Выбор читателей:

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ФИЛЬМ КАК ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ В НАЧАЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»: ОТ ДЕНАЦИФИКАЦИИ К ФИЛЬМАМ ПЛАНА МАРШАЛЛА (1945–1953)

News image

Е.В. ЛЕКЕН, г. Москва, Российская Федерация ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ФИЛЬМ КАК ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ В НАЧАЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»: ОТ ...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

News image

А.И. РОЗАНОВ, г. Москва, Российская Федерация РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В статье раскрывается состав и содержание ...

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ

News image

М.А. ЧИЧУГА, г. Москва, Российская Федерация АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ Аннотация Автор характеризует состав и содержания аудиовизуальных документов, касающихся ...

ПРАЗДНОВАНИЕ 85-ЛЕТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ

Печать PDF



7 октября 2011 г. в г. Красногорске в спорткомплексе «СНЕЖКОМ» в торжественной обстановке состоялось празднование 85-летия Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД). Коллектив архива и директора Н.А. Калантарову приветствовали многочисленные гости – архивисты, представители администрации Красногорского района и г. Красногорска, известные кинематографисты и артисты кино, преподаватели Историко-архивного института РГГУ и зарубежные гости.



В уникальном архиве работают исключительно уникальные по своей отзывчивости, доброте и преданности профессии сотрудники.

Уникальны и фотодокументы архива: фотоальбомы императора Александра II, «Севастополь в 1855-1856 гг.», российской армии и кораблей Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, события Русско-японской и Первой мировой войн, фотосъемки периода Октябрьской революции и Гражданской войны, боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.



В документах архива широко представлена политическая, экономическая и культурная жизнь страны: портреты государственных и партийных лидеров Советского Союза, фотодокументы политических мероприятий, в том числе политических процессов, снимки иностранных делегаций и официальных протокольных мероприятий, фотографии новостроек в промышленности, транспорта и коммунального хозяйства. На государственном хранении исторические источники и произведения кинофотоискусства. В их числе работы таких мастеров отечественного кинематографа как Э.И. Шуб, Д. Вертов (Д.А. Кауфман), И.П. Копалин, Р.Л. Кармен, А.П. Довженко, М.И. Ромм, С.А. Герасимов, снимки мастеров документальной и художественной фотографии А. Савельева, М. Шерлинга, М. Наппельбаума, Н.И. Свищова-Паолы.



Архив образован в 1992 г. в результате объединения бывшего ЦГАКФД СССР в Красногорске и ЦГАКФФД РСФСР во Владимире, с 1992 – Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

1978–1992 – Центральный государственный архив кинофотофонодокументов РСФСР (ЦГАКФФД РСФСР) г.Владимир

1967–VI.1992 – Центральный государственный архив кинофотодокументов СССР (ЦГАКФД СССР)

1941–1967 – Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СССР (ЦГАКФФД СССР)

1934–1941 – Центральный фотофонокиноархив СССР (ЦФФКА СССР)

1926–1934 – Центральный архив кинофотодокументов РСФСР (ЦАКФД РСФСР)



Впервые кинодокументы начали сосредотачиваться в организованных в 1918 г. при Наркомпросе РСФСР Московском и Петроградском кинокомитетах, которые не только создавали, но и хранили хроникальные фильмы. С 1919 г. кино- и фотодокументы стали концентрироваться в VII секции ЕГАФ в иконографическом отделе Архива Октябрьской революции. Формально кинофотодокументы были включены в ЕГАФ в 1926 г. Они хранились в созданном тогда же Центральном архиве кинофотодокументов (при Центрархиве РСФСР). В 1928 г. в Москве на территории бывш. Лефортовского дворца было построено специальное здание кинохранилища (ул. 2-я Бауманская, ныне здание принадлежит Техническому университету). В 1934 г. к ЦАКФД РСФСР был присоединен Центральный архив звукозаписей (ЦАЗ), образованный в начале 1932 г. С 1941 по 1967 г. архив носил название ЦГАКФФД СССР. После постройки специализированного здания в 1953 г. архив был переведен в г. Красногорск. В 1967 г., в результате выделения фоноотдела в самостоятельное хранилище – ЦГАЗ СССР (сейчас РГАФД), архив преобразован в ЦГАКФД СССР.



