Выбор читателей:

Частные письма сибирских ссыльных о «Туруханском бунте». 1908–1912 гг.

News image

УДК 94(57) Д. А. Бакшт Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, г. Красноярск, Российская Федерация Частные письма сибирских ссыльных о «Туруханском ...

Прошения как источник изучения истории административной высылки в Тверскую губернию в конце XIX – начале XX в. и повседневных практик поднадзорных

News image

УДК 94(47) 083 О. В. Ванюшина Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Российская Федерация Прошения как источник изучения истории административной высылки в Тверскую ...

КРУГЛЫЙ СТОЛ «ЭПОХА IT В АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ» НА 9ОМ IT-ФОРУМЕ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКЕ 6-7 июня 2017 г.

News image

"The epoch of IT in the archival industry: problems of preservation and accessibility of electronic documents" on the 9th IT Fo...

РАСШИРЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЯ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЛЕМИКИ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII вв.

Печать PDF





НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОБРАЩЕНИЙ ПРАВОСЛАВНЫХ ПОЛЕМИСТОВ К СОЧИНЕНИЯМ ПСЕВДО-ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА


В статье предпринята попытка установить связь между процессом расширения спектра идей Псевдо-Дионисия Ареопагита, используемых православными полемистами, и расширением проблемного поля межконфессиональной полемики в конце XVI – первой половине XVII в., а также с событиями, происходившими в религиозной и интеллектуальной жизни того времени. Традиция обращения к Corpus`u Areopagiticum рассмотрена в ее генезисе: от первичных апелляций к сочинениям Псевдо-Дионисия в узловых моментах конфронтации до расширения полемики, которое выразилось в возникновении дискуссий о церковно-богослужебной обрядности.



Наиболее востребованные фрагменты Ареопагитик накануне и непосредственно после Брестского собора прямо или косвенно касались трех ключевых вопросов полемики: догмата об исхождении Святого Духа, представления о церковной иерархии, а также фрагменты, которые могли бы быть использованы при критике латинской «внешней» мудрости. Это можно наблюдать в сочинениях Василия Суражского и Ивана Вишенского.

С течением времени полемика приобретает более широкий ха­рактер и касается различных богословских и церковно-исторических вопросов. Среди православных памятников такого рода можно назвать «Палинодию» и «Книгу о вере Единой, Святой, соборной, Апостольской Церкви, которая под рассудок Церкви Всходей поддается» Захарии Копыстенского. В последней, например, наряду с критикой догмата filioque, отвергается католический догмат о чистилище, раскрывается смысл молитвы, поста и крестного знамения, а также рассматриваются таинства причастия и соборования. В этих фрагментах обнаруживаются первые отсылки к присутствующим в Ареопагитиках описаниям таинств и анализу их значения, обозначая тем самым возникновение интереса к этим элементам учения Ареопагита.



Процесс расширения спектра идей Ареопагитик, используемых православными полемистами, наблюдающийся во второй четверти XVII в., явился результатом изменений, происходящих в интеллектуальной жизни Юго-Западной России того времени. Деятельность митрополита Петра Могилы имела своей целью, кроме прочего, очищение и приведение в порядок церковно-богослужебной обрядности. В исследовательской литературе неоднократно констатировалось появление особого интереса к литургике. В подобных обстоятельствах кажутся не случайными множественные факты обращения православных авторов к трактату Ареопагита «О церковной иерархии», а именно, к описанию таинств и их символическому значению.

В такой перспективе важным является рассмотрение влияния соответствующих идей Ареопагита в изданной в 1644 г. в Киево-Печерской лавре книге «Лифос, или Камень, брошенный с пращи истины святой Православной Русской Церкви на сокрушение лживотемной Перспективы... Кассиана Саковича». Как отмечалось исследователями, книга, в отличие от сочинений конца XVI - первой четверти XVII в., на редкость миролюбива по тону, авторы «Лифоса» опровергают нападки на православные обычаи показывая, что православный обряд соответствует тому, что свершался еще в апостольские времена. В первой части авторы «Лифоса» опираются на Corpus Areopagiticum при защите православной сакраментологии: в разделах, посвященных рассмотрению таинств крещения, миропомазания, причастия, священства. Нередки случаи обращения к идеям Ареопагитик и во втором разделе «Лифоса», как в вопросах касающихся православной обрядности, так и отдельных сторон бытовой церковной жизни.

Проведенный анализ обращений православных полемистов к сочинениям Псевдо-Дионисия Ареопагита дает возможность выдвинуть гипотезу об условном выделении трех этапов в истории межконфессиональной полемики: первый этап (конец XVI – первое десятилетие XVII в.); второй этап (10 – 20-е гг. XVII в.); третий этап (30 – 50-е гг. XVII в.).

(В основе статьи – научное сообщение кандидата философских наук, преподавателя РГГУ Пуминовой Натальи Владимировны на международной конференции «Россия и Польша: историки и архивисты в познании общего прошлого», прошедшей 11-12 мая 2012 г. в Российском государственном гуманитарном университете)