Выбор читателей:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

News image

А. В. Антощенко, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Aleksandr V. Antoshchenko, Petrozavodsk ...

«СЕКРЕТНЫЕ АРХИВЫ ВАТИКАНА»: РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЫСТАВКЕ «LUX IN ARCANA» В РИМЕ В 2012 г.

Печать PDF











В 2012 г. в Музее Капитолия в Риме проходила выставка «Lux in arcana - Секретные архивы Ватикана». Идея выставки принадлежала Его Святейшеству Римскому папе Бенедикту XVI, а ее спонсорами стали такие крупные кампании, как EMC и BNP Parisbas. Около сотни документов за 12 веков расположились в 12 залах на трех этажах. В сценографии выставки, в подборе экспонатов и концепции веб-сайта отчетливо просматривалась возникшая в Италии в эпоху Возрождения традиция «собирания редкостей», любования необычным и исключительным в ущерб отражению общих закономерностей. Организаторам выставки удалось создать атмосферу тайны, ведь в выставочных залах царил таинственный полумрак, необходимый для обеспечения сохранности экспонатов исключительной древности и ценности. Освещение витрин редко доходило до 30 люкс, а температура не превышала 18ºС. Но если на других постоянных и временных экспозициях (например, музеи Орсэ и Шантильи во Франции) полумрак мешает воспринимать экспонаты, то здесь он выставляет их в самом выгодном свете. Музеография, удачно сочетающая защиту документов с эстетическим и эмоциональным фоном их восприятия стала самой крупной удачей организаторов выставки. Выбранные экспонаты – действительно «редкости», о чем свидетельствует сайт выставки (http://www.luxinarcana.org/), где очень качественные изображения сопровождает текст на английском и итальянском языках.



В первом зале, названном «Хранители памяти», представлены престижные дипломатические документы об успехах христианизации Африки и Азии, в том числе письмо последней императрицы южной династии Мин Елены Ван папе Иннокентию X (1650 г.) и письмо японского императора Хирохито папе Пию XII.

Очень интересны документы о борьбе с Реформацией и инакомыслием: ватиканский экземпляр Либер Диурнус, эдикт Карла V против Лютера (8 марта 1521 г.), папская булла с восковой печатью на шнуре, канонизирующая Франческо Савиера. Вызывает восхищение прекрасно сохранившееся письмо членов английского Парламента папе Клементу VII c просьбой разрешить развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской, крепленное 81 красной восковой висячей печатью, ни одна из которых не повреждена. С ним соседствует переплетенный оригинал судебного процесса над Г. Галилеем, открытый на странице вынесенного в его отношении 22 июня 1633 г. приговора. Выбор этого документа для выставки можно лишь приветствовать в свете попыток манипуляции историей взаимоотношений обскурантистских сил в католической церкви и ученых-естествоиспытателей, воплощенных в небольшой выставке в римской церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, где на мраморном полу выложен проходящий через Рим меридиан.

Обширна подборка документов об отношениях пап с музыкантами и художниками Европы подтверждает большой вклад Святого престола в развитие искусства: переписка с Моцартом, Бернини, Микеланджело, счета за оплату мрамора, из которого делались известные скульптуры святых.



Следующий зал «Тиара и корона» посвящен папской дипломатии. Золотыми буквами на красном пергамене изложены привилегии, данные Святому Престолу императором Оттоном I 13 февраля 962 г. Рядом с ними можно увидеть Кодекс законов, принятый при Григории VII - Dictatus papae, булла Unam sanctum (1302 г.), обосновывающая необходимость подчинения светской власти Римскому папе.

Приятно поражает, что организаторы выставки показали публике не только одну из самых известных в мировой истории фальсификаций: разоблаченный в XV в. Константинов дар, но и подлинные документы, отражающие снижение влияния папства на мировой арене в новое время – капитуляцию Папской области, подписанную Пием IX 20 сентября 1870 г., когда, во время Первого Ватиканского собора войска Итальянского королевства взяли Рим, завершив объединение Италии, а также карту с новыми границами государства Ватикан по Латеранскому конкордату с Италией от 11 февраля 1929 г.

