«ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, СЕМЬЯ – ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ» VII ПРОФЕССОРСКИЙ ФОРУМ В МОСКВЕ 12 - 14 ноября 2024 г.
| 22 Ноября 2024
Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» была учреждена по инициативе профессоров в 2016 г. в целях поддержки и развития академических свобод; формирования фундаментальных академических ценностей, стандартов научной и академической деятельности; развития российской науки и образования; консолидации наиболее авторитетной части научно-педагогических работников России; формирования профессионального общественного мнения и конструктивных предложений по основным вопросам развития науки и образования; развития всестороннего сотрудничества между представителями научных сообществ. Сегодня Российское профессорское собрание – одна из ведущих общественных организаций представляющая программные решения по основным вопросам развития науки и высшего образования, экономических и социальных преобразований в стране и регионах России.
За семь лет работы Российским профессорским собранием были учреждены научные советы по 16 отраслям наук, созданы региональные отделения РПС в 82 субъектах России, объединившие более 6 тысяч профессоров из почти 500 вузов страны. Ежегодно РПС проводит различные мероприятия с участием более 10 тысяч человек, его издательский отдел выпускает более 15 изданий. В целях обеспечения правовой охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности РПС учрежден Центр интеллектуальной собственности, предоставляющий возможность депонирования результатов научной деятельности.
Одним из важных направлений работы РПС является проведение при поддержке Министерства науки и высшего образования ежегодных Профессорских форумов. С 12 по 14 ноября 2024 г. в Москве на площадках Общественной палаты Российской Федерации, Российской академии образования, ведущих университетов России проходил Седьмой Профессорский форум «Образование, наука, семья – основы развития России». В этом году на одной площадке собрались более двух тысяч представителей научного сообщества: ректоров и сотрудников вузов, лидеров бизнес-объединений, в том числе из Белоруссии и Китая. Были проведены восемь тематических и 23 научно-отраслевые секции. По мнению организаторов, данный форум стал площадкой для конструктивного диалога между руководителями и представителями органов законодательной и исполнительной власти, научного, ректорского и академического корпусов, государственных и общественных деятелей, лидеров бизнес-сообществ, для выработки стратегии укрепления социокультурной идентичности и повышения уровня образования российского общества.
Спикерами круглых столов и секций выступили представители органов законодательной и исполнительной власти, государственные и общественные деятели, среди которых председатель Российского профессорского собрания Владислав Валерьевич Гриб, заместитель секретаря Общественной палаты РФ, Владимир Михайлович Филиппов, председатель Наблюдательного совета Российского профессорского собрания, президент Российского университета дружбы народов, вице-президент Российской академии образования, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Николаевич Чернышенко; министр науки и высшего образования РФ Валерий Николаевич Фальков, президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева и др. В мероприятиях также приняли активное участие ректоры ведущих вузов России. С приветствиями в адрес участников форума выступили Сергей Владимирович Кабышев (председатель комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию), Сергей Вадимович Степашин (президент Ассоциации вузов «Содействие отечественной профессуре), Александр Николаевич Шохин (председатель Российского союза промышленников и предпринимателей) и др.
Традиционно форум проходил в трехдневном формате. В рамках форума были пленарное заседание, тематические секции: «Вектор развития высшего образования: стратегия и тактика», «Международная деятельность университетов», «Совместное заседание общественных советов при Рособнадзоре, Минпросвещении России и Минобрнауки России», «Секция президентов университетов», «Лучшие практики университетов в воспитании молодежи», «Государственная регламентация образовательной деятельности», «Наукометрическая оценка научной деятельности, интеллектуальная собственность и цифровые технологии» и 23 научно-отраслевые секции. По итогам работы секций будет издан сборник научных трудов.
14 ноября 2024 г. в торжественной обстановке на сцене Конгресс-центра РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялось пленарное заседание форума, которое открыл председатель РПС В.В. Гриб. Он поблагодарил Министерство науки и высшего образования РФ и Плехановский университет за помощь в организации мероприятия и отметил, что материалы и рекомендации, обсуждаемые на форуме, лягут в основу законодательных инициатив по дальнейшему регулированию деятельности университетов.
Заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Николаевич Чернышенко сказал, что Президент В. Путин поставил перед нами цель реализовать потенциал молодежи, развивать ее таланты, воспитывать патриотичных и социально ответственных граждан, которые будут работать на благо России, укрепляя ее технологический суверенитет. Также он поздравил преподавателей вузов с предстоящим профессиональным праздником, Днем преподавателя высшей школы (отмечается 19 ноября – Г.К.).
Глава Минобрнауки В. Фальков в своем выступлении отметил роль семьи в формировании мировоззрения подрастающего поколения, что «особая роль в укреплении ценностных ориентиров молодежи отведена педагогам и наставникам, которые помогают ребятам раскрывать свои таланты, находить путь в жизни, достигать амбициозных целей в исследовательской деятельности на благо нашей Родины».
В своем выступлении ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Васильевич Лобанов подчеркнул роль семьи в образовательном процессе: «Именно в семье формируются первичные ценности, мировоззрение и мотивация к обучению. Без крепкой семьи невозможно воспитать тех, кто завтра станет высококвалифицированными специалистами и учёными, будет развивать отечественную науку и инновации. В нашей стране по-настоящему развиты научные династии, где из поколения в поколение передаются глубокие знания, опыт и любовь к науке. Среди них – известные мировой науке фамилии – Боткины, Капица, Вернадские, Струве. Есть известные семейные династии и в Плехановском университете. Три поколения учёных династии Китовых более полувека занимаются разработками в области кибернетики и искусственного интеллекта».
В рамках пленарного заседания состоялась церемония награждения лауреатов общенациональных премий «Ректор года», «Профессор года» и «Декан года», на которой отметили ведущих преподавателей и руководителей вузов, заслуженных деятелей российской науки и образования.
Интерес представила работа научно-отраслевой секции «Исторические науки» «Одна страна - одна семья, единый культурный код», которая проходила на площадке Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН), факультет гуманитарных и социальных наук (ФГСН). Модераторами секции были Чубарьян Александр Оганович - академик, председатель Общественного совета при Минобрнауки России, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, Шкаренков Павел Петрович - проректор РГГУ, председатель Экспертного совета по истории ВАК при Минобрнауки России, Мосейкина Марина Николаевна - профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
С интересными докладами выступили Багдасарян Вардан Эрнестович д.и.н., профессор , заведующий кафедрой истории России, Декан факультета истории, политологии и права Историко-филологического института Государственного университета просвещения «Единство культурного кода России как фундаментальное основание цивилизационного подхода в методологии преподавания дисциплин гуманитарной и обществоведческой направленности»; Иерусалимский Юрий Юрьевич д.и.н., профессор , заведующий кафедрой истории отечественной средневековой и новой истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, руководитель Центра по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей ЯрГУ им. П.Г. Демидова «Место и роль традиционных ценностей в преподавании курса «Основы российской государственности»» и др.