Филиал архива в г. Владимире был первоначально основан в 1978 г. как самостоятельное хранилище документов – Центральный государственный архив кинофотофонодокументов РСФСР (ЦГАКФФД РСФСР), но в 1992 г. переподчинен в качестве филиала бывшему ЦГАКФД СССР, получившему современное название.



В начале 1997 г. филиал как самостоятельное хранилище был упразднен. Его фонды документальных фильмов и фотографий были перемещены в здание РГАКФД в г. Красногорске, а фонды звукозаписей были переданы в РГАФД.



В апреле 1997 г. архив был внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.


На хранении в архиве находится:

кинодокументов – 42 863 ед. учета, что составляет 241 634 ед. хранения;

фотодокументов – 1 127 056 ед. хранения (в т.ч. 177 657 снимков в альбомах);

видеодокументов – 7 246 ед. хранения (в т.ч. 3 871 ед. хранения фонд пользования).

В архиве хранятся кинофотодокументы со второй половины XIX в. до настоящего времени. С 1992 г. архивом ведется прием на государственное хранение видеодокументов.



Новые поступления

Фото:

К самым ранним фотодокументам, хранящимся в архиве, относятся семейные фотоальбомы императора Александра II (1855–1856 гг.), один из которых включен в Государственный реестр уникальных документов АФ РФ; фотоальбом «Севастополь в 1855-1856 гг.», изданный в конце прошлого века. В нем собраны 25 редчайших снимков периода Крымской войны. Ко второй половине XIX века относятся и фотографии из альбомов с видами Тифлиса (1856 г.) и Москвы (1876 г.). Фотоальбом о строительстве моста через реку Оку (1863 г.). широко представлена в фотографиях российская армия (начиная с 1863 г.) и флот (с 1888 г.): снимки военных смотров, парадов, учений. Быт армии, виды кораблей Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов, а также события Русско-японской и Первой мировой войн. Имеется комплекс фотодокументов о жизни императорского двора (главным образом, из собрания фирмы придворного фотографа К.Е. фон Ган и Кo): портреты и фотоснимки российских императоров, их семей, родственников и приближенных, государственных и общественных деятелей. Оригинальные стеклянные негативы – портреты актеров императорских театров 1897-1899 гг. В 2002 г. на государственное хранение поступили из частных коллекций 4 поясных мужских портрета начала 1850-ых годов (дагеротипы).



В архиве собраны почти все сохранившиеся фотосъемки периода Октябрьской революции и Гражданской войны на территории России. Это фотографии таких известных мастеров как П.А. Оцуп, Я.В. Штейнберг, И.С. Кобозев.

Значительная часть документов архива относится к периоду 20–40-х гг. XX в. В предвоенный период фонды архива пополнились за счет фотодокументов таких организаций как «СССР на стройке», «Унионфото», Пресс-клише ТАСС.

Около 90 тыс. фотографий запечатлели боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).



В послевоенные годы началось массовое комплектование архива фотодокументами ведомств. В архив ежегодно поступало большое количество фотонегативов из Фотохроники ТАСС, Советского информбюро, Всесоюзного общества культурных связей с зарубежными странами (ВОКС), ряда крупных редакций центральных газет и журналов («Известия», «Огонек», «Советский Союз» и др.), а также от частных лиц. В этих документах широко представлена политическая, экономическая и культурная жизнь страны: портреты государственных и партийных лидеров Советского Союза разного ранга, фотодокументы политических мероприятий, в том числе политических процессов, снимки иностранных делегаций и официальных протокольных мероприятий, фотографии новостроек в промышленности, транспорта и коммунального хозяйства.



