| 26 Июня 2024
20 июня 2024 г. в Комплекс документов о Великой Отечественной войне на сайте Президентской библиотеки включены более 200 документов ФСБ России: документы 4-го Управления НКВД/НКГБ СССР и Главного управления контрразведки «СМЕРШ» о результатах действий диверсионно-разведывательных групп в тылу врага на оккупированных территориях Украинской и Белорусской ССР, разведывательные сводки о положении на занятой противником территории, донесения агента «Колонист» (Н.И. Кузнецова), агентурные сведения о подготовке противником разведчиков и диверсантов в специальных школах, сообщения начальника Главного управления контрразведки «СМЕРШ» В.С. Абакумова в ГКО СССР о зверствах гестапо, использовании «душегубок» для уничтожения мирного населения.
В Комплексе размещены также документы УФСБ России по Воронежской, Ростовской и Новгородской областям, Краснодарскому краю – это докладные записки областных управлений НКГБ с разведданными о положении на временно оккупированной нацистами территории, об итогах оперативно-чекистской работы в освобожденных районах, об угнанных советских гражданах на работу в Германию, о захваченных документах немецкой армии и оккупационных властей и др.
Особый интерес представляют документы «СМЕРШ» об аресте агентов германской разведки и контрразведки, в частности о задержании немецких агентов, заброшенных в советский тыл для осуществления покушения на И.В. Сталина (немецкие агенты П.И. Таврин и Л.Я. Шилова).
Документы НКВД/НКГБ СССР и Главного управления контрразведки «СМЕРШ» 1943–1944 гг. посвящены деятельности украинских националистических формирований (ОУН-УПА) и борьбе с ними, о ликвидации прибалтийской националистической организации «Айзсарги», аресте видных деятелей эстонского националистического движения и др.
Начальник 4-го Управления НКВД СССР П.А. Судоплатов докладывал в 3-е Управление НКВД СССР 9 декабря 1942 г.: «В войне Германии против СССР ОУН [организация украинских националистов] в целом приняла активное участие на стороне Германии. Помощь ОУН Германии выразилась в вооруженных выступлениях в тылу советских войск при отступлении Красной Армии, шпионаже и диверсиях против СССР; активном участии в создании органов местного самоуправления и полиции на оккупированной территории СССР» (ЦА ФСБ России. Ф. 3. Оп. 10. Д. 387. Л. 2).
Ряд документов иллюстрирует отношение украинских националистов к польскому населению. В сообщении 4-го Управления НКВД СССР от 16 февраля 1943 г. зафиксировано: «Группа членов ОУН (течение “бандеровцев”), скрывающаяся по селам района г. Сарны, в начале февраля [19]43 г. устроила резню польского населения. В с. Поросля количество убитых и искалеченных взрослых и детей достигает 150 человек» (ЦА ФСБ России. Ф. 4. Оп. 1. Д. 469. Л. 126). В сообщении от 28 мая 1943 г. имеются сведения о полном уничтожении всего населения двух польских сел (ЦА ФСБ России. Ф. 4. Оп. 1. Д. 473. Л. 327).
В августе 1943 г. в спецсообщении сообщали об убийстве бандеровцами около 2000 поляков в г. Владимире-Волынском: «Немецкий гарнизон, полиция и казаки в количестве до 600 человек не приняли никаких мер против расправы над поляками и лишь после расправы немецкое командование вывесило объявление, призывающее поляков вступать в жандармерию для борьбы с бандеровцами» (ЦА ФСБ России. Ф. 4. Оп. 1. Д. 477. Л. 152).
Когда прямое столкновение с Красной Армией стало неизбежно, бандеровцы пошли на сотрудничество с немецкими оккупантами. К сообщению Главного управления контрразведки «СМЕРШ» в ГКО СССР от 31 марта 1944 г. приложен перевод немецкого секретного распоряжения об «отношении к членам национальной “Украинской повстанческой армии”», в котором указывается на наличие соглашения между руководством УПА и немецким командованием (ЦА ФСБ России. Ф. 14ос. Оп. 1. Д. 8. Л. 73–75).