Выбор читателей:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

News image

О.В. ОЛЕЙНИКОВ, г. Москва, Российская Федерация ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРИЕМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОХРАННОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ Аннотация В статье ...

ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

News image

Е.Р. КУРАПОВА, г. Москва, Российская Федерация ФОТОДОКУМЕНТЫ ПО ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЭКОНОМИКИ В ФОНДАХ РГАЭ: ВОПРОСЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ Аннотация Автор статьи освещает ...

Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г.

News image

А. В. Антощенко, Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, Российская Федерация Г. П. ФЕДОТОВ О ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1917 г. Aleksandr V. Antoshchenko, Petrozavodsk ...

70-ЛЕТИЕ ЛЬВА МОИСЕЕВИЧА РОШАЛЯ

Печать PDF

Лев Моисеевич Рошаль родился 1 января 1936 г. в Москве. По окончании Московского государственного ис-торико-архивного института (МГИАИ) в 1959 г. там же начал свою преподавательскую деятельность. С середины 1960-х гг. он всерьез заинтересовался неигровым кино. В 1971 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Образное отражение действительности в современном документальном фильме», а в 1995 г. - докторскую диссертацию «Художественная интерпретация факта как сущностная проблема неигрового кино». С 1988 г. Л.М. Рошаль является ведущим научным сотрудником Всероссийского научно-исследовательского института киноискусства (ВНИИК), а также членом Ученого и диссертационного советов этого института, членом научно-технического совета РГАКФД. Долгие годы он был председателем Совета по теории и критике неигрового кино Союза кинематографистов, является действительным членом Российской академии кинематографических искусств «Ника», Российской академии кинематографических искусств и наук «Золотой Орел».

Л.М.Рошаль - доктор искусствоведения (1995), профессор кафедры аудиовизуальных документов и архивов Историко-архивного института РГГУ (1999), с 1999 г. руководил Учебно-научным центром «История и экранная культура» факультета истории искусств РГГУ.

Лев Моисеевич Рошаль, выдающийся кинодраматург, киновед и кинокритик, сценарист документальных фильмов, известный специалист в области историографии, источниковедения и архивоведения кинофотофонодокументов, - знаковая фигура в Историко-архивном институте РГГУ. Можно сказать, что Рошаль - один из авторитетнейших профессоров. Именно он около 50-ти лет назад сформировал в рамках учебного процесса целый ряд важных курсов (в первую очередь - «Кинофо-тофоноархивы», «Кинофотофонодокументирование», «История фотографии и кино» и др.)- Им были созданы лекционные курсы, разработаны методические материалы семинарских и практических занятий по истории и организации деятельности этих архивов. За время своей плодотворной научной и творческой деятельности Л.М. Рошаль внес значительный и неоспоримый вклад в развитие как документального кино, так и историографии, источниковедения, архивоведения кинофотофонодо-кументов.

Замечательный лектор и популяризатор истории отечественного кинематографа, удивительный рассказчик, он всегда собирает вокруг себя большую студенческую аудиторию. Ему принадлежит идея проведения регулярных просмотров кинопрограмм в памятной многим первой аудитории здания Истори-ко-архивного института, включавших в себя признанные шедевры отечественного и мирового киноискусства из собраний Госфильмофонда и Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД).

Л.М. Рошаль - из «арбатского братства». Он прожил на Арбате 40 лет и всегда с радостью вспоминает об окружавших его людях. Не случайно в его фильмах часто присутствует арбатская тематика. Достаточно вспомнить покорившие многих зрителей своей искренностью и романтичностью фильмы «Кухня», «Скажите, почему?», «Хранитель Арбатства» (о своем арбатском соседе и Учителе СО. Шмидте).

Льва Моисеевича не просто любят, а обожают студенты и коллеги за его истинную интеллигентность, доброжелательность, отзывчивость и удивительное чувство юмора. Л.М. Рошаль - широко известный ученый. Его многочисленные труды (около 300 работ по истории и теории неигрового кино и современного кинопроцесса, различным проблемам отечественного документального кино) популярны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Помимо тесных связей с университетом, Л.М. Рошаль большую часть своего времени отдает документальному кино. Доказательством признания его заслуг в этой области служат многочисленные награды. Лев Моисеевич - дипломант и призер многих международных и отечественных кинофестивалей, в том числе Московского международного кинофестиваля (1985), Всесоюзного кинофестиваля и Международного фестиваля в Лейпциге (1986), лауреат премии Союза кинематографистов, Гильдии неигрового кино и телевидения, Национальной премии по документальному кино «Лавр» (2003), заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), почетный кинематографист России (1999); награжден орденом Дружбы (1996) и медалями.

Л.М. Рошалю принадлежат сценарии многих документальных фильмов, среди которых «Пирамида», «Соло трубы», «Площадь революции» (реж. А.Иванкин); «Танцверанда им. Ф.Э. Дзержинского», «Мост» (реж. Г.Городний); «Чао, мое сокровище» (1995, реж. Р.Бараночников), «Царская охота» (реж. В.Мосс), «Драматург Александр Галин, или Курская магнитная аномалия», «Горе уму» (реж. Г.Евтушенко) и др. Многие из фильмов, снятых по его сценариям, получили престижные награды.

Пожелаем Льву Моисеевичу Рошалю успехов и творческого долголетия.