В последние годы фотодокументы на государственное хранение поступают в основном из личных коллекций (например, М. Озерского, М. Альперта, М. Трахмана, Б. Кудоярова, Е. Явно, О. Кнорринга, В. Темина, В. Тарасевича и др.).



Кино:

В архиве имеются кинодокументы, относящиеся ко времени становления кинематографа в России в 1890-х гг. Акционерное общество «Совкино», в московском и ленинградском отделениях которого отложились многие кинодокументы дореволюционного периода, передало в архив большое количество киножурналов и кинохроник фирм братьев Патэ, «Гомон», кинотоварищества «Аполлон», А. Ханжонкова, А. Дранкова, кинематографического отдела Скобелевского просветительского комитета и др. Сюда же поступил киноархив царской семьи (около 20 тыс. метров пленки), реквизированный в 1917 г. в Царском Селе. В его составе имеются кадры, снятые в 1896 г. в Москве во время коронации Николая II, съемки Первой мировой войны, хроникальные фильмы о Государственном совещании в Москве в августе 1917 г., снятые кинооператорами Скобелевского комитета. В архиве собраны также документальные кадры, запечатлевшие выдающихся деятелей литературы, искусства, культуры и науки (Л.Н. Толстого, И.Е. Репина, Л.Н. Андреева, Г.Я. Седова, Ф.И. Шаляпина и др.).

В первые годы советской власти кинодокументы создавали различные учреждения (мобилизационный отдел Первой армии Восточного фронта, агитпоезд «Октябрьская революция», Всероссийский фотокиноотдел, Днепропетровский кинокомитет), а также отдельные кинооператоры – Э. Тиссе, А.Г. Лемберг, А. Левицкий. Ими сняты хроникальные кадры на фронтах Гражданской войны, митинги, парады, первые коммунистические субботники и проч. агитационных мероприятий советской власти в Петрограде, Москве, Уфе, Одессе (всего около 200 отдельных киносъемок). Многие кадры кинохроники сохранились в виде выпусков первых советских киножурналов «Кинонеделя» (1918–1922), «Госкинокалендарь» (1923–1925).

Еще одну часть кинодокументов архива составляют кинофильмы, киножурналы и отдельные выпуски производства Всероссийского фотокиноотдела Наркомата просвещения РСФСР (ВФКО), Госкино, Севзапкино, Пролеткино, отделов кинохроники кинофабрик «Совкино» (1927–1931) и «Союзкино» (1931–1934), акционерного общества «Межрабпомфильм» (1928–1936), фабрики кинохроники «Союзкинохроника» (1931–1932), Центральной студии кинохроники (1940–1944), Дальневосточной студии кинохроники. Они запечатлели популярные в те годы пропагандистские мероприятия: авиаперелеты, автопробеги, полярные экспедиции и т.п., а также строительство промышленных и сельскохозяйственных объектов.

Кинодокументы Второй мировой войны представлены выпусками «Союзкиножурнала» (СКЖ), «Новостей дня», тематическими спецвыпусками кинохроники, кинолетописью Великой Отечественной войны и документальными фильмами (такими как «Разгром немцев под Москвой», «Черноморцы»).

С начала 60-х гг. фонд архива активно стал пополняться съемками центральных киностудий (Центральная студия документальных фильмов [ЦСДФ, 1944–1994], Центрнаучфильм, Мосфильм, Моснаучфильм), кинодокументами периферийных киностудий, имевших общесоюзное значение. В них зафиксированы общественно-политические и культурные события жизни советского государства и общества.



Видео:

С 1992 года на государственное хранение в архив поступают видеодокументы профессионального формата (хроникально-документальные фильмы, сюжеты). Эти документы поступают, в основном, от негосударственных организаций, редакций телевизионных программ («Особая папка», «Легенды спорта» и др.), частных лиц на основе договорных отношений. Они отражают современную жизнь общества, локальные военные конфликты (Афганистан, Чечня), значимые события конца XX в.

