ЛИЧНЫЙ ФОНД ИСТОРИКА-ВОСТОКОВЕДА А.Х. БАБАХОДЖАЕВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
| 21 Января 2014
В.Л. ГЕНТШКЕ, Х.А. БАБАХОДЖАЕВА
ЛИЧНЫЙ ФОНД ИСТОРИКА-ВОСТОКОВЕДА А.Х. БАБАХОДЖАЕВА В ЦЕНТРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИВЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Gentshke V.L., Babahokhodjeva H.A. Personal materials of the historian-orientalist A.H. Babakhodjaev in the Central State Archive of the Republic of Uzbekistan
Аннотация / Annotation
В статье описывается личный фонд историка-востоковеда А.Х. Бабаходжаева, приводятся факты его биографии.
The personal materials of the historian-orientalist A. H. Babakhodjaev that are preserved in the Central State Archive of the Republic of Uzbekistan are described in this article, the biographical data are given.
Ключевые слова / Keywords
Архивный источник, востоковедение, фонды личного происхождения, Центральный государственный архив Республики Узбекистан, Узбекистан, Афганистан. Archive source, oriental studies, personal materials, Central State Archive of the Republic of Uzbekistan, Uzbekistan, Afghanistan.
ГЕНТШКЕ Валерия Львовна – старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), доктор исторических наук, г. Москва; 8-916-156-01-42; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
БАБАХОДЖАЕВА Хуршида Абдусаматовна – доцент Института культуры им. А. Кадыри, кандидат исторических наук, г. Ташкент, Республика Узбекистан; 8-10-99871-256-44-12; Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Неослабевающий интерес к истории науки настоятельно требует обеспечения исследователей информацией о документах, сосредоточенных в Архивном фонде не только Российской Федерации, но и в Архивных фондах стран, ранее входивших в состав СССР. Фонды личного происхождения, признанные важной составной частью информации об обществе, являются одними из наиболее востребованных. К ним относятся и фонды личного происхождения, находящиеся в крупнейшем архивохранилище Узбекистана - Центральном государственном архиве Республики Узбекистан (ЦГА РУз) , расположенном в Ташкенте.
Особое место в этом ряду занимают личные фонды ученых, документы которых важны не только для понимания и оценки вклада исследователя в науку, его научных идей, но и для дальнейшего развития той отрасли знаний, представителем которой он является. Как неоднократно подчеркивали исследователи, соединение биографического и исторического аспектов помогает проследить роль ученого на фоне общего пути эволюции научной мысли и его значения в культурной жизни общества .
В силу вышесказанного немалый интерес вызывает и личный фонд известного историка-востоковеда Абдусамата Хантураевича Бабаходжаева, прожившего интересную, насыщенную событиями жизнь .
А.Х. Бабаходжаев (12 (25).12.1904-28.01.1975), родился в г. Ширабад (находился в составе Бухарского эмирата, ныне Сурхандарьинская обл. Республики Узбекистан) . Годы социальных потрясений повлияли на выбор им жизненного пути. Абдусамат, родом из достаточно обеспеченной семьи, окончив школу, со свойственной молодости пылкостью увлекся классовой борьбой. В 16 лет он стал следователем Ширабадской ЧК, а затем ответственным секретарем Ширабадского уездного исполкома и председателем областного союза «Кошчи» .
Начало новому этапу в жизни А. Бабаходжаева положило обучение в 1925-1926 гг. на Центральных финансовых курсах (Москва), после которых, будучи уже членом партии, он возглавил Сурхандарьинский областной финансовый отдел. В 1930-1934 гг. его вновь направляют на учебу, в Ленинградскую финансовую академию. После ее окончания А. Бабаходжаев возглавлял Республиканское управление сберегательных касс, одновременно являясь ответственным редактором республиканской торгово-финансовой газеты и директором Ташкентского финансово-экономического учебного комбината. Желание продолжать учебу приводит его в аспирантуру Московского кредитно-экономического института, где он одновременно и преподает. Однако война смешала все планы. Не успев защитить диссертацию, А. Бабаходжаев был отозван в Узбекистан, где работал на руководящих постах в Сурхандарьинском обкоме и в ЦК Компартии Узбекистана.
Накануне окончания войны, в 1944 г., руководство СССР стало создавать в союзных республиках министерства иностранных дел. А.X. Бабаходжаев был направлен на дипломатическую работу. Окончив в Москве курсы по подготовке ответственных дипломатических работников, он занимал посты заместителя министра (1945-1947), министра иностранных дел (1948-1952) УзССР и одновременно директора Института экономики АН Узбекистана.
В 1950 г. А.X. Бабаходжаев был включен в состав советской делегации на V сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Так как на этой сессии предстояло рассмотрение проекта Международного пакта о правах человека и ряда проблем мировой политики, в том числе национально-освободительных движений в Азии, Африке и Латинской Америке, советское руководство включило в делегацию министров иностранных дел Узбекистана и Казахстана. И когда представитель Великобритании Макдональд заявил, что в СССР нет равноправия народов, а представитель Бельгии сказал, что отдельные нации, в частности, население Бельгийского Конго, не способны использовать право на самоуправление, ответ на эти заявления должен был дать представитель бывшей колонии, а ныне советской республики. И таким человеком стал А.X. Бабаходжаев. «Я уверен, - заявил он, - что поступлю правильно, если отвергну все то, что говорил представитель Англии здесь по поводу моей страны». Изложив основные официальные показатели развития экономики, науки, культуры, социальной сферы Узбекистана, узбекский министр иностранных дел отметил: «Следовательно, представитель Великобритании, господин Макдональд или не знает о нашей стране или же делает вид, что он не знает ничего». Бабаходжаев также отметил, что выступление представителя Бельгии, как и представителей других колониальных держав, направлено против предоставления независимости колониальным странам, чтобы использовать последних в качестве источников сырья, рынков сбыта, объектов эксплуатации...
Естественно, что выступление вызвало разные отклики, как в стенах ООН, так и в мировой печати. Так, американский журнал «Россия сегодня» писал, что А.X. Бабаходжаев «в своем импровизированном обращении, вызвавшем овации делегатов Саудовской Аравии. Индии и других, прежде угнетаемых наций, обрушился на предыдущих ораторов, заклеймил их измышления как явную ложь и раскрыл для обозрения всех людей историческую правду». Были и явно негативные отклики. Но как бы то ни было, выступление А.X. Бабаходжаева стало событием - впервые с трибуны ООН прозвучал голос представителя Советского Узбекистана.
В феврале 1951 г. А.X. Бабаходжаев избирается депутатом Верховного Совета республики. Ему было доверено выступить перед представителями ряда делегаций и деловых кругов, участвовавших в конференции по развитию торговли стран Азии и Дальнего Востока, состоявшейся в Сингапуре в 1951 г. Участие делегации СССР в работе этой конференции было первой в послевоенный период серьезной попыткой Союза расширить не только торговые связи, но и экономическое, научно-техническое сотрудничество со всеми странами Азии, чему противодействовали западные страны во главе с США и Великобританией. Как известно, СССР благодаря позиции ряда азиатских государств, прежде всего Индии, вскоре удалось активизировать свою внешнеэкономическую деятельность в Азии и на Дальнем Востоке, хотя это и проходило в обстановке усиления противостояния двух социально-экономических систем.
Борьба против инакомыслия, начатая в послевоенный период в центре, и подхваченная в республиках, сказалась на судьбе А. Бабаходжаева. В 1952 г. он вместе с такими видными представителями узбекской интеллигенции как А.М. Аминов, В.Ю. Захидов, У. Усманов, X.3. Зарифов, Айбек, А. Каххар, Миртемир, Т. Тула, Уйгун и другие был подвергнут партийному остракизму. На Х Пленуме ЦК КП (б) Уз (1952) подверглись критике труды ученого. Вслед за этим начались гонения и на работе. В архиве семьи А.Б. Бабаходжаева сохранилась копия стенограммы расширенного заседания ученого совета исторического факультета САГУ, посвященного разоблачениям ошибок в трудах ученого. Забегая вперед, отметим, что в 1990 г. все деятели науки, культуры и искусства Узбекистана, подвергшиеся необоснованным репрессиям в конце 1940-х - начале 1950-х гг., были полностью оправданы.
Смерть Сталина, а затем оттепель середины 1950-х гг. стабилизировали ситуацию. Будучи с 1948 г. кандидатом, а с 1959 г. доктором исторических наук и свободно владея английским и несколькими восточными языками, А.X. Бабаходжаев активно занялся научной деятельностью. Он работал в институте Востоковедения АН УзССР, имел звание профессора по специальности «востоковедение». Его знания, жизненный опыт, умение отстаивать свою позицию были востребованы обществом. По поручению союзного правительства ученый побывал в ряде зарубежных стран. Так в 1958 г. Бабаходжаев находился в длительной научной командировке в Афганистане, где встречался с руководящими государственными и общественными деятелями этой страны.
В 1959-1964 гг. А.X. Бабаходжаев возглавлял Институт истории и археологии Академии наук, где вместе с известными учеными Я.Г. Гулямовым, Р.X. Аминовой, М.А. Ахуновой, Б.В. Луниным, А.Ф. Яцышиной, О.Д. Чехович и другими способствовал развитию исторической науки Узбекистана, подготовке местных ученых.
Значительная часть работ востоковеда посвящена истории Афганистана, советско-афганским отношениям, критике зарубежных ученых по этим вопросам. А.X. Бабаходжаев стал автором около 80 научных трудов, получивших известность и за рубежом. Шесть его работ были изданы в Нью-Йорке, Лондоне, Дели и Кабуле. Отметим, что хотя он был ученым, сформировавшимся в советские годы, его вклад в востоковедение не потерял своей значимости и сегодня.
К сожалению, в большинстве случаев личные фонды формируются уже после смерти человека, исключения достаточно редки, хотя прижизненное участие фондообразователя в его создании позволяет сделать фонд более полным и освещающим все стороны деятельности личности. После кончины А.Х. Бабаходжаева часть документов была передана в Институт востоковедения АН Узбекистана, где частично находится и сегодня. Другая часть документальных материалов ученого была передана в 1999 г. в ЦГА РУз его сыном, тоже востоковедом М.А. Бабаходжаевым . В этом же году поступившие документы были подвергнуты обработке и систематизации. В результате был сформирован личный фонд А.Х. Бабаходжаева (Ф. 2859), содержащий материалы за период 1918-1995 гг. В нем в основном находятся документы за 1918-1970 гг. и лишь один документ за 1995 г. (газетная статья Ф. Исхакова о фондообразователе).
Фонд включает в себя одну опись (226 дел), подразделяющуюся на семь разделов. Материалы в разделах и подразделах расположены в хронологическом порядке, кроме подразделов 1.4, 1.5 и раздела 4.7.
Самый крупный первый раздел (150 дел) состоит из 6 подразделов. Это подразделы: 1.1. «Монографии, научные статьи, статьи и др.» (дела № 1-40); 1.2. «Доклады, выступления и лекция» (дела № 41-48); 1.3. «Тексты радиопередач» (дела № 49-50); 1.4. «Отзывы Бабаходжаева А.Х.» (дела № 51-125); 1.5. «Отзывы на работы Бабаходжаева А.Х» (дела № 126-136); 1.6. «Материалы к научным работам Бабаходжаева А.Х.» (дела № 137-150).
Здесь, прежде всего, сосредоточены автографы, машинописные копии, машинописные копии с авторской правкой научных трудов ученого за период с 1953 по 1970 г. Среди монографий назовем: «Афгано-бухарские отношения и происки британского империализма в Средней Азии в 1918-1924 гг.» (д. 12, 1960 г.), «Роль и место Узбекистана в советско-афганских отношениях, 1 и 2 варианты» (д. 18, 1969 г.); среди статей: «Развитие востоковедческой науки в Узбекистане» (д. 6, 1958 г.), «Из истории бухаро-афганских отношений» (д. 10, 1960 г.), «Узбеки Афганистана» (д. 11, 1960 г.), «Национальный и социальный состав населения Афганистана» (д. 20, 1957 г., авторизованная машинопись) и др.
