Выбор читателей:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

News image

А. В. Антощенко, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Aleksandr V. Antoshchenko, Petrozavodsk ...

100-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ РОССИЙСКИХ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ

Печать PDF




Институт политического и военного анализа и РИА Новости 1 августа 2012 г. провели мультимедийный круглый стол на тему: «Военно-Воздушные Силы России: в прошлом, настоящем и будущем», посвященный 100-летию создания российских Военно-Воздушных Сил. Известные летчики и ученые ответили на вопросы: Как зарождалась российская военная авиация? Каковы основные этапы ее развития? Какие проблемы предстоит решить российским ВВС в ближайшие годы? Значительное внимание в ходе круглого стола было уделено истории развития отечественной авиации.

Кандидат исторических наук, полковник запаса В.Л.Герасимов (Научно-исследовательский институт (военной истории) Военной академии Генерального штаба) рассказал об основных этапах развития отечественных ВВС. «Уже к началу Первой мировой войны в армии был создан первый род авиации – это разведывательная авиация. В ходе войны появились такие рода авиации, как бомбардировочная авиация и истребительная авиация». Первым этапом развития ВВС он считает период до 1917 г., вторым – предвоенный, третьим – период Великой Отечественной войны и послевоенный.

Говоря о четвертом этапе развития отечественных ВВС (1960-1991 гг.), он указал: «Это период самого бурного развития авиации в нашей стране. В те времена сколько было необходимо, столько выделялось средств для авиации. При этом создавались качественные летательные аппараты в соответствии с требованием того времени. Именно тогда произошло деление авиации на дальнюю, военно-транспортную и фронтовую авиацию». Пятый этап – постсоветский, до начала радикальной военной реформы. И шестой этап, на его взгляд, начался в 2008 г.: «Это этап современного состояния авиации и перспективы его развития. Он потребовал новый подход к мероприятиям по строительству ВВС, дальнейшему усовершенствованию методологий системных исследований. С 2010 г. мы имеем 4 новых командования ВВС и ПВО, которые вошли в состав объединенных стратегических командований. Одним из основных мероприятий реформы ВВС России стал переход к военным базам, которые стали основным подразделением ВВС. В настоящее время и на ближайшие перспективы системы вооружения авиации и ВВС будут включать модернизированные авиационные комплексы «4+», «4++» и авиационные комплексы пятого поколения».

Главный научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба, кандидат исторических наук, полковник запаса М.Э. Морозов обратил внимание на наиболее проблемные моменты развития ВВС в годы Великой Отечественной войны: «Начали мы Великую Отечественную войну, не имея должности главнокомандующего ВВС. В масштабе Красной армии было всего лишь Главное управление ВВС Красной Армии. В составе ВМФ было управление морской авиации. Отдельно существовало Управление главного командованием ВВС, которому подчинялись части бомбардировочной авиации. Все было децентрализовано. Уже 29 июня 1941 г. постановлением Государственного Комитета Обороны было сформировано командование и штаб ВВС. Первым командующим ВВС стал генерал-лейтенант Жигарев, а с марта 1942 г. и до конца войны им был генерал-лейтенант, впоследствии маршал Новиков, который и руководил ВВС в годы войны. Но существовавшая в то время система предусматривала, что ВВС на начальном этапе дробились по войсковым армиям, даже отдельные стрелковые корпуса имели собственные эскадрильи. Округа, которые были преобразованы в начале войны во фронты, имели собственные ВВС. В конечном итоге все замыкалось на общевойсковых начальников, которые, к сожалению, по уровню своей подготовленности не всегда знали, как эту авиацию применять. … Что касается вооружения и военной техники, то в годы Великой Отечественной войны был совершен огромный шаг вперед».

Круглый стол в очередной раз подтвердил, что без детального и правдивого изучения истории, отечественного и зарубежного опыта, невозможно идти вперед. ВВС России стоят в начале нового этапа своего развития, военно-политическому руководству страны необходимо очень четко определить перспективный облик отечественной авиации на ближайшие десятилетия. И без знания истории не обойтись без ошибок.

В работе круглого стола в РИА Новости принял участие А.А. Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа.