Выбор читателей:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

News image

А.И. РОЗАНОВ, г. Москва, Российская Федерация РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В статье раскрывается состав и содержание ...

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ

News image

М.А. ЧИЧУГА, г. Москва, Российская Федерация АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ Аннотация Автор характеризует состав и содержания аудиовизуальных документов, касающихся ...

«ЭПОХА IT В АРХИВНОЙ ОТРАСЛИ: ПРОБЛЕМЫ СОХРАННОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ». КРУГЛЫЙ СТОЛ В РАМКАХ IX МЕЖДУНАРОДНОГО IT – ФОРУМА С УЧАСТИЕМ СТРАН БРИКС И ШОС 6-7 июня 2017 г.

News image

6-7 июня 2017 года в городе Ханты-Мансийске в рамках IX Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС Архивная служба Юг...

КИНОФОТОДОКУМЕНТЫ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ СОХРАННОСТИ

Печать PDF

Создание кинофотолетописи Великой Отечественной войны является актом величайшего героизма. На протяжении всех четырех лет войны фронтовые кинооператоры и фотокорреспонденты фиксировали на пленку все происходящее на фронтах и в тылу: трагизм отступления, горечь потерь, разрушенные города и села, героизм простых людей. 257 фронтовых кинооператоров и более 200 фотокорреспондентов снимали на пленку различные эпизоды войны, деля с солдатами все ее тяготы. Каждый пятый из них погиб.

По периоду Великой Отечественной войны в РГАКФД хранится 2087 ед. уч. (названий кинодокументов), что составляет 3541 ед. хр. оригиналов. Это более 800 тыс. м кинопленки. Из них: кинофильмов и специальных выпусков 221 ед. уч., что составляет 605 ед. хр. оригиналов; 402 номера киножурналов, что составляет 451 ед. хр. оригиналов; 1464 ед. уч. (2485 ед. хр.) кинолетописных сюжетов.

В архиве хранится более 90 тыс. ед. хр. фотодокументов по периоду Великой Отечественной войны.

Самыми популярными в годы войны были киножурналы, так как это была оперативная информация, которую все ждали с нетерпением. В архиве периодика Великой Отечественной войны представлена следующими киножурналами: «Союзкиножурнал», или СКЖ, 253 номера за 1941-1944 гг., киножурнал «Новости дня» 34 номера за 1944-1945 гг.; 68 номеров «Ленинградского киножурнала» за 1942-1944 гг.; 46 номеров киножурнала «Пионерия» за 1941-1945 гг., отдельные выпуски киножурнала «Советское искусство» и «СССР на экране».
 
Первый киножурнал, относящийся к периоду Великой Отечественной войны, вышел на экраны уже 24 июня 1941 г. -это Союзкиножурнал № 58. В нем нет съемок с фронтов Отечественной войны, но весь киножурнал посвящен войне, в нем 5 сюжетов - рабочие слушают выступление В.М. Молотова по радио 22 июня 1941 г., митинги рабочих на заводах «Серп и Молот» и «Калибр», сюжет об известном русском летчике Нестерове, первым применившем таран в воздухе, и др.

Первые вести с фронта появились в «Союзкиножурнале» № 66-67 от 14 июля 1941 г.

В конце ноября 1941 г., в дни, когда фашисты рвались к Москве, на экранах кинотеатров демонстрировался спец. выпуск «На защиту родной Москвы». Все 9 номеров этого киножурнала хранятся в архиве.

18 февраля 1942 г. на экраны вышел фильм «Разгром немцев под Москвой», режиссеры: Л.Варламов, И.Копалин, операторы: Г.Бужимович, Г.Бобров, П.Касаткин, А.Крылов, А.Лебедев. Это первый полнометражный документальный фильм о Великой Отечественной войне, который демонстрировался на многих экранах мира. В 1942 г. американская Академия киноискусств присудила ему первую премию, признав лучшим документальным фильмом 1942 года. Оригиналы этого фильма хранятся в нашем архиве. 13 июня 1942 г. 160 кинооператоров на фронтах и в тылу вели съемки, которые вошли в фильм «День войны» (356-й день Великой Отечественной войны», режиссер М.Слуцкий. Оригиналы этого 8-частевого фильма хранятся также в архиве.

В годы войны на экраны выходили фильмы, посвященные героизму защитников советских городов. Вот только некоторые из них: фильм о блокадном Ленинграде «Ленинград в борьбе», 1942 г. выпуска (№ 5518), режиссеры: Р.Кармен, И.Комаревцев, В.Соловьёв, Е.Учитель, операторы: А.Богоров, Е.Учитель, С.Фомин, Н.Блажков, Н.Голод, И.Дементьев, А.Изаксон, О.Иванов, Э.Лейбович, В. Максимович, Ф.Овсянников, Ф.Печин, П.Паллей, Н.Подгорный, Р.Кармен; о защитниках города Севастополя рассказывает фильм «Черноморцы», 1942 г. выпуска (№ 4941), режиссер В.Беляев, операторы: В.Микоша, Д.Рымарев, Ф.Короткевич, А.Кричевский, Г.Донец, А.Смолка; об обороне Сталинграда рассказывает фильм «Сталинград», 1943 г. выпуска (№ 5145), режиссеры: Л.Варламов и А.Кузнецова, съемки осуществляли 15 операторов, в т.ч. В.Орлянкин, А.Софьин, Б.Вакар, А.Ибрагимов, Н.Казаков, А.Кричевский и другие.

В 1943 г. на экраны вышел фильм «Орловская битва (№ 4961) режиссеры: Р.Гиков и Л. Степанова, в котором использованы съемки 16 операторов, в т.ч. Р.Кармена, М.Посель-ского, И.Гутмана, А.Гафта и других. В архиве хранятся фильмы, посвященные освобождению многих советских территорий и европейских стран: «Освобождение советской Белоруссии» (№ 5520), режиссеры В.Корш-Саблин и М.Садкович, в фильм вошли съемки 31 оператора; «Битва за нашу советскую Украину» (№ 4960), художественный руководитель и сценарист этого фильма А. Довженко, режиссеры Ю.Солнцева и Я.Авдеенко, в фильм вошли съемки 20 операторов; об освобождении Прибалтики рассказывает фильм «8-й удар» (№ 5031), режиссер Л.Степанова; «Победа на Юге», режиссер Варламов. Съемки осуществляли операторы 2-го и 3-го Украинских фронтов. Съемки для фильма режиссера Ю.Райзмана «Берлин» осуществляли 30 операторов: А. и Е.Алексеевы, И.Ароне, Н.Вихарев, К.Венец, Г.Гиберт, Г.Голубов, Б.Дементьев, Л.Дульцев, Г.Епиван-цев, Д.Ибрагимов, Р.Кармен, И.Комаров, Н.Киселев, Л.Левитан, Ф.Леонтович, В.Лерезсон, Г.Мухин, Л.Мазрухов, К.Панов, М.Посельский, С.Семенов, В.Соловьев, А.Софьин, Г.Сенотов, В.Симкович, Б.Соколов, В.Томберг, В.Троленко, М.Шнейдоров и, как написано в монтажном листе, и другие.
Названа только небольшая часть кинолетописи Великой Отечественной войны, список которой можно продолжить. Оригиналы этих фильмов хранятся в архиве.

Среди кинодокументов по Великой Отечественной войне 4 ед. уч. (16 ед. хр.) цветных кинодокументов - это фильм 1943 года «Трофеи великих битв» (на хранении находится цветной позитив), «Парад Победы», 1945 г. и «Берлинская конференция», 1945 г. и кинолетописные сюжеты к нему (оригинальные негативы). Архивом восстановлен 2-частевый цветной фильм «Парад Победы». Была проведена цифровая реставрация фильма, при этом убрали все механические повреждения и восстановили цвет. Затем фильм был выведен на цветную пленку Фудзи с помощью аппаратуры «Арри-лазер». Хотелось бы восстановить все цветные фильмы этого периода, но это очень дорогостоящий процесс. Для восстановления 14 ед.хр. необходимы немалые средства.

В 1970-е гг. в архиве была проведена работа по выявлению особо ценных среди всех кинодокументов периода Великой Отечественной войны, хранящихся в архиве. Конечно, все они уже самой историей отнесены к особо ценным, однако согласно действовавшим в те годы критериям отбора не все были отнесены к этой категории. 448 ед. уч. (760 ед. хр.) были отнесены к особо ценным кинодокументам, и их страховые копии отправлены на хранение в ЦХСФ в г. Ялуторовск. В настоящее время архив проводит повторную экспертизу ценности документов, в том числе и по Великой Отечественной войне.


В процессе работы по выявлению уникальных документов к категории уникальных отнесен негатив на нитрооснове (1 ед. хр.) спец. выпуска киножурнала «Новости дня», 1945 г. (архивный номер 6799) «Подписание Декларации о поражении Германии и взятии на себя Верховной власти Правительством четырех союзных держав». Данный документ включен в Государственный реестр уникальных документов за № 30 от 25.04.2003 г.

Переходя к фотодокументам, надо отметить, что архив хранит фотодокументы от начала войны до ее последнего дня. В архиве хранятся негативы по обороне городов Москвы, Киева, Минска, Ленинграда, Сталинграда, Новороссийска, Одессы, Севастополя и других, которые снимали фотокорреспонденты Зельма, Капустянский, Становой, Фридлянд, Грановский-Чернов, Гаранин, Кинеловский, Кнорринг, Велик-жанин, Колли, Доренский, Трошкин, Рюмин, Еврезихин, Самсонов, Ситников, Копыт, Халдей, Гурарий, Кислов, Берн-штейн, Альперт, Микоша, Межуев, Озерский, Иванов, Редькин, Тарасов, Халип, Шейнин, Чертов, Кудояров, Коновалов, Уткин, Хандогин, Лаптев, Федосеев, Лосин, Ясенов, Кармен, Михайлов, Трахман.

Освобождение от оккупации городов Белоруссии, Украины, Молдавии, прибалтийских республик, государств Европы можно видеть на снимках Капустянского, Кнорринга, Скурихина, Станового, Уткина, Петрова, Гребнева, Бернштейна, Редькина, Гурария, Трахмана, Копыта, Ляшко, Фридлянда, Трошкина, Юдина, Юшко, Альперта, Зельмы, Халдея, Коновалова, Еврезихина, Лоскутова, Вельяшева, Ландера, Лосина, Озерско-го и других. Восточно-Прусскую, Восточно-Померанскую операцию, вступление советских войск в Берлин снимали Халдей, Капустянский, Темин, Гребнев, Кнорринг, Кармен, Дорийский, Еврезихин, Становов,Вельящев, Редькин, Микулин, Рюмкин, Чернов, Тихонов, Морозов и другие. Подписание Декларации о поражении Германии снимали Кнорринг, Халдей, Кислов, Темин, Рюмкин. Негативы перечисленных авторов хранятся у нас в архиве. Архив хранит большое количество негативов по Великой Отечественной войне, авторы которых неизвестны. Эти негативы поступили от фотохроники ТАСС и различных пери-одичеких изданий.

Надо сказать, что и по сей день в архив поступают фотонегативы по Великой Отечественной войне из личных архивов. Так, за период с 1980 по 2004 г. на хранение поступило 5070 ед. хр. от фотокорреспондентов: М.И. Лес, Л.Б. Капустян-ского, А.П. Морозова, О.Ландера, Н.Минкевич, В.Рудного, А.Становова, Г.Грановского, Н.Лопова, В.Федотова, В.Мико-ши, А.Лиждёва, Г.Зельмы, А. Блинова, Я.Рюмкина, Б.Вдовен-ко, И.Новак, В.Катаева, В.Орлянкина, О.Кнорринга, В.Теми-на, А.Межуева, В.Тарасевича, И.Мощанского, Ф.Кислова.

Обеспечению сохранности документов по Великой Отечественной войне в архиве уделяется особое внимание. Все документы учтены, внесены в книги учета и описания и каталоги архива. В 2000-2004 гг. проходила проверка технического состояния оригиналов кинодокументов периода Великой Отечественной войны. Оригиналы имеют удовлетворительное техническое состояние. Отдел технического контроля также периодически проводит проверку технического состояния всех остальных элементов комплекса кинодокументов. Проверяются также в плановом порядке оригиналы фотодокументов. Кроме того, при выдаче из хранилищ и перед возвратом в хранилище проводится проверка технического состояния выдаваемых фотодокументов.
По рекомендации ОТК кино- и фотодокументы, требующие реставрации, проходят машинную и ручную обработку. На реставрационных машинах были отреставрированы копии фильмов «Берлин», «Если дорог тебе твой дом», «Великая Отечественная», «Военнопленные», «Фашизм будет разбит», «В бой, сыны народа», «Кровь за кровь», «Наши женщины» и другие, реставрировались также киножурналы и кинолетописные сюжеты. В целях сохранения позитивных копий кинодокументов, наиболее часто используемые кинодокументы по Великой Отечественной войне записываются на видеокассеты. Уже записаны 20 ед. уч. - 73 ед. хр. и подготовлены к видеозаписи еще 8 фильмов в количестве 68 ед. хр.

В архиве проводятся реставрация также и фотодокументов физико-химическим методом и их цифровая реставрация с выводом отреставрированных изображений на пленку и CD-R. По рекомендации ОТК фотодокументы периода Великой Отечественной войны проходят необходимую реставрацию. В 2003 г. архив получил грант фонда Форда на сохранение уникальных фотодокументов. На деньги гранта архивом был приобретен программно-информационный комплекс «Архив» (ИКАР), была разработана локальная вычислительная сеть на 50 рабочих мест и осуществлен ее монтаж. В связи с исполнившимся в 2005 г. 60-летием Победы в Великой Отечественной войне архив ввел в электронный каталог описания и изображения 30 тыс. ед. хр. фотодокументов периода Великой Отечественной войны, что позволит их более широко использовать.

Архивом много сделано для улучшения условий хранения документов. Для поддержания необходимого температурно-влажностного режима хранения в фотохранилище установлены дополнительные кондиционеры; с января 2003 года в триацетатном фильмохранилище работает промышленный кондиционер, благодаря которому поддерживается необходимый режим хранения документов. В подземном хранилище кинодокументов на нитрооснове в этом году тоже установлен промышленный кондиционер.

Время все дальше и дальше отдаляет нас от военных лет, но интерес к документальным свидетельствам войны не угасает. Только в первом полугодии 2006 г. 21 творческая группа работала с кинодокументами Великой Отечественной войны и 27 исследователей с фотодокументами этого периода. И мне кажется, что этот интерес никогда не иссякнет.