Особое место среди этих экспонатов занимает Конкордат с Францией (21 фрюктидора VIг. / 8 сентября 1801 г.), поскольку помимо политических, он имел и архивные последствия. Согласно «Систематической таблице» Генерального хранителя архивов Франции П. Дону, данные из которой приводит французский историк Л. Фавье, во Францию из Ватикана было вывезено 360 коробок и еще 450 портфелей с хартиями, 8 коллекций папских булл за периоды правления пап с Жана VIII до Пия VI, 4 200 коробок документов об управлении Папской областью, 7 800 документов нунциатуры, 2 450 дел Государственного секретариата, 8 700 коробок с архивами папской канцелярии, 4 250 связок документов церковного суда и еще 5 900 связок различных папских судов, 3 650 коробок архивов Тридентского собора (1545 г.), 2 690 связок и рукописей Конгрегации пропаганды, 7 500 коробок и переплетов Инквизиции, 22 000 дел Конгрегации епископов, 5 900 связок документов из Конгрегации ритуалов и 7 300 коробок документов управленческих архивов.



Массу захваченных источников сопровождали 2 200 элементов НСА: описи, таблицы и репертории. И сейчас в Национальном архиве Франции можно ознакомиться с частью архивов Святого престола, захваченных при Наполеоне. Возможно, что вывоз архивов Ватикана преследовал не только цели лишить это маленькое, но сильное государство его идентичности. Некоторые историки считают, что 5 февраля 1810 г. уже отлученный от церкви Пием VII Наполеон I приехал во дворец Субиз не только убедиться, что ветхое старинное здание сможет принять архивы из нескольких стран Европы, но и лично прочесть текст отлучения.

По свидетельству Тальяндье, которое приводит Л. Фавье, Наполеон приехал одетый в гражданское, в простой двухместной коляске без эскорта, в сопровождении одного лишь верного Дюрока. Когда визитеры пожелали видеть Генерального хранителя архивов Империи, сотрудник просто указал им на дом П. Дону, и лишь когда Дюрок расстегнул сюртук для верховой езды, под которым были ордена, сотрудники поняли, кто перед ними и побежали за П. Дону. Неизвестно, прочел ли Наполеон отлучавшую его буллу в этот или в следующий визит, но несговорчивый П. Дону, бывший одним из пяти членов Директории, когда-то открывшей генералу Бонапарту путь в политику, получил после этого визита орден Почетного Легиона. Философ и атеист, презиравший земную славу, он уже два раза отказался от этой награды из рук императора, но в третий раз принял, вняв уговорам сотрудников не навлекать своим отказом беды на архив, остро нуждавшийся в новых помещениях.

Дворец для архивов так и не был построен, а военные поражения не позволили Франции сохранить свезенные со всей Европы архивы. Когда, после 100 дней и Ватерлоо коалиция потребовала, чтобы Франция вернула культурные ценности, захваченные во время наполеоновских войн и оставленные Бурбонам в 1814 г., представители Святого Престола забрали большинство архивов, но оставили небольшую часть, которую они посчитали, как пишет Л. Фавье, «малоинтересной и плохо сохранившейся.

Организаторы выставки настаивают, что эти архивы остались в Париже, потому что новые власти Франции чинили препятствия в выявлении перемещенных документов. Но, так или иначе, в 1901 г. эти фонды были включены в серию «L». Примечательно, что в 1920 г., когда Франция восстанавливала с Ватиканом дипломатические отношения, Святой Престол попросил вернуть оставленные в 1816 г. документы, апеллируя к их «несомненному историческому интересу». Франция согласилась, но попросила в обмен предоставить несколько документов, касающихся исключительно ее истории из архива Ватикана, после чего переговоры были прерваны.

Таким образом, Национальный архив Франции сохранил описи, составленные для перемещенных архивов Ватикана в 1810-1816 гг., коллекцию папских булл, составленную в 1798-1799 гг., а также некоторые налоговые документы города Рима и планы аббатства Беневан. Этот эпизод переговоров о реституции примечателен по двум причинам. Во-первых, он показал, что Ватикан, как и любой фондообразователь, постепенно переоценивает свои исторические архивы: казавшиеся малоценными в начале XIX в., они приобрели несомненный исторический интерес всего через 100 лет. Во-вторых, он подтвердил охранительный характер концепции национального достояния во французском архивоведении: даже элемент чужого национального достояния, временно присоединенный к совокупности источников по истории Франции, расценивается как ее национальное достояние.

