| 12 Марта 2010
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ (ИГСОП) ПРОВЕЛИ 10 МАРТА 2010 г. КРУГЛЫЙ СТОЛ «ВЫСШЕЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РОССИИ»
На рассмотрение участников круглого стола, который проходил в зале Ученого совета РГГУ, были вынесены следующие дискуссионные вопросы: выпускник-гуманитарий в кадровом корпусе инновационно-восприимчивого общества; воспитание гуманитарным образованием в процессе профессиональной подготовки специалиста; экспертное сообщество и высшее образование – гуманитарный проект современной модернизации; российское высшее образование и Болонский процесс; международные магистерские программы по гуманитаристике как инновационный проект российской высшей школы.
С докладами выступили: Пивовар Е.И. – д-р ист. наук, чл.-кор. РАН, профессор, ректор РГГУ; Безбородов А.Б.- д-р ист. наук, профессор, руководитель Комплексной научно-образовательной программы «Институт гуманитарного сопровождения общественных проектов» (ИГСОП); Бак Д.П. – канд. филол. наук, профессор, проректор по научной работе РГГУ.
В дискуссии приняли участие: Архипова Н.И. – д-р экон. наук, проф., директор Института экономики, управления и права РГГУ; Бадренкова Л.И. – канд. экон. наук, руководитель департамента персонала компании "Л`Этуаль", выпускница Института экономики, управления и права РГГУ, Вашик Клаус – д-р филол. наук, директор Международного учебно-научного центра РГГУ «Высшая школа европейских культур», управляющий делами Института русской культуры им. Лотмана Рурского университета (г. Бохум, Германия, вице-президент Международного консорциума по изучению европейских культур Института европейских культур); Горизонтов Л.Е. – д-р ист. наук, проф. УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России»; Данилов А.А. – д-р ист. наук, проф., зав. кафедрой истории Московского педагогического государственного университета, действительный член Академии педагогических и социальных наук; Деннингхаус Виктор – д-р ист. наук, проф., и.о. директора Германского исторического института в Москве; Зверев В.В. – д-р ист. наук, проф. кафедры истории российской государственности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; Ланской Г.Н. – канд. ист. наук, доц. кафедры аудиовизуальных документов и архивов РГГУ; Магидов В.М. - д-р ист. наук, проф., декан факультета технотронных архивов и документов ИАИ РГГУ; Межуев Б.В. – канд. филос. наук, заместитель главного редактора "Русского журнала", вице-председатель Координационного совета Лиги консервативной журналистики; Павленко О.В. - канд. ист. наук, доц. кафедры мировой политики и международных отношений, руководитель Отделения международных отношений ИАИ РГГУ, зам. директора по международной деятельности;
В работе круглого стола приняли также участие:
Глебова И.И. - д-р полит. наук, проф. РГГУ, руководитель Центра россиеведения Института научной информации по общественным наукам РАН; Давлетшина Н.В. – канд. ист. наук, доц., ответственный секретарь Фонда эффективной политики, Руководитель политической экспертной сети «Кreml.org»; Жадобин А.Т. – первый заместитель председателя Центрального совета Российского общества историков–архивистов (РОИА); Жигалко А.Т. – руководитель сектора региональных связей Северо-Западного отделения Межрегионального общественного фонда «Центр национальной славы»; Чеснаков А.А. – канд. полит. наук, директор Центра политической конъюнктуры; Черняев А.В. - канд. полит. наук, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова; Чечель И.Д. – канд. ист. наук, руководитель образовательных программ Фонда эффективной политики; сотрудники высших учебных заведений, общественных и общественно-политических организаций, средств массовой информации, независимые аналитики и исследователи.
По результатам обсуждения были приняты рекомендации круглого стола.
С заключительным словом выступил д-р ист. наук, профессор А.Б Безбородов.
Рекомендации
круглого стола «Высшее гуманитарное образование для современной
модернизации в России»
10 марта 2010 года
круглого стола «Высшее гуманитарное образование для современной
модернизации в России»
10 марта 2010 года
Предложенный руководством страны тип модернизации всех сторон российского общества выдвигает перед высшим гуманитарным образованием целый комплекс актуальных задач. Важнейшая из них заключается в формировании современной гуманитарной составляющей для идеологии модернизации. Другая задача – подготовка для инновационно восприимчивого общества кадрового корпуса, способного создавать новые знаниевые системы и ценностно-нормативные ориентиры человеческой деятельности, стать у руля управления новыми общественными процессами в Российской Федерации.
При выработке учебно-научных стратегий необходимо обратить особое внимание на компетенции, существенные с точки зрения модернизации страны: креативность, толерантность, социальную ответственность за свою работу, мотивированную способность осваивать мировой опыт в избранной сфере деятельности. Выпускник-гуманитарий должен уметь решать все типы практикоориентированных профессиональных задач и вместе с тем способствовать росту наукоемкости и добросовестности экспертной деятельности.
Соответствующий комплекс задач не решить в отрыве от экспертного сообщества России и других стран.
Конкурентоспособность на мировой арене российской высшей школы, в т.ч. в области гуманитарного образования, зависит, в первую очередь, от ее умения предложить обществу образовательные стандарты и программы под перспективные проекты по межцивилизационному диалогу, культурному взаимодействию народов, двусторонним отношениям стран, гуманитарному измерению современной российской модернизации, а также содержащие комплексное полидисциплинарное исследование.
Исходя из вышеизложенного, участники Круглого стола выступают со следующими рекомендациями:
1. Сформировать на базе РГГУ ряд международных интеллектуальных площадок для обсуждения роли и места гуманитаристики в модернизационных процессах современной России.
2. Активнее опираться в этой работе на потенциал консорциума гуманитарных факультетов европейских университетов с участием РГГУ.
3. РГГУ в содружестве с другими вузами выступить с предложением о формировании адекватной нормативной базы для международных магистерских программ, позволяющей с большей гибкостью учитывать особенности двухуровневой системы образования в странах ЕС.
4. Сделать открытыми для российского учительства образовательные программы РГГУ. Апробировать создание региональных школьно-вузовских парков гуманитарной направленности путем формирования в Университете педагогических магистратур и развития соответствующего потенциала филиалов РГГУ.
5. РГГУ предложить партнерам из экспертного сообщества участие в комплексной магистерской научно-образовательной программе «Россиеведение»; подключиться к их работе в образовательной сфере.
6. С учетом информационных возможностей РГГУ создать при нем банк гуманитарных инноваций, сделав его достоянием научно-педагогической общественности, а также экспертного сообщества.