Несомненный интерес вызывают отложившиеся в фонде материалы к работам А.Х. Бабаходжаева, представляющие собой в первую очередь выписки из различных источников. Среди них выписки из архивных документов ЦГА РУз (д. 150), из периодической печати, в том числе на иностранных языках (например, из афганских газет, д. 148). Здесь находятся также конспекты и выписки из работ советских и зарубежных авторов, переводы работ с английского языка (например, книга «Пуштунский вопрос», д. 143). Привлекает взгляд исследователя документ со сведениями об афганских историках и о деятельности исторического общества Афганистана, предоставленный председателем этого общества (д. 145), фотографии периода гражданской войны, образец денежного обязательства английской военной миссии в Закаспии (д. 137).
Во второй раздел описи (дела 151 - 167) вошли материалы научной и педагогической деятельности фондообразователя. Это подразделы: 2.1. «Отчеты, докладные записки, протоколы заседаний и др.» (дела № 151-158); 2.2. «Беседы, справки и др.» (дела № 159-167). Среди них документы, содержащие беседы фондообразователя с видными государственными и общественными деятелями Афганистана. Например, это ответы главнокомандующего афганской армией, его высочества маршала Шах Вали Хана на вопросы А. Бабаходжаева (д. 161), беседа президента Афганской академии (д. 162), беседа ректора Кабульского университета и его заместителя с ученым (д. 163) (Кабул, апрель 1958 г.) и др.
В третьем разделе содержится биографический материал Бабаходжаева А.Х. (дела № 168-169). В частности это написанная рукой ученого автобиография, а также биография, представленная им в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета УзССР (д. 168).
В четвертом разделе отложилась переписка фондообразователя (дела № 170-179). В подразделе 4.1. «Письма Бабаходжаева А.Х.» (дела № 170-172) находятся копии писем ученого к Х.М. Абдуллаеву, В.М. Хвостову и др. В подразделе 4.2. «Письма Бабаходжаеву А.Х.» (дела № 173-179) хранятся письма А.С. Волковой, А.Х. Стучевского, П.Б. Азизова, поздравительные телеграммы и письма и др.
Интерес для исследователей может представлять находящийся в фонде перевод с персидского письма Шах Махмуд Гази от 24 джоуза 1337 г. (17 апреля 1958 г.) А.Х. Бабаходжаеву с ответами на вопросы ученого, касающимися истории Афганистана. (д. 176. Л. 14-16.). В нем подробно рассматриваются вопросы взаимоотношений Афганистана с Великобританией, вопросы независимости Афганистана, непосредственный повод к развязыванию англо-афганской войны , действия различных лиц в ходе военных действий, оценка положения на фронтах.
В пятом разделе находятся статьи об А.Х. Бабаходжаеве (дела № 180-181).
В шестом разделе содержатся дарственные надписи (дела № 182-183), сделанные в основном известными историками и востоковедами (например, дарственная надпись Х.Т. Турсунова на титульном листе его работы «Образование Узбекской ССР»).
В седьмом разделе отложились материалы других лиц (дела № 184-226).
Таким образом, личный фонд известного историка-востоковеда А.Х. Бабаходжаева содержательно насыщен разнообразной информацией, отражающей жизнь и деятельность ученого, его научное творчество, историю науки в Узбекистане. Он позволяет нам представить не только его личный вклад в развитие востоковедческой науки, в первую очередь в изучение истории Афганистана, но и увидеть его активную жизненную позицию, его участие в жизни общества. Завершая, отметим, что научные традиции ученого получили свое продолжение в его учениках , в его детях и внуках .
Полностью материал публикуется в российском историко-архивоведческом журнале ВЕСТНИК АРХИВИСТА. Ознакомьтесь с условиями подписки здесь.