Этот пример из истории использования и реституции архивов Ватикана подтверждает их политическое значение. Недаром организаторы выставки «Секретные архивы Ватикана» посвятили механизмам политического воздействия Папства на светскую власть целый зал, озаглавленный «Святые, королевы и придворные». Здесь можно увидеть буллы папы Александра VI, закреплявшие Тордесильясский договор (7 июня 1494 г.) разграничивший испанские и португальские владения в новом свете, документы с ощутимыми до сих пор геополитическими последствиями. Очень интересна и экспонированная переписка: одно из писем (6 февраля 1577 г.) Терезы Авильской отцу Амброзио Мариано де Сан Бенито, бывшему рыцарю и отшельнику с предложениями о том, как усилить пантеон католических святых и скромной подписью «Тереза Иисусова»; письма принявшей католичество и похороненной в соборе Святого Петра в Риме шведской королевы Кристины, письма Бернадетты Субиру папе Пию IX о явлении Богородицы в Лурде (Франция). Особенно впечатляет написанное 23 февраля 1586 г. нервным мелким почерком последнее письмо Марии Стюарт папе Сиксту V, в котором она сообщает ему о смертном приговоре и просит молиться за нее.

Четвертый зал выставки «Еретики, крестоносцы и рыцари» оформлен в черных тонах с изображением отблесков пламени на стенах. В центре зала помещен огромный сверток процесса Тамплиеров длиной 30 прогонных метров, склеенный из 231 протокола со свидетельскими показаниями, собранными с 12 ноября 1309 г. по 5 июня 1311 г. Этот уникальный документ был предоставлен Древней Секцией Национального архива Франции. По стенам зала размещены: булла Льва X «Decet Romanum Pontificem», которой был отлучен от церкви М. Лютер, документы о создании Святой Лиги против турок (25.05.1571 г.) и несколько документов из процессов Инквизиции. Книга присяги судей высшего суда Римско-католической церкви (Rota) за 1508-1609 гг. поражает великолепными миниатюрами.

Отдельный зал посвящен отношениям Святого престола с «учеными, философами и изобретателями». Здесь соседствует письмо Эразма Роттердамского Маттео Гиберти (09.05.1524 г.), петиция астрономов в защиту Н. Коперника (01.07.1542 г.), переплетенная вместе с документами процесса, осуждающего его гелиоцентрическую теорию. К сожалению, Католическая церковь, продержавшая Д. Бруно семь лет в тюрьме, где он подвергался издевательствам сокамерников – ревностных католиков и приговорившая его к смерти, утратила все документы его очень долгого судебного процесса.



Заключительные залы выставки посвящены периоду Второй мировой войны, но посетителя, стремящегося узнать нечто новое о политической позиции Ватикана в это сложное время, ждет разочарование. Несколько документов косвенно подтверждают, что руководство Ватикана было в значительной степени информировано о нацистских преступлениях против человечности: составленный священником Зальцбургского диоцеза и Коммандо 44 список священников, заключенных Дахау в 1942-1945 гг. и отчеты нунциев о посещении лагерей. Наибольший интерес из всех экспонированных документов этого периода представляет переписка пап с частными лицами: письма польских военнопленных папе Пию XII, письмо ему верующего итальянца о массовом убийстве мирных граждан и пленных партизан в Адреатинских пещерах 24 марта 1944 г. Удивляет, почему был отобран для экспозиции такой малозначительный документ как доклад жандармов Папе о воздушном рейде над Ватиканом летом 1943 г. Разрыв между значительной ролью Ватикана в 1939-1945 гг. и банальностью и неинформативностью экспонированных источников этого периода подтверждает наличие проблем во введении в научный оборот и использовании архивов Ватикана.

Несколько стендов посвящено архивной службе Ватикана. По приведенным на выставке данным архивы Ватикана хранят 85 прогонных км документов, причем 2,5 млн из них оцифрованы, что составляет 48 тетрабайтов.

Хотя организаторы сообщили посетителям совершенно верную информацию о том, что «работой архивиста является составление описей», они, к сожалению, не отобрали для показа публике ни один экземпляр научно-справочного аппарата архивов Средневековья или нового времени, не говоря о современных базах данных к оцифрованным документам. Зато действительно интересными оказались фотографии, сделанные в архивной школе Ватикана (Scuola Vaticane de Paleographita, Diplomatica et Archivistica). Судя по выставленным в музее экземплярам документов, в этом учебном заведении накоплен огромный опыт реставрации бумаги и пергамена с самыми различными повреждениями (сырость, грибок, истончение волокон).

В частности, посетители могли убедиться в прекрасной сохранности самого тяжелого архивного документа в мире: генерального баланса за 1748-1755 гг. из финансовых архивов Боргезе. Этот документ представляет собой кодекс объемом 1057 страниц, размером 57 на 43 см. и весом 67 кг. Специалисты Ватикана прекрасно справляются с хранением и реставрацией висячих восковых и свинцовых печатей, которые, в силу наличия материалов, требующих сложно совместимых между собой условий хранения, стали настоящей головоломкой для реставраторов.

Прежде чем говорить об использовании архивов Ватикана в связи с этой уникальной выставкой, напомним несколько дат. Именно в Ватикане в 1612 г. был создан первый в Европе «секретный» архив (Archivio Segreto Vaticano). Организаторы выставки объясняют, что архив Ватикана назвали «секретным», чтобы подчеркнуть, что это личный (от латинского «secretum» - личная печать у древних римлян, но также и «уединенное место» и «тайна») архив Папы. Представляется, что если рассматривать Папство как учреждение, то и центральный архив Святого престола – это не частный архив, не совокупность личных фондов разных лиц, занимавших папский трон, а совокупность служебных архивов высших чиновников государства Ватикан, исполнявших обязанности Римских Пап.



А по поводу термина «секретный» в названии архива, ставшего большим новшеством в 1612 г., видный исследователь доступа к архивам Ш. Кечкемети предложил классическое объяснение, связанное именно с секретностью как с формой защиты очень важной информации. Но он считает, что в XVII-XVIII вв. секретность государственных архивов, была закономерна, ибо государственная власть использовала их как свои арсеналы и не нуждалась в эрудитах и историках. В эту эпоху архивы хранились в неприступном замке Святого Ангела, где до сих пор можно видеть массивные сундуки, куда они были упрятаны.

Все изменилось, когда растущие национальные государства захотели иметь свою историографию: после небольшого периода избирательной открытости архивы Европейских стран создают первые регламенты использования документов в последней четверти XIX в. И архивы Ватикана также имели шанс стать «лабораториями истории»: Папа Пий IX провозгласил в 1877 г. открытие архивов Ватикана, что стало причиной создания в Риме французских и немецких центров по изучению церковной истории, а папа Лев III с 1881 г. действительно открыл их для исследователей.

К сожалению, систематического рассекречивания и введения в научный оборот значительных совокупностей документов Ватикан не проводит. До сих пор Римские папы лично решают, какие архивы будут доступны исследователям. Залы прошедшей в 2012 г. выставки наглядно проиллюстрировали ту политику псевдооткрытости, которую проводит Ватикан: ни штатное расписание их архивной службы, ни ссылки на мировую практику и нормы международного архивного права не убеждают посетителей в том, что самое маленькое в мире, но значительное в политическом отношении государство осуществляет рассекречивание, отвечающее запросам гражданского общества и профессионального сообщества историков.

Доступ, предоставленный отдельным историкам к важным для изучения национальных церквей, но второстепенным для истории Святого Престола документам, не позволяет считать, что архивы Ватикана действительно открыты хотя бы в такой же степени, как политические архивы крупных западноевропейских держав. Не архивные источники, а отсутствие доступа к ним являются инструментом создания официальной современной истории Ватикана. Зал, где выставлены источники по истории Второй мировой войны, убеждает, что процесс рассекречивания идет не как самостоятельная программа, а как случайная последовательность реакций на постулаты по истории Римской апостольской католической церкви, сформулированные светскими историками и не устраивающие Святой престол. Французский генеалог Флоранс Абюзен-Хазан считает, что масштабные инвестиции последних лет в оцифрование являются первым шагом к планомерному открытию архивов Ватикана для исследователей.То, что Римская церковь желает сама писать свою историю правомерно и заслуживает поощрения. Остается надеяться, что эта история будет создаваться на основе источников, доступных широкому кругу историков, а не только официальным историкам Католической церкви.

Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.



Aннотация / Annotation

Статья посвящена проходившей в Риме в феврале-сентябре 2012 г. выставке архивов Ватикана «Lux in arcana» и рассматривает проблемы реституции, рассекречивания и использования архивов Святого Престола.

This article deals with Vatican’s archives exhibition «Lux in arcana» which took place in Rome between February and September 2012. It analyses the restitution, the declassification and the use of Holy See’s archives in research activities.

Prozorova Victoria Borissovna. «Lux in arcana» The Vatican secret archives reveal themselves : some reflections about the exhibition.

Ключевые слова / Keywords

Секретные архивы Ватикана, источники, международные архивные споры, архивная реституция, Римская католическая церковь, Наполеон I. Vatican secret archives, archival claims, archival restitution, Roman Catholic Church, Napoleon I.

Прозорова Виктория Борисовна

Кандидат исторических наук, руководитель представительства журнала «Вестник архивиста» в Европе / PhD in history, Head of mission of the magazine « Herald of archivist » in Europe

Контактные данные автора / Contact details:

Прозорова В. тел во Франции +33 6 77 44 28 22 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Prozorova V. french mobile phone +33 6 77 44 28 22 e mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript