Выбор читателей:

«ГАЛИНА ХОЛОПЦЕВА: СУДЬБА МОЯ – ТЕАТР!». МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ ИЗДАНИЕ К ЮБИЛЕЮ НАРОДНОЙ АРТИСТКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, АКТРИСЫ Г. А. ХОЛОПЦЕВОЙ

News image

В рамках мероприятий Года театра в России архивисты БУ «Государственная киностудия «Чувашкино» и архив электронной документации» Минкультуры Чувашии выпустили в св...

СТАНОВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФОНДОВ АРХИВА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО (ЦПКиО ИМ. М. ГОРЬКОГО)

News image

А.Ю. Голбин Москва СТАНОВЛЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФОНДОВ АРХИВА ЦЕНТРАЛЬНОГО ПАРКА КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО (ЦПКиО ИМ. М. ГОРЬКОГО) В статье проводится ...

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 1918-1941 ГГ.

News image

Д.Е. Проноза г. Владикавказ АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В 1918-1941 ГГ. В работе проводится источниковедческий анализ кинодокументов по истории народов ...

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ ВСХВ–ВДНХ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-АРХИВОВЕДЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

Печать PDF

О.А. Григорошенко

Московская область

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСПОЗИЦИИ ВСХВ–ВДНХ КАК ОБЪЕКТ ИСТОРИКО-АРХИВОВЕДЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

В статье проведен анализ изобразительных документов, посвященных этапам строительства, создания и оформления экспозиций ВСХВ–ВДНХ, проведению различных мероприятий, проходивших на выставке.

Ключевые слова: изобразительные документы, история, ВСХВ, ВДНХ, РГАКФД

Прообразом ВСХВ была Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка – выставка единоличной деревни, проходившая на территории нынешнего Парка им. Горького в 1923 г. Выставка была единоразовой, какой сначала предполагалась и ВСХВ.

Решение же организовать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку было принято 17 февраля 1935 г. на II Всесоюзном съезде колхозников-ударников. Народный комиссар земледелия СССР М.А. Чернов в своем докладе «О работе Комиссии по примерному уставу сельскохозяйственной артели» озвучил предложение членов Съезда о создании выставки: «организовать в 1937 г. в Москве Всесоюзную сельскохозяйственную выставку с тем, чтобы в дальнейшем территорию, помещения и оборудование этой выставки использовать для построения Всесоюзного дома колхозов» . В этом докладе указывается и непосредственная цель участия в выставке – стимулирование производительности труда колхозов и совхозов, выход на новый уровень производства за право участвовать в выставке, имеющей величайшее значение для общества и страны. Необходимо было продемонстрировать успехи социалистического сельского хозяйства и промышленности: «Выставка должна показать, как большевики превратили старую, убогую царскую деревню в цветущую, советскую колхозную деревню» , показать, как изменились условия жизни и труда при советском правительстве: «Партия и правительство дали каждому нашему колхозу все, чтобы это право можно было завоевать» . В августе 1935 г. для руководства строительством и организацией ВСХВ был создан специальный Выставочный Комитет, председателем которого стал народный комиссар земледелия СССР М. А Чернов.

Будущую выставку было решено построить на месте останкинских болот. Генеральный план выставки разрабатывался архитектором В. К. Олтаржевским, который выиграл конкурс проектов, предоставленных рядом архитектурных мастерских Моссовета и Всесоюзной академией архитектуры в 1937 г. Работа шла при участии архитекторов Р. П. Подольского, Н. В. Алексеева, студентов А.Б. Борецкого и Д.Г. Олтаржевского.

Изначально открытие ВСХВ планировалось на 1 августа 1937 г., в честь двадцатой годовщины Октябрьской революции. Работы по строительству выставки начались со второй половины 1935 г. Продолжительность показа экспозиций и существования павильонов была установлена в сто дней. Павильоны предполагалось построить временным, деревянными, одноэтажными, возведенными из специально разработанных стандартных элементов, которые могли бы впоследствии послужить образцами для массового строительства на селе . К июлю 1937 г. уже было возведено некоторое количество павильонов, однако из-за прений между организаторами и правительством к сроку построить выставку полностью не удалось, и открытие перенесли на 1 августа 1938 г.. Основной причиной тому стала жестокая критика работы главного архитектора, в результате чего все павильоны пришлось сносить или перестраивать. После постройки павильонов из камня и кирпича срок службы зданий был продлен до пяти лет. Однако в 1937 г. народный комиссар земледелия М. А. Чернов был расстрелян по делу «Антисоветского правотроцкистского блока», а главный архитектор выставки В. К. Олтаржевский был отстранен от работы, репрессирован и сослан в Воркуту по причине того, что «из-за имевшегося на выставке вредительства ее строительство было проведено без продуманного генерального плана» , поэтому открытие было снова перенесено на 1 августа 1939 г..

Главным архитектором ВСХВ теперь был назначен С. Е. Чернышев, а директором выставки был назначен академик Н. В. Цицин. В создании павильонов ВСХВ принимали участие около двух тысяч специалистов разного профиля: ведущие советские архитекторы (К. С. Алабян, А. В. Власов, А. Ф. Жуков, С. Н. Полупанов, Д. Н. Чечулин, А. В. Щуко и другие), скульпторы, художники, а также другие профессионалы и народные мастера.

Процесс строительства ВСХВ достаточно полно отражен в фотодокументах РГАКФД. В фонде выставки автором данной дипломной работы было отобрано около 70 единиц хранения фотодокументов 1936-1940 годов, на которых изображены следующие темы:

1. Строительство павильонов и других зданий выставки

В эту группу входит комплекс фотографий, на которых изображены общие виды на строительство павильонов и других объектов на территории выставки, а также строители и организаторы за работой по устройству ВСХВ. На данных фотодокументах мы можем наблюдать процесс строительства некоторых павильонов, часть из которых сохранились на территории выставки и сейчас, чем они особенно интересны. Среди этого комплекса фотодокументов есть как общие виды на строительство ВСХВ , отражающие всю масштабность процесса, так и виды на строительство конкретных павильонов. К примеру: общий вид на строительство Главного павильона ; общий вид на строительство Украинского павильона (авт. Великжанин) ; вид на строительство павильона Узбекской ССР (авт. Кубеев) , общий вид строительства уголка животноводства ; внешний вид строящегося здания Управления ВСХВ (авт. Фишман) ; отделка летнего кафе (авт. Чернов) ; отделка чайханы павильона Узбекской ССР (авт. Фишман). Таким образом, изучая эти фотографии, исследователь становится свидетелем создания архитектурных объектов, большинство из которых, к сожалению, уже утрачены. Эти снимки представляют большой интерес особенно в настоящее время, когда на ВДНХ проводится масштабная реконструкция павильонов.

Строители и организаторы за работой представлены на нескольких фотодокументах, таких как, например, снимок группы строителей, осматривающих макет павильона «Свекла» (авт. Кислов) или снимок стахановца-плотника М.В. Панфилова-члена комсомольско-молодежной бригады строителей выставки, ведущей монтаж 26-метровой башни на павильоне Казахской ССР . На данных фотографиях передается настроение, мы видим весь энтузиазм, с которым советских народ строил выставку.

2. Работа художников и архитекторов по оформлению выставки

Фотодокументы, показывающие работу художников и архитекторов по оформлению выставки, считаются автором данной работы особенно ценными, так как отражают вклад конкретных людей – профессионалов в своей области – в создание выставки. Так как оформление павильонов производилось в национальных мотивах, немаловажно, что изготовлением художественных деталей и росписью занимались именно люди из страны, которой был посвящен тот или иной павильон. «Азербайджанские, узбекские, башкирские резчики присылали сюда свои лучшие работы. Красноярские и омские колхозницы вышили мешки, в которые засыпали экспонируемое зерно. Залы павильонов украшали кубачинские граверы из Дагестана, мастера художественного литья из уральского города Касли, художники Мстеры, Хохломы, Палеха. Ковры, гобелены, шелковые панно были присланы из Средней Азии. Народные умельцы специально для Выставки изготовили прекрасные образцы художественных тканей, посуды, мозаики, чеканки» .

Главный художник ВСХВ 1939 г. Л. Лисицкий в записке «К вопросу о внутреннем оформлении павильонов ВСХВ» писал: «Войдя в павильон, нужно сразу почувствовать себя в данной национальной среде» . Надо сказать, что оформителям выставки это удалось в полной мере. Это отлично видно на архивных фотографиях, на которых изображены художники, архитекторы, скульпторы и другие специалисты за работой по оформлению выставки. Это, к примеру, резчик по дереву С. Ислаимов, который изготавливает канитель колонны Среднеазиатского павильона (авт. М. Пенсон) ; художники В. Исаев и А. Касунджанов, расписывающие крыло главного входа в павильон Узбекской СССР (авт. Чернов) ; скульптор М. Радищев за работой над гербом СССР (авт. Грибовский) ; изготовление витражей для залов павильона Дальневосточного края (авт. Грибовский) . В этой группе представлены не только фотодокументы, на которых изображены специалисты за работой, но и на официальных мероприятиях, например, снимок, на котором мы можем видеть группу награжденных организаторов, строителей и оформителей ВСХВ (авт. Чернов) .

3. Внутреннее оформление павильонов во время строительства

Внутреннее оформление павильонов во время строительства ВСХВ на фотодокументах РГАКФД представлено не так хорошо, как внешнее, однако оно также немаловажно для изучения, т.к. в той же мере отражает процесс создания выставки. На этих фотографиях, к примеру, представлены оформление зала павильона «Зерно», проводящееся во время строительства ВСХВ (авт. Великжанин) . На этом снимке мы можем видеть типичное оформление стенда, посвященного выращиванию зерновых культур: снопы злаков, плакаты, фотографии передовиков и схемы. Примером фотодокумента из этой группы также может послужить фотография художника-монтажиста павильона Белорусской ССР В.Д. Зеленяева, оформляющего стенд в одном из залов (авт. Алексеев) .

4. Подготовка хозяйственных участков выставки

Данная группа фотографий, хоть и представлена немногочисленными снимками, также довольно интересна, т.к. отражает процесс устройства ландшафта и экспонатных участков выставки. После распада СССР почти все теплицы, оранжереи и экспонатные участки исчезли с территории выставки. В настоящее время проводится облагораживание территории выставки, поэтому эти фотодокументы также очень ценны. На представленных в этой группе фотодокументах мы можем видеть, к примеру, как проводилось утепление деревьев на плодовом участке (авт. Грибовский) , работницу павильона субтропических культур Е. Панову за поливкой растений в теплице при павильоне (авт. Грибовский) , академика И. Якушина, старшего агронома М. Харина и техника овощного участка, проверяющих план организации одного из демонстративных участков .

***

Итак, 17 февраля 1939 г. вышло Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП(б) за подписью председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР В.М. Молотова и секретаря Центрального Комитета ВКП(б) И.В. Сталина: «В целях широкого показа достижений колхозов, совхозов, машинотракторных станций, колхозных животноводческих ферм, а также достижений передовиков и организаторов социалистического сельского хозяйства открыть Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку 1-го августа 1939 г.» . Также в постановлении назначалось установить «условия для отбора кандидатов на Всесоюзную Сельскохозяйственную Выставку: колхозов, совхозов, машинотракторных станций, колхозных животноводческих ферм, племенных колхозных и совхозных ферм, селекционных и опытных станций, научно-исследовательских учреждений, по результатам их работы за два г., а именно — за 1937 и 1938 гг., а организаторов и передовиков социалистического сельского хозяйства по результатам их работы за последний год, а именно — за 1938 год» .

Надо заметить, что организаторы ВСХВ не ожидали такой популярности только готовящейся к открытию выставки. На право участвовать в ВСХВ боролись миллионы колхозников и рабочих совхозов, агрономов, механизаторов, зоотехников. Выставочный комитет получил около 250 тыс. заявок на участие . В последующие г. количество участников, желающих экспонироваться на выставке, росло в геометрической прогрессии.

Открытие и начало работы ВСХВ (1939 – 1941 гг.)

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была открыта 1 августа 1939 г., руководил ее открытием председатель Совета народных комиссаров СССР В. М. Молотов. Помимо него в президиум митинга, состоявшегося в честь открытия выставки, входили известные политические и общественные деятели – директор ВСХВ академик Н.В. Цицин, народный комиссар внешней торговли А. И. Микоян, председатель Президиума Верховного Совета РСФСР А.Е. Бадаев, председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР Н.М. Шверник, первый секретарь Московского обкома ВКП(б) А.С. Щербаков и другие. На митинге присутствовало более 10 тысяч человек.

В фонде ВСХВ в РГАКФД хранится несколько фотодокументов с изображенными на них членами президиума митинга (члены президиума митинга в честь открытия выставки на трибуне (авт. Коршунов) ), а также различными мероприятиями в день открытия (например, директор ВСХВ академик Н.В. Цицин открывает павильон «Механизация» (авт. Дорофеев, Марков) ). Также по этой теме представлены фотодокументы с общими видами митинга (посетители идут на митинг, авт. Кинеловский ). Таким образом, посредством изучения данных фотодокументов, мы можем констатировать тот факт, что выставка имела очень большое значение в общественной жизни советского народа, а открытие выставки было одним из ярчайших событий. Однако стоит отметить, что фотодокументы, посвященные открытию выставки в 1939 и в последующих г.х, в РГАКФД хранятся в довольно небольшом количестве по сравнению с остальным пластом фотодокументов по исследуемой теме.

С 1 августа по 25 октября выставку посетило свыше 3,5 миллионов человек. 25 октября 1939 г. председатель главного выставочного комитета народный комиссар земледелия СССР И. А. Бенедиктов на митинге объявляет выставку закрытой. Данный момент мы можем видеть на снимке митинга авт. Иванова . Однако, несмотря на то, что выставка была задумана как разовое мероприятие, в последующем было принято решение продолжить ее работу: «После 85-дневной работы Всесоюзная сельскохозяйственная выставка закончила свою работу с тем, чтобы в 1940 г. вновь широко распахнуть свои двери для новых участников и экскурсантов социалистических полей» .

В 1940 г. ВСХВ проработала пять месяцев, за это время ее посетили 4,5 млн человек. В 1941 г. выставка действовала около месяца. В годы Великой отечественной войны и несколько лет после нее ВСХВ была закрыта.

Распоряжением СНК №5975 от 26 июня 1941 г. «О закрытии Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки» выставка окончила свою работу 1 июля 1941 г. Павильоны были закрыты, экспозицию и библиотеку выставки эвакуировали в Челябинск, отправленные на выставку экспонаты-животные распределялись по окрестным хозяйствам на временное содержание.

Во время войны на территории ВСХВ располагались зенитные установки. Стоит отметить, что за время военных действий ВСХВ ни разу не попала под вражеский удар. Однако война нанесла огромный урон всему СССР: погибло более 26 млн человек, было разрушено более 1700 городов и поселков, сожжено более 70 тыс. деревень и сел. Материальные потери составили около 2600 миллиардов рублей в довоенных ценах . Тем не менее, буквально через пару лет после окончания войны было принято решение возобновить работу выставки.

Послевоенная экспозиция ВСХВ была призвана продемонстрировать, как быстро восстановилось и развилось дальше народное хозяйство под управлением коммунистической партии.

Реконструкция и открытие выставки после войны (1950 – 1954 гг.)

В 1948 г. вышло постановление Совета Министров СССР №3993 от 25 октября 1948 г.: «О возобновлении работы Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки». Совет министров СССР постановил обновить ВСХВ к 1950 г. «в целях широкого показа и внедрения достижения колхозов, совхозов, машинно-тракторных станций, колхозных животноводческих ферм, научных учреждений, лучших районов, областей, краев и республик, а также передовиков и организаторов социалистического сельского хозяйства и всемирного развертывания социалистического соревнования за дальнейший подъем сельского хозяйства» .

Началась реконструкция ВСХВ. Руководил реконструкцией выставки выдающийся советский скульптор-монументалист Е. В. Вучетич и академик архитектуры, профессор А.Ф. Жуков. Последнего мы можем видеть вместе с архитектором Р. Р. Кликсом у макета выставки на фотографии авт. Умнова и Фридланда . Данный фотодокумент помогает узнать, как велась разработка плана и реконструкции выставки.

После реконструкции территория выставки была увеличена со 136 до 207 гектаров. Основа планировки выставки сохранилась, однако она претерпела множество изменений. Перед архитекторами и организаторами была поставлена задача отразить в облике выставки тему победы советского народа в Великой Отечественной войне и быстрое возобновление сельского хозяйства, скачок развития в промышленности.

Во время реконструкции выставки был построен новый центральный вход. Вид нового главного входа можно видеть на нескольких снимках из фонда выставки, например, на снимке авт. Вдовенко . Также были перестроены заново или достроены многие павильоны (Главный павильон, «Механизация»), открылись новые («Физическая культура и спорт», «Центросоюз», многие республиканские павильоны). Площадь Колхозов стала площадью Дружбы народов, площадь Механизации – площадью Промышленности.

Помимо сельскохозяйственной экспозиции, здесь появились 22 павильона и 13 открытых площадок Всесоюзной промышленной выставки (ВПВ). Главной задачей данной выставки была демонстрация и внедрение в производство научно-технического прогресса и передового производственного опыта. За период работы выставки ее посетило около 18 миллионов человек, в том числе 66 тысяч зарубежных гостей. На выставке широко издавалась необходимая специалистам справочная литература, был создан свой фильмофонд научно-технических и документальных фильмов .

Главным символом обновленной выставки стал фонтан «Золотой сноп», он же в последующем времени фонтан «Дружба народов», в котором в образах 16 сестер-колхозниц были увековечены все 16 республик СССР. Однако вскоре Карело-финская ССР была упразднена, и его изначальный идеологический смысл был потерян.

Фактически удалось возобновить работу выставки только к 1954 г. Открытие выставки состоялось 1 августа. Это событие можно увидеть на многочисленных фотодокументах фонда выставки в РГАКФД: это фотографии митинга в честь открытия (авт. Грановский) , президиума митинга в лице новатора колхозного производства П.А. Малининой, первого секретаря Московского обкома КПСС И.В. Капитонова, кандидата в члены Президиума ЦК КПСС Н. И. Шверника, директора выставки Н. В. Цицина (авт. Латынов) и других видных людей: это министры, мастера социалистического земледелия, ученые, гости из других стран. Снимок авт. Савостьянова зафиксировал момент выступления председателя главного комитета ВСХВ, министра сельского хозяйства И. А. Бенедиктова , а авт. Великжанина – момент разрезания И.А. Бенедиктовым ленточки в день открытия . Многотысячный митинг, посвященный открытию выставки, также зафиксирован на данных фотодокументах. Таким образом, можно сделать вывод, что даже после войны участие и посещение ВСХВ было большой честью и радостью для советского народа. Выставка неизменно продолжала свою работу все последующие г. вплоть до распада СССР, и популярность ее не уменьшалась.

Реорганизация и дальнейшая работа ВДНХ (1959 – 1990-е гг.)

В 1959 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 28 мая 1958 г. «Об объединении Всесоюзных промышленной, сельскохозяйственной и строительной выставок в единую Выставку достижений народного хозяйства СССР» вышеупомянутые выставки были объединены под общим названием. Открытие выставки, теперь уже ВДНХ, состоялось 16 июня 1959 г.

В 60-70 гг. работа выставки продолжалась, но выглядела она теперь совсем по-другому. Множество павильонов подверглись переделке или сносу, оформление зданий, вероятно, было призвано визуально отражать эпоху технологического прорыва в СССР, посредством использования новых строительных материалов и архитектурных стилей. Были, если говорить прямо, искажены павильоны Казахской ССР («Металлургия») и Азербайджанской ССР («Вычислительная техника»). К сожалению, единство архитектурного ансамбля выставки было нарушено, была потеряна самобытность каждого из республиканских павильонов. Результат этих перемен можно видеть на фотодокументах этого периода, на которых изображены обновленные павильоны. Например, на снимке авт. Жиганова с общим видом выставки во время открытия ее в 1964 г. В процессе обновления ВДНХ в 60-х-80-х гг. было утрачено очень большое количество павильонов, список которых, к сожалению, пополняется и в 21 веке.

С 1963 г. выставка переходит на производственно-отраслевой принцип организации, согласно постановлению Совета Министров СССР № 452 от 18 апреля 1963 г. «О перестройке работы ВДНХ СССР». Совет Министров постановил: «Показ достижений союзных республик в развитии промышленности, строительства и сельского хозяйства осуществлять в отраслевых павильонах выставки , а показ общих достижений республики в области экономики, повышения благосостояния и культуры народов сосредоточить в Центральном павильоне выставки, упразднив в связи с этим павильоны союзных республик» . По мнению главного инженера ВВЦ А. Г. Егорова, это было не совсем правильным ходом: «При национально-географической организации каждая республика имела свое представительство в Москве, она стремилась сделать своей павильон самым красивым и интересным на выставке, шло социалистическое соревнование между республиками в режиме вечного праздника» . По мнению же организаторов, такое устройство выставки значительно повышало эффективность выставки как школы передового опыта, а также позволяло ускорить внедрение в производство новой техники, современных методов труда.

С этого времени на выставке появились такие павильоны как «Атомная энергия», «Химическая промышленность», «Газовая промышленность», «Вычислительная техника», «Радиоэлектроника», «Металлургия» и другие.

В честь полета первого человека в космос в середине 1960-х гг. перед павильоном «Космос» (бывший павильон «Механизация») установили ракету-носитель «Восток» - копию ракеты Юрия Гагарина. Ее изображение мы можем видеть, например, на снимке авт. Вдовенко . Если ракета поражает воображение и сегодня, то представим, какой она была в глазах прошлых поколений. Положение ракеты периодически изменяли: ставили горизонтально или вертикально. В 1967 г. на территории выставки был заложен парк космонавтов (авт. фото Черединцев) . Таким образом, можно точно сказать, что ВДНХ отражала все этапы развития СССР и незамедлительно реагировала важнейшие события истории нашей страны.

В 80-е гг. выставка не оставалась в стороне от Олимпиады, проходившей в 1980 г. в Москве. Это отлично видно на нескольких фотодокументах из фонда ВДНХ в РГАКФД. На снимках изображены посетители выставки у стенда с макетами олимпийских сооружений (авт. Поддубный) , посетители в павильоне юных натуралистов, рассматривающих Олимпийского Мишку – талисмана Олимпиады-80 (авт. Созинов) , а также посетители павильона «Профессионально-техническое образование», рассматривающие механического «Мишку», сделанного школьниками Каменска-Уральска (авт. Созинов, Морковкин) . Фотодокументов 80-х годов по заявленной теме в РГАКФД хранится очень мало, поэтому по данным фотографиям нельзя полноценно изучать истории выставки в данный период времени. Необходимо выявить данные фотодокументы в других архивохранилищах.

После распада СССР выставка начала приходить в упадок. 23 июня 1992 г. указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства России ВДНХ СССР была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр». Некоторые павильоны снова стали определяться по географическому принципу (Белоруссия (бывший «Электрификация»), Казахстан (бывший «Металлургия»), Азербайджан (бывший «Вычислительная техника»)). С того времени ВВЦ – это совсем не та выставка, что была раньше. И хотя частично ВВЦ проводит мероприятия в виде тематических выставок и ярмарок, множество павильонов было отдано под коммерческую деятельность, а прекрасные архитектурные образцы подвергаются разрушению – как от целенаправленных действий, так и от бездействия владельцев. Несмотря на это, сюда ежегодно приходит более 20 млн человек, и ВВЦ остается одним из любимейших мест для отдыха и развлечения москвичей и гостей столицы. Территория выставки в новом тысячелетии занимает площадь более 230 га, на которых частично остались старые павильоны (46 памятников истории и архитектуры), фонтаны, пруды, аллеи.

Мероприятия, проходившие на выставке

Как уже упоминалось, после реорганизации ВДНХ уже не была только лишь сельскохозяйственной выставкой, основной акцент ставился на развитие промышленности и технологий, а также на международное сотрудничество.

Говоря о международном сотрудничестве и обмену передовым опытом, следует упомянуть, что на территории выставки, помимо экспонирования достижений совхозов и колхозов, проходило множество мероприятий самого разного вида, многие из которых изображены на фотодокументах из фонда выставки в РГАКФД. Это такие события как конференции, различные встречи со специалистами отраслей и знаменитыми людьми, заключения международных договоров, митинги и марши, различные специализированные праздничные дни, выступления творческих коллективов.

Конференции

Фотографии конференций представлены достаточно в малом количестве, однако они являются частью фотодокументов, отображающих деятельность выставки. Примером такого снимка является фото пресс-конференции, посвященной опыту совершенствования профессионально-технического образования в СССР (авт. Бакимов) .

Различные встречи со специалистами отраслей и знаменитыми людьми

Данные фотографии ценны не только тем, что отражают подобный вид проводившихся на выставке мероприятий, но и тем, что на них изображены личности, представляющие интерес для исследователей. Например, на снимке авт. Савостьянова мы можем видеть встречу передовиков животноводства Свердловской области с летчиком-космонавтом, героем СССР, В.В. Терешковой в конференц-зале ВДНХ , а на снимке авт. Соболева – встречу посетителей выставки с финляндскими сторонниками мира, посвященной дружбе народов .

Заключения международных договоров

Заключение международного договора – значимое мероприятие в жизни страны. Тот факт, что часть из них заключались на территории выставки, говорит о том, что ВСХВ-ВДНХ имела не только социально-экономическое, но и политическое значение, способствовала установлению международных связей. Фотодокументы этих мероприятий, таким образом, отображают развитие отношений СССР с различными странами в разных сферах деятельности. Примером является фотография, на которой мы можем видеть момент подписания протокола о сотрудничестве Государственного комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли СССР с комитетом по развитию издательской промышленности и книжной торговли Мексики (авт. Бабанов) .

Митинги и марши

Митинги на территории выставки устраивались не только по случаю открытия или закрытия ВСХВ-ВДНХ. Проводились многочисленные спортивные и социальные марши и митинги, такие как митинг участников «Марша мира-82» , изображенный на нескольких фотодокументах РГАКФД. В качестве примера спортивного мероприятия на выставке можно привести фотографию, на которой изображена колонна физкультурников у памятника Сталину (авт. Марков) . Эта фотография особенно ценна еще и тем, что на ней мы видим монументальную скульптуру вождя, которая, к слову сказать, появляется на фотодокументах фонда выставки не часто.

Различные специализированные праздничные дни

На выставке периодически проводились специализированные праздничные дни, посвященные какой-либо республике, событию и пр. Подобные мероприятия проводятся в России и сейчас, более того, каждый год посвящается какой-либо стране или явлению. Например, 2014 г. объявлен годом культуры в России. В советское время на территории выставки посетители могли стать свидетелями событий, приуроченных, к примеру, к национальному дню Узбекской ССР. Одно из них изображено на фотографии авт. Егорова, где мы можем видеть момент вручения медали первому секретарю Центрального комитета коммунистической партии Узбекской ССР Рафику Нишанову . Еще одним примером может стать снимок, на котором запечатлен концерт композитора Вано Мурадели на дне культуры Молдавской ССР, проходившего в павильоне «Советская культура» . Праздник сельской молодежи, изображенный на фотографии авт. Янкова, отражает политику воспитания государством советской молодежи . Таким образом, можно сказать, что фотодокументы данных мероприятий отражают важные социально-общественные явления в жизни страны.

Выступления творческих коллективов

Выступления творческих коллективов часто проходили в связи с уже упоминаемыми специализированными праздничными днями, а также устраивались республиками в ходе социалистического соревнования. Как уже упоминалось, имея место своего представительства в виде павильона на выставке, каждая республика старалась сделать свою экспозицию самой красивой и интересной, привлекая, в том числе, творческие национальные коллективы. Их мы можем видеть на нескольких фотодокументах архива. Это, к примеру, снимок коллектива художественной самодеятельности дворца культуры Ташкентского текстильного комбината (авт. Вдовенко) .

На территории выставки также проводились различные межотраслевые выставки на разнообразную тематику. Многие из них отображены на фотодокументах фонда выставки в РГАКФД. Это, например, выставка «Служба быта – 81», на снимке с которой представлены макеты зданий, созданные проектно-конструкторскими организациями (авт. фото Созинов, Шогин) или «Хирургия – 71», на котором изображен академик АМН ССР Ф. Г. Углов, представляющий советское медицинское оборудование (авт. фото Семенов) . Довольно интересной была межотраслевая выставка научно-фантастической живописи «Время, пространство, человек», на которой посетители могли увидеть редактора журнала «Техника-молодежи» и космонавта В. Джанибекова (авт. фото Пушкарев, Флис) . Проходили и региональные межотраслевые выставки, к примеру, «Изобретательство и рационализация в Новосибирской области», на которой, как мы можем видеть на одной из фотографий, с докладом выступал секретарь областного комитета Новосибирского КПСС И.А. Миронов .

На данных фотографиях мы видим, как в советское время зарождались межотраслевые выставки, проходившие на ВДНХ. Подобные выставки проходят на территории ВДНХ и в настоящее время: это, к примеру, международная выставка «Цветы/Flowers-2014» или международный салон обеспечения безопасности «Комплексная безопасность-2014».

***

Осмотр выставки входил в обязательную культурную программу визитов в СССР глав зарубежных государств и различных делегаций. Начиная с 60-х гг., ВДНХ посетили особенно много иностранных делегаций, в которые входили президенты, короли, представители различных государственных органов разных стран. Их приезды достаточно полно отражены в фотодокументах, хранящихся в РГАКФД. Здесь мы можем видеть делегацию Социалистической Республики Румыния во главе с генеральным секретарем Румынской Коммунистической Партии, президентом СРР Николае Чаушеску (авт. Метелица, Набатов) , делегацию во главе с членом секретариата национального руководства единой партии социалистической революции Кубы, министром промышленности, майором Эрнесто Гевара (авт. Кошевой) , делегацию во главе с министром революционных вооруженных сил республики Куба Раулем Кастро (авт. Стужин) , делегацию во главе с президентом Объединенной Арабской Республики Гамалем Абдель Насером (авт. Савостьянов) , делегацию во главе с вице-президентом США Ричардом Никсоном (авт. Петров) и многих других. На этих фотодокументах, таким образом, мы можем видеть, какие страны особенно были заинтересованы в обмене с СССР производственным опытом, раз в роли официальных представителей выставку посещали такие высокопоставленные лица.

Конечно, помимо знаменитых посетителей, выставку, посещало огромное количество экскурсантов-работников сельского хозяйства и промышленности из различных областей и республик СССР, а также из-за границы. Для гостей выставки организаторами были разработаны планы изучения ВСХВ с учетом их специальности и места, откуда они приехали. Средний срок пребывания на выставке составлял 5 дней: за это время посетители знакомились с павильоном своей республики или области, изучали интересующую отрасль сельского хозяйства, посещали лекции и консультации от передовиков и специалистов сельского хозяйства и промышленности.

Подобные мероприятия отражены на множестве фотодокументов фонда выставки, например, на снимке авт. Львовского, изображающегодепутата Верховного Совета РСФСР М.Е. Ефремова, делящегося опытом с колхозниками или на снимке авт. Маныча, изображающего героя труда, наладчика Ленинградского завода им. Кирова В. Карасева, демонстрирующего работу фрезы в павильоне «Станкостроение» . С помощью этих фотодокументов мы можем узнать, как еще был организован процесс обмена производственным опытом на выставке.

В фонде выставки в РГАКФД можно найти достаточно много фотодокументов, на которых изображены иностранные и советские делегации и экскурсии у разных павильонов и экспонатов. Это, к примеру: члены делегации Индонезии, осматривающие экспонаты павильона «Электрофикация» (авт. Козлов) ; группа иранских женщин-участниц семинара «Равноправие женщин в СССР», осматривающие растения в оранжерее павильона Грузинской ССР (авт. Евзерихин) ; члены делегации итальянских партизан около действующей модели атомного реактора в павильоне «Атомная энергия в мирных целях» (авт. Преображенский) . К слову, представители зарубежных стран выражали искреннее восхищение увиденным на выставке. Среди фотодокументов советских экскурсантов в качестве примера были взяты снимки, на которых изображены экскурсия колхозников Орловской области (авт. Иванов) , экскурсанты из Винницкой области, которые осматривают посевы кукурузы (авт. Евзерихин) , делегация туркменских хлопкоробов (авт. Великжанин) . Таким образом, можно сделать вывод, что посещение выставки было интересным и значимым событием для работников сельского хозяйства и промышленности со всего мира.