В настоящее время архив принимает на хранение киновидеодокументы государственных и негосударственных киновидеостудий, созданные на средства, полученные из федерального бюджета, а также из телевизионных компаний. Киновидеодокументы поступают на государственное хранение в соответствии с договорами о сотрудничестве, предлагаемые архивом, где регламентированы все вопросы, касающиеся передачи на государственное хранение аудиовизуальных документов и их дальнейшего использования.

Хранящиеся в архиве документы важны не только как исторические источники, но и как произведения кинофотоискусства. В их числе работы таких мастеров отечественного кинематографа как Э.И. Шуб, Д. Вертов (Д.А. Кауфман), И.П. Копалин, Р.Л. Кармен, А.П. Довженко, М.И. Ромм, С.А. Герасимов, снимки мастеров документальной и художественной фотографии А. Савельева, М. Шерлинга, М. Наппельбаума, Н.И. Свищова-Паолы.

Кинодокументы (особенно фильмы на 16-мм пленке и видеокассетах) и фотодокументы хранят также и другие федеральные (РГАНТД, РГАСПИ) и ведомственные (Гостелерадиофонд) архивы.

Игровые, анимационные и, частично, научно-популярные фильмы храняться в Государственном фонде кинофильмов РФ (Госфильмофонд).

Материалы бывш. филиала Российского государственного архива кинофотодокументов, в г. Владимире
Состав фонда:

кинодокументы – 19 194 пленок (6 908 ед. уч.), 1957–1985 гг.; фотодокументы – 27 895 ед. хр., 1898–1991 гг.

Бывший филиал РГАКФД собирал и хранил кинофотодокументы республиканского значения, отражающие события общественно-политической, экономической и культурной жизни РСФСР-РФ за период с конца XIX в. до наших дней.

Среди фотодокументов дореволюционного периода наиболее ценными являются снимки 9-го гренадерского Сибирского полка, и фотографии, запечатлевшие строительство железнодорожного моста через р. Амур. Имеются фотодокументы о жизни и быте населения Владимирской губернии, в том числе виды промышленных предприятий и отдельных цехов, фотоснимки рабочих и их жилья, больниц и медицинских пунктов. Здесь собрана коллекция фотодокументов о революционных событиях начала века в центральных губерниях России.

Фотодокументы периода Гражданской войны и первых лет советской власти запечатлели формирования отрядов Красной гвардии, губернские съезды работников промышленности, образования, здравоохранения, празднование годовщин Октябрьской революции и другие события.

Обширный комплекс составляют фотодокументы об официальных событиях, таких как съезды КПСС и ВЛКСМ, работа сессий Верховного Совета РСФСР. Имеются фотопортреты делегатов и гостей съездов.

Самостоятельный комплекс в составе документов филиала составляют фотоснимки известных писателей, композиторов, скульпторов, художников, ученых, артистов, военачальников и космонавтов (фотографии 1950-х–1970-х гг.).

Филиал хранил обширный личный фонд фотокорреспондента «Литературной газеты» Е.П. Ряпасова (более 7 000 оригиналов). Фонд включает фотографии юбилейных вечеров, посвященных знаменательным датам и творчеству отечественных и зарубежных писателей, поэтов – И.Г. Эренбурга, М. Горького [А.М. Пешков], М.И. Шолохова, П. Неруды [Н.Р.Р. Басуальто], Р. Кента, Ш. Алейхема [Ш.Н. Рабиновича] и др.

Наибольшее количество кинодокументов приходится на 1960–1970 годы. В них отражены важнейшие исторические события того времени, происходившие в регионах Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Кинодокументы запечатлели встречи трудящихся с кандидатами в депутаты Верховного Совета СССР и РСФСР, работу советских партийных, комсомольских и пионерских органов. Богатый киноматериал собран об участниках Второй мировой войны, о праздновании 50-летия образования СССР во всех республиках, краях и областях РСФСР.

Имеются киносъемки крупных промышленных строек, таких как Ириклинская ГРЭС, Атоммаш, Курская АЭС, Камский автомобильный завод (КАМАЗ), Новолипецкий металлургический комбинат и др.

С 1991 г. филиал стал собирать документальные фильмы из российских региональных телевизионных, документальных и иных киностудий. Сюда поступали фотографии из фотостудии Законодательного собрания РФ и Президиума Верховного Совета РСФСР (до 1987 г.). Фильмы и фотографии из ликвидированных государственных учреждений и организаций также концентрировались в этом хранилище.

Новые поступления:
2009 г.

В 2009 году Российский государственный архив кинофотодокументов продолжил формирование Архивного фонда РФ аудиовизуальными документами.

Так, на постоянное хранение в архив приняты 6603 ед.хр. кинодокументов от различных киностудий страны. Участие в Федеральной целевой программе «Культура России» позволило архиву значительно превысить плановые показатели приема кинодокументов, упорядочить и принять на постоянное хранение кинодокументы двух Фильмофондов: Северо-Кавказской и Самарской (Куйбышевской) студий кинохроники.

Кроме того, принимались кинодокументы производства киновидеостудий «Отечество», Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, Восточно-Сибирской киностудии и др.

Приняты на постоянное хранение 7573 ед.хр. фотодокументов, большая часть из которых является составной частью личного архива фотокорреспондента, мастера фоторепортажа Б.Е. Вдовенко.

Фотодокументы передавались также из личных архивов В.С. Тарасевича, М.С. Наппельбаума, О.А. Мерцедина и др.

Проводилась экспертиза ценности фотодокументов журнала «СССР на стройке», фотодокументов из личных архивов Свищёва-Паолы, М.С. Наппельбаума и др.

Новые поступления фотодокументов описывались и вводились в комплексную автоматизированную информационную систему «АРХИВ-КАИСА» для последующего размещения в Internet и предоставления потенциальным пользователям архивной информации.

В течение 2009 года на постоянное хранение в архив переданы 300 ед.хр. видеодокументов, записанных в профессиональном формате.

Видеодокументы поступили от Санкт-Петербургских студий документальных и научно-популярных фильмов, Нижнее-Волжской студии кинохроники, Свердловской киностудии, квс «Юность», «Риск», от студий «Киностудия "Параджаноф фильм"», «Авангард», «КС-фильм», «Мастер-фильм», «Арчи-фильм», «Остров», «Искра-ТВ», «Сабантуй», «Точка зрения», «Зов», «Караван-Арт», Центра национального фильма, «Кинокомпании АМА», Пресс-службы Государственной Думы РФ и др.

В 2009 году архив продолжил работу по выполнению ФЗ «Об обязательном экземпляре документов». В соответствии с ним в РГАКФД поступили более 100 ед.хр. кинодокументов и 800 ед.хр. видеодокументов, записанных в профессиональном формате. Обязательные аудиовизуальные документы поступали в архив практически из всех регионов России от государственных и негосударственных киновидеостудий, а также от частных лиц. Многие из видеофильмов поступали в архив в неудовлетворительном техническом состоянии. Архив вынужден был возвращать их студиям для исправления технических дефектов и вновь проверять. Такая работа потребовала значительного привлечения людских ресурсов и сверхнормативной работы техники.

Это вызвало обеспокоенность архива, Департамента кинематографии МК РФ. Ряд совместных совещаний с привлечением НИКФИ позволил выработать единую политику по отношению к обязательным экземплярам видеофильмов и разработать пакет документов, регулирующих процесс передачи в архив документальных видеофильмов, поступающих в соответствии с ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Новые поступления:
2008 г.

За 2008 год на постоянное хранение в Российский государственный архив кинофотодокументов переданы следующие аудиовизуальные документы:

кинодокументы – 992 ед.хр. от организаций, 54 ед.хр. от частных лиц за 1965-2008 годы;

фотодокументы – 6 930 ед.хр. от владельцев личных архивов за 1940-1991 годы;

видеодокументы – 424 ед.хр. от организаций, 12 ед.хр. от частных лиц.

Кинодокументы поступали от Центра народного творчества (Московского клуба кинолюбителей), Творческого союза цирковых деятелей России, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублёва, Центра пропаганды проблем безопасности (Кино. Защита. Безопасность), Музея театра им. Вахтангова, киностудии «Вертов» и др. Поступали в архив кинодокументы в соответствии с ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от ОАО «Казанская киностудия», КВС «Отечество», ФГУП ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов», ОАО ТПО «Северо-Кавказская студия кинохроники» и др.

Фотодокументы поступали на постоянное хранение в РГАКФД в оригиналах только от владельцев личных архивов: В.С. Тарасевича, Г.В. Кмит, О.А. Мерцедина и др.

Благодаря Федеральной целевой программе «Культура России» упорядочены более 4,5 тыс. ценнейших фотодокументов мастера отечественной фотографии Б.Е. Вдовенко.

Все новые поступления фотодокументов введены в электронную базу данных КАИСА-АРХИВ для предоставления информации пользователям.

Видеодокументы поступали на хранение в РГАКФД в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном экземпляре документов». Это 1800 документальных, документально-публицистических фильмов, поступивших практически со всех киновидеостудий России.

По вопросам комплектования государственных архивов аудиовизуальными документами оказывались консультации государственным и муниципальным архивам, киновидеостудиям. Выступления по профильным вопросам проводились в российских регионах.

Готовились программы к кинофестивалям неигрового кино с использованием аудиовизуальных документов, находящихся на хранении в РГАКФД.

К 90-летию архивной службы России была проведена PR-акция «Из новых поступлений документов РГАКФД»; с участием представителей «Центра-студии национального фильма XXI век» снята видеокомпозиция, посвящённая юбилею архивной службы.

Для работы с аудиовизуальными документами подготовлено следующее методическое обеспечение:

«Порядок передачи видеодокументов на постоянное хранение в РГАКФД в соответствии с ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"»,

«Порядок передачи кинодокументов на постоянное хранение в РГАКФД в соответствии с ФЗ "Об обязательном экземпляре документов"»,

«Методические рекомендации по отбору и передаче на постоянное хранение в РГАКФД фотодокументов, поступивших из личных архивов».

В течение 2008 года проводилась традиционная разъяснительная работа с владельцами личных архивов по вопросам возможной передачи принадлежащих им аудиовизуальных документов на постоянное хранение в архив.
Новые поступления:
2007 г.
Решение вопросов комплектования кинофотовидеодокументами входило в число основополагающих задач и направлений деятельности архива и имело целью активизацию работы по обеспечению сохранности, учету, отбору и приему на постоянное хранение аудиовизуальных документов.


В 2007 г., прежде всего, архив продолжал проводить с организациями и учреждениями – возможными источниками комплектования работу как теоретического (разъяснительного) характера, так и практического по реализации Федеральных законов «Об архивном деле в Российской Федерации» (от 22.10.2004 № 125-ФЗ) и «Об обязательном экземпляре документов» (в ред. Фед. зак. от 22.08.2004 № 122-ФЗ с изм., внесенными Фед законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ). За 2007 год в качестве обязательных экземпляров, поступили на постоянное хранение 103 ед.хр. кинодокументов (в комплект сдаваемых кинодокументов стали входить также соответствующие видеозаписи форматов Betacam Digital и VHS) и цифровых форматов и 404 ед.хр. видеодокументов. По видеодокументам это больше, чем в 2006 г. (302 ед.хр.).

