Выбор читателей:

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ФИЛЬМ КАК ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ В НАЧАЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»: ОТ ДЕНАЦИФИКАЦИИ К ФИЛЬМАМ ПЛАНА МАРШАЛЛА (1945–1953)

News image

Е.В. ЛЕКЕН, г. Москва, Российская Федерация ПРОПАГАНДИСТСКИЙ ФИЛЬМ КАК ИНСТРУМЕНТ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ США В ЗАПАДНОЙ ГЕРМАНИИ В НАЧАЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»: ОТ ...

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

News image

А.И. РОЗАНОВ, г. Москва, Российская Федерация РЕГИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ В АРХИВАХ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Аннотация В статье раскрывается состав и содержание ...

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ

News image

М.А. ЧИЧУГА, г. Москва, Российская Федерация АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ В РОССИЙСКО–ШВЕДСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ Аннотация Автор характеризует состав и содержания аудиовизуальных документов, касающихся ...

Выставка в музее им. А.С. Пушкина - «Павел Муратов — человек Серебряного века»

Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (ГМИИ), была посвящена деятельности известного историка искусства, писателя, переводчика, издателя начала XX в. — Павла Павловича Муратова. Он был хранителем коллекции итальянской живописи Московского Публичного и Румянцевского музея, являлся автором первой знаменитой публикации об итальянском искусстве на русском языке. П.П. Муратов был также исследователем истории искусства Древней Греции. В отделе рукописей (ОР) ГМИИ хранится его рукопись 1899 г. «История греческой архитектуры» .

В 1908 г. он впервые попал в Италию и был очарован ею. Эта поездка оказалась поворотным моментом в его судьбе как искусствоведа. П.П. Муратов опубликовал в журнале "Старые годы" серию статей "Очерки итальянской живописи". На выставке были представлены материалы из отдела рукописей ОР ГМИИ: «Краткие замечания о лучших рисунках Румянцевского музея [1909-1910 гг.]» Это — черновик, имеющий интереснейшие авторские правки.

Выставка посвящена 100-летию первого путешествия Муратова в Рим. Искусствовед учитывал опыт литературных "путешествий" по Италии И. Гёте, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Д.С. Мережковского. Муратов впервые едет в Италию вместе со своими друзьями – писателем Б.К. Зайцевым и художником Н.П. Ульяновым. Его работа была синтезом исследований по истории искусства и жизнеописания легендарных личностей Италии. В его работах одной из центральных фигур является художник раннего Возрождения Джотто ди Бондоне (1267-1337). П.П. Муратов издал книгу "Новеллы итальянского Возрождения". Он остался знаменит своей книгой «Образы Италии», которая ценится современными искусствоведами и поныне.

П.П. Муратов описывал различные живописные собрания, события в художественной жизни. Его статьи публиковались в крупных искусствоведческих журналах России — «Аполлон», «Старые годы», «Золотое руно», он также издавал собственный журнал «София», в котором публиковал статьи об искусстве. Его перу принадлежит первая в России монография о Сезанне.

П.П. Муратов сотрудничал и переписывался с различными российскими учеными-искусствоведами — в ОР ГМИИ имеется письмо от 21 ноября 1911 г. Муратова к Н.И. Романову, впоследствии директору ГМИИ. Сохранилась интереснейшая оценка творчества П.П. Муратова, данная в письме П.Д. Эттингеру С.П. Яремичем: «Общее мнение, что Муратов может дать блестящее понятие о Москве». Часть этих документов демонстрировалась на выставке.

П.П. Муратов также изучал древнерусскую живопись, открыл глубокий художественный характер русской иконописи, систематизировал памятники искусства, которые в большинстве случаев находились в частных собраниях, например, у старообрядцев. Совместно с И.Э. Грабарем П.П. Муратов подготовил I том «История русского искусства», вышедший в 1914 г.

П.П.Муратов покинул Россию в 1922 г. и умер в Ирландии в 1950 г. Наследие его представляет интерес для современного искусствоведения. Он публиковал очерки о своих современниках и художниках, начинавших творческую деятельность в новом столетии. Это были труды и монографии о В.Э. Борисове-Мусатове, П.П. Кончаловском, М.В. Нестерове, И.Е. Репине, В.А. Серове и других. Эти художники сыграли огромную роль в российской живописи. На выставке в витринах представлена часть его книг, которые хранятся в библиотеке ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В экспозиции выставки можно было увидеть документальные материалы из различных архивов, например, из отделов рукописей Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) и ГМИИ. Это семейные фотографии, переписка с друзьями и коллегами, рукописи его трудов и т.д. Часть документов была предоставлена потомками П.П. Муратова. В экспозицию включены произведения из его коллекции как собирателя итальянской школы, которые после революции были переданы в ГМИИ.

В связи с выставкой в ГМИИ состоялась конференция, посвященная работам и биографии П.П. Муратова. В этой конференции приняли участие видные российские и зарубежные искусствоведы — академик Д.В. Сарабьянов, профессор МГУ В.Г. Турчин, итальянский исследователь П. Деотто и внучатая племянница — К.М. Муратова.