Выбор читателей:

«МЕДИА- И ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОБЩЕСТВАХ ЗНАНИЯ» МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В МОСКВЕ 25-27 июня 2012 г.

Печать PDF



25 июня 2012 года в Москве в Атлас Парк-Отеле начала работу Международная конференция «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания», организованная Министерством культуры Российской Федерации, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Комиссией Российской Федерации по дела ЮНЕСКО, Российским комитетом Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества при участии ИФЛА, Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и Секретариата ЮНЕСКО.

Этот форум объединил около 120 представителей более 40 стран мира – экспертов в области политики построения обществ знания, ведущих исследователей и преподавателей, работающих в сфере журналистики, библиотечного дела, педагогики, руководителей и специалистов органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, библиотечного дела, печатных и электронных СМИ, и других специалистов, занимающихся вопросами информационной грамотности и СМИ. Конференция проходит в рамках председательства России в Программе ЮНЕСКО «Информация для всех».

Свои приветствия участникам конференции направили заместитель министра культуры Г. П. Ивлиев, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М. В. Сеславинский, ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Г. Э. Орджоникидзе, президент ИФЛА И. Пэрент, председатель Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е. И. Кузьмин, руководитель Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы А. Н. Горбенко. Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям В. В. Григорьев и заместитель генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации Я. Карклинс направили в адрес конференции свои видеообращения.

Ключевыми докладчиками первого пленарного заседания конференции, посвященного концепции медиа- и информационной грамотности, стали:

Альберт Букхорст, эксперт Европейской сети школьных библиотек и информационной грамотности, профессор Университета Амстердама (Нидерланды) − Понятие медиа- и информационной грамотности

Эндрю Витворт, профессор Университета Манчестера (Великобритания) − Разработка концепции медиа- и информационной грамотности

Кэролин Уилсон, президент Ассоциации медиаграмотности, профессор Университета Западной Онтарио (Канада) − Медиаграмотность: понимая слово, понимаем мир

В панельной дискуссии, продолжившей программу первого дня конференции, к докладчикам присоединились руководитель Центра прогнозирования будущего образования Университета им. Бен-Гуриона в Негеве, председатель Израильского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Аарон Авирам (Израиль), руководитель Департамента информации и Интернета Министерства культуры Ирака Ахмед Саад Аль-Басри (Ирак), директор Фундаментальной библиотеки Белорусского государственного университета, президент Белорусской библиотечной ассоциации Петр Лапо (Беларусь), профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Александр Вячеславович Шариков (Российская Федерация).

Вопросы, связанные с концепцией медиа- и информационной грамотности, были далее раскрыты в следующих выступлениях:

профессор Университета Веракруз Хесус Лау (Мексика) − Конвергенция медиаграмотности и информационной грамотности

профессор Университета Шеффилда Шила Веббер (Великобритания) − Медиа- и информационная грамотность: сила в разнообразии

декан факультета информационного менеджмента Университета Хаджеттепе Серап Курбаноглу (Турция) − Анализ концепции информационной грамотности

Под руководством программного специалиста Сектора коммуникации и информации ЮНЕСКО Ирмгарды Касинскайте-Буддеберг и председателя Секции по информационной грамотности ИФЛА Марии Карме Торрас Кальво начали свою работу две рабочих группы конференции − «Индикаторы медиа- и информационной грамотности» и «Декларация медиа- и информационной грамотности. Стратегические направления развития».

На пленарном заседании «Грамотность в контексте обществ знания» выступили:

профессор Университета Бордо Ликет Венсан (Франция) − Информационная трансграмотность: насколько это возможно?

директор НИИ информационных технологий социальной сферы, профессор Кемеровского государственного университета культуры и искусств Наталья Ивановна Гендина (Российская Федерация) − Проблема интеграции информационной и медиаграмотности в контексте российских реалий

профессор Университета Загреба Соня Шпиранец (Хорватия) − Грамотность и социальные медиа. Что делать: отказаться от концепции информационной грамотности или пересмотреть ее?

профессор Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики Иосиф Михайлович Дзялошинский (Российская Федерация) − Медиаматрицы как предмет медиаграмотности

Медиа- и информационной грамотности как качественно новому концепту и его связи с другими видами грамотности были посвящены доклады следующих участников конференции:

президент Фонда «Современная Польша» Ярослав Липшиц (Польша) − Разработка стратегии медиа- и информационной грамотности

профессор Университета Сегеда, председатель Венгерского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Ласло Карвалич (Венгрия) − Информационная культура личности: вертикальная модель

заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова Ирина Владимировна Жилавская (Российская Федерация) − О медиаинформационной грамотности в России: на пути к новой парадигме

профессор Университета Панджаби, президент Индийской ассоциации преподавателей библиотечно-информационных наук Джагтар Сингх (Индия) − Медиа- и информационная грамотность как основа обучения

президент Международной ассоциации медиаобразования MENTOR, профессор Каирского университета Сэми Тайе (Египет) − Новая медиаграмотность молодого египтянина

заведующая отделом теории и методологии гуманитарного образования Института высшего образования Национальной академии наук Украины Анна Владимировна Онкович (Украина) − Медиадидактика высшей школы

заведующая кафедрой библиотековедения и информатики Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма Татьяна Яковлевна Кузнецова (Российская Федерация) − Культурная компетентность как целевой индикатор информационной грамотности

директор Центра дополнительного профессионального образования библиотечно-информационных специалистов Национальной библиотеки Сербии Гордана Любанович (Сербия) − Цифровая грамотность и информационная безграмотность

Дискуссии участников продолжились на круглом столе «Инструменты развития медиа- и информационной грамотности. Проблемы региональной адаптации учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности для преподавателей».

Работа Международной конференции «Медиа- и информационная грамотность в обществах знания» завершится 27 июня.

Информационная поддержка международной конференции – российсский историко-архивоведческий журнал «ВЕСТНИК АРХИВИСТА» (www.vestarchive.ru, www.arhivemagazine.com)