвийных и документальных материалов, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства в области научно-экспозиционной работы музею было предписано создавать: высокоидейные и художественно-выразительные экспозиции, отражающие основные события из истории войны, закономерность Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и ее всемирно-историческое значение.

Под научно-просветительной работой музея подразумевалось проведение: обзорных и тематических экскурсий по экспозициям ЦМ ВОВ и выставкам, а также проведение консультаций по ним; лекций, теоретических конференций, бесед и встреч по тематической направленности музея; массово-политических мероприятий и торжественных ритуалов.

Кроме этого Положение определяло наличие в составе Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. научной библиотеки и научного архива.

Отдельно необходимо остановиться на научном архиве. В пункте 11 Положения было записано, что: «Научный архив музея включает в себя планы работ и отчеты, протоколы заседаний ученого, художественного, научно-методического, реставрационного советов, фондово-закупочной комиссии, рукописи научно-исследовательских работ, тематико-экспозиционные планы экспозиций и выставок, проекты их архитектурно-художественных решений, отчеты о научных экспедициях и командировках, методические пособия, заполненные книги отзывов и другие материалы, представляющие научную или историческую ценность. Руководство работой научного архива музея осуществляет ученый секретарь музея».

Таким образом, с самого начала создания Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., ведение научного архива музея изначально предполагало использование в перспективе указанных в пункте 11 Положения о музее материалов для качественного проведения учреждением научной работы.

В конце 1990 г. было принято решение о создании генеральной дирекции мемориального комплекса памятника Победы на Поклонной горе при одновременном строительстве фондохранилища музея.

13 августа 1992 года министр культуры и туризма Российской Федерации подписал приказ «Об утверждении концепции Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» Во исполнение решения коллегии Министерства культуры и туризма Российской Федерации от 31 июля 1992 г. концепция предписывала обеспечить завершение сооружения в Москве памятника Победы в целях создания Центрального музея Великой Отечественной войны и завершения художественно-монументальных работ по комплексу памятника Победы.

Сама же концепция была утверждена министром культуры Российской Федерации 14 января 1993 г., и она определяла, что в Мемориальный комплекс Памятника Победы на Поклонной горе «входят Главный монумент Победы, Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и Парк Победы».

Музейной части ансамбля прописано было включать в себя залы Памяти и Славы, художественную галерею, шесть диорам, залы исторической экспозиции, кинолекционный зал, выставочный зал для организации тематических выставок, зал встреч ветеранов и кинозал для показа хроникально-документальных фильмов.

Особое внимание в концепции было уделено военно-исторической экспозиции Музея, включавшей пять разделов: «СССР накануне Великой Отечественной войны в условиях возрастающей опасности фашистской и японской агрессии», «Первый период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.)», «Второй период Великой Отечественной войны (ноябрь 1942 г. – декабрь 1943 г.)», «Третий период Великой Отечественной войны и завершение Второй мировой войны (январь 1944 г. – сентябрь 1945 г.)» и «Историческое значение Победы над германским фашизмом и японским милитаризмом».

В феврале 1994 г. Министерством культуры Российской Федерации был утвержден первый Устав Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и отменено Положение о Музее 1986 года.

В Уставе Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. от 15 февраля 1994 г. были несколько подкорректированы направления деятельности музея. Их по-прежнему осталось четыре, но теперь они, в основном, назывались несколько иначе: научно-исследовательская (вместо научной деятельности в Положении 1986 г.), фондовая (вместо научно-фондовой работы), экспозиционная (вместо научно-экспозиционной работы в документе 1986 г.) и научно-просветительная работа (осталась, как и прописывалась в Положении) на основе методологии и достижений военно-исторической науки, искусствоведения и музееведения.

Необходимо отметить, что непосредственная подготовка к открытию Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. началась в 1993–1994 гг., когда в музее были созданы временные историко-художественные экспозиции, которые впоследствии послужили прообразом будущих стационарных экспозиций.

В декабре 1993 г. московским правительством было принято решение о создании в составе мемориального комплекса памятника Победы на Поклонной горе выставок военной техники и инженерно-фортификационных сооружений. «В соответствии с совместным распоряжением мэра Москвы, министров культуры и туризма и обороны России от 26.06.92 № 171-РМ 187-01-51/4-20 – 156/9/1224 … 1. Обеспечить создание выставок в составе мемориального комплекса памятника Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. на Поклонной горе в сроки, соответствующие утвержденным пусковым этапам строительства: выставки инженерно-фортификационных сооружений в апреле 1994 г., выставки военной техники в полном объеме – в IV квартале 1994 г.», – отмечалось в документе правительства Москвы.

Сроки окончательного ввода в строй музея продолжали затягиваться, что привело к появлению нового приказа Министерства культуры от 9 марта 1994 г. «О создании мемориального комплекса на Поклонной горе к 9 мая 1994 г.», который был окончательно выполнен только спустя год после указанного в нем срока.

В итоге первый период создания и развития Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. продолжался с 4 марта 1986 г. (издание приказа Министерства культуры СССР «О создании Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.») по 9 мая 1995 г. и оказал основополагающее влияние на дальнейшее развитие Музея.

Торжественное открытие музея состоялось 9 мая 1995 г. И сразу после открытия Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. среди сотрудников музея была развернута большая научно-методическая работа, заключавшаяся в разработке методик проведения экскурсий с различными категориями посетителей, массовых мероприятий, лекционных занятий, экскурсий для иностранных посетителей, проводились различного рода мероприятия на площадках боевой техники.

10 мая 1995 г. в свет вышло распоряжение Правительства Российской Федерации, которое утвердило акт Государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию значительного строительства и констатировало тот факт, что: «Государственной приемочной комиссией, образованной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 1391-р, произведена приемка в эксплуатацию мемориального комплекса памятника Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов на Поклонной горе в г. Москве».

В июле 1998 г. заместитель министра культуры Российской Федерации В.П. Демин, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством учредительных документов Музея, подписал приказ об утверждении нового Устава Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и об отмене приказа Министерства культуры Российской Федерации от 15 февраля 1994 г. № 779 по утверждению первого Устава ЦМ ВОВ.

В новом Уставе вновь было подтверждено, что: «Музей находится в ведении Министерства культуры и является центральным научно-методическим учреждением по проблемам Великой Отечественной войны. Он рассчитан на массового посетителя». Музей стал участвовать в качестве коллективного члена Международного Совета музеев, в работе его Российского комитета и Международной ассоциации музеев оружия и военной истории.

Ныне действующий Устав музея образца 2006 г. с внесенными в него изменениями от 30 июня 2009 г. полностью соответствовал Федеральному закону № 54-ФЗ 1996 г. с внесенными в него изменениями и дополнениями, и целями деятельности музея являлись: «хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций; осуществление просветительской и образовательной деятельности». В настоящее время ведется работа по внесению в Устав музея изменений в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2011 г.

Третью группу источников представляют собой внутримузейные документы, которые регламентируют и определяют ежедневную, в творческом отношении насыщенную деятельность музея. К ним относятся приказы, приказания, распоряжение, планы работ и мероприятий, справки и справочные материалы по соответствующим проводимым мероприятиям, и другие документы внутримузейной деятельности учреждения.

Среди источников особое место занимают Федеральные законы Российской Федерации, которые определяют деятельность музеев у нас в стране и представляют собой четвертую группу источниковой базы исследования.

Первый такой закон в Российской Федерации появился в мае 1996 г. Федеральный закон (ФЗ) от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», определил особенности правового положения Музейного фонда и специфику создания и правового положения музеев в Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г.: «Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера».

Необходимо отметить, что данный ФЗ отрегулировал и конкретизировал деятельность музеев в рамках правового поля Российской Федерации и ввел, для целей настоящего Федерального закона, основные термины, такие как «культурные ценности», «музейный предмет», «музейная коллекция», «музейный фонд», «музей», «хранение» и «публикация».

После опубликования нового ФЗ – № 19-ФЗ от 23 февраля 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» цели, стоящие перед музеями нашей страны, несколько изменились. Теперь таких целей стало пять и они изложены в федеральном законодательстве следующим образом: «Целями создания музеев в Российской Федерации являются: осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности; хранение музейных предметов и музейных коллекций; выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучение музейных предметов и музейных коллекций; публикация музейных предметов и музейных коллекций».

В настоящее время, в год 25-летия образования Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., сотрудники музея активно включились в выполнение Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и подготовку к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.


SOURCE BASE STUDIES MUSEUM ACTIVITIES: ON EXAMPLE OF CENTRAL MUSEUM WORLD WAR II


Аннотация / Annotation

В статье представлен анализ и дана характеристика источников по истории создания, становления и дальнейшего развития Центрального музея Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Основное внимание уделено источникам, отражающим практическую деятельность музея.

The article presents an analysis and a brief description of sources on the history of the creation, establishment and further development of the Central Museum of the Great Patriotic War of 1941-1945. The focus of the material-le paid sources, reflecting the practice of the museum.

Ключевые слова / Keywords

Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., источниковая база исследования, Мемориальный комплекс Победы. Central Museum of the Great Patriotic War of 1941-1945, Source base of the study, Victory Memorial Complex.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.