Продолжался и прием киновидеодокументов на постоянное хранение по договорам со студиями-производителями, авторами и владельцами киновидеоархивов. Это целевые договоры, подготовленные отделом комплектования и ведомственных архивов, на передачу видеодокументов, не подпадающих под действие ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (в ред. Фед. зак. от 22.08.2004 № 122-ФЗ с изм., внесенными Фед законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ от 24.12.2002 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ).

В плане выполнения Программы 2 «Формирование Архивного фонда РФ» Примерного перечня бюджетных программ Федерального архивного агентства на период до 2007 г., прием на постоянное хранение составил: 1655 ед.хр. кинодокументов; из них 70 ед.хр. переданы из личных собраний.

На кинодокументы, принятые без монтажных листов и описаний, были составлены аннотации для включения в электронный каталог кинодокументов.

На хранение в архив принимались кинодокументы производства киновидеостудий «Отечество», «Человек и время», Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, Западно-Сибирской киностудии, Нижне-Волжской киностудии, поступившие из Бундесархива Германии и бывшего филиала РГАКФД в г. Владимире (значительный массив которых был передан архиву, не подвергнутым экспертизе ценности и не принятым на постоянное хранение).

Самарская и Северо-Кавказская студии кинохроники передали (для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение в архив) более 6,5 тыс. ед.хр. кинодокументов. По составу – это документальные фильмы, киножурнал «Современник», киноальманах «Самарская хроника». Работа по научно-технической обработке этих кинодокументов временно приостановлена, в связи с неопределенностью ситуации, связанной с правами на использование этих кинодокументов.

РГАЛИ также передал в РГАКФД, для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение, 111 ед.хр. кинодокументов из личного архива К.М. Симонова, которые уже прошли обработку, комплекс реставрационно-профилактических работ и размещены в хранилище архива.

От Московского клуба кинолюбителей были получены кинодокументы. В настоящее время проводится их экспертиза ценности.

На хранение в РГАКФД переданы 1629 ед.хр. фотодокументов, из них 1566 ед.хр. – из личных собраний.

Новые поступления фотодокументов описывались (аннотировались) в процессе ведения комплексной автоматизированной информационной системы "Архив" (КАИСА).

Фотодокументы передавались из личных архивов А. Трахмана, В.С. Тарасевича, Г.В. Кмит, М.А. Латышева, А.М. Сорокина, Н. Крузе; от бывшего МИД СССР.

Для проведения экспертизы ценности и последующей передачи на постоянное хранение, в архив поступили фотодокументы из личного архива фотокорреспондента Фото ИТАР-ТАСС Б.Е. Вдовенко, художника и архитектора Э.А. Грибановой, из личного архива М.А. Голосовского архивом приобретены 31 ед.хр. фотодокументов (ферротипий) за 1873-1913 годы.

Проводились переговоры с российским фотоколлекционером М.И.Голосовским о приобретении у него фотодокументов из личного архива кимрского фотохудожника А.Шокина (1920-ые – 1930-ые гг.).

На хранение в архив приняты 487 ед. хр. видеодокументов

Все полученные видеодокументы, записанные в профессиональном формате Betacam SP и Digital (13 ед.хр. – в формате DVCam); поступили от Санкт-Петербургской студии научно-популярных фильмов, Свердловской киностудии, киновидеостудий «Зов», «Караван-Арт», Центр национального фильма «ХХI век», «Риск», «Азия-фильм», «Позитив-фильм», кинокомпании «Ама», Пресс-службы Государственной Думы РФ и др.

Оставляло желать лучшего качество поступающих в архив видеодокументов. Фактически каждая вторая видеокассета оказывалась бракованной, возвращалась на перезапись и принималась вновь.

На архивные кассеты перезаписаны с оригиналов 3681 мин. видеозаписи.

Все увеличивающееся количество поступающих в архив видеодокументов привело к возникновению проблемы очередности для сдающих организаций, учреждений и частных лиц. Практически передача осуществлялась и осуществляется через 2-3 недели после предварительной записи.

На заседании дирекции неоднократно обсуждались вопросы комплектования архива аудиовизуальными документами.

Проводилось инициативное документирование: организация, по заказу архива, фотографом С.И. Мельниковым фотосъемок наиболее значительных событий в г. Москве (заседаний IV Госдумы РФ и Совета Федерации, где он был аккредитован в качестве фотокорреспондента РГАКФД).

В порядке организационно-методической работы с ведомственными архивами и другими архивными учреждениями и организациями, осуществлялись:

Консультирование по вопросам хранения и учета аудиовизуальных документов Северо-Кавказской, Самарской студий кинохроники; киновидеостудий, передающих РГАКФД на постоянное хранение обязательный экземпляр киновидеодокументов (с выдачей «Порядков передачи обязательных экземпляров кино или видеодокументов на постоянное хранение в РГАКФД»); архивов кинофотофонодокументов Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины, Нижегородского архвиа аудиовизуальных документов, государственных архивов Калининградской, Московской, Псковской, Сахалинской, Ярославской областей, республиканского архива Удмуртии.

Проведение с организациями и учреждениями – возможными источниками комплектования (в основном киновидеостудиями) ознакомительной, разъяснительной и организационной работы по вступлению в действие Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» (от 22.10.2004 № 125-ФЗ) и Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» (в ред. Фед зак. от 22.08.2004 № 122-ФЗ с изм., внесенными Фед. законами от 27.12.2000 № 150-ФЗ, от 24.12.2000 № 176-ФЗ, от 23.12.2003 № 186-ФЗ); оформление соответствующих сопроводительных документов по факту передачи на постоянное хранение в архив аудиовизуальных документов.

Проведение с учреждениями и организациями – «разовыми» источниками комплектования и частными лицами организационной работы по действовавшим договорам о приеме киновидеодокументов на постоянное хранение в архив (подготовка, подписание, учет, контроль за соблюдением сроков передачи, помощь в составлении актов приема-передачи).

2005 г.

В 2005 году на постоянное хранение в РГАКФД поступили 1 242 единицы хранения фотодокументов, более 3 000 единиц хранения кинодокументов, около 300 единиц хранения видеодокументов.

Фотодокументы в 2005 году поступили на постоянное хранение в основном по истории Великой Отечественной, Второй мировой войн из личных архивов Е.К. Полуниной, М.А. Трахмана, В.С. Тарасевича, В.А. Тёмина. Следует особо отметить фотодокументы, поступившие из личного архива М.А. Латышева по истории Первой мировой войны, созданные на плёнке фирмы «Codak» в 1915-1917 годах.

Изобразительный ряд, представленный в фотодокументах, достаточно интересен. Это повседневная жизнь передового отряда Красного Креста (1915-1917 годы), история 586 женского истребительного авиаполка, партизаны Белоруссии, Новгородской, Ленинградской областей, действия Советской армии на территории Восточной Европы (1944-1945 годы), восстановление народного хозяйства, разрушенного в годы войны, народное образование, быт, значимые культурные события 1960-х годов.

С 2005 года все новые поступления поступают в электронную базу фотодокументов «КАИСА» для последующего их размещения в Internet.

Кинодокументы поступили из центральных и региональных студий РФ: Ростовской-на-Дону, Красноярской, «Азия-фильм», Казанской, Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской, «Человек и время», «Юность», «Отечество», «Риск», Музея кино и др.

Значительный комплекс документов поступил от ФГУП «Фильмофонд "Центрнаучфильм"».

Видеодокументы поступили также от различных студий в рамках договоров на передачу аудиовизуальных документов на постоянное хранение в РГАКФД, а также в соответствии с ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от центральных и региональных видеостудий.

Среди кино- и видеодокументов, поступивших на постоянное хранение в архив – участники и призёры российских и международных кинофестивалей.

Продолжена работа по исполнению ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» в редакции 2002 года. В соответствии с этим Законом в архив на постоянное хранение поступили 113 единиц хранения кинодокументов и 273 единиц хранения